Лучший педагог года

Оптимизация деятельности логопеда в дошкольном образовательном учреждении

Маргарита Викторовна Гасанова
Оптимизация деятельности логопеда в дошкольном образовательном учреждении

ОПТИМИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛОГОПЕДА В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Современное дошкольное образование базируется на принципах, предполагающих оптимальное сочетание благоприятных условий развития детей, ориентированных на поддержку разнообразия детства как важного периода в развитии человека. На данном этапе в обществе наблюдается массовое неблагополучие детей в речевом развитии, что делает необходимым и актуальным включение элементов логопедической работы в сферу деятельности дошкольного образовательного учреждения.

Публикация «Оптимизация деятельности логопеда в дошкольном образовательном учреждении» размещена в разделах

В последнее время распространенность речевых нарушений у дошкольников и младших школьников в разных регионах страны имеет тенденцию к увеличению. Большинство детей не имеют сложного речевого дефекта и, как следствие, не подлежат зачислению в специальную логопедическую группу. Однако из подобной ситуации возможен выход, как правило им может явиться открытие логопедического пункта в дошкольном образовательном учреждении или разработка различных путей, позволяющих оптимизировать совместную работу логопеда и других специалистов дошкольного учреждения.

О важности коррекционной направленности учебно-воспитательного процесса, а также ранней психолого-педагогической коррекции дефектной речевой функции указывают научные труды многих ученых, таких как: В. И. Селиверстов, Т. А. Ткаченко, Л. В. Кузнецова, Л. И. Плаксина, Е. А. Стребелева, и др.

О. А. Степанова отмечает, что опыт функционирования подобной организации коррекционно-речевой помощи детям насчитывает на сегодняшний день более 10 лет. Однако, существуют некоторые нерешенные проблемы, которые осложняют работу учителя-логопеда в условиях логопункта и затрудняют ход всего коррекционно-развивающего процесса: отсутствие нормативных и программно-методических материалов, трудности организации взаимодействия логопеда с другими участниками образовательного процесса по коррекционному воздействию на речь детей. Поэтому необходимо раскрыть всю специфику взаимосвязанной работы логопеда и других специалистов в условиях дошкольного логопедического пункта [4].

Анализ научно-методической литературы по проблеме исследования говорит о необходимости создания определенных условий, позволяющих оптимизировать деятельность логопеда в дошкольном учреждении, а также включения его работы в сферу деятельности всех подструктур ДОУ.

В настоящее время существует несколько моделей и направлений, по которым учитель-логопед в дошкольном образовательном учреждении осуществляет свою работу. Рассмотрим наиболее широко применяемую в настоящее время модель, которая построена на основе основных направлений деятельности специалиста. Автор модели – Н. Я. Ларионова, выделяет несколько основополагающих блоков работы: диагностический, профилактический и коррекционно-речевой блок [1].

Диагностическая работа педагога предназначена для того, чтобы выявить особенности и трудности в речевом развитии детей, под которые в перспективе и будет подстраиваться вся система коррекционно-логопедической работы специалиста.

В рамках диагностического блока воспитатель общеразвивающей группы, действует по следующему алгоритму, который разрабатывается учителем-логопедом ДОУ и в дальнейшем обсуждается с педагогом группы:

• изучает уровень и динамику речевого развития своих воспитанников;

• с помощью специалистов дошкольного образовательного учреждения, выделяет детей с нормальным, опережающим речевым развитием, с задержками и недостатками в этом развитии;

• самостоятельно или с помощью других специалистов ДОУ определяет вид речевых нарушений, устанавливает возможные причины этих недостатков;

• подготавливает групповые и индивидуальные программы речевой работы с детьми [1].

Профилактическая работа определяется в первую очередь, как предупреждение речевых нарушений с помощью педагогических приемов и средств у дошкольников, а также проведение мероприятий психологической направленности. Ведь детская речь в период своего интенсивного становления очень чувствительная к негативным воздействиям внешней среды система. В связи с этим в обязательную составную часть всей профилактической деятельности воспитателя, по мнению Т. А. Матросовой, входят определенные аспекты, а именно:

• охрана нервного, психического, физического здоровья воспитанников;

• обеспечение доброжелательной и психологически комфортной, воспитывающей среды;

• выявление возможных факторов риска в развитии речи на ранних этапах, отклонений от нормы в состоянии здоровья, которые в дальнейшем могут оказать негативное влияние на речевое развитие воспитанников ДОУ;

• подготовка детей к возможным трудностям, которые могут возникнуть на этапе школьного обучения [3].

Однако, насколько внимательным и педагогически целесообразным не было бы отношение воспитателя к воспитанникам, часто оказывается так, что только обычных профилактических мер для полноценного развития детской речи недостаточно. В отношении тех воспитанников, которые уже имеют речевые недостатки, воспитателю будет необходимо использовать несколько другие, отличающиеся методы и приемы воздействия, охарактеризовать которые возможно только с позиций выделения еще одного блока деятельности – коррекционно-речевого.

Успех коррекционно-воспитательной работы в логопедической группе, как считает Е. Д. Тоценко, определяется исключительно продуманной системой, частью которой является логопедизация всего учебно-воспитательного процесса [5].

С целью достижения оптимальных результатов в коррекционной работе выделяются следующие задачи:

Повышение эффективности коррекционной, воспитательной и образовательной работы.

Исключение прямого дублирования воспитателем занятий, которые проводит учитель-логопед.

Оптимизирование всех организационных и содержательных аспектов коррекционно-педагогической деятельности логопеда, воспитателей, родителей, а также узких специалистов [4].

Для организации на оптимальном уровне координированной работы логопеда и воспитателя с детьми, имеющими недостатки в речевом развитии, Е. В. Мазанова рекомендует применять следующие формы связи между логопедом, воспитателем, узкими специалистами ДОУ и родителями, такие как: личные контакты, беседы, консультирование педагогов по результатам диагностических исследований, консультирование по личностным затруднениям, которые чаще всего связанны с методами коррекции [2].

Совместная работа логопеда с воспитателем включает также:

- проведение практических семинаров;

- участие в медико-педагогических советах;

- просмотры открытых занятий (включая взаимные посещения логопед-воспитатель);

- совместное планирование работы, например, подготовка к утренникам и родительским собраниям;

- оформление методических копилок, памяток, рекомендаций в соответствии с годовым планом работы.

- обсуждения новинок научно-методической литературы;

- ведение совместной документации оказывая, таким образом, коррекционную помощь логопеду по формированию речи. Например, тетради взаимодействия, из которых воспитатели берут задания для индивидуальной работы с детьми, с учетом речевых проблем каждого ребенка.

Для повышения эффективности коррекционно-образовательной работы, оптимизации организационных аспектов деятельности логопеда, воспитателей и создания для детей наиболее комфортных условий возможно изменение существующей формы организации детей в группах.

Цель данных изменений – как можно более максимально разделить детей на подгруппы, так, чтобы каждый специалист работал с минимальной подгруппой детей. Такой режим работы способствует созданию наиболее комфортной психологической среды для каждого ребёнка, а специалистам подобрать наиболее удобный режим работы с детьми, создать эффекивные условия коррекционно-образовательной, а, как следствие и речевой работы [2, 4].

Следующим шагом в рамках организации взаимодействия между воспитателями и логопедом возможным является разработка систем совместной диагностики и совместного планирования индивидуальной коррекционной работы. Целью данной формы работы является совместное преодоление речевых нарушений, а также и всесторонняя коррекция не только нарушенной речевой функции, но и неречевых процессов, которые в целом оказывают негативное влияние на формирование личности ребёнка.

Так как нарушения речи, в зависимости от характера речевых расстройств, отрицательно влияют на всё психическое развитие ребёнка, отражаются на его деятельности, поведении и личности в целом. Именно поэтому Е. В. Мазанова выделяет ещё один, важный аспект коррекционной работы - разделение функций логопеда и воспитателя, которое позволит исключить повтор и дублирования воспитателем занятий логопеда [2].

В целях оптимизации содержательных аспектов коррекционно-педагогической деятельности логопеда и воспитателей, логопеды принимают непосредственное участие в подборе речевого материала для занятий воспитателей по развитию речи, который соответствует как произносительным, так и возрастным особенностям детей группы.

Одним из аспектов данной работы, является создание логопедами и воспитателями группы такой предметной среды, которая будет способствовать полному раскрытию имеющихся речевых возможностей детей, а также предупреждению у них возможных трудностей в речевом развитии. С этой целью, Т. А. Матросова считает необходимым создание в группах коррекционных, сенсорно-речевых уголков, которые помогут более успешно осуществлять контроль за соответствием развивающей среды возрастным и речевым потребностям детей, а также давать рекомендации воспитателям и родителям по её обогащению [3].

Таким образом, анализ литературных данных показал, что совместное осуществление коррекционно-логопедической работы логопедом, воспитателем, узкими специалистами образовательного учреждения и родителями воспитанников определяется, как основополагающая задача в практике дошкольных учреждений общеразвивающего вида. Именно поэтому повышение коррекционно-логопедической компетентности воспитателей, родителей и узких специалистов позволит обеспечить в ДОУ общеразвивающего вида все необходимые условия для улучшения результативности работы логопеда, его взаимодействия со всеми участниками педагогического процесса.

Список литературы:

1. Ларионова Н. Я. Осуществление взаимосвязи в работе логопеда и воспитателя (Обучение и воспитание дошкольников с нарушениями речи). – М., 1987.

2. Мазанова Е. В. Взаимосвязь в работе логопеда и воспитателя в системе коррекционной работы по преодолению ОНР // Логопед в детском саду. – 2004. –№ 1.

3. Матросова Т. А. Совместная работа логопеда и воспитателя в группах для детей с нарушениями речи // Логопедия. –2007. 2007№ 4(8).

4. Степанова О. А. Организация логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении. – М. : Тц Сфера, 2003.

5. Тоценко Е. Д. Некоторые аспекты взаимодействия логопеда и воспитателя в логопедической группе для детей с ОНР // Логопед в детском саду. – 2004. – № 2.

Публикации по теме:

Организация театрально-игровой деятельности в дошкольном учреждении; современные методические рекомендации Тема: «Организация театрально-игровой деятельности в дошкольном учреждении; современные методические рекомендации». Введение С древних времен.

Формы работы с родительской общественностью в образовательном учреждении. Часть 1Формы работы с родительской общественностью в образовательном учреждении. Часть 1 Формы работы с родительской общественностью в образовательном учреждении. Часть 1. «От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку.

Формы работы с родительской общественностью в образовательном учреждении. Часть 2Формы работы с родительской общественностью в образовательном учреждении. Часть 2 Формы работы с родительской общественностью в образовательном учреждении. Часть 2 - в системе духовно-нравственного воспитания. Как и ранее.

Использование мягких модулей в дошкольном образовательном учрежденииИспользование мягких модулей в дошкольном образовательном учреждении В дошкольных образовательных учреждениях широкой популярностью пользуются мягкие модули. Рынок предлагает большое разнообразие таких модулей,.

Из опыта работы по формированию правильной осанки у детей в дошкольном образовательном учреждении У ребенка в дошкольный период формируются основы психического и физического здоровья, проявляются определенные черты характера, приобретаются.

Консультация для педагогов «Использование авторских дидактических игр в дошкольном образовательном учреждении»Консультация для педагогов «Использование авторских дидактических игр в дошкольном образовательном учреждении» Изменения в системе образования открывает много возможностей для оснащения детских дошкольных учреждений всевозможными играми и пособиями,.

Мини-музей «Моя любимая сказка» в дошкольном образовательном учрежденииМини-музей «Моя любимая сказка» в дошкольном образовательном учреждении Мини – музей в дошкольном учреждении делает окружающую образовательную среду для детей притягательной, интересной, обогащающей мир детства.

Оформление сенсорных зон в группе и в дошкольном образовательном учреждении (из опыта работы)Оформление сенсорных зон в группе и в дошкольном образовательном учреждении (из опыта работы) Содержание: 1. Введение. 2. Актуальность. 3. Задачи сенсорной зоны. 4. Организация сенсорной зоны. 5. Тренажеры для глаз. 6. Заключение.

Программа учителя-логопеда по социализации детей с ОВЗ «Мы вместе» в дошкольном образовательном учреждении Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 66 «Белочка» Программа социализации детей с ОВЗ «Мы вместе!».

Социальное движение буккроссинг в детском образовательном учрежденииСоциальное движение буккроссинг в детском образовательном учреждении Буккроссинг в "Дюймовочке" «Буккроссинг шагает по планете, Участвуют и взрослые и дети!" Однажды утром, придя в детский сад «Дюймовочка»,.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Оптимизация деятельности логопеда в дошкольном образовательном учреждении
Опубликовано: 25 октября 2022 в 21:07
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД