МААМ-картинки

Методические рекомендации по семейному воспитанию детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи

Татьяна Петручик
Методические рекомендации по семейному воспитанию детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 151 комбинированного вида»

Ново – Савиновского района г. Казани

Методические рекомендации по семейному воспитанию детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи

Пособие для родителей

Казань

2017

Авторы-составители:

Публикация «Методические рекомендации по семейному воспитанию детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи» размещена в разделах

Петручик Татьяна Борисовна, заведующая муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №151 комбинированного вида» Ново-Савиновского района г. Казани

Шувалова Анна Николаевна, педагог-психолог высшей квалификационной категории муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №151 комбинированного вида» Ново-Савиновского района г. Казани

Деусова Марина Александровна, учитель-логопед 1 квалификационной категории муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №151 комбинированного вида» Ново-Савиновского района г. Казани

Рецензенты:

Башинова Светлана Николаевна, доцент кафедры дошкольного образования Государственного автономного образовательного учреждения дополнительного образования «Институт развития образования Республики Татарстан», кандидат психологических наук, доцент.

Осиповская Марина Петровна, заведующая отделением общей и коррекционной педагогики и психологии ПМЦПКиППРО ИПиО КФУ, кандидат педагогических наук.

В пособии даны рекомендации родителям, воспитывающим детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи. Представленные материалы помогут родителям в организации воспитания, учебной и досуговой деятельности дошкольников с ТНР.

Введение

Государство начинается с семьи, и тема семьи в сфере образования выходит на первое место. Проблема сохранения единого образовательного пространства остается актуальной на протяжении всего периода социальных и экономических преобразований в России. Постоянно возрастающие требования к качеству образования налагают особую ответственность на родителей.

В последние годы наблюдается тенденция к увеличению количества детей с речевыми нарушениями, а также к усложнению дефектов развития. Все чаще наблюдаются дети с сочетанными, сложными нарушениями. Не случайно в ФГОС ДО дети с тяжелыми речевыми нарушениями отнесены к группе детей с ограниченными возможностями здоровья. Чаще всего такие дети находятся в общеразвивающих группах детских садов, а иногда и вовсе лишены возможности посещать детский сад. И если ребенок не посещает дошкольное учреждение, где ему могут оказать квалифицированную помощь, то задачей родителей становится обеспечение ребенку равных возможностей для получения образования, независимо от психофизиологических и других потребностей.

Тяжелые речевые нарушения влияют на развитие личности ребенка, это доказано специалистами, работающими в области дефектологии. Н. Н. Труготт пишет, что «… особенности личности тесно связаны с дефектом речи. Можно представить себе, что эта связь обусловлена двояко: с одной стороны особенности личности, безусловно, связаны с дефектом речевого развития, и то и другое является следствием определенного нарушения в развитии центральной нервной системы; с другой стороны, очевидно взаимное влияние этих явлений друг на друга, — чем резче выражено речевое нарушение, чем больше затруднено речевое развитие ребенка; чем тяжелее переживает он свой дефект, тем труднее ожидать правильного и гармонического формирования характера. Наконец, чем больше выражены отклонения в общем поведении ребенка (как например, рассеянность, замкнутость, тем больше выражен речевой негативизм и тем, следовательно, труднее вызвать речь. Создается нечто вроде порочного круга. Мы с полной убежденностью можем сказать, что успех в работе будет, достигнут только в том случае, если работа будет направлена сразу на обе стороны явления».

В своей теории культурно-исторического развития психики Л. С. Выготский обратил внимание на то, что любой дефект, ограничивая взаимодействие ребёнка с окружающим его миром, мешает ему овладеть культурой, социальным опытом человечества. На момент поступления в школу около трети всех детей имеют нарушения речи разной этиологии, характера и степени выраженности, которые обуславливают ограничения в их социализации. Педагоги школ также отмечают низкий уровень развития в коммуникативной и познавательной сфере, недостаточность произвольности поведения, эмоциональную неуравновешенность и слабо развитую речь. Конечно, с возрастом эти нарушения могут исчезнуть, но могут и приобрести стойкий выраженный характер. Всё это создаёт определённые проблемы, затрудняющие отношения ребёнка с ровесниками и взрослыми, препятствуют его успешной социализации. Недостатки в речевом развитии накладывают негативный отпечаток на характер ребёнка. А если нарушение сложное, то оно может привести к тому, что ребёнок замкнётся в себе, перестанет общаться и говорить. Если вовремя не исправить речевой недостаток, он может перерасти в стойкий и трудно поддающийся исправлению дефект, и у ребенка на этапе школьного обучения могут проявиться специфические ошибки чтения и письма, что ставит под вопрос школьную успешность. Хохлова В. М. в статье «Социализация детей с нарушениями в развитии речи» указывает, что если ребенок отказывается общаться вследствие тяжелого речевого нарушения, то за всем этим скрывается серьезная проблема, а именно — недостаточность коммуникативной деятельности, коммуникативного поведения в целом, где речь является одним из важных условий успешности ребенка во взаимоотношениях с окружающими его людьми.

Таким образом, механизмы социализации детей с нарушениями речи имеют свои особенности. В зависимости от типа речевого нарушения дети испытывают определенные трудности в усвоении системы культуры и образцов поведения в обществе. У них затруднено взаимодействие с социальной средой, снижена способность адекватного реагирования на происходящие изменения. Они испытывают трудности в достижении своих целей в рамках существующих норм, что может привести к дисбалансу в поведении. Если ребёнок постоянно конфликтует, ссорится, не умеет договариваться и уступать во время совместной деятельности, если ему трудно даются налаживания дружеских и игровых отношений с другими детьми, и он предпочитает быть в одиночестве среди коллектива, то ему, наряду с коррекцией речевых недостатков, необходима специализированная помощь для формирования навыков коммуникативного поведения. Большинство детей, которые посещают детские сады, в коммуникативном отношении успешны. Они способны налаживать контакты, умеют договариваться о совместных игровых, трудовых и учебных действиях, планируют для себя какие-то задачи и пробуют выполнять их. Свободно излагают свои просьбы, делятся впечатлениями и задают вопросы. Но если ребенок не посещает дошкольное учреждение, или не получает квалифицированную помощь в коррекции недостатков развития, то ему важно не только показать правильную модель поведения в обществе, но и привить навыки коммуникации, научить пользоваться речью для общения и выражения своих желаний и потребностей.

Все вышеназванное делает актуальным решение проблемы социализации детей с тяжелыми речевыми нарушениями.

Вопрос вооружения родителей знаниями в области логопедии, психологии и дефектологии весьма актуален. Логопедическая компетентность родителей детей, имеющих речевые нарушения, это целая структура, включающая следующие компоненты:

1) мотивационная направленность, предполагающая адекватное отношение к речевой патологии ребёнка, к работе по её преодолению и устойчивые внутренние мотивы взаимодействия с педагогами;

2) наличие основных логопедических знаний о специфике речевого нарушения у ребёнка, видение сущности логопедической работы;

3) наличие совокупности умений, навыков и способов деятельности, необходимых для эффективного взаимодействия с ребенком и специалистами;

4) способность самостоятельно оценивать качество собственных усилий и эффективность занятий с ребёнком.

Совокупность всех вышеназванных факторов (необходимость квалифицированной коррекции тяжелых речевых нарушений, формирование и развитие коммуникативных навыков у детей с речевыми нарушениями, необходимость тесной взаимосвязи родителей со специалистами в вопросах коррекции) является актуальной проблемой.

Публикации по теме:

Конспект группового занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 17 «Незнайка», г. Ханты-Мансийск Учитель-логопед Виноградова.

Конспект открытого логопедического занятия в логопедической группе для детей с тяжелыми нарушениями речи «Хлеб» Конспект открытого логопедического занятия в логопедической группе для детей с тяжелыми нарушениями речи "Дифференциация звуков [с], [ш],.

Методические рекомендации «Развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста» Развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста Пение – один из ведущих видов детского исполнительства. Пение играет важную.

Методические рекомендации для детей старшего дошкольного возраста «Сказка про нос» Жили - были три товарища: глазки - незабудки, носик - пуговка да руки - нескучайки. Жили они дружно, но была одна беда, носик - пуговка.

Методические рекомендации по обучению английскому языку детей дошкольного возраста Изучение английского языка следует начинать с малых лет. Изучение иностранного языка, в случае правильной организации занятий, развивает.

Методические рекомендации воспитателям по преодолению ОНР у детей дошкольного возраста Очень важно коррекционную работу с детьми с ОНР реализовывать комплексно, взаимодействуя с воспитателями и родителями, для эффективности.

«Мы должны знать это обязательно!» Занятие по семейному и правовому воспитанию детей старшего дошкольного возраста«Мы должны знать это обязательно!» Занятие по семейному и правовому воспитанию детей старшего дошкольного возраста Проблема защиты прав детей существует во всем мире. Права ребенка, юридически ему предоставленные, далеко не в полном объеме и не на всех.

Применение методики «Мнемотехника» в работе с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (ОНР)Применение методики «Мнемотехника» в работе с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) Применение методики "Мнемотехника" в работе с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (ОНР). В настоящее время.

Развитие речевого дыхания у детей с тяжелыми нарушениями речи в группах компенсирующей направленности Речевое дыхание – это вдох и более продолжительный выдох: чем длиннее фраза, тем длиннее выдох. Последовательность фаз речевого дыхания.

Создание развивающей игровой среды в группе для детей с тяжелыми нарушениями речи в соответствии с ФГОС ДО В настоящее время образование становится качественно иным: оно ориентируется не столько на запрос государства, сколько на учет запросов.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методические рекомендации по семейному воспитанию детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи
Опубликовано: 8 декабря 2017 в 15:48
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД