Папки-передвижки

Опыт работы «Мнемотехника — одна из педагогических технологий в развитии речи у детей дошкольного возраста»

Дыбко Ирина Владимировна
Опыт работы «Мнемотехника — одна из педагогических технологий в развитии речи у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

В настоящее время проблема развития речи становится особенно актуальной. Главной и отличительной чертой современного общества является подмена живого человеческого общения зависимостью от компьютера. Недостаток общения родителей со своими детьми, игнорирование речевых трудностей лишь увеличивает число дошкольников с недостатками речи.

Проблемы речи детей дошкольного возраста :

• односложная речь, состоящая лишь из простых предложений;

• неспособность грамматически правильно построить предложение;

Публикация «Опыт работы „Мнемотехника — одна из педагогических технологий в развитии речи у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ;;

• недостаточный словарный запас;

• употребление нелитературных слов и выражений;

неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами;

• отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов;

• отсутствие навыков культуры речи : неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.

Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.

Каковы же факторы, облегчающие процесс становления связной речи?

Одним из таких факторов, по мнению А. М. Леушиной, С. Л. Рубинштейна, Л. В. Эльконина и др. – наглядность.

В качестве второго фактора можно выделить создание плана высказывания, на значимость которого неоднократно указывал известный психолог Л. С. Выготский. Он отмечал важность последовательного размещения в предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания.

Формирование связной речи – наиболее сложный раздел обучения. Поэтому, наряду с общепринятыми приемами и принципами, вполне обосновано использование оригинальных, творческих методик, эффективность которых очевидна. Одной из таких методик, является использование мнемотехнических приемов.

Мнемотехника – искусство запоминания, совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры.

Как сказал К. Д. Ушинский: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету».

1. Цели, задачи, планируемые результаты

Цель: Развитие связной речи детей, посредством использования мнемотехники.

Для достижения этой цели были поставлены следующие

Задачи:

1. Внедрить технологию «Мнемонику» в образовательный процесс.

2. Совершенствовать условия для развития и воспитания детей в контексте новых федеральных государственных стандартов.

3. Формировать интонационную выразительность речи, развивать диалогическую речь, в процессе использования приемов мнемотехники.

4. Сформировать умение с помощью графической аналогии понимать и рассказывать знакомые сказки по мнемотаблицам.

5. Развить у детей умственную активность, умение сравнивать и выделять существенные признаки.

6. Создать картотеку «Мнемотаблиц», обеспечивших систему работы в группе по развитию речи. Для решения поставленных цели и задач использовались следующие методы: анализ психолого-педагогической литературы, наблюдение, беседы, психолого-педагогический эксперимент, количественный анализ результатов.

Планируемые результаты:

• у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;

• появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;

• появляется интерес к заучиванию стихов и потешек;

• словарный запас выходит на более высокий уровень;

• дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.

Использовании приемов мнемотехники будет повышаться уровень развития связной речи в старшем дошкольном возрасте.

Для решения поставленных цели и задач исследования, проверки выдвинутой гипотезы использовались следующие методы: анализ психолого-педагогической литературы, наблюдение, беседы, психолого-педагогический эксперимент, количественный анализ результатов.

2. Основная часть

2.1 Теоретические основы мнемотехники

Цель данной методики: развитие памяти, мышления, воображения, внимания, т. е. тех психологических процессов, которые тесно связаны с речью и её полноценным развитием.

Использование мнемотехники в настоящее время становится актуальным. Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своём воображении соединяет несколько процессов, зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединенные образы.

Хорошо известно, что язык мозга — это образы. И, прежде всего, зрительные образы. Если обращаться к мозгу на его языке, он выполнит любые наши команды, например, команду «запомнить». Но где взять такие программы, которые позволят нам общаться с мозгом и будут кодировать телефоны, даты, номера автомобилей на его образный язык? Мнемотехника и является такой программой. Она состоит из нескольких десятков мыслительных операций, благодаря которым удается «наладить контакт» с мозгом и взять под сознательный контроль некоторые его функции, в частности, функцию запоминания. Использование приёмов мнемотехники, способствует увеличению объёма памяти.

Всё это достигается путём образования ассоциаций. Абстрактные объекты, факты заменяются образами, имеющими визуальное, аудиальное или кинестетическое представление. Большинству людей сложно запомнить слова с неизвестным, абстрактным значением. Зазубренная информация, исчезает из памяти через несколько дней. Для прочного и лёгкого запоминания следует наполнить слово содержанием (с помощью приёмов мнемотехники). Связать его с конкретными яркими зрительными, звуковыми образами, с сильными ощущениями. Приёмы мнемотехники не совершенствуют память, они только облегчают запоминание.

Мнемотехнику в педагогике называют по-разному : Воробьева В. К. называет эту методику сенсорно-графическими схемами, Ткаченко Т. А. – предметно-схематическими моделями, Глухов В. П. – блоками-квадратами, Большева Т. В. – коллажем, Ефименкова Л. Н – схемой составления рассказа. Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация.

В мнемотаблице можно изображать практически всё. В ней производится графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий, т. е. можно нарисовать то, что посчитаете нужным. Но изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям. Данная методика значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Символы максимально приближены к речевому материалу, например, для обозначения домашних птиц и животных используется дом, а для обозначения диких (лесных) животных и птиц – ёлка. Как любая работа строится от простого к сложному.

Начинается работа с простейших мнемоквадратов. Так проводится работа над словом. Например, даётся слово «мальчик», его символическое обозначение. Дети постепенно понимают, что значит «зашифровать слово». Для 3-5 лет необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: солнышко – жёлтое, небо – синее, огурец – зелёный. В старшем дошкольном возрасте можно давать детям – чёрно-белые мнемотаблицы.

Дети постепенно понимают, что значит «зашифровать слово». Затем последовательно переходим к мнемодорожкам. Потом переходим к поэтапному кодированию сочетаний слов, запоминанию и воспроизведению предложений по условным символам. И позже к мнемотаблицам.

Работа по мнемотаблице проходит в несколько этапов:

1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено;

2. Осуществляется перекодировка информации, т. е. преобразование абстрактных символов в образы;

3. После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказа по заданной теме,в младшей группе с помощью воспитателя, а в старших-самостоятельно.

Размеры мнемотаблиц могут быть различными - в зависимости от возраста детей, уровня их развития.

• Для дошкольников среднего возраста-таблицы на 6 клетках;

• Для дошкольников старшего возраста-таблицы на 9-12 клетках;

• Для подготовительного к школе возраста-таблицы на 12-15 клетках.

• Использование приёмов мнемотехники в работе с детьми позволяет достичь хороших результатов в развитии связной речи дошкольников.

• С помощью мнемотехники решаются следующие задачи:

Развитие связной и диалогической речи.

Развитие у детей умений с помощью графической аналогии, а так же с помощью заместителей понимать и рассказывать знакомые сказки, стихи по мнемотаблицам и коллажам.

• Обучение детей правильному звукопроизношению. Знакомство с буквами.

Развитие у детей умственной активности, сообразительности, наблюдательности, умение сравнивать и выделять существенные признаки.

Развитие у детей психических процессов: мышления, внимания, воображения, памяти (различные виды).

• Содействие решению дошкольниками изобретательских задач сказочного, игрового, экологического, этического характера и др.

Содержание мнемотаблицы – это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям. Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать: строение рассказа, последовательность и лексико-грамматическую наполняемость.

Для систематизирования знаний детей о сезонных изменениях использую модельные схемы, мнемотаблицы по блокам "Зима", "Весна", "Лето", "Осень". Опираясь на опыт педагогов, были разработаны мнемотаблицы для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных, насекомых. Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей. Стихотворения.

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком.

На начальном этапе предлагаю готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.

Описательный рассказ. Это наиболее трудный вид в монологической речи. Описание задействует все психические функции (восприятие, внимание, память, мышление). Дети не располагают теми знаниями, которые приобретают в течение жизни. Чтобы описать предмет, его надо осознать, а осознание - это анализ. Что ребенку очень трудно. Считаю, что здесь важно научить ребенка сначала выделять признаки предмета.

Творческие рассказы. Предложение придумать рассказ или сказку дети обычно встречают радостно. Но чтобы рассказы детей были не однообразные, логично построенные, существенную помощь окажут мнемотаблицы.

Пересказ. Ему принадлежит особая роль в формировании связной речи. Здесь совершенствуется структура речи, ее выразительность умение строить предложения. И если пересказывать с помощью мнемотаблиц, когда дети видят всех действующих лиц, то свое внимание ребенок уже концентрирует на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений.

2.2 Технология реализации опыта

Условия реализации поставленных задач.

В условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта воспитателю ДОУ приходится искать новые средства обучения, которые соответствуют новым требованиям и целям образования. Важным аспектом современного Российского образования является «научить учиться самому». Перед педагогом стоит задача научить дошкольника ставить перед собой цели и задачи, находить способы их решения, а главное находить нужную информацию для решения поставленного вопроса среди огромного множества источников информации.

Всем нам известно, что лучше запоминается то, что нам интересно, что было эмоционально окрашено. Как же сделать так, чтобы материал остался в памяти ребёнка, чтобы он мог научиться пользоваться теми знаниями, чтобы он захотел самостоятельно расширить свои горизонты по данному вопросу. Одним из способов достижения этой цели образования на данном этапе развития общества я нахожу использование мнемотехники для развития связной речи у дошкольников.

Но для начала надо разобраться, как же нам работать с мнемотаблицами. Проработала следующие этапы :

1этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

2этап: Осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов слов в образы.

3этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказа по заданной теме самостоятельно.

Мнемотехника многофункциональна. На основе их создаются разнообразные дидактические игры. Продумываются разнообразные модели с детьми, необходимо только придерживаться следующих требований:

• модель должна отображать обобщённый образ предмета;

• раскрывать существенное в объекте;

• замысел по созданию модели следует обсуждать с детьми, что бы она была им понятна.

Реализации педагогической технологии развития связной речи детей проходит в несколько этапов:

Мотивационный этап.

Цель этапа – стимулирование интереса к деятельности, потребности детей в общении, активности речи.

На данном этапе выделяются следующие задачи:

Развитие диалогической речи.

Развитие информационно – коммуникативных умений.

Развитие умения спорить, убеждать, приходить к общему мнению. Развитие умение высказываться.

Для реализации данного этапа использовала следующие методы: методы стимулирования и мотивации речевой деятельности об общения детей : сюрпризный момент, создание проблемной ситуации, решение исследовательской задачи, проблемного вопроса.

Формы взаимодействия: Ситуация общения, образовательные ситуации поддержки в самостоятельной деятельности ребенка, коллективное обсуждение проблемы.

Этап накопления содержания для общения и речи.

Цель этапа – обогащение представлений по теме.

Задачи:

• Обогащать и активизировать словарный запас детей, развивать планирующую функцию речи.

• Воспитывать инициативность и активность в речевой и познавательной деятельности.

Развивать умение выбирать партнера для совместной деятельности, поддерживать и оказывать помощь в ходе сотрудничества.

Развивать умение работать в подгруппе : распределять обязанности, определять последовательность деятельности, сообща преодолевать трудности.

Методы работы над содержанием детской речи и общения :

наглядные методы: показ, демонстрация;

словесные методы: чтение и рассказывание;

практические методы: организация исследовательской деятельности, изготовление поделок и атрибутов для игр, упражнения в умениях, отгадывание ребусов, сочинение загадок, составление коллажей.

Этап освоения детьми речевых форм и коммуникативных умений.

Цель этапа – развитие у детей умения передавать свои мысли в понятных для слушателей и адекватных ситуации речевых формах с использованием формул речевого этикета.

Задачи: Развивать умения составлять описательный и повествовательный рассказ, рассказ - рассуждение в процессе доказательства, объяснения и планирования деятельности, развивать умение пересказывать художественные и познавательные тексты, развивать звуковую культуру речи, грамматически правильную речь, интерес к литературе.

Методы, обеспечивающие освоение языковых и речевых форм:

пересказ литературных произведений, моделирование, рассказывание по схеме, образец рассказа, анализ образца рассказа, составление плана рассказа, анализ плана монолога, рассказы по плану, совместное рассказывание, коллективное составление рассказа, составление рассказа по частям.

Творческий этап.

Цель этапа – развитие самостоятельности и творчества детей в речевой деятельности и организации общения с взрослыми и сверстниками.

В данном этапе детям очень нравиться создавать на основе других мнемотаблиц свои собственные.

Развивать индивидуальные способности детей : организаторские, художественные, творческие.

Методы:

Сочинение рассказов по аналогии, придумывание окончание рассказа, сочинение рассказа или сказки по плану или схеме, придумывание загадок,

составление мнемотаблиц для характеристики предметов.

Оценочно – результативный этап.

Цель этапа – развитие умения доброжелательной и конструктивной оценки и самооценки речевой и коммуникативной деятельности.

Использовала следующую форму работы, как образовательная ситуация.

Образовательная ситуация предполагает участие небольшой подгруппы детей : от трех до восьми в зависимости от желания детей и особенностей содержания ситуации.

В образовательном процессе есть возможность организации нескольких образовательных ситуаций с одним дидактическим средством: я использовала подходящие мнемотаблицы, с целью решения постепенно усложняющихся задач познавательно-речевого характера.

Мною было организовано множество образовательных ситуаций, направленных на решение постепенно усложняющихся задач: научить способам доброжелательного делового общения с собеседником, научить задавать вопросы, выстраивая их в логической последовательности, учить обобщать полученные сведения в единый рассказ, учить способам презентации составленного текста. «Добрые приветствия» ( цель: познакомить детей с разнообразными формами приветствия: «Как я рада тебя видеть», «Как я по тебе соскучилась», «Бесконечно счастлива, видеть тебя», «Как хорошо, что мы встретились».

Параллельно с этой работой используются речевые игры, настольно-печатные игры, которые помогают детям научиться классифицировать предметы, развивать речь, зрительное восприятие, образное и логическое мышление, внимание, наблюдательность, интерес к окружающему миру, навыки самопроверки.

Для повышения уровня речевой активности детей были разработаны консультации для родителей, где предоставлен теоретический и практический материал по развитию речи, который помогает заинтересовать и совместными усилиями добиться плодотворной работы в данном направлении, так как развитие речи детей не должно идти стихийно.

Родители вели параллельный образовательный процесс дома в соответствии с возрастными задачами по разработанным консультациям и памяткам. Ведь семья, по - прежнему, остаётся жизненно необходимой средой для сохранения и передачи ребёнку социальных ценностей.

Осознанное включение родителей в совместный с педагогами структурного подразделения образовательный процесс позволило значительно повысить уровень речевого развития детей.

Таким образом, систематическая работа по формированию связной речи у детей с использованием нетрадиционных приемов и методов, дидактических игр и упражнений, занимательного материала, наглядных пособий, совместной работой с родителями воспитанников дает свои результаты.

При этом важно учесть следующие принципы:

1. Принцип развивающего образования, в соответствии с которым главной целью является развитие ребенка.

2. Принцип научной обоснованности и практической применимости – содержание работы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, и имеет возможность реализации в массовой практике дошкольного образования.

3. Принцип интеграции - целостность образовательного процесса обеспечивается взаимодействием образовательных областей: «коммуникация», «познание», «безопасность» и другие:

• Интеграция на уровне содержания и задач психолого-педагогической работы;

• Интеграция по средствам организации и оптимизации образовательного процесса;

• Интеграция детской деятельности.

4. Комплексно-тематический принцип:

• Объединение комплекса различных видов специфических детских деятельностей вокруг единой «темы»;

• Виды «тем» : «организующие моменты», «тематические недели», «события», «реализация проектов», «сезонные явления в природе», «праздники», «традиции»;

• Тесная взаимосвязь и взаимозависимость с интеграцией детских деятельностей.

Заключение

В настоящее время я работаю с детьми пятого года жизни и продолжаю использовать приемы мнемотехники в различных видах деятельности для запоминания стихов, для пересказа, для составления описательных и творческих рассказов, для запоминания правил поведения. В группе создана развивающая предметно-пространственная среда: подобраны предметные и сюжетные картинки, дидактические игры, дидактические пособия, мнемоквадраты, мнемодорожки, мнемотаблицы.

Продолжая работать над повышением уровня речевой активности детей, я поняла, что без организации неформального сотрудничества с родителями мне не обойтись. Но также столкнулась с тем, что родители моих воспитанников недооценивали значимость систематической работы с детьми по повышению их речевой активности. Для них было важно умение детей читать и считать. Я предложила родителям поиграть с детьми по разработанным схемам, подготовила рекомендации, которые помогали родителям обогащать словарь детей, учить составлять рассказы, разучивать стихотворения. Неотъемлемой частью работы стало проведение организованной образовательной деятельности детей вместе с родителями. Оказалось, что мамам и папам тоже трудно составлять описательные рассказы, пересказывать тексты, придумывать загадки. Работа с мнемотаблицами вызывала у взрослых такой же живой интерес, как и у детей. В ходе проведения совместной деятельности, родители не только обучались приёмам развития речи детей, но и устанавливались особые доверительные отношения, которые помогали преодолевать трудности в развитии речи детей.

По результатам мониторинга группы детей была отмечена положительная динамика речевого развития :

• у детей появилось желание пересказывать сказки, тексты, придумывать интересные истории – как на занятии, так и в повседневной жизни;

• расширился круг знаний об окружающем мире;

• расширился активный и пассивный словарный запас;

• появился интерес к заучиванию стихов и малых фольклорных форм;

• дети преодолели робость, застенчивость, стали более общительными.

Таким образом, работа по совершенствованию связной речи детей, оказалась одновременно и увлекательным, и трудоемким процессом. Она потребовала большой и кропотливой подготовки. Вместе с тем пришла к выводу о том, что системное применение мнемотехники оказалось достаточно эффективным в решении задач по развитию связной речи воспитанников, не только для детей, но и для педагога.

Публикации по теме:

Дидактические игры в развитии речи детей дошкольного возрастаДидактические игры в развитии речи детей дошкольного возраста Хорошая речь – важное условие развития личности ребёнка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче высказывать ему свои мысли,.

Использование компьютерных технологий в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста В наше время использование информационно-компьютерных технологий (ИКТ) в различных сферах деятельности стало частью культуры и необходимой.

Использование технологии «мнемотехника» в развитии речи у детей младшего возрастаИспользование технологии «мнемотехника» в развитии речи у детей младшего возраста «Использование технологии мнемотехника в развитии речи у детей младшего возраста» В современных условиях при широком внедрении новых информационных.

Опыт работы по развитию речи детей дошкольного возраста посредством театрализованных игрОпыт работы по развитию речи детей дошкольного возраста посредством театрализованных игр Консультация для родителей на тему: «Речь развиваю в театр с детьми играю» «Духовная жизнь ребенка полна лишь тогда, когда он живет в мире.

Мастер-класс для педагогов «Сторителлинг — одна из инновационных технологий развития речи детей»Мастер-класс для педагогов «Сторителлинг — одна из инновационных технологий развития речи детей» Мастер-класс для педагогов «Сторителлинг- одна из инновационных технологий развития речи детей».Лариса Гацко. Блог. Цель мастер-класса:.

Мастер-класс «Мнемотехника как метод инновационных педагогических технологий в развитии связной речи у старших дошкольников»Мастер-класс «Мнемотехника как метод инновационных педагогических технологий в развитии связной речи у старших дошкольников» Мастер - класс «Мнемотехника, как метод инновационных педагогических технологий в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста».

Мнемотехника — одна из инновационных технологий в развитии речи детей в ДОУ Мнемотехника - одно из инновационных технологий в развитии речи детей в ДОУ. (Выступление на МО) В настоящее время проблема развития.

Роль дидактической игры в развитии речи детей дошкольного возрастаРоль дидактической игры в развитии речи детей дошкольного возраста Сегодня вопрос развития речи дошкольников стоит особенно остро. Вероятно, это связано с тем, что дети, да и взрослые тоже стали больше.

Роль технологий исследовательской деятельности в развитии детей старшего дошкольного возрастаРоль технологий исследовательской деятельности в развитии детей старшего дошкольного возраста Исследование – это увлекательная деятельность, которая позволяет ребенку намного больше узнать об особенностях окружающего мира, благодаря.

Значение дидактической игры в развитии речи детей дошкольного возраста «Ребенок играет и словом и в слове. Именно на игре словом ребенок учится тонкостям родного языка, усваивает музыку его и то, что филологи.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Мнемотехника — одна из педагогических технологий в развитии речи у детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 4 сентября 2021 в 16:31
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы «Мнемотехника — одна из педагогических технологий в развитии речи у детей дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Дыбко Ирина Владимировна (УИ 1424111) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД