Архипова Мария Сергеевна
Опыт применения технологии «интеллект-карт» на логопедических занятиях
▼ Скачать + Заказать документы
Опыт применения технологии «интеллект-карт»
Автор учитель-логопед : Архипова М. С.
г. Рязань 2023г.
В логопедической работе в последние годы отмечается значительное увеличение числа детей с тяжелыми нарушениями речи, и в связи с этим, возникает необходимость в поиске наиболее эффективного пути обучения такой категории детей. Для полноценного развития ребенка важным условием является сформированность всех сторон речи. Любая технология, применяемая в работе с детьми дошкольного возраста должна решать образовательные, коррекционные и воспитательные задачи. Поэтому перед педагогами образовательных учреждений в связи с требованиями к образованию, возникающими проблемами в обучении детей возникает необходимость в поиске и разработке новых технологий, применяемых в коррекционно-развивающем обучении. В связи с этим я стала изучать технологию «интеллект-карт» в коррекционно-образовательном процессе. Применение данной технологий позволяет и вести работу по коррекции нарушений в развитии ребенка, и создавать условия для формирования познавательных интересов, любознательности, самостоятельности.
Публикация «Опыт применения технологии „интеллект-карт“ на логопедических занятиях» размещена в разделах
- Интеллект-карты. Методика ментальных карт Тони Бьюзена
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Данный метод «интеллект-карт» был создан американским ученым Тони Бьюзеном. По-английски он называется "mind maps". Буквально слово "mind" означает "ум", а слово "maps" — "карты". В итоге получаются "карты ума". Но чаще всего в переводах используется термин "интеллект-карты".[1].
В мир дошкольных технологий, интеллект – карты пришли благодаря кандидату педагогических наук Акименко Валентины Михайловны. В ее работах описаны особенности использования технологии «интеллект-карта» в обучении детей дошкольного возраста. Главным в методики является то, что в процессе усвоения информации задействованы оба полушария головного мозга, что повышает эффективность восприятия и обработки информации (полученные знания формируются как зрительный образ, так и словесное описание объектов, явлений). Это одна из особенности методики. Акименко В. М. также предложила использовать этот метод для развития связной речи у детей.
Интеллектуальная карта – это простой и в тоже время уникальный способ обработки и запоминания информации. [2].
Особенности применения интеллект-карт в коррекционно-развивающем обучении детей в возрасте от 5 до 7 лет с ОНР.
Интеллект карты в работе с детьми дошкольного возраста представлены в виде схем, наполненных графическими средствами: стрелки, рисунки, символы. Также необходимо дополнять каждую часть карты печатным текстом, что не уменьшает значимости графических изображений (так как правое полушарие головного мозга в своей работе направлено на восприятие зрительных образов, пространственного расположения объектов).
Так как интеллектуальная карта - это графический способ, то для ее составления есть ряд требований:
1. Лист располагается горизонтально. В центре листа размещается главная идея.
2. Выделяются основные понятия по главной теме («Мозговой штурм» – подбор ассоциаций по теме). Каждую мысль писать надо печатными заглавными буквами, разборчиво, при этом сопровождать каждое звено символами и иллюстрациями.
3. Первичные ответвления обозначать разными цветами. Ветви детализируются, добавляются картинки, символы.
4. После составления карты дети называют изображения, размещенные на карте с целью закрепления представлений по изучаемой теме. [2].
На логопедических занятиях с детьми с ТНР с помощью интеллект карта можно решать разнообразные коррекционные задачи:
1. Развивать артикуляционную моторику.
2. Формировать лексико-грамматическую структуру речи.
3. Развивать связную речь.
4. Формировать навыки звукового анализа и синтеза.
5. Автоматизировать и дифференцировать звуки.
6. Подводить итоги в освоении раздела изученного материала.
Рассмотрим вариант интеллект карты на автоматизацию звука «Р». Получилось яркое многофункциональное пособие. В процессе создания дети закрепляли знания о звуке «Р».
1. Закрепление понятия звук, буква.
2. Характеристика данного звука.
3. В каких словах встречается данный звук.
4. Позиция звука в слове.
5. Определение количество слогов в слове с данным звуком.
В конце создания ителлект–карты ребенок обобщает свои знания о звуке, а именно: звук «р» обозначается буквой Р, что данный звук согласный, звонкий и обозначается символом синего цвета (может быть и мягким). Встречается в следующих словах: (предлагаются картинки не только со звуком «р» но и картинки со звуком «л» дифференцируем звуки, ребенок выбирает картинки только со звуком «р»). Может находиться в начале в середине или в конце слова, а также встречается в словах с одним слогом, двумя, тремя и т. д.
Применять интеллект-карту можно как на индивидуальных, так и на подгрупповых занятиях. Создание интеллект-карт может длиться не одно занятие.
Можно с уверенностью сказать, что технология использования интеллект - карт на занятиях является эффективной. У детей значительно повысился интерес к занятиям, к окружающему миру, отмечается обогащение словарного запаса. При внедрении новых технологий дети становятся активными участниками образовательного процесса, а не просто пассивными слушателями.
Метод Интеллект - карт делает процесс усвоения информации более наглядным. При этом появляется возможность развивать все психические процессы, активизировать творческий и интеллектуальный потенциал каждого ребенка.
Литература.
1. Бьюзен Тони. Карты памяти: уникальная методика запоминания информации/ Тони Бьюзен, Джо Годфри Вуд; [пер. с англ. О. Ю. Пановой] – М: «Росмэн», 2007.
2. Акименко В. М. Применение интеллектуальных карт в процессе
обучения дошкольников / В. М. Акименко // Начальная школа плюс до и после. – 2012. – № 7. – С. 34-37.