Получи документы

Консультация «Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста в разных видах деятельности»

Березовая Елена
Консультация «Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста в разных видах деятельности»

«ДЕТСКИЙ САД № 245» г. БАРНАУЛА.

Формирование ЗОЖ у детей дошкольного

возраста в разных видах деятельности.

(обобщение опыта работы).

Автор:Березовая Е. Н. Воспитатель.

Считают, что нет задачи более важной и вместе с тем сложной, чем вырастить, прежде всего, здорового человека и не просто здорового, а который будет осознавать важность и необходимость заботы о своем здоровье и будет знать и применять реальные приемы его сохранения. Ведь именно в дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья, когда происходит созревание и совершенствование жизненных систем и функций организма, формируются движения, осанка, приобретаются физические качества, вырабатываются начальные гигиенические навыки.

Публикация «Консультация „Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста в разных видах деятельности“» размещена в разделах

В своей деятельности я исходила из того, что успешное формирование представлений о ЗОЖ у дошкольников возможно только при осуществлении целенаправленной систематической воспитательно-образовательной работы в группе и семье, согласованного взаимодействия в триаде ребенок-педагог-родитель, инициатором и координатором которого выступает воспитатель.

Для каждого компонента здоровья были определены соответствующие направления работы, которые должны проводятся и в непосредственно-образовательной деятельности и в режимные моменты, и, конечно, в работе с родителями, т. е. пронизываться весь учебно-воспитательный процесс в группе.

Вся методика работы с детьми строилась в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ними, с акцентом на их поисковую активность, побуждая детей к творческому отношению при выполнении заданий, самостоятельности и ответственности.

Условия становления опыта

Важным условием становления опыта стал собственный интерес к обозначенной проблеме, обусловленный личным опытом общения с детьми и родителями, с другими педагогами, стремление придать своей деятельности направленный характер. В тоже время одной из приоритетных задач, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в детском саду.

Но главным препятствием является, по моему убеждению, отсутствие у детей осознанного отношения к своему здоровью. Потребность в его здоровье есть у родителей, детского сада, школы, общества, и все вместе мы пытаемся внушить ребенку свое представление о здоровье. Поэтому и в образовательных программах дошкольных учреждений все больше разделов, посвященных изучению организма человека, обеспечению безопасности его жизни. Я считаю, что главное - помочь малышам выработать собственные жизненные ориентиры в выборе здорового образа жизни, научить оценивать свои физические возможности, видеть перспективы их развития, осознать ответственность за свое здоровье.

Возможно ли это в таком юном возрасте? При создании определенных условий возможно. Необходимо погружение ребенка в особо организованную жизненную среду, формирующую привычки здорового образа жизни без их декларирования взрослыми. Важно уметь конструировать познавательную деятельность детей на занятиях, в быту и в игре.

Актуальность опыта

Уровень состояния здоровья (физического и психоэмоционального)детей как дошкольного, так и школьного возраста ежегодно падает. Это зависит от множества причин, в том числе и от увеличения умственной нагрузки, уменьшения возможности для двигательного и эмоционального отдыха, низкого уровня знаний о ЗОЖ.

Отношение детей к своему здоровью - фундамент, на котором может быть выстроено здание потребности в ЗОЖ. Необходимо, чтобы дети поняли: и свое здоровье, и свою жизнь надо уметь защищать с самого раннего возраста.

Забота о здоровом образе жизни - это основа физического и нравственного здоровья, а обеспечить укрепление здоровья можно только путем комплексного решения педагогических, медицинских и социальных вопросов. Проблема в том, что в дошкольном образовании общепринятая система физического воспитания и многие авторские программы:

- не учитывают конкретных условий детских учреждений;

- не предусматривают дифференцированного подхода к детям с их индивидуальными особенностями и здоровьем;

- не реализуют потребности детей в движении.

В наше дошкольное учреждение приходят дети в основном со II и III группой здоровья и имеющие различные патологии. Проанализировав факты, передо мной возникли вопросы: Как укрепить и сохранить здоровье наших детей? Как организовать образовательную деятельность дошкольников, чтобы дать каждому ребёнку оптимальную нагрузку с учётом его подготовленности, группы здоровья?

Одним из путей данной проблемы я увидела в комплексный подход к оздоровлению детей через использование здоровьесберегающих технологий, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада. Их внедрение я строю на формировании осознанного отношения ребёнка к своему здоровью, которое, в свою очередь, должно стать системообразующим фактором модернизации физкультурно-оздоровительной работы. Разработанный, совместно с коллегами план обучения знаниям, умениям и навыкам обеспечения и поддержания здоровья начиная с периода первого детства, позволит успешно решать задачу формирования своей философии жизни, собственной философии здоровья.

Цель:

Организовать окружающую среду и все виды деятельности дошкольников в группе таким образом, чтобы она обеспечивала каждому ребенку разностороннее и гармоничное развитие, помогала ему использовать резервы своего организма для сохранения, укрепления здоровья и повышала его уровень развития, приобщала к культуре и здоровому образу жизни.

Объектом исследования в работе– представления о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста.

Предмет исследования – процесс формирования здорового образа жизни детей дошкольного возраста в условиях ДОУ.

Гипотеза исследования: работа по формированию здорового образа жизни детей дошкольного возраста в условиях ДОУ будет эффективной, если учитывать:

- возрастные и индивидуальные особенности детей;

- создавать в ДОУ условия для формирования здорового образа жизни дошкольников;

- систематически и целенаправленно проводить работу по внедрению здорового образа жизни с семьями воспитанников.

Для достижения цели необходимо решить задачи:

Оздоровительные задачи :

Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, совершенствование функций организма, повышение его защитных свойств и устойчивости к заболеваниям средствами движения, дыхательной гимнастики, массажа, самомассажа, звуковой гимнастики, динамических часов и др. формирование правильной осанки, гигиенических навыков.

Образовательные задачи :

Формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями;

создание условий для реализации потребности детей в двигательной активности; выявление интересов, склонностей и способностей детей в двигательной деятельности и реализация их через систему спортивно-оздоровительной работы.

Воспитательные задачи:

Воспитание потребности в здоровом образе жизни; выработка привычки к соблюдению режима, потребность в физических упражнениях и играх;

расширение кругозора, уточнение представлений об окружающем мире, уважительное отношение к культуре родной страны, воспитание у детей сознания того, что человек - часть природы и общества;

воспитание физических качеств, необходимых для полноценного развития личности

Новизна опыта:

Своеобразие и новизна предлагаемого опыта заключается в применении новых подходов и методов во взаимодействии с дошкольниками. Практическая значимость данной проблемы заключается в том, чтобы научить своих детей самостоятельно приобретать знания, мыслить, и быть успешным. Новизна опыта заключается еще и в реализации инновационных здоровьесохраняющих технологий в физкультурно – оздоровительной деятельности :

- внедрение новых здоровьесохраняющих технологий.

-использование валеологических приемов для мотивации к здоровому образу жизни;

-использование ИКТ для более наглядной демонстрации преимущества здорового образа жизни

Для этого были созданы:

*перспективное планирование всех видов деятельности, с использованием в каждой из которых здоровьесберегающие технологии.

* Разработаны: картотеки игр, утренних гимнастик, динамических часов, физминуток, звуковых гимнастик, минуток релаксации, дыхательных гимнастик, гимнастик для глаз и др.

*консультации для родителей и педагогов, мастер – классы, тренинги др.

*праздники, досуги, конкурсы, спортивные занятия и соревнования.

* изготовлены разные атрибуты : мячи, мешочки с крупами, песком для ходьбы, рукавички фланелевые для массажа, дорожки из пробок для профилактики плоскостопия и многое другое.

Ведущая педагогическая идея:

Разработать модель формирования ЗОЖ детей дошкольного возраста и определить педагогические условия ее реализации в дошкольном образовательном учреждении

Технологичность представляемого педагогического опыта.

На сегодняшний день реалии жизни таковы, что увеличивается процент детей относящихся к группе риска уже в дошкольном возрасте. Подобная ситуация привела меня к мысли: Используя здоровьесберегающие технологии, помочь и научить малышей беречь свое здоровье и внимательно относиться к нему. В результате научного исследования проблемы:

«Формирования культуры здорового образа жизни у дошкольников» мной были изучены статьи многих специалистов в этой области.

Основная цель моей работы – создание устойчивой положительной мотивации к сохранению и укреплению физического здоровья детей; формирование психологического здоровья дошкольника как важного фактора здоровья человека в целом; профилактика психосоматических заболеваний.

Система моей работы построена с учетом возрастных, психофизических и психологических особенностей детей дошкольного возраста, опирается на основные принципы психологии и дошкольной педагогики.

Значительное место я отвожу повышению психоэмоциональной устойчивости: элементы релаксации под музыку и звуки природы, различные виды гимнастик, обучение пониманию своего эмоционального состояния. С целью выяснения уровня валеологической культуры и определения содержания, формы и методов работы проделала предварительную работу: это наблюдение за поведением детей, беседы с детьми. В результате было выявлено: зачастую небрежное отношение детей к своему здоровью объясняется отсутствием у них необходимых знаний. Родители стараются прививать ребенку элементарные навыки гигиенической культуры, следят за сохранением здоровья. Однако для осуществления преемственности в формировании привычки к здоровому образу жизни у дошкольников необходима совместная работа педагогов и родителей.

Формирование здорового образа жизни у дошкольников - это целостный процесс. Он требует овладения суммой определенных знаний по валеологии и изучения разных приемов работы с детьми, а также пропаганды знаний о здоровом образе жизни среди родителей. Для себя отметила, что применение художественного слова на занятиях и в повседневной работе дает более устойчивые результаты в усвоении материала. Огромную роль сыграли сказки и сказкотерапия.

В содержании работы по ЗОЖ значительное место занимает проведение занятий с детьми познавательного характера: знакомлю детей с элементарными знаниями о внешних органах человека; с основами первой помощи при травмах; безопасности поведения.

Разумеется, одних знаний недостаточно для формирования у детей здоровый образ жизни, задачи воспитания здорового образа жизни решаю во всех видах детской деятельности.

Одним из условий эффективного воспитания здорового образа у дошкольников является постоянное самосовершенствование; субъектная позиция педагога, которая позволяет мне постоянно развивать и обогащать свою профессиональную компетентность, а также практические способы их реализации в профессиональной деятельности; расширение профессионального кругозора и возможностей реализации творческого потенциала в ходе работы.

Мною разработаны конспекты : «Если хочешь быть здоров», «Праздник чистоты и здоровья», «Чистота для здоровья нам нужна», «В гостях у Мойдодыра» и др.

Большая роль в работе отводится созданию информационной “Среды здоровья” (схемы, рисунки, стенды, которая не только напрямую, но и опосредованно влияет на формирование мировоззрения ребенка.

Проведение занятий совместно с родителями дает мне возможность выявить проблемы в общении Родитель-Ребенок и найти совместные пути их решения через использование игровых и двигательных методик, телесной терапии.

Таким образом, в группе создается благоприятная база для формирования не только соматического, но и психического и психологического здоровья ребенка.

После изучения и отбора необходимого содержания из дошкольных методик мною был составлен перспективный план работы для детей.

Для персонала ДОУ организуются консультации, семинары, педагогические советы, деловые игры.

В своей работе широко использую наглядную агитация – уголок здоровья в группах, стенды в ДОУ, альбомы индивидуальной работы с детьми и их родителями.

В группе постепенно создаются традиции ЗОЖ – минутки здоровья на занятиях, минутки релаксации, дыхательные и звуковые паузы на занятиях, самомассаж, углубленную работу по воспитанию валеологической культуры у детей с использованием нетрадиционных форм и методов оздоровления и тд,

Формирование культуры ЗОЖ проходится мною и моей коллегой на протяжении всего времени пребывания ребенка в ДОУ:

Важным условием педагогической поддержки считаю диалог: сотрудничество с ребенком в форме бесед, совместного решения проблем и ситуаций выбора объектов среды и действий с ними, активизации самостоятельного выбора объектов среды, с которыми ребенок хочет взаимодействовать. Если ребенок чувствует себя уверенно в среде, успешно решает задачи, то хвалю и поощряю его, ориентирую на успех организации выбора и решении постепенно усложняющихся задач валеологического содержания. Если же ребенок отказывается от взаимодействия со средой, пассивен в ее освоении, то в процессе индивидуального взаимодействия ввожу его в среду, предлагаю совместно осваивать ее, используя игровые приемы, стремясь заинтересовать ребенка ее компонентами, поощряя его действия.

Процесс воспитания валеологической культуры обеспечивается также активностью и самостоятельностью самого ребенка, поэтому я поддерживаю эту активность, создаю условия для возникновения интереса к решению задач валеологического содержания и успешности этого решения путем обеспечения интеграции валеологического воспитания с другими видами деятельности. Я внедряю свою работу в тесном сотрудничестве со специалистами (медсестра, музыкальный руководитель, инструктор физического воспитания).

Обретение ребенком опыта здорового образа жизни осуществляется через согласованную деятельность с родителями, организацию режима дня и питания детей, среды, с которой взаимодействуют дети.

Так, шаг за шагом ребенок накапливает опыт сохранения и поддержания здоровья, овладевает соответствующей компетентностью, стремится проявлять ее.

Организация работы с детьми строится с учетом следующих методических требований:

1. Структура занятий:

Организационный момент

Гимнастика

Дидактическая игра или игра-беседа на повторение изученного ранее материала.

Познавательный блок

Сообщение нового материала через игру-беседу или самостоятельные выводы детей на основе наблюдения, опыта и т. п.

Дидактическая или подвижная игра на закрепление

Релаксация под музыку

2. Выполнение санитарно-гигиенических требований:

Занятия проводятся в хорошо проветренном, чистом помещении

Уровень освещения соответствует санитарно-гигиеническим требованиям

Дети должны быть одеты в удобную одежду, которая не стесняет их движения

Музыка для релаксации должна быть не громкой

Подбор упражнений должен соответствовать возрастным особенностям детей

3. Учет психо-физиологических и эмоционально-личностных особенностей детей.

Соответствие уровня материала познавательным возможностям и интересам детей данного возраста

Соответствие упражнений двигательным возможностям детей

Учет индивидуальных особенностей ребенка (темперамент, анамнез, эмоциональное состояние и др.)

Учет социального анамнеза и опыта ребенка, тактичное упоминание о любых фактах жизни ребенка

Учет индивидуальных особенностей познавательной сферы каждого ребенка (уровень внимания, памяти, мышления и др.) и уровня его работоспособности

Особое внимание уделяется детям “группы риска” (Дети родившиеся при помощи кесарева сечения, дети, перенесшие травмы, соматически ослабленные и т. п.)

Чтобы ребенок научился следить за своим здоровьем и охотно выполнял все необходимые процедуры, я считаю его нужно научить любить свое тело, познакомить с его строением. Научить правилам элементарного ухода за своим телом и привить навыки самообслуживания. Делать это нужно с самого младшего возраста. В своем перспективном плане я выделила несколько блоков:

Знай свое тело:

На занятиях по этому блоку дети получают элементарное представление о строении и функциях некоторых органов своего организма (сердца, мозга, костей и др., кроме того, рассматривается влияние на работу этих органов различных форм поведения.

Соблюдай правила гигиены:

Особое внимание я уделяю формированию практических умений и навыков соблюдения правил гигиены.

Скажи “НЕТ” вредным привычкам:

В работе по данному блоку широко использую психологические приемы; параллельно профилактике вредных привычек идет закрепление полезных привычек.

Занимайся физкультурой:

Совместно с детьми выявляем значимость движения для здоровья, польза подвижных игр и занятий спортом. Провожу дыхательную и звуковую гимнастику на занятии, зарядке и в различных видах деятельности, - игры, которые лечат, учу детей самомассажу и массажу, провожу в системе упражнения для глаз, осанки, использую новейшие здоровьесберегающие технологии.

Соблюдай режим дня:

В данном блоке направляю свою работу на воспитание самостоятельности при выполнении основных режимных моментов. Также в данный блок включила и знания о правильном питании, витаминах и вредных продуктах т. к. прием пищи является одним из режимных моментов в детском саду.

Следи за датчиком настроения:

Дети получают представление о настроении, эмоциях и чувствах, об их влиянии на здоровье. Основная цель моих занятий в данном блоке – повышение психоэмоциональной устойчивости.

Активно привлекаю родителей к совместной работе. В группе часто проводятся тренинги. Праздники, конкурсы, учебные минутки, занятия по ЗОЖ. Мы часто устраиваем в своей группе конкурсы: «Сказка о вредных продуктах», кто больше найдет пословиц о здоровье, конкурсы рисунков «Витамины вокруг нас», «День здоровья в моей семье» и т. д Родители стали активными участниками жизни в группе, так видят положительные результаты работы воспитателей.

Очень многое оборудование в группе сделано руками родителей: Сшиты фланелевые рукавички для массажа, мячи из ткани для гимнастики и профилактики плоскостопия, дорожки из пробок, скорлупок грецких орехов, атрибуты для гимнастик и тд.

Была также мною выпущена валеологическая газета для родителей "Будь здоров, малыш!" Мне удалось в работе по воспитанию здорового образа жизни у детей сделать родителей своими помощниками и союзниками.

Об эффективности разработанных мною мероприятий по воспитанию здорового образа жизни, свидетельствует положительная динамика в валеологическом развитии дошкольников : сформировались представления о своем теле и организме, повысился интерес детей к оздоровлению собственного организма, появилось умение у детей определять свое состояние и ощущение, сформировались навыки ведения здорового образа жизни, снизился уровень заболеваемости детей в нашей группе.

Адресная направленность

Опыт по формированию навыков ЗОЖ может применяться интегрировано в различных видах деятельности дошкольников, а также использоваться во внеурочной работе.

Его можно применять в группах детского сада. Он будет интересен родителям и воспитателям разных квалификационных категорий.

Трудоемкость опыта

Главная проблема, которая стояла передо мной – это создание условий для физического развития, укрепления и сохранения здоровья детей. Под условиями я понимаю повышение мотивации дошкольников к занятиям физкультуры, утренним гимнастикам, другим видам упражнений и гимнастик, создание материальной базы для таких занятий

Но конечно при подготовке к занятиям очень удобно, когда в группе есть комплект дидактических, развивающих игр, картинок, книг, атрибутов, картотек которые постоянно используются на занятиях по ЗОЖ, пособия для разных видов гимнастик, аудиозаписи с музыкой для релакса. Это очень важно, чтобы познания о здоровом образе жизни и практические упражнения по данному вопросу происходили на ближайшем ребенку окружении, на доступном его пониманию материале.

Изготовление игр, пособий, демонстрационного материала, атрибутов для гимнастик занимает много времени, но эти трудности оправдывают себя, так как все, что мы делаем своими руками используется на протяжении всего дошкольного периода во всех возрастных группах, не теряя своей актуальность

Было нелегко создать мотивацию для привлечения родителей к совместной работе. И только увидев и оценив изменения, происходящие с их детьми, родители постепенно стали активными помощниками для воспитателей.

Результативность опыта

1. У детей формируются адекватные представления об организме человека;

2. У дошкольников создается целостное представление о своём теле;

3. Малыши учатся "слушать" и "слышать" свой организм;

4. Осознают самоценность своей и ценность жизни другого человека;

5. У детей формируются потребности в физическом и нравственном совершенствовании, в здоровом образе жизни.

6. Прививаются навыки профилактики и гигиены

7. Развивается умение предвидеть возможные опасные для жизни последствия своих поступков для себя и своих близких;

8. Воспитывается уважение к жизни другого человека, умение сочувствовать, помогать, сопереживать чужой боли.

9. Формируются навыки здорового образа жизни.

10 Осуществляется правильное физическое развитие детского организма, повышается его сопротивляемости к инфекциям.

11. Улучшаются соматические показатели здоровья и показатели физической подготовленности.

12. Возникает у дошкольника потребность в здоровом образе жизни и гигиенической культуры поведения.

Для родителей:

1. Активная родительская позиция.

2. Повышается грамотность родителей в вопросах физического развития и здоровья.

3. Активное участие родителей в жизнедеятельности ДОУ.

Уровень заболеваемости снизился на 3,7 %, значительно снижено количество пропусков по болезни.

Количество детей, имеющих высокий уровень физического развития повысилось на 11 % и составляет 46 %.

Количество детей, имеющих высокий уровень представлений о здоровом образе жизни, увеличился на 32% и составляет 71%.

Усовершенствована предметно-развивающая среда в группе (приобретается новое физультурно - спортивное оборудование и атрибуты, изготовлено много нетрадиционных пособий для повышения двигательной активности: массажные дорожки здоровья, пособия для выполнения дыхательной, пальчиковой гимнастики, коррекции плоскостопия).

Для успешной работы по приобщению родителей к ЗОЖ, разработан план работы по сохранению и укреплению здоровья детей в условиях ДОУ, в котором отражена перспектива здоровьесохраняюющей деятельности на пять лет.

Публикации по теме:

Формирование ценностей здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста Аннотация. В статье обоснованы педагогические условия эффективности процесса формирования ценностей здорового образа жизни у детей старшего.

Обобщение педагогического опыта работы «Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста»Обобщение педагогического опыта работы «Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста» Воронина Наталья Александровна воспитатель детского сада «Солнышко» МБОУ «Домашовская СОШ» Брянского района Формирование здорового образа.

Формирование здорового образа жизни детей младшего дошкольного возраста с использованием наглядно-практического материалаФормирование здорового образа жизни детей младшего дошкольного возраста с использованием наглядно-практического материала Тема нашей работы звучит следующим образом: "Формирование предпосылок здорового образа жизни детей младшего дошкольного возраста с использованием.

Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста «Быть здоровым — это классно» (опыт работы) Опыт работы по теме: «Быть здоровым – это классно» (Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста) Подготовила: воспитатель.

Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста посредством современных образовательных технологий Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста посредством современных образовательных технологий. Слово «технология».

Консультация «Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста» Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста (сообщение для воспитателей) Здоровый образ жизни (ЗОЖ) – та ценность,.

Консультация «Формирование здорового образа жизни у детей раннего возраста» Формирование здорового образа жизни у детей раннего возраста Мямишева Р. Р., воспитатель МАОУ детского сада №69 "Веточка" «Здоровье.

Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста Забота о здоровье - это важный труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное.

Семинар-практикум «Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста в условиях ДОУ и семьи»Семинар-практикум «Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста в условиях ДОУ и семьи» Семинар - практикум. "Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста в условиях ДОУ и семьи". Подготовили: старший воспитатель.

Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста Дошкольный возраст - один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в этом возрастном периоде закладываются основы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста в разных видах деятельности»
Опубликовано: 27 ноября 2019 в 07:02
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД