Людмила Николаевна Бормотова
Опыт работы «Использование пиктограмм для развития связной речи у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Опыт работы
«Использование пиктограмм
у дошкольников»
В своей работе я часто сталкивалась с проблемами развития речи детей :
Односложная, состоящая из простых предложений речь,
Публикация «Опыт работы „Использование пиктограмм для развития связной речи у дошкольников“» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение;
-бедность речи;
-недостаточный словарный запас;
-дети затрудняются грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ;
-трудности в составлении сюжетного или описательного рассказа, на предложенную тему;
-пересказ текста своими слова;
-отсутствие логических обоснований своих утверждений и выводов.
Поэтому основной целью педагогической работы я считаю речевое развитие детей дошкольного возраста. Речевое развитие по ФГОС в ДОУ направленно на достижение целей формирования устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе владения литературным языком своего народа.
В работе по развитию речи я использую пиктограммы.
Пиктограмма -схема в которой заложена определенная информация, отгадать загадку, составить описательный рассказ, рассказать сказку.
У детей младшего дошкольного возраста в основном развита зрительная память, редко у кого развита слуховая память.
В процессе использования пиктограмм решаются следующие задачи:
• Развитие умения понимать и рассказывать текст, с помощью графической аналогии.
• Развитие у детей умственной активности, сообразительности, наблюдательности., умения сравнивать, выделять существующие признаки.
• Развитие у детей психологических процессов: сказочного, игрового, экологического, этического характера.
• Обучение детей правильному звукопроизношению.
Я хотела бы познакомить Вас с методом использования пиктограмм в развитии речи дошкольников. Вы увидите различные приемы использования пиктограмм.
Мнемотаблицы используются как в цветном, так и в черном-белом варианте. Цветные хорошо использовать для младших дошкольников, так как в памяти у детей быстрее остаются яркие образы. Черно-белые изображения хорошо использовать в старшем дошкольном возрасте, чтобы дети больше внимания сосредотачивали на тексте.
Пиктограммы, которые я использую в своей работе для загадывания загадок: «Сидит дед. Во сто шуб одет, кто его раздевает, тот слезы проливает»
Глядя на эту пиктограмму отгадайте, какая загадка здесь изображена.
«Сидит девица в темнице, а коса на улице и тд».
Пиктограммы для рассказывания сказок: пиктограммы удобны и для рассказывания сказок, вот например сказка «Колобок», «Гуси-лебеди».-попробуйте сами коротко рассказать сказку «Гуси-лебеди».
• Пиктограммы для описания животных
• Пиктограммы для заучивания стихов пересказа рассказов
1.»Июнь» В. Берестов
Колокольчики ромашки
Незабудки васильки,
Босиком и без рубашки
Ходим мы плетем венки
Практика с детьми средней группы:
Практическое использование пиктограмм в работе с детьми средней группы по стихотворению А. Горбуновой «Сосулька»
«Я сосульку не сосу
Я ее домой несу
Ей от солнца стало жарко
Мне ее ужасно жалко
Пусть все лето, круглый год
В холодильнике живет»
Пересказ рассказа «Здравствуй зимушка зима А. Горбунова
Наступила зима
Всюду белый, пушистый снег
Холодно на улице
Дети оделись тепло и пошли гулять
Они катались на санках
На лыжах
Поиграли в снежки
Слепили веселого снеговика
Хорошо зимой
Пиктограмма по звукопроизношению
Е. Трутнева «Жук»
На лужайке у пенька
Мы нашли в траве жука
Жук усатый и большой
Ты нам песенку пропой
Жук отправился в полет
Загудел как самолет
Жу- жу -жу, жу—жу
До свиданья я спешу
Дети старшего дошкольного возраста могут самостоятельно составлять пиктограммы по произведениям.
Мастер класс
Составление пиктограмм на стихотворение Н. Нищевой «Елочка»
«Перед нами елочка
Шишечки иголочка
Шарики, фонарики
Зайчики и свечки
Звезды человечки
Прочтение пиктограмм без опоры на текст.
Таким образом можно нарисовать любой текст от простого до сложного.
Из опыта работы с пиктограммами я хотела бы сказать, что необходимо начинать использовать мнемотаблицы с младшего дошкольного возраста.
В результате работы мы увидим :
• Что у детей значительно увеличивается круг знаний об окружающем мире;
• Появляется желание пересказывать тексты, придумывать занимательные истории
• Появляется интерес к заучиванию стихов и потешек
• Дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.
• По итогам диагностики в 2022г с детьми 2 младшей группы из 22 детей оптимальный уровень развития речи показали 10 детей -50%.
Высокий -8 детей-40%
Средний 2 ребенка-10%.