МААМ-картинки

Опыт применения технологии «интеллект-карт» на логопедических занятиях (6 фото)

Архипова Мария Сергеевна
Опыт применения технологии «интеллект-карт» на логопедических занятиях
▼ Скачать + Заказать документы

Опыт применения технологии «интеллект-карт»

на логопедических занятиях.

Автор учитель-логопед : Архипова М. С.

г. Рязань 2023г.

В логопедической работе в последние годы отмечается значительное увеличение числа детей с тяжелыми нарушениями речи, и в связи с этим, возникает необходимость в поиске наиболее эффективного пути обучения такой категории детей. Для полноценного развития ребенка важным условием является сформированность всех сторон речи. Любая технология, применяемая в работе с детьми дошкольного возраста должна решать образовательные, коррекционные и воспитательные задачи. Поэтому перед педагогами образовательных учреждений в связи с требованиями к образованию, возникающими проблемами в обучении детей возникает необходимость в поиске и разработке новых технологий, применяемых в коррекционно-развивающем обучении. В связи с этим я стала изучать технологию «интеллект-карт» в коррекционно-образовательном процессе. Применение данной технологий позволяет и вести работу по коррекции нарушений в развитии ребенка, и создавать условия для формирования познавательных интересов, любознательности, самостоятельности.

Публикация «Опыт применения технологии „интеллект-карт“ на логопедических занятиях» размещена в разделах

Данный метод «интеллект-карт» был создан американским ученым Тони Бьюзеном. По-английски он называется "mind maps". Буквально слово "mind" означает "ум", а слово "maps" — "карты". В итоге получаются "карты ума". Но чаще всего в переводах используется термин "интеллект-карты".[1].

В мир дошкольных технологий, интеллект – карты пришли благодаря кандидату педагогических наук Акименко Валентины Михайловны. В ее работах описаны особенности использования технологии «интеллект-карта» в обучении детей дошкольного возраста. Главным в методики является то, что в процессе усвоения информации задействованы оба полушария головного мозга, что повышает эффективность восприятия и обработки информации (полученные знания формируются как зрительный образ, так и словесное описание объектов, явлений). Это одна из особенности методики. Акименко В. М. также предложила использовать этот метод для развития связной речи у детей.

Интеллектуальная карта – это простой и в тоже время уникальный способ обработки и запоминания информации. [2].

Особенности применения интеллект-карт в коррекционно-развивающем обучении детей в возрасте от 5 до 7 лет с ОНР.

Интеллект карты в работе с детьми дошкольного возраста представлены в виде схем, наполненных графическими средствами: стрелки, рисунки, символы. Также необходимо дополнять каждую часть карты печатным текстом, что не уменьшает значимости графических изображений (так как правое полушарие головного мозга в своей работе направлено на восприятие зрительных образов, пространственного расположения объектов).

Так как интеллектуальная карта - это графический способ, то для ее составления есть ряд требований:

1. Лист располагается горизонтально. В центре листа размещается главная идея.

2. Выделяются основные понятия по главной теме («Мозговой штурм» – подбор ассоциаций по теме). Каждую мысль писать надо печатными заглавными буквами, разборчиво, при этом сопровождать каждое звено символами и иллюстрациями.

3. Первичные ответвления обозначать разными цветами. Ветви детализируются, добавляются картинки, символы.

4. После составления карты дети называют изображения, размещенные на карте с целью закрепления представлений по изучаемой теме. [2].

На логопедических занятиях с детьми с ТНР с помощью интеллект карта можно решать разнообразные коррекционные задачи:

1. Развивать артикуляционную моторику.

2. Формировать лексико-грамматическую структуру речи.

3. Развивать связную речь.

4. Формировать навыки звукового анализа и синтеза.

5. Автоматизировать и дифференцировать звуки.

6. Подводить итоги в освоении раздела изученного материала.

Рассмотрим вариант интеллект карты на автоматизацию звука «Р». Получилось яркое многофункциональное пособие. В процессе создания дети закрепляли знания о звуке «Р».

Опыт применения технологии «интеллект-карт» на логопедических занятиях

1. Закрепление понятия звук, буква.

2. Характеристика данного звука.

Фото «интеллект-карт»

3. В каких словах встречается данный звук.

Опыт применения технологии  на логопедических занятиях - фото

4. Позиция звука в слове.

Фото №1 Опыт применения технологии интеллект карт на

5. Определение количество слогов в слове с данным звуком.

Фото №2 Логопедические занятия логопедических занятиях

В конце создания ителлект–карты ребенок обобщает свои знания о звуке, а именно: звук «р» обозначается буквой Р, что данный звук согласный, звонкий и обозначается символом синего цвета (может быть и мягким). Встречается в следующих словах: (предлагаются картинки не только со звуком «р» но и картинки со звуком «л» дифференцируем звуки, ребенок выбирает картинки только со звуком «р»). Может находиться в начале в середине или в конце слова, а также встречается в словах с одним слогом, двумя, тремя и т. д.

Фото №3 Автор учитель логопед Архипова М

Применять интеллект-карту можно как на индивидуальных, так и на подгрупповых занятиях. Создание интеллект-карт может длиться не одно занятие.

Можно с уверенностью сказать, что технология использования интеллект - карт на занятиях является эффективной. У детей значительно повысился интерес к занятиям, к окружающему миру, отмечается обогащение словарного запаса. При внедрении новых технологий дети становятся активными участниками образовательного процесса, а не просто пассивными слушателями.

Метод Интеллект - карт делает процесс усвоения информации более наглядным. При этом появляется возможность развивать все психические процессы, активизировать творческий и интеллектуальный потенциал каждого ребенка.

Литература.

1. Бьюзен Тони. Карты памяти: уникальная методика запоминания информации/ Тони Бьюзен, Джо Годфри Вуд; [пер. с англ. О. Ю. Пановой] – М: «Росмэн», 2007.

2. Акименко В. М. Применение интеллектуальных карт в процессе

обучения дошкольников / В. М. Акименко // Начальная школа плюс до и после. – 2012. – № 7. – С. 34-37.

Публикации по теме:

Проект «Использование метода интеллект-карт в образовательном процессе ДОУ»Проект «Использование метода интеллект-карт в образовательном процессе ДОУ» Актуальность: Время информационных технологий, в которое мы живем, заставляет все больше задумываться о том, как помочь детям охватить.

Опыт работы «Использование интеллект-карт в работе с детьми дошкольного возраста»Опыт работы «Использование интеллект-карт в работе с детьми дошкольного возраста» 1-ый слайд. Добрый день, уважаемые коллеги! Тема моего выступления «Использование интеллект-карт в работе с детьми дошкольного возраста».

Нетрадиционные методики и здоровьесберегающие технологии на логопедических занятиях «Нетрадиционные методики и здоровьесберегающие технологии на логопедических занятиях» Тема: «Автоматизация звука [З]» Цель: «Профилактика.

Фотоотчёт о проекте «Исследовательская деятельность детей с использованием интеллект-карт по теме «Времена года»Фотоотчёт о проекте «Исследовательская деятельность детей с использованием интеллект-карт по теме «Времена года» Цель проекта: Формирование целостного представления о временах года: признаки времён года; сезонные изменения в живой и неживой природе.

Интеллект-карта «Россия». Рекомендации для педагогов по созданию интеллект-карт в детском садуИнтеллект-карта «Россия». Рекомендации для педагогов по созданию интеллект-карт в детском саду Интеллект- карта, карта мыслей или ассоциаций- это способ записи мыслей с помощью схем. В работе с детьми старшего дошкольного возраста.

Интеллект-карта «Россия». Рекомендации для педагогов по созданию интеллект-карт в детском садуИнтеллект-карта «Россия». Рекомендации для педагогов по созданию интеллект-карт в детском саду Интеллект-карта «Россия». Рекомендации для педагогов по созданию интеллект-карт в детском саду Интеллект- карта (карта мыслей или ассоциаций).

Исследовательская деятельность в рамках сотрудничества со старшими дошкольниками с использованием интеллект-картИсследовательская деятельность в рамках сотрудничества со старшими дошкольниками с использованием интеллект-карт План работы исследовательской деятельности по теме «Осень" на месяц октябрь во второй младшей группе № 8,в рамках сотрудничества со старшими.

Использование интеллект-карт в работе логопедаИспользование интеллект-карт в работе логопеда .

Применение метода интеллект-карт в систематизации знаний дошкольниковПрименение метода интеллект-карт в систематизации знаний дошкольников Интеллект-карты: один из методов организации воспитательно-образовательного процесса с детьми старшего дошкольного возраста Актуальность.

Применение интеллект-карт в процессе коррекционно-образовательной деятельности ДОУПрименение интеллект-карт в процессе коррекционно-образовательной деятельности ДОУ Применение интеллект-карт в коррекционно-образовательном процессе ДОУ Учитель-логопед МДОАУ «Д/с №12 «Журавушка» комбинированного вида.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт применения технологии «интеллект-карт» на логопедических занятиях
Опубликовано: 23 августа 2023 в 12:37
+235Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт применения технологии «интеллект-карт» на логопедических занятиях» (включая файлы) размещена пользователем Архипова Мария Сергеевна (УИ 3049164) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 16.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД