Папки-передвижки

Формирование социальной компетентности у детей с ОВЗ через сотрудничество ДОУ с семьей

Анна Горнова
Формирование социальной компетентности у детей с ОВЗ через сотрудничество ДОУ с семьей
▼ Скачать + Заказать документы

Человек не может жить один. Высшее счастье и радость человеческая – общение с другими людьми. Каждый твой шаг, каждое слово, даже взгляд, даже то, как ты открыл глаза, или поднял руку, – всё это отзывается в сердце другого человека.

В. А. Сухомлинский

Социальная компетентность ребенка дошкольного возраста – одна из главных ступеней подготовки его к жизни в обществе, семье, коллективе. Под социальной компетентностью следует понимать умение правильно взаимодействовать в обществе, конструктивно решать сложившиеся проблемы, иметь на многие вещи свое собственное мнение и уважать интересы, взгляды, мнения других людей.

Публикация «Формирование социальной компетентности у детей с ОВЗ через сотрудничество ДОУ с семьей» размещена в разделах

Первым звеном в формировании социальной компетентности ребенка в обществе является семья и близкое окружение малыша. Как складываются отношения в семье и чем они скреплены, зависит от родителей, которые воспитаны своими родителями. Стабильность в семье – это главный фундамент психического здоровья ребенка и его эмоционального равновесия. Как глубоко лежит этот фундамент и есть ли он вообще, от чего зависит крепость здания семейного счастья, тепло которого рождает радость и счастливые улыбки детей?

В трудах известных педагогов и общественных деятелей К. Д. Ушинского, Н. И. Пирогова, Д. И. Писарева, Н. В. Шелгунова, А. П. Нечаева, а также В. А. Сухомлинского, Я. Корчака подчеркивается решающая роль семьи в формировании личности ребенка, в воспитании его нравственно — духовных, эмоциональных, интеллектуальных качеств.

По образному выражению А. Г. Харчева, семья для дошкольника – «социальный микрокосм». В ней ребенок опосредует нормы человеческого общежития, усваивает нравственные ценности. Благодаря своим особенностям семья создает такие условия, которые помогают человеку ощущать свою принадлежность к обществу, усиливают чувство его безопасности и покоя, вызывают желание оказывать помощь и поддержку другим людям.

Второе звено формирования социальной компетентности ребенка – это дошкольное учреждение. То, что не дополучил или вовсе не получил ребенок в семье следует дать воспитателю. Научить детей доброму отношению друг к другу, уважению к старшим, считаться с мнениями других, решать проблемы, преодолевать трудности – вот главные задачи, которые ставит и решает воспитатель ДОУ.

Педагоги Н. К. Крупская, Д. В. Менджерицкая, Е. И. Тихеева и другие, считают, что в отрыве от семьи невозможно воспитать подрастающее поколение, необходимо образовательному учреждению, воспитателям постоянно устанавливать контакт с родителями.

Актуальность данной проблемы сегодня определяет сложная ситуация в современном обществе, которое отнюдь не идеально.

В статье 44 Закона РФ "Об образовании" говорится: "Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте". Однако, в условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, многие родители самоустранились от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. И наша задача, воспитателей и специалистов детского сада, поддержать, направить, вовремя помочь семье в вопросах воспитания и развития малыша.

Работая воспитателем не первый год, наблюдая за детьми в игровой деятельности и в общении между собой, общаясь с родителями детей, отмечаю взаимосвязь с определенными условиями воспитания в семье, особенностями отношений, стилем жизни семьи и местом, которое в ней занимает ребенок. Порой вызывают чувство глубокого уважения отношения между родителями воспитанников, внимание и участие к ребенку, неподдельный интерес к его успехам, жизни в детском саду. И такой малыш умеет делиться игрушкой, терпелив, внимателен к другим детям, спокойно реагирует на неудачи, замечания взрослых, самостоятелен, дружелюбен, общителен. А бывает и наоборот. Тревогу и беспокойство вызывают семьи, где нет понятия «семейные традиции», где на вопрос воспитателя «Как ласково вы дома называете своего сына?», удивляются и отвечают, что только по имени, когда «взрываются» по каждому непонятному с их точки зрения вопросу, вымещают вечером на своем ребенке неудовольствие, раздражение от неудачно проведенного дня. И еще многое, и многое…. У меня вызывает особый профессиональный интерес проблема разрешения подобных, на мой взгляд, разрешимых ситуаций взаимоотношений родителей и детей, вызывает огромное удовлетворение и радость, когда родители понимают и стараются сделать жизнь своего малыша по - настоящему счастливой. Стараюсь делать все для этого от меня зависящее и родителю отвожу роль не пассивного слушателя и исполнителя, а сообщника, соратника, единомышленника.

Важным механизмом формирования социальной компетентности у детей является

сотрудничество с семьёй;

– расширение социального окружения детей;

– создание социализирующей развивающей среды;

Для эффективного сотрудничества с родителями по формированию социальной компетентности у воспитанников была поставлена цель:

-Создание условий для взаимодействия воспитателей и семьи через различные формы активизации родительской общественности.

Поставлены задачи:

-Организовать систему информированности и заинтересованности родителей в вопросах жизнедеятельности детей в детском саду.

-Обогатить процесс общения между детьми и взрослыми, между родителями и воспитателями эмоциональными переживаниями.

-Сохранять физическое и психологическое здоровье детей.

Малыш впервые переступает порог детского сада. Мы знакомимся не только с ним, а еще и с его семьей. Ведь нам вместе идти рука об руку все годы дошкольного детства. Первое знакомство, первые впечатления, первые оценки и выводы. Поняла одно, торопиться с определением статусности семьи или неблагополучия ее не нужно. Общение, наблюдение, изучение…

Мы разработали для себя критерий, который назвали "включенностью" родителей в образовательный процесс. Сначала этот критерий отражал количественные показатели присутствия родителей на групповых мероприятиях. Позднее мы выделили качественные показатели: инициативность, ответственность, отношение родителей к продуктам совместной деятельности детей и взрослых, степень участия в жизни группы и детского сада.

Такой анализ позволил выделить три группы родителей.

Родители – лидеры, которые умеют и с удовольствием участвуют в воспитательно-образовательном процессе, видят ценность любой работы детского учреждения, поддерживают своего ребенка в любых начинаниях.

Родители - исполнители, которые принимают участие при условии значимой мотивации, выборочно.

Родители - критические наблюдатели, живущие по принципу "меня, воспитывали так же".

Исходя из этого работу по вовлечению родителей в образовательный процесс, строим таким образом, чтобы у семьи повысилась заинтересованность, появилась мотивация, желание и интерес к любому виду деятельности, не только предлагаемому воспитателем, но и исходящему от самих родителей.

Такую работу ведё м по четырем направлениям:

Информационно – аналитическое

Знакомство с семьей дошкольника идет постепенно: в наблюдениях, общении, изучении информации, которую мамы и папы предоставляют нам в анкете «Давайте познакомимся!» (Приложение 1). Такую анкету постаралась разработать максимально информационно и подробно, включив в нее доверительные вопросы, как о ребенке, так и о родителях. Полученную информацию использую осторожно, тактично. Доверие, расположение родителей особо ценно, ведь во взаимодействии с мамами и папами мне предстоит растить их малыша. Именно растить, согласуя свои действия с семьей, дополняя, в редких случаях компенсируя, домашние условия воспитания.

Получив реальную картину, на основе собранных данных, мы анализировали особенности структуры родственных связей каждого ребенка, специфику семьи и семейного воспитания дошкольника, выработали тактику своего общения с каждым родителем. Сделать вывод о формировании социальной компетентности ребенка нам дают возможность перфокарты и опросники, специально разработанные и предлагаемые родителям и детям, а также интервьюирование детей и взрослых (Приложения 2,3).

Познавательное направление - это обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей дошкольного возраста.

В детском саду созданы все условия для организации единого пространства развития и воспитания ребенка, формирование его социальной компетенции.

В данном направлении ведем работу, применяя известные традиционные формы работы с родителями. Однако, для заинтересованности и активизации родительской аудитории используем в своей деятельности и нетрадиционные формы : Дни общения, Дни добрых дел, тренинги, родительские гостиные, почта Доверия, семейный вернисаж и многое другое.

Зная, как важна атмосфера дружеских взаимоотношений между педагогом и родителями, собрание «Капризы и упрямства» мы провели в нетрадиционной форме (Приложение 4). Мягкое освещение, музыкальное сопровождение, доброжелательный тон повествования способствовали созданию доверительной атмосферы, помогли родителям откровенно говорить о проблемах. В конце собрания родителям было предложено оформить коллаж с одной стороны «Кризис 3х лет глазами родителей», с другой стороны «Кризис 3х лет глазами детей». Если в начале встречи ощущалось некоторое напряжение, чувство неуверенности, беспокойства, то к концу собрания царили взаимная симпатия и интерес друг к другу.

Наглядно - информационное направление работы с семьями воспитанников включает в себя: семейный и групповые альбомы "Наша дружная семейка", "Наша жизнь день за днем", фотоколлажи "Из жизни группы", "Друзья наши меньшие", "В кругу семьи", фотовыставки «Где родился, там и пригодился", эмоциональный уголок "Я сегодня вот такой!", "Здравствуйте, я пришел", копилка Добрых дел (Приложения 5,6,7).

Для активизации родителей мы использовали в информационном уголке рубрики : «Спрашивали - отвечаем", "Говорят дети", "Носики - курносики", "Вырастай-ка", "От всей души", "Обратите внимание" и другое.

С сентября 2012 года выпускаем газету в группе под названием "ОКНО" (Приложение 8). Информационный вестник «Очень Короткие НОвости» из жизни группы выпускаем раз в 3 месяца. Ее можно взять домой почитать, при желании размножить и сохранить в семье. «ОКНО» - это включение родителей во все направления жизнедеятельности детского сада и группы, через различные рубрики газеты: -"BABY NEWS"," Наши гости ", "ЧАВО" (часто задаваемые вопросы, "Учим вместе", "Фотохроника". В газете есть репортажи о самых важных и трогательных новостях жизни группы (научились говорить букву «Р», выпал зуб, рассказал стихотворение от начала до конца без подсказки и т. д.) и детского сада, информация об администрации, специалистах и воспитателях.

Главные принципы функционирования информационного вестника «ОКНО» :

• Предоставление информации о воспитательно-образовательном процессе и жизнедеятельности детского сада и группы;

• Психолого-педагогическое просвещение родителей;

• Знакомство со специалистами ДОУ;

• Объективность информации;

• Наличие обратной связи

Родители ждут выхода нового номера, дают свои комментарии, благодарят за возможность быть равноправными участниками жизни детского сада.

По инициативе родителей и их активной поддержке была создана группа «Белочки», как сообщество единомышленников в воспитании и развитии детей дошкольного возраста, размещенная в сетевом сообществе «Одноклассники».

Наглядно - информационное направление дает возможность донести до родителей необходимую информацию в доступной и творческой форме, напомнить о родительских обязанностях и ответственности.

Досуговое направление в работе с родителями оказалось самым привлекательным, востребованным, полезным, но и самым трудным в организации. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям увидеть изнутри проблемы своего малыша, приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с другими детьми, а также с родительской общественностью в целом.

Мы разработали определенный алгоритм подготовки к семейным праздникам (Приложение 9, позволяющий качественно и творчески реализовать все задуманное, привлечь к сотрудничеству всех участников образовательного процесса.

Огромной популярностью пользуется метод проектирования. Совместные проекты показали, какую роль и место занимают дети в семьях, как важно семье быть сплоченной для реализации любой деятельности (Приложение10).

Для расширения социального окружения дошкольников регулярным стало посещение детьми других групп и проведение ежегодной акции: "Просто так", "Подари книгу детям" (Приложение 11). У многих дома есть книги и игрушки, из которых дети "выросли". Сколько воспитательных моментов таит в себе эта маленькая акция! Это и бережное отношение к старым вещам, при этом дети учатся не только принимать подарки, но и делать их - это большой труд, воспитание души. Любимая книга стала еще интереснее и звучит по - новому в кругу друзей. Теперь у нас в группе и у наших друзей в соседних группах целая библиотека, созданная благодаря родителям.

Каждый человек, сделав какую-нибудь работу, нуждается в оценке своего труда. В этом нуждаются и наши родители.

"Похвала полезна хотя бы потому, что укрепляет нас в доброжелательных намерениях", - писал Ф. Ларошфуко. Мы думаем, что это актуально всегда и везде и не забываем хвалить своих родителей.

В современных условиях детского сада трудно обойтись без поддержки родителей. С помощью мам и пап группа оформлена так, что каждый уголок используется для развития детей. Есть уголки "Тихий" и "Дружбы", где дети могут посидеть в уютных креслах, и посмотреть групповой или семейный альбомы.

На сегодняшний день можно сказать, что у нас сложилась система в работе с родителями, достигнуты определенные результаты и в формировании социальной компетентности дошкольников. Родители из "зрителей" и "наблюдателей" стали активными участниками встреч и помощниками воспитателя, создана атмосфера взаимоуважения, взаимодействия между детьми.

В результате проделанной работы, использовании различных форм и методов общения с родителями, повысилась психолого-педагогическая грамотность родителей, повысилась культура межличностного общения детей в группе.

Семья и детский сад - это два воспитательных феномена, каждый из которых дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.

Мы не останавливаемся на достигнутом. Впереди много планов, идей.

Надеемся реализовать их при поддержке нашей самой надежной опоры - родителей!

Воспитатель: высшей квалификационной категории

Горнова Анна Николаевна.

Публикации по теме:

Формирование социальной компетентности детей дошкольного возраста с использованием кейс-технологии «Формирование социальной компетентности детей дошкольного возраста с использованием кейс - технологии» 2 слайд. Главной задачей государственной.

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей 2–3 лет через игровые действияФормирование культурно-гигиенических навыков у детей 2–3 лет через игровые действия Культурно-гигиенические навыки формируются в раннем возрасте, пока нервная система еще пластична, а действия, связанные с приемом пищи,.

Формирование у детей-дошкольников нравственно-патриотических качеств через знакомство детей с городами-героями. ВолгоградФормирование у детей-дошкольников нравственно-патриотических качеств через знакомство детей с городами-героями. Волгоград В этом году исполнилось 75 лет Победы советских воинов в Великой Отечественной войне над фашистскими захватчиками. Поэтому, мы должны уделять.

Консультация «Формирование у детей начал экологической компетенции через проектную деятельность»Консультация «Формирование у детей начал экологической компетенции через проектную деятельность» Всё хорошее в людях — из детства! Как истоки добра пробудить? Прикоснуться к природе всем сердцем: Удивиться, узнать, полюбить! Мы хотим,.

Формирование личности через развитие эмоционального интеллекта у детей с помощью настольных игр МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ ДОУ ПО ТЕМЕ: "ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ ЧЕРЕЗ РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ С ПОМОЩЬЮ НАСТОЛЬНЫХ.

Мастер-класс «Формирование коммуникативной компетентности учащихся начальных классов» Мастер – класс «Формирование коммуникативной компетентности учащихся начальных классов на уроках с использованием современных технологий».

Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста через экологическое образованиеФормирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста через экологическое образование Автор: Наталья Михайловна Шунина В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами и воспитателями, является сохранение.

Формирование познавательного интереса у детей посредством ознакомления с семьей, родным краемФормирование познавательного интереса у детей посредством ознакомления с семьей, родным краем .

Семинар-практикум для воспитателей «Сотрудничество с семьей по вопросам социально-коммуникативного развития детей» Известный отечественный психолог Л. С. Выготский писал, что семья — важнейший элемент социальной ситуации развития. Именно она оказывает.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование социальной компетентности у детей с ОВЗ через сотрудничество ДОУ с семьей
Опубликовано: 21 февраля 2024 в 19:55
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование социальной компетентности у детей с ОВЗ через сотрудничество ДОУ с семьей» (включая файлы) размещена пользователем Анна Горнова (УИ 998293) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД