Получи документы

Опыт работы «Формирование представлений о сенсорных эталонах у детей дошкольного возраста с нарушением зрения»

Елена
Опыт работы «Формирование представлений о сенсорных эталонах у детей дошкольного возраста с нарушением зрения»

СОДЕРЖАНИЕ

1. Введение… 1

2. Теоретическое обоснование опыта работы…. 3

2.1 Принципы и подходы к формированию Опыта… 3

2.2 Характеристика особенностей развития детей с нарушениями зрения. 3

2.3 Планируемые результаты опыта работы…. 4

3. Этапы реализации опыта работы… 6

4. Материально-техническое обеспечение опыта работы… 14

Публикация «Опыт работы „Формирование представлений о сенсорных эталонах у детей дошкольного возраста с нарушением зрения“» размещена в разделах

4.1 Развивающая предметно-пространственная среда по формированию представлений о сенсорных эталонах.

14

4.2 Рекомендации по организации совместной и самостоятельной деятельности детей в группе с учетом развивающей предметно-пространственной среды….

15

5. Литература… 17

Приложения:

- критерии обследования детей

- протоколы обследования детей

- сравнение диаграммы уровней сформированности представлений о сенсорных эталонах дошкольников с нарушением зрения

- материал по работе с детьми :

• перспективные планы

• конспекты занятий

• комплексы зрительной гимнастики

- материал по работе с педагогами

• консультации для учителей дефектологов (тифлопедагогов)

• консультации для воспитателей групп компенсирующей направленности

- материалы по взаимодействию с родителями

формы взаимодействия тифлопедагога с семьей

• консультации для родителей

1. ВВЕДЕНИЕ

Познавательное развитие предполагает развитие у детей познавательных интересов и познавательных действий по приобретению первичных представлений о свойствах и отношениях окружающего мира (форме, цвете, размере и т. п.) и использованию знаний в различных видах деятельности. «Для получения образования обучающимся с ОВЗ необходимы условия для обучения, воспитания и развития, включающие в себя использование образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных пособий и дидактических материалов».

Отсюда вытекают актуальность и значимость разработки опыта «Развитие познавательной деятельности детей с нарушением зрения через формирование у них представлений о сенсорных эталонах в коррекционной деятельности».

Нарушения зрения, как и другие нарушения психофизического развития ребенка, затрудняют получение сенсорной информации об окружающем мире и отрицательно сказываются на развитии умения использовать ее в деятельности (А. Г. Литвак, Л. П. Григорьева, Л. И. Солнцева, В. А. Феоктистова, В. З. Денискина).

Сенсорное развитие является составной частью познавательного развития детей в раннем и дошкольном детстве, так как этот период наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Сенсорные эталоны - это общепринятые образцы каждого вида свойств и отношений предметов. На их основе формируются полноценные представления о внешних признаках предметов, их форме, цвете, величине, запахе, вкусе, положении в пространстве и времени. Сенсорное развитие предполагает работу мыслительных процессов: отождествления, сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации и абстрагирования, а также стимулирует развитие всех сторон речи (номинативной функции, фразовой речи и др., способствует обогащению и расширению словаря.

Коррекционная работа по формированию представлений о сенсорных эталонах способствует активной исследовательской деятельности и позволяет учителю-дефектологу решать задачи обучения во всех видах коррекционных занятий, организуемых с детьми, имеющими нарушения зрения, такие как развитие зрительного восприятия, ориентировка в пространстве, социально-бытовая ориентировка, развитие осязания и мелкой моторики.

Опыт разработан на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения) Л. И. Плаксиной в соответствии с Федеральным законом РФ «Об образовании», ФГОС ДО и АОП ДОУ

В опыте представлены задачи обучения по четырем годам обучения, определены промежуточные результаты оценки деятельности на каждом возрастном этапе, подобраны виды деятельности в соответствии с тематическим принципом организации деятельности детей 3-7 лет, предложены рекомендации по организации развивающей предметно-пространственной среды по формированию представлений о сенсорных эталонах, разработаны рекомендации родителям по организации совместной деятельности с ребенком, приводится перечень научно-методической литературы по формированию представлений о сенсорных эталонах.

Опыт разработан для использования учителями-дефектологами (тифлопедагогами) в коррекционно-педагогическом процессе для детей с нарушениями зрения. Он также может быть использован в общей педагогической практике и другими педагогами (воспитателями групп компенсирующей направленности, работающими с детьми с нарушениями зрения, так как в нем представлены цели, содержание, приемы, методы, средства обучения и формы деятельности по формированию у детей представлений о сенсорных эталонах.

Новизна Опыта заключается в том, что учителя-дефектологи (тифлопедагоги) смогут использовать его в коррекционной работе с детьми с нарушением зрения во всех возрастных группах.

Реализация Опыта осуществляется в общем образовательном процессе на основе АОП ДОУ, рабочих программ учителя-дефектолога специалистами ДОУ в соответствии с календарно-тематическим принципом организации деятельности на всех видах коррекционных занятий.

В Опыте четко прослеживаются во всех возрастных группах :

• задачи и содержание деятельности по овладению сенсорными эталонами цвета, формы, величины предметов;

• педагогическая диагностика оценки индивидуального развития детей по овладению знаниями о сенсорных эталонах, необходимая для получения обратной связи и информации о динамике развития ребенка по реализации Опыта.

В Опыте прослеживается взаимосвязь действий с родителями по формированию представлений о сенсорных эталонах.

Опыт разработан на четыре года обучения детей с нарушениями зрения.

Опыт реализуется третий год учителем дефектологом в МБДОУ, д/с N42, «Пингвиненок» г. Брянска.

Опыт направлен на развитие познавательной деятельности детей с нарушениями зрения через формирование у них представлений о сенсорных эталонах с использованием эффективных средств, форм и инновационных методов работы, организуемых тифлопедагогом в общем коррекционно-педагогическом процессе.

Целью Опыта является проектирование коррекционно-образовательной деятельности по формированию представлений о сенсорных эталонах у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения (3-7 лет).

Задачи:

формировать представление о сенсорных эталонах;

• развивать умение соотносить сенсорные признаки предметов с сенсорными эталонами;

• расширять и активизировать словарный запас при анализе свойств и качеств предметов;

• использовать полученные знания в предметно-практической деятельности.

Публикации по теме:

Развитие уверенности у детей дошкольного возраста с нарушением зрения в процессе рисования "Развитие уверенности у детей дошкольного возраста с нарушением зрения в процессе рисования"Всем известно, что изобразительная деятельность.

Дидактические игры по формированию навыков самообслуживания для детей с нарушением зрения младшего дошкольного возраста Дидактические игры по формированию навыков самообслуживания для детей с ОВЗ (нарушение зрения) младшего дошкольного возраста «Перелей».

Формирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста. Опыт работы «Учимся умываться»Формирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста. Опыт работы «Учимся умываться» Формирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста. Опыт работы «Учимся умываться». В. А. Сухомлинский: «Дайте детям радость.

Формирование элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возрастаФормирование элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста • Задачи: 1. Познакомить с порядковым счетом до 5. 2. Учить правильно называть порядковые навыки счета. 3. Закреплять навыки счета. 4. Упражнять.

Опыт работы «Игры с цветом для детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения»Опыт работы «Игры с цветом для детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения» Работая с детьми с нарушением зрения, отметила, что многие из них имеют отклонения цветоразличительных функций. Коррекционно-педагогическая.

Методическая разработка: «Современные технологии воспитания и обучения детей дошкольного возраста с нарушением зрения». Публикация: «Современные технологии воспитания и обучения детей дошкольного возраста с нарушением зрения».Система российского образования.

Опыт работы «Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ правил дорожного движения»Опыт работы «Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ правил дорожного движения» Проблема: Причиной дорожно-транспортных происшествий чаще всего являются сами дети. Приводит к этому незнание элементарных основ правил.

Опыт работы по теме: «Формирование сенсорных эталонов у детей дошкольного возраста посредством игр с блоками Дьенеша»Опыт работы по теме: «Формирование сенсорных эталонов у детей дошкольного возраста посредством игр с блоками Дьенеша» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №13 «Колокольчик»» городского округа город Шарья Костромской.

Консультация «Специфика работы учителя-логопеда в детском саду для детей с нарушением зрения» Специфика работы учителя - логопеда в ДОУ для детей с нарушением зрения. Работа учителя – логопеда в детском саду для детей с нарушением.

Упражнения по формированию представлений о величине у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения Упражнения по формированию представлений о величине у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения «Разложи по порядку» У.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Формирование представлений о сенсорных эталонах у детей дошкольного возраста с нарушением зрения»
Опубликовано: 12 октября 2020 в 15:17
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
10 мая. Проверка готовности к школе. Передвижка «Готов ли ребенок к школе»

Ребенок очень быстро растет, приближается время, когда он больше не будет дошкольником, а пойдет в школу. Как определить готов ли ваш малыш к этой новой ступени своей жизни?

9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД