Лучший педагог года

Описание педагогического опыта «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста»

Носова Ирина Николаевна
Описание педагогического опыта «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста»

Описание педагогического опыта.

Тема: Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством устного народного творчества.

Цель: Развитие речи детей посредством устного народного творчества.

Публикация «Описание педагогического опыта „Развитие речи детей младшего дошкольного возраста“» размещена в разделах

Важнейшее средство человеческого общения- это язык. Поэтому одной из главных задач воспитания и обучения детей в детском саду является развитие речи, речевого общения. Эта общая задача состоит из ряда отдельных задач:

-формирование правильной разговорной речи,

-познавательные: познакомить детей с разнообразными формами фольклора: колыбельные, потешки, поговорки, пословицы.

-создание благоприятной речевой среды для обогащения и совершенствования детской речи.

-художественные: вызвать у детей эмоциональное сопереживание, эмоциональный отклик на произведение устного народного творчества.

Актуальность: дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве именно дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей.

На мой взгляд, в настоящее время тема развития речи сегодня как нельзя актуальна. Так как замечается увеличение числа детей с дефектами речи и отсуствием связной, логически построенной речи у детей.

Изучив теоретические исследования педагогов : К. Д. Ушинского, О. И. Давыдовой, М. К. Боголюбской, А. Я. Мацкевича, Я. А. Каменского я пришла к выводу, что лучшим средством развития речи детей младшего дошкольного возраста является – устное народное творчество.

Результаты диагностики детей трех лет на начало года показали, что большинство детей (63%) затрудняются в оформлении предложений, помогают себе жестами, словами-заменителями. В общении по своей инициативе не вступают. Не владеют формами вежливого речевого общения.

Возраст от 2 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. В отличие от предшествующего периода раннего детства, когда ребенок для достижения речевых целей широко пользовался внеречевыми средствами (мимикой, жестом, действием и др.) он переходит к собственному речевому общению. Главным средством установления контактов с окружающими, выражения мыслей, переживаний становится язык, а внеречевые формы играют вспомогательную роль. Качественные изменения в речевом развитии детей связаны с расширением их контактов с окружающим миром, людей, вещей природы.

В развитии речи детей ведущая роль принадлежит нам- взрослым: воспитателю в детском саду, родителям и близким- в семье. От культуры речи взрослых, от того как они говорят с ребенком, сколько внимания уделяют речевому общению с ним, во многом зависят успехи дошкольника в усвоении языка.

Для обогащения и усовершенствования детской речи мы создали благоприятную развивающую речевую среду : создаются и систематически обновляются альбомы «времена года», используются различные иллюстрации, картины. В нашей группе много детской художественной литературы. Дети очень любят слушать сказки и рассматривать иллюстрации к ним. Слушая сказки дети хорошо развивают свою память, речь, умеют сопереживать сказочным персонажам, определять положительных и отрицательных героев в произведениях народного творчества.

В группе также имеются разнообразные игровые зоны: стол для конструирования, магазин, кукольный и пальчиковый театры, спортивный, живой (экологический) уголок- где дети выступают в роли взрослых, самостоятельных людей -свободное общение помогает не только отдыхать, но и учиться разговаривать в коллективе.

Для того, чтобы сделать фольклор неотъемлемой частью общения детей, мы посещаем развивающую среду изостудии детского сада. В интерьер изостудии включены элементы русского декоративно- прикладного искусства: предметы утвари: (глиняные кувшины, горшки, самовар и др., мягкие игрушки из ткани, самодельные куклы в русских национальных костюмах, фотографии.

Система работы по развитию речи ведется в двух направлениях:

1) Обучение на специально- организованной непосредственно образовательной деятельности.

Для воспитания звуковой культуры речи на непосредственно образовательной деятельности мы применяем разнообразный материал: потешки, скороговорки, считалки, пословицы, поговорки, небольшие рассказы, стихи.

Для выработки хорошей дикции, отчетливого и ясного произношения мы используем упражнения на звукоподражание.

Воспитатель читает текст, дети включаются и произносят отдельные звуки, слова или звукосочетания.

Например: «Наши уточки с утра:

Кря-кря-кря…»

Педагогическая задача при воспроизведении данного текста – привлечь ребенка к звукоподражанию, имитировать голоса птиц. Обратить внимание детей на различную силу звучания их голосов: петушок поет громко, громче всех, гуси тоже гогочут громко, утки крякают отрывисто как гуси, но не столь громко и др.

Для всестороннего развития детей особое значение отводится играм-забавам с использованием фольклора.

Мы стараемся вводить в игры хорошо известные потешки, чтобы дать возможность проявить речевую активность («петушок», «большие ноги»). Широко используем малые формы фольклора в театрализованной деятельности (игры-драматизации, народные игры, кукольный театр, праздники).

2) Обучение и закрепления знаний детей в повседневной жизни.

Для полного использования развивающего потенциала фольклора мы применяем их в режимных моментах с целью создания благоприятной речевой среды, так как это одно из условий речевого развития детей, а также для создания благоприятной эмоциональной атмосферы. На улице ребенок знакомится с закличками и приговорками. Закличка – обращение к солнцу, дождю, птицам: «жаворонки, прилетите, красно лето принесите!»

Дождик, дождик, пуще.

Дам тебе гущи.

Выйду на крылечко.

Дам огуречка!

Дождик, дождик, поливай,

Выше будет уражай.

Во время умывания:

Водичка, водичка, умой мое личико,

Чтобы глазки блестели, чтобы щечки краснели.

Собираясь на прогулку, загадываю детям загадки об игрушках и предметах, которые предполагается взять с собой. Дети отгадывают, о каких предметах говорится в загадках.

Причесывая девочек и заплетая косы, чтобы вызвать радостное настроение, сопровождаю этот процесс словами потешек.

Расти, коса, до пояса,

Не вырони ни волоса.

Расти, косонька, до пят-

Все волосыньки в ряд.

Рости коса, не путайся,

Маму дочка слушайся.

При укладывании спать поются колыбельные песни. Колыбельные песни являются не только средством развития речи, но и универсальным терапевтическим средством, определяющим здоровье ребенка на всю оставшуюся жизнь.

Баю-баю-баюшок,

Ляжет дочка на пушок,

На пуховую кровать,

Будет дочка крепко спать.

Огромное внимание уделяется и работе с родителями. На первом этапе нами было проведено анкетирование родителей. Нас интересовало, используется ли фольклор в работе с детьми дома, с какой целью и какой.

Было опрошено 20 родителей. В результате выяснилось, что родители практически не используют с детьми фольклор, практически не знают ни одной колыбельной песни, кроме («Баю-баюшки-баю, не ложися на краю…») и то не до конца. В семьях все меньше и меньше знают данные произведения устного народного творчества, сейчас они помнят несколько загадок и поговорок, а из потешек называют одну «Сорока-белобока…»

Нами был заведен альбом для записи фольклорных произведений. Родители тоже заинтересовались данным вопросом, и сами, если узнают какие-то новые пословицы и поговорки просят альбом и записывают их. С родителями групповые и индивидуальные консультации на различную тематику в рамках фольклора. («как укладывать ребенка спать»).

Мы убеждены, что русский народный фольклор является неиссекаемым источником народной мудрости в воспитании детей в целом и в развитии речи в частности.

Систематическая организация работы способствует:

- пониманию речи ребенком

- свободному использованию простых предложений в разговоре

- активизации ребенка в речевом общении с воспитателем и детьми

- инициативности в речевых контактах

Работа по данному направлению еще не завершена. Мы будем продолжать развивать речь через устное народное творчество, знакомя детей с русской культурой и бытом.

Публикации по теме:

Развитие диалогической речи у детей младшего дошкольного возрастаРазвитие диалогической речи у детей младшего дошкольного возраста В дошкольном образовательном учреждении при развитии речи детей, ставится основная задача: формировать связную устную речь и речевые навыки.

Из опыта работы. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством экологического воспитанияИз опыта работы. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством экологического воспитания Общеизвестно, что речевые умения детей в современном мире желают быть лучше, активный словарь обедненный, пассивный не развит, диалогическая.

Мастер-класс «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста с использованием сказкотерапии» Форма проведения: мастер - класс Цель мастер-класса: повышение профессиональной компетентности педагогов по развитию речи детей дошкольного.

Обобщение педагогического опыта работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возрастаОбобщение педагогического опыта работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста Михаил Ломоносов сказал: "Человек не знающий своего прошлого, не имеет права на будущее". И задача воспитателя с раннего возраста прививать.

Отчет по самообразованию «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования приёмов мнемотехники»Отчет по самообразованию «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования приёмов мнемотехники» Речь - это удивительное сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им. Гегель Георг Фридрих Речевое развитие – это.

Отчёт по самообразованию «Развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста» Отчёт по самообразованию «Развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста» 1. Актуальность темы. При помощи речи ребёнок выражает.

Развитие речевого дыхания у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр (из опыта работы)Развитие речевого дыхания у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр (из опыта работы) В последнее время увеличилось количество детей с проблемами речи. Поэтому поиск эффективных методов и приёмов по развитию речи детей – важная.

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами трудовой деятельности. Работа с родителямиРазвитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами трудовой деятельности. Работа с родителями Развитие речи всегда красной нитью проходит через все образовательные области. Захватывает оно и познавательное развитие, а в моем случае,.

Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игрРазвитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр: Бизиборд "Дом", "Если мамы нет дома", "Времена года",.

Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с малыми формами фольклораРазвитие связной речи детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с малыми формами фольклора Актуальность Один из принципов дошкольного образования гласит: - приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Описание педагогического опыта «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста»
Опубликовано: 31 октября 2021 в 13:37
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД