МААМ-картинки

Взаимодействие учителя-логопеда с семьей в условиях ФГОС до

Лариса Ермензина
Взаимодействие учителя-логопеда с семьей в условиях ФГОС до

Взаимодействие учителя-логопеда с семьей

в условиях ФГОС ДО.

Закон РФ «Об образовании» вводит федеральный государственный стандарт дошкольного образования. В ФГОС ДО сформулированы и требования по взаимодействию дошкольной организации с родителями. Подчеркнуто, что одним из принципов дошкольного образования является сотрудничество дошкольной организации с семьей, а ФГОС ДО является основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития. Одним из требований к психолого-педагогическим условиям является требование обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. Родители (законные представители) должны принимать участие в разработке части образовательной Программы дошкольной организации, формируемой участниками образовательных отношений с учётом образовательных потребностей, интересов и мотивов детей, членов их семей и педагогов.

Публикация «Взаимодействие учителя-логопеда с семьей в условиях ФГОС до» размещена в разделах

Успешность совместной деятельности учителя-логопеда и семьи ребенка с недостатками речи определяет эффективность коррекционного воздействия. Ни одна педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней не задействована семья.

Сотрудничество семьи и учителя-логопеда становится все более востребованным; педагоги ищут новые точки взаимодействия, инновационные формы работы с родителями, которые бы обеспечивали решение проблемы каждого ребенка и семьи индивидуально.

Вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс, их заинтересованное участие в коррекционно–педагогической деятельности важно не потому, что этого хочет учитель-логопед, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка. Таким образом, актуальность темы заключается в том что, современным родителям необходима постоянная, квалифицированная помощь учителялогопеда для решения проблем речевого развития ребенка.

Наилучшие результаты отмечаются там, где учитель-логопед и родители действуют согласованно. Понятие «взаимодействие с семьей» подразумевает не только распределение задач между участниками процесса для достижения единой цели, но и обязательно ненавязчивый, сосредоточенный контроль с обратной связью. К сожалению, современные родители, в силу объективных и субъективных причин, не обладают необходимыми педагогическими знаниями для оказания помощи своим детям.

Опыт работы показал, что концентрация внимания учителя-логопеда на работе с семьей дает положительные результаты. Наблюдая за рабо-той логопеда и знакомясь с ее специфическими особенностями, родители охотнее и лучше выполняют с ребенком домашние задания, а процесс коррекции ускоряется в 2 раза.

Разработанная мной система мероприятий по использованию по-тенциала семьи как ключевого аспекта логопедического сопровождения в ДОУ основана на принципах:

— научности;

— гуманизма;

«упреди, не навреди, победи»;

— конфиденциальности;

— добровольности.

В рабочей коррекционно-развивающей программе образовательной деятельности с квалифицированной коррекцией по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей старшего дошкольного возраста в условиях логопедического пункта выделены четыре этапа по работе с родителями:

1. Мотивационный — установление эмоционального контакта в триаде логопед — ребенок — родитель;

2. Концептуальный — раскрытие смысла и содержания предстоящей работы для родителей, учителя-логопеда и ребенка;

3. Деятельностный — практическая реализация программы;

4. Рефлексивно-диагностический — завершение процесса.

На первом этапе, в начале года, после обследования детей, родители каждого ребенка оповещаются о его результатах. Они узнают о проблемах в речевом развитии ребенка, получают советы, рекомендации для его воспитания. От того, как протекают первые встречи логопеда с родителями, зависит, наладится ли в дальнейшем их сотрудничество.

На втором этапе реализации системы мероприятий проведение групповых родительских собраний помогает объединить родителей, нацелить их на помощь учителю-логопеду, активно включиться в процесс образовательной деятельности с квалифицированной коррекцией и воспитания детей. Родительским собраниям следует уде-ляется особое внимание, необходимо обладать необходимой информацией о родителях с помощью анкетирования, опроса по телефону, изучения их потребностей в области педагогических знаний.

Третий этап. В созданном родительском клубе «Волшебная страна Чисторечие» родители оформляют уголки родительских ожиданий. Кроме того, они участвуют в тренингах, днях открытых дверей, знакомятся с компьютерными коррекционно-развивающими программами, принимают участие в праздниках. Проявляют большую заинтересованность на практической образовательной деятельности. Здесь они обучаются артикуляционной гимнастике, массажу.

На четвертом этапе проводятся логопедический мониторинг, диагностика, совместный анализ результатов, рефлексия, корректировка индивидуальных планов, принимаются решения о прекращении логопе-дической работы с ребенком или о ее продолжении, родители получают рекомендации о дальнейшей деятельности.

План взаимодействия семьи и учителя-логопеда по профилактике и коррекции речевых нарушений

Этапы реализации мероприятий

по взаимодействию учителя-логопеда с семьёй.

Мотивациоиный — установление эмоционалного контакта в триаде логопед — ребенок — родитель

Перечень мероприятий

«Школа заботливых родителей»

Выступление с лекциями: «Создание коммуникативно-речевой среды в семье»;

«Некоторые общие закономерности нормального развития детской речи и в условиях ее нарушения»;

«Речевое развитие дошкольников»;

«Использование компьютерных технологий в коррекционно-образовательной деятельности»

Ожидаемый результат

Активизация у родителей воспитательных умений.

Создание психологической готовности семьи к сотрудничеству

2 Концептуальный — раскрытие смысла и содержания предстоящей работы для родителей, логопеда и ребенка:

— информирование родителей о результатах обследования;

Групповая консультация «Роль семьи в воспитании ребенка с речевыми недостатками».

Индивидуальные консультации для родителей:

- диагностико-проективные;

- информационные

Ожидаемый результат:

Развитие качеств и умений, способствующих личностному росту педагога и родителя. Обработка данных диагностики, заполнение речевых карт.

— обучение родителей наблюдению за ребенком в домашней обстановке

— информационные.

Совместное обсуждение полученных сведений по речевому развитию. Формирование адекватного отношения членов семьи к личности ребенка

3 Деятельностный:

• практическая реализация программы мероприятий с одновременной текущим обследованием, анализом результатов.

• обучение родителей коррекционным приемам работы с ребенком в семье;

• формирование предпосылок к созданию коррекционно-оздоровительной среды в семье;

• определение наиболее эффективных приемов работы с семьей ребен-ка;

• закрепление умений у родителей использовать полученные в ходе обучения знания в условиях семейного воспитания;

Перечень мероприятий:

Групповые консультации по ознакомлению родителей с направлениями коррекционно- го обучения детей с учетом структуры дефекта.

День открытых дверей. Заседание родительского клуба «Волшебная страна Чисторечие».

Оформление уголка родительских ожиданий.

Тематическая консультация «Взаимосвязь уровня развития устной и письменной речи и мелкой моторики».

Практическое занятие с родителями по обучению пальчиковой гимнастике.

Индивидуальные беседы с родителями, консультирование.

Практическое занятие с родителями по обучению массажу, артикуляционной гимнастике

Просмотр с родителями логопедических занятий.

Тематическая консультация «Игра — лучший помощник в подготовке к обучению грамоте».

Выставка авторских дидактических игр для развития фонематического восприятия и

навыков звукового анализа и синтеза.

Проведенме совместной образовательной деятельности «Путешествие в город Мультяшино» (автоматизация звука «Р»)

Заседание родительского клуба. Тренинг «Художники на песочной улице»

Заседание родительского клуба Ознакомление с компьютерными коррекционно- развивающими программами по коррекции дефектов речи.

Проведение анкетирования, опрос, наблюдение.

Тематические групповые консультации для родителей с учетом структуры речевого дефекта ребенка: «Система работы по автоматизации поставленных звуков». Совместное занятие детей и родителей с использованием кинезиологических упражнений.

Применение знаний родителями при выполнении домашних логопедических заданий технологий, освоенных на практических занятиях.

Подготовка к конкурсу чтецов и участие в логопедическом празднике «Путешествие в Словоград».

Ожидаемый результат:

Подготовка родителей к участию в совместной образовательной деятельности с детьми.

Обучение родителей традиционным и нетрадиционным технологиям.

Сочинения родителей «Детские размышлялки».

Применение знаний родителями при выполнении домашних заданий,

технологий, освоенных на практических занятиях

Выработка новых стратегических форм и методов по взаимодействию в коррекционном процессе учителя- логопеда и родителей.

Формирование у родителей уверенности в собственных педагогиче-ских возможностях через систему консультирования.

Формирование у родителей психолого-педагогических знаний, соот-ветствующих реальным потребностям ребенка.

Использование информационных технологий в домашней обстановке.

Выработка новых стратегических форм и методов по взаимодействию в коррекционном процессе учителя- логопеда и родителей.

4. Рефлексивно- диагностический:

Оценка качества и устойчивости результатов коррекционно-речевой работы с детьми. Проведение логопедического мониторинга.

Итоговая диагностика, совместный анализ результатов.

Выводы:

Успех логопедической помощи детям с речевой патологией во многом зависит от того, насколько четко организовано взаимодействие педагогов с родителями воспитанников. Эффективное преодоление речевого нарушения возможно только в результате активной скоординированной деятельности учителя-логопеда и семьи.

Сотрудничество дошкольного образовательного учреждения и семьи предполагает совместные определения целей деятельности, планирование предстоящей работы, распределение сил и средств в соответствии с возможностями каждого участника, совместный контроль и оценку результатов работы, а затем и прогнозирование новых целей, задач и результатов.

Проанализировав результаты своей деятельности я пришла к выводу, что установление партнерских взаимоотношений с родителями является важным условием успешности коррекционного воздействия.

Данная система партнёрства специалиста с семьёй позволяет :

Обеспечить непрерывность коррекционного воздействия на ребенка в дошкольной организации и семье.

Повысить эффективность устранения речевых недостатков.

Активизировать и обеспечить обогащение воспитательных умений родителей.

Достичь более позитивного эффекта в устранении у детей отклонений в речевом развитии.

Публикации по теме:

Сообщение «Взаимодействие учителя-логопеда с воспитателем в коррекционно-образовательном процессе» Сообщение на тему: «Взаимодействие учителя- логопеда с воспитателем в коррекционно-образовательном процессе» Елена Караганова От слаженности.

Взаимодействие воспитателей и учителя-логопеда в проектной деятельности в группе компенсирующей направленности "Взаимодействие воспитателей и учителя – логопеда в проектной деятельности в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями.

Использование деятельностного подхода в работе учителя-логопеда с семьей воспитанников ДОУ 30 марта 2016г. проходила областная научно-практическая конференция "Современное образование в островном регионе: опыт, проблемы и перспективы.

Взаимодействие ДОУ с семьей в рамках реализации ФГОС до Взаимодействие ДОУ с семьей в рамках реализации ФГОС ДО (из опыты работы с родителями, воспитывающих детей с комплексными нарушениями развития).

Взаимодействие ДОУ с семьей в условиях введения ФГОС дошкольного об Семья для ребенка – это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение.

Взаимодействие учителя-логопеда и родителей через оформление стенда «Уголок логопеда».Взаимодействие учителя-логопеда и родителей через оформление стенда «Уголок логопеда». .

Взаимодействие учителя-логопеда и семьи по формированию звукопроизносительной стороны речи у дошкольников с ОНР Одним из важных условий для всестороннего и полноценного развития ребенка является его взаимодействие и общение со взрослыми посредством.

Взаимодействие учителя-логопеда и учителя начальных классов Количество детей нуждающихся в логопедической помощи,велико. Для эффективного устранения какого- либо нарушения в развитии ребенка требуется.

Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в формировании правильной речи дошкольников Развитие речи дошкольников - необходимое условие для личностного развития ребенка. Родной язык играет уникальную роль в становлении личности.

Взаимосвязь работы учителя-логопеда и учителя-дефектолога в условиях детского сада IV вида Взаимосвязь работы учителя-логопеда и учителя-дефектолога в условиях детского сада IV вида Логопедия связана с такими науками как, анатомия,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Взаимодействие учителя-логопеда с семьей в условиях ФГОС до
Опубликовано: 1 мая 2017 в 05:01
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД