МААМ-картинки

Оптимизация сроков звукопостановки у детей с тяжелыми нарушениями речи (2 фото)

Ольга Рейх
Оптимизация сроков звукопостановки у детей с тяжелыми нарушениями речи

Оптимизация сроков звукопостановки у детей с тяжелыми нарушениями речи с использованием современных методов миофункциональной коррекции

О. А Рейх,учитель-логопед МДОУ №32,г. Железногорск

Инновационные процессы на современном этапе развития общества затрагивают в первую очередь систему дошкольного образования, как начальную ступень раскрытия потенциальных способностей ребёнка. Инновации определяют новые методы, формы, средства, технологии, использующиеся в логопедической практике, ориентированные на личность ребенка, на развитие его способностей.

Публикация «Оптимизация сроков звукопостановки у детей с тяжелыми нарушениями речи» размещена в разделах

По данным отечественных исследователей в последние годы увеличилось число детей с речевыми нарушениями, вызванными анатомическими дефектами периферических органов речи. К факторам риска речевых нарушений относятся : механические дефекты, особенности иннервации артикуляционного аппарата, моторные несовершенства органов, участвующих в артикулировании, несформированность базового дыхания. Наибольшее влияние на формирование зубочелюстно-лицевой системы оказывают функции дыхания, глотания, жевания так как отклонения от нормы той или иной функции ведут не только к нарушениям формирования прикуса, но и отражаются на речи ребенка. [2]

Важно учитывать степень зависимости правильной артикуляции звука от конкретной аномалии в строении артикуляционного аппарата. Так, при механической дислалии нередко приходится предварительно корректировать аномалии в строении зубочелюстной системы ребенка для последующей правильной постановки звуков. [3] Поведенческие трудности так же значительно осложняют овладение звуковой культурой речи.

В нашем детском саду функционируют две группы компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи, вызванными различными внутренними и внешними причинами. У меня в группе 15 человек 5-6 лет (1 год обучения). При обследовании артикуляционного аппарата детей были выявлены миофункциональные нарушения. Дети по заданию выполняют все артикуляционные движения, например, могут надуть щеки, пощелкать языком, улыбнуться, вытянуть губы и т. д. При анализе же качества выполнения этих движений отмечается: смазанность, нечеткость артикуляций, слабость напряжения мышц, аритмичность, снижение амплитуды движений, кратковременность удерживания определенной позы, снижение объема движений, быстрая утомляемость мышц и др. У детей наблюдается укороченный речевой выдох, и они говорят на вдохе. Проведя диагностику, получила следующие результаты: подвижность губ нарушена у 85% детей, мышечный тонус языка и кинестетический оральный праксис - у 90% детей,а кинетический праксис — у 70%; 75% детей неправильно дышат и 100% имеют нарушения звукопроизношения.

В начале коррекционного процесса использовала традиционные методики и подходы развития артикуляционного аппарата: упражнения для укрепления губ, массаж, самомассаж с помощью мячиков, артикуляционные упражнения, полоскания, надувание мыльных пузырей и др.

Но стандартизированные методы не дали положительного результата. В целях повышения эффективности коррекции звукопроизношения я начала поиск новых эффективных форм оказания логопедической помощи детям и обратилась к материалам Ю. А Тисовской, полученных мною на курсах повышения квалификации по теме «Практические аспекты применения вестибулярных пластинок в работе логопеда». В России данной проблемой занимается учебно-методический центр «ВАЛЛЕКС-М», находящийся в Москве.

Применение вестибулярных пластинок в логопедической практике рекомендовано детям от 3 до 8 лет с проблемами речи, причина которых обусловлены дисфункцией мягких тканей, участвующих в процессе артикуляции. Вестибулярные пластинки активизируют двигательные механизмы артикуляционного аппарата в растущем организме ребенка.

Существует много видов пластин.

Оптимизация сроков звукопостановки у детей с тяжелыми нарушениями речи

Различные виды вестибулярных пластинок позволяют:

- эффективно бороться с детской привычкой сосать пальцы, соску;

- нормализовать носовое дыхание;

- стимулировать круговую мышцу рта и нормализовать смыкание губ;

- корректировать инфантильное глотание;

- корректировать недоразвитие нижней челюсти;

- осуществлять миофункциональную тренировку;

- стимулировать естественные процессы саморегуляции в растущем организме;

- эффективно корректировать дефекты речи.

Вестибулярные пластинки бывают мягкие из силикона и жесткие из пластмассы. Мягкие пластинки применяются для нормализации функций, жесткие – для исправления конфигурации челюстей и зубов. Вестибулярные пластинки выпускаются двух размеров: для детей с молочным прикусом (3-5 лет, с красным кольцом) и для детей в сменном прикусе (5-8 лет, с синим кольцом) и двух модификаций: с удлиненным проволочным «носиком» и укороченным. [1 ]

Изучив специальную литературу по данной проблеме, интернет-ресурсы, опираясь на материалы курсов, я решила применить полученные знания в своей практике и реализовать долгосрочный проект по проблеме «Оптимизация сроков звукопостановки у детей с тяжелыми нарушениями речи с использованием современных методов миофункциональной коррекции».

Фото №1 Оптимизация сроков звукопостановки у детей с тяжелыми нарушениями речи с использованием современных методов миофункциональной коррекции О

Актуальность и новизна данного проекта заключается в том, что в настоящее время оптимизировать сроки восстановления звукопроизношения можно при помощи использования вестибулярных пластин.

Из анализа сложившейся проблемы и актуальности темы я определила цель и выделила задачи для достижения поставленной цели.

Цель: Оптимизировать сроки постановки звуков у детей с тяжелыми нарушениями речи посредством методов миофункциональной коррекции.

Задачи:

1. Создание оптимальных условий для формирования устной речи путём коррекции звукопроизношения в более сжатые сроки для увеличения адаптационного периода подготовки к школе.

2. Совершенствование коррекционно-восстановительной среды для работы с детьми по восстановлению звукопроизношения средствами миофункциональной коррекции;

3. Оптимизация интеграции деятельности логопеда и врачей-специалистов (ортодонт и отоларинголог) через консультативную помощь в работе с дошкольниками, имеющими тяжёлые нарушения речи;

4. Восстановление функций органов артикуляционного аппарата с целью постановки звуков.

Гипотеза данного проекта следующая:

Применение в практике вестибулярных пластин будет способствовать сокращению сроков звукопостановки, что позволит увеличить период перед школой для закрепления навыков правильной речи и доведению речи воспитанников до возрастной нормы.

Ожидаемый результат данной работы: сокращение сроков звукопостановки, доведение речи воспитанников до возрастной нормы.

Описание содержания инновационного опыта.

Мною используется классическая пластина с бусиной на спинке языка и с бусиной на альвиолах. Принцип действия пластины с бусиной на спинке языка заключается в следующем: пластмассовая бусинка, специальным образом закрепленная на стальной проволоке – «носике», удерживает язык в физиологически правильном нёбном положении. Я применяю данную пластинку с бусинкой при артикуляционной гимнастике для коррекции звуков «р» и шипящих, при дизартрии. Так же данная пластина очень эффективна при ринолалии, после удаления аденоидных разрастаний. Хорошие результаты даёт использование пластинки и при заикании - одном из проявлений нарушения темпоритмической организации речи, поскольку действие пластинки оказывает расслабляющее действие и мягко снимает судорожное напряжение мышц речевого аппарата.

Пластина с бусиной на альвеолах рекомендована при: вялом кончике языка (пониженном тонусе при стертой форме дизартрии, различных формах стигматизма, ламбдацизме, ротацизме, коррекции поведенческих особенностей.

В логопедической практике применение пластинок возможно как в ходе групповых занятий, так и в индивидуальной работе. Но на данном этапе работы я использую их только в индивидуальной работе.

Этапы работы логопеда с применением пластин:

* Обследование детей;

* Составление логопедического заключения и плана работы с ребенком;

* Подбор упражнений;

* Индивидуальная работа с детьми;

* Анализ динамики и результатов работы;

* Индивидуальные беседы с родителями о применении пластин в работе логопеда.

Этапы индивидуальной работы с детьми

1. Согласно методике, чтобы дать детям привыкнуть к пластине предлагаю упражнения вне рта, постепенно добавляю к упражнениям язык и только потом пластина погружается в ротовую полость.

Я начала с пластинки с коротким «носиком», так как зачастую ребенок просто физически не может дотянуться кончиком языка до бусинки, закрепленной на длинном «носике» в силу недостаточной подвижности мышц языка или укороченной «жёсткой» уздечки.

2. Первое занятие начинается с медленных движений в течении 1-2 минут, постепенно, от занятия к занятию, увеличивается интенсивность и длительность выполнения до 8-10 минут.

Позднее, в зависимости от дефекта, применяется и пластинка с длинным «носиком».

3. Практика показывает, что оптимальное время выполнения упражнений колеблется в пределах 3-5 минут, в противном случае у ребенка наблюдается утомление с последующим появлением болевых ощущений в области уздечки, что провоцирует негативную эмоциональную реакцию и потерю интереса к выполнению заданий. Таким образом, длительность воздействия пластины для каждого ребенка определяется индивидуально, исходя из его особенностей.

На занятиях упражнения с пластинками я сочетаю с другими видами деятельности: выполнением дыхательных, тактильных, графических упражнений.

На конец учебного года был проведен мониторинг. При сравнении результатов диагностики моторики артикуляционного аппарата на конец учебного года мною установлено: нарушения подвижности губ снизилась до 20%, тонус мышц языка - до 30%, кинестетический оральный праксис - до 45%,а кинетический праксис - до 30%, неправильно дышат 12% детей, звукопроизношение у детей значительно улучшилось у 60%, с улучшением 40%, без изменения 0%.

Полученные результаты свидетельствуют о подтверждении выдвинутой гипотезы о том, что применение в практике вестибулярных пластин способствует сокращению сроков звукопостановки.

Простота использования этих пластинок, а также игровые моменты такого «массажа», привлекательны для детей и способствуют их вовлечению в процесс коррекции.

Список литературы:

1. Окушко В. П. Аномалии зубочелюстной системы, связанные с вредными привычками и их лечение. — М. : Медицина, 2006

2. Персин Л. С. Этиология зубочелюстных аномалий и методы их лечения. — М., 2007

3. Персин Л. С. Ортодонтия. Диагностика. Виды зубочелюстных аномалий. — М., 2009

Прикреплённые файлы:

konkurs-kabinetov_v3tkt.pptx | 12843,3 Кб
 
Публикации по теме:

Решение коррекционных задач в патриотическом воспитании детей с тяжелыми нарушениями речиРешение коррекционных задач в патриотическом воспитании детей с тяжелыми нарушениями речи Специфика работы дошкольного учреждения компенсирующего вида предполагает решение коррекционных задач, в том числе и в патриотическом воспитании.

Конспект группового занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 17 «Незнайка», г. Ханты-Мансийск Учитель-логопед Виноградова.

Конспект НОД в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи «Теремок на новый лад» Образовательная область: социально-коммуникативное развитие. Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие,.

Конспект открытого логопедического занятия в логопедической группе для детей с тяжелыми нарушениями речи «Хлеб» Конспект открытого логопедического занятия в логопедической группе для детей с тяжелыми нарушениями речи "Дифференциация звуков [с], [ш],.

Конспект подгруппового занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи Конспект подгруппового занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи по лексической.

Методические рекомендации по семейному воспитанию детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 151 комбинированного вида» Ново – Савиновского района г. Казани.

Организация образовательного процесса с детьми с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) Организации образовательного процесса с детьми с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) Одинцова Т. Д., заведующий ГБДОУ № 79 "Семицветик" Фрунзенского.

Особенности усвоения слоговой и ритмической структуры слов детьми с тяжелыми нарушениями речи. Психолингвистический аспект Важнейшей задачей специального дошкольного учреждения для детей с тяжелыми нарушениями речи является преодоление недостатков речевого развития.

Создание развивающей игровой среды в группе для детей с тяжелыми нарушениями речи в соответствии с ФГОС ДО В настоящее время образование становится качественно иным: оно ориентируется не столько на запрос государства, сколько на учет запросов.

Взаимодействие учителя-логопеда с семьями, имеющими детей с тяжелыми нарушениями речи, в условиях реализации ФГОС до В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) одним из требований к условиям реализации образовательной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Оптимизация сроков звукопостановки у детей с тяжелыми нарушениями речи
Опубликовано: 29 января 2018 в 18:04
+50Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 17.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД