Николаева Оксана Валерьевна
Опыт практического применения методов нейродефектологии в работе учителя-дефектолога
▼ Скачать + Заказать документы
Считай несчастным тот день, в котором
ты не усвоил ничего нового и
ничего не прибавил к своему образованию.
Ян Амос Коменский
На сегодняшний день у большинства дошкольников группы детей с ОВЗ одно из основных - расстройство познавательных навыков. И в среде говорящих дошкольников с ОВЗ достаточно мало детей, которые стремятся к получению новых знаний. Такое сложное положение скорее всего связано с целым рядом причин, а именно:
с факторами окружающей среды
со стрессами
с травмами в перинатальный период
с травмирующими факторами как физического, так и психологического характера в первые годы жизни ребёнка
Публикация «Опыт практического применения методов нейродефектологии в работе учителя-дефектолога» размещена в разделах
с некомпетентностью взрослых, окружающих ребёнка
с поздним обращением за помощью к специалистам.
В современном пространстве нам на помощь пришла наука нейродефектология, представляющая собой целый сплав наук.
Нейродефектология — это молодое научное направление, сочетание нескольких педагогических и медицинских дисциплин, изучающих вопросы функционирования и развития высших психических функций человека и их коррекции. Она подразумевает под собой работу не только с детьми с умственной отсталостью и с задержкой психического развития, но и с детьми с двигательными, речевыми, поведенческими нарушениями, трудностями адаптации, коммуникации, с нарушениями эмоционально-волевой сферы.
Методами и способами Нейродефектологии, кроме олигофренопедагогов, могут пользоваться в своей работе и логопеды, и специальные психологи, и специалисты адаптивной физической культуры. Так как растет тенденция обучения детей с особенностями развития в обычных школах по массовым программам, то педагогам и психологам тоже необходимо иметь в своем арсенале технологии работы с такими детьми. И родителям особых детей тоже можно посоветовать иметь на вооружении парочку тактик, а еще лучше внедрять их в свою повседневную жизнь.
Почему я это говорю? Потому что практически начала использовать инновации молодой современной науки в своей деятельности учителя-дефектолога. Чтобы помочь мозгу ребёнка с ОВЗ восстановить утраченные или до сих пор несформировавшиеся на данный период времени нейронные связи, или же компенсировать повреждённые, я попробовала включать в свои занятия элементы методик, технологий новой науки.
Коротко постараюсь изложить наши небольшие совместные с детьми результаты и шаги-продвижения, пускай кажущиеся мелкими и незаметными, но в контексте развития каждого индивидуума, поистине гигантскими, просто космическими.
Одной из первых «ласточек» в деле практического использования Нейродефектологии стало применение в работе балансировочной доски (применяю её третий год). Балансировочная доска предназначена для стимуляции деятельности вестибулярного аппарата, развития навыков проприоцепции. Для детей с ОВЗ это немаловажно, так как многие из них страдают неловкостью движений как крупной, так и мелкой моторики, неумением скоординировать и правильно расположить себя в пространстве групповой комнаты и относительно других детей.
Применяя систематически балансир с ребятами, у которых нет медицинских противопоказаний, а именно в анамнезе отсутствует эписиндром / судорожная готовность, умственная отсталость (умеренная и тяжёлая степень, я обратила внимание на динамически положительные изменения у ребят
-начиная с аккуратного приёма пищи (чего не было в начале пребывания в группе и до применения доски-балансира,
-прекращения частых позывов «посидеть-устал» как в процессе утренней зарядки, так и на занятиях по физической культуре и музыкальных, а также на развлечениях с большим количеством игр средней и большой подвижности,
-многие, не умеющие стоять и прыгать на 1-й ноге, теперь это умеют! Это, с одной стороны. А с другой- большинство ребят уже в состоянии достаточно продолжительное время заниматься по прописям, тетрадям, раскрашивать, собирать разрезные картинки.
Где использую? -Как часть занятия по автоматизации поставленных звуков, для активизации мыслительной деятельности воспитанников в начале занятия (организационный момент, в середине индивидуального занятия в качестве физкультминутки или динамической паузы, в конце занятия в качестве поощрения за усилия, приложенные ребёнком.
Занятия с цветными и однотонными бусинками с изображёнными на них буквами особенно приятны детям и к месту при подготовке к обучению грамоте. Ребята ждут этих моментов, активны и настойчивы в выполнении предложенных заданий- выложи по цвету, выложи только гласные, выложи своё имя. Восторг вызывают моменты, когда дети постепенно осваивают чтение.
Занятия с цветными бусинами-буквами способствуют и развитию мелкой моторики, и развитию цветовой памяти. Выкладывание логических рядов по словесной, а потом и по графической инструкции педагога тоже способствует развитию у детей умения планировать свою деятельность и в целом, и пошагово. Мы с вами знаем, что эта способность слабо развита даже у выпускников групп компенсирующей направленности с ОВЗ!
Во многих структурных компонентах занятий и в индивидуальной работе отлично себя зарекомендовало двуручное рисование, которое направлено на развитие графических функций, зрительно-моторной координации и межполушарное взаимодействие. Помимо указанных моментов, этот способ изображения развивает и тренирует волевые усилия, и самостоятельность. По работам некоторых ребят-выпускников в тетрадях и прописях стала заметна более чёткая линия, улучшилась, а у некоторых детей просто появилась способность «видеть» полосу, клетку.
На занятиях по подгруппам, особенно в осенне-зимний период, когда много времени проводим с искусственным освещением, не забываю использовать и зрительную гимнастику – группу специальных упражнений, направленных на восстановление зрительной работоспособности и профилактику зрительного утомления. Это важно не только нашим воспитанникам, но и нам, педагогам.
Достаточно давно я познакомилась с интересной и нужной в работе учителя-дефектолога книгой Воробьёвой Т. А. и Крупенчук О. И. «Мяч и речь», и в течение многих лет использовала почти все предлагаемые авторами в ней задания. Теперь в связи с развитием инноваций применяю и мячики Су-Джок, и сенсорные, и массажные, и мякиши разной формы и поверхностей для развития тактильного восприятия, ловкости, координации, общей и мелкой моторики. Взаимодействие с мячиками положительно сказывается на самочувствии, на самоощущениях робких застенчивых и к тому же, малоговорящих ребят! А если мячик ещё и с личиком, с ним можно и пообщаться, как с лучшим другом. Мне удавалось несколько раз это наблюдать. Кратко о применении фитбола. Неговорящие ребята как правило, ещё и неловки. А если на помощь приходит взрослый, инструктор по физической культуре или учитель-дефектолог, то на этом занятии-ребёнок смелеет, задействуя себя всего на огромном мяче, ощущая себя в роли отважного наездника, солнечного зайчика, развивая не только ловкость и координацию движений, но и фантазию.
Пока ещё немного, но стараюсь все чаще задействовать на занятиях метод перекрёстных движений. Для этого мною используется дидактическая игра «Сможешь-повтори». И по детям, их реакции, появляющихся улыбках и уверенности в ответах и действиях, замечаю благотворное влияние такой гимнастики для ума и тела.
Как метод я давно использую и рисование на различных-вертикальных и горизонтальных поверхностях. А более детальное изучение курса «Нейродефектология» подтвердило эффективность метода ( вариант упражнений: рисуй без отрыва руки).
Спокойному климату, доброжелательным отношениям между детьми в группе, плавному переходу от одного вида занятий-деятельности к другому способствует и применение элементов самомассажа. Не раз замечала, что самомассаж успокаивает перевозбуждённых какими-то событиями (прощанием с родными на пороге группы, небольшими размолвками со сверстниками) ребят, настраивает их на рабочий ритм. Массаж «волшебных точек» производится вращательными движениями, ежедневно, по три раза в день по 3 секунды (9 раз в одну сторону, 9- в противоположную). Возможно выполнять массаж в тишине под счёт педагога, либо предлагаю проговаривать изучаемое стихотворение, скороговорку, чистоговорку, перечислять дни недели, части суток, времена года, месяцы и т. д.
На упражнениях со счётными палочками, думаю, не будем останавливаться-все их применяют повсеместно. И, главное, детям нравятся эти на первый взгляд нехитрые упражнения А сколько они решают задач на занятиях!
Это и развитие разных видов восприятия, внимания, памяти, формирование пространственных представлений, умения прогнозировать свои результаты.
И кроме того, занятия с палочками тренируют ловкость, усидчивость, глазомер, умение удержать многоступенчатую инструкцию педагога. Для ребят помладше предпочитаю использовать карандаши (и 6-ти и, конечно, же 3-хгранные). Давно доказана эффективность и простота в использовании, а также отсутствие ограничений в применении цветных резиночек на плоском математическом планшете для изображения букв, цифр, геометрических фигур, предметов окружения и т. д. -что подскажет фантазия.
Общаясь с нашими ребятами, открыла новую игру - pop it и узнала разные способы её эффективного применения как раз для них. Рop it используем на занятиях по связной речи-наращивание предложения, анализ слова, для формирования элементарных математических представлений.
Совсем недавно начала применять с ребятами кнопки-липучки, изготовила дидактическую игру «Право-лево» с их применением. Детям очень понравилась игра, которая направлена и на развитие мелкой моторики, и на развитие межполушарного взаимодействия, и на развитие зрительного восприятия.
По итогу своего выступления добавлю, что применяемые мною упражнения собраны в картотеку. В планах -разработка памяток родителям воспитанников
с примерными комплексами игр для занятий со своими детьми представленными выше методами и приёмами с пожеланием их применять во время отпусков или в летнее время, дома.
И в заключение, где брать знания и методики?
Мною в прошедшем году был пройден Курс «Нейродефектология. Эффективная диагностика и коррекция нарушений развития». Всем желающим педагогам, имеющим базовое образование, возможно приобрести, проработать, изучить этот уникальный курс на платформе
Логопед –профи. +7 (812) 467-39-97 info@logopedprofiportal.ru Выдаётся Удостоверение на 72 академических часа.
Курс даёт глубокое понимание принципов функционирования сенсорных систем и мозга ребенка, законов его развития, что позволит специалисту прогнозировать динамику развития, выстраивать коррекционную работу эффективно.
На курсе ведущие специалисты дают как теоретические, так и практические знания для работы с особыми детьми. Однако нам, педагогам нужно учесть, что курсы не являются источником получения специальности «Нейродефектолог», они нам в подспорье.