Лучший педагог года

Опыт работы «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в музыкальной деятельности в соответствии с ФГОС до»

Алла Александровна Белова
Опыт работы «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в музыкальной деятельности в соответствии с ФГОС до»

Опыт работы музыкального руководителя

МБДОУ д/с №20 Беловой А. А.

Тема: «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в музыкальной деятельности в соответствии с ФГОС ДО»

Публикация «Опыт работы „Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в музыкальной деятельности в соответствии с ФГОС ДО“» размещена в разделах

Патриотическое воспитание подрастающего поколения — приоритетное направление современной образовательной политики. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет пути патриотического воспитания детей через приобщение к традициям семьи, общества и государства, формирование представлений о малой родине и Отечестве, социокультурных ценностях нашего народа, отечественных традициях и праздниках. Особыми возможностями патриотического воспитания детей обладает музыкальная деятельность, которая позволяет формировать активную жизненную позицию и такие нравственные качества: самостоятельность, ответственность, патриотические чувства, эмоции.

Вместе с тем важно отметить отсутствие методических разработок по патриотическому воспитанию дошкольников в музыкальной деятельности и недостаточности методического обеспечения по данному направлению.

Всё вышесказанное определило выбор данной темы: «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в музыкальной деятельности в соответствии с ФГОС ДО».

Целью нашей работы стало : воспитание патриотизма, уважения к культурному и героическому прошлому России, приобщение детей к общечеловеческим нравственным ценностям посредством музыки.

Были определены задачи:

- формирование патриотических чувств у детей дошкольного возраста средствами эстетического воспитания : музыка, изобразительное искусство, художественное слово.

- создание условий для формирования у детей патриотических чувств

- вовлечение родителей в совместную деятельность.

Свою работу строили в соответствии со следующими педагогическими принципами:

- принцип систематичности;

- принцип наглядности;

- принцип доступности;

- принцип интеграции;

- принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей.

Чтобы добиться развивающего эффекта обучения на занятиях использовали наглядный метод - исполнение музыки, показ иллюстраций, презентаций.

Широко применяли словесный метод. Так как с помощью интересной беседы, художественного слова детям прививается любовь к музыке, расширяются представления о некоторых явлениях действительности, обогащается их внутренний мир, чувства, формируются нравственные качества, интересы. Чтобы ребенок глубже почувствовал характер музыки, активно пережил свои впечатления, сочетаем восприятие музыки с практическими действиями, помогающими ему как бы «пропустить музыку через себя», выразить во внешних проявлениях свои переживания.

В ходе наблюдений за детьми, бесед, опроса получили следующие

результаты: не все дети интересуются музыкой, слушают ее невнимательно,

не реагируют на музыку патриотического характера, быстро теряют интерес к происходящему, не запоминают музыкальные произведения. Дома

народную, музыку патриотического характера не слушают. Полученные данные сориентировали нас на разработку основных направлении по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста.

Были выделены следующие тематические блоки:

- «Вместе дружная семья». Формирование представления о семье, детском саде в системе нравственно- патриотического воспитания. Развитие коммуникативных способностей.

- «Широка страна моя родная». Формирование в воображении детей образа Родины, представления о России как о родной стране, воспитание патриотических чувств. Толерантное отношение к представителям других национальностей. Воспитание привязанности, уважения к своему городу.

- «Истоки русской народной культуры». Воспитание патриотических чувств на основе приобщения детей к истокам народной культуры и к историческому прошлому России.

- «Юный патриот». Формирование представления о Российской армии, о значении победы советского народа в Великой Отечественной войне.

Привитие чувства гордости за величайшие достижения русского народа в области космоса. Приобщение к основным ценностям олимпийского движения.

Размышляя над тем как повысить эффективность работы по патриотическому воспитанию пришли к выводу, что данную проблему необходимо решать комплексно, то есть через музыку, художественное слово, изобразительное искусство– это именно тот комплекс, который наиболее близок и понятен детям дошкольного возраста. Поэтому работая по данной теме, особое внимание уделили использованию в жизни дошколят синтеза искусств, для раскрытия способностей каждого ребенка и самореализации его творческого потенциала, воспитания патриотических чувств. Чтобы дошкольнику было интересно воспринимать музыкальный материал, посвящённый теме патриотизма можно использовать разные виды музыкальных занятий. В ФГОС ДО прописано, что «педагогическое взаимодействие дошкольника и педагога должно быть направлено на обеспечение развития каждой личности, поддержание его неповторимости и независимости, создание условий для развития способностей, склонностей.» Поэтому мы использовали разные формы организации музыкальной деятельности, традиционные: занятия, праздники и нетрадиционные: занятие - путешествие, квест - игра, игра-эстафета, тематический вечер.

Так например в течение учебного года были проведены следующие мероприятия:

- в преддверии праздника «Дня матери» с детьми старшего дошкольного возраста был проведен тематический вечер «Образ матери в искусстве». Патриотическое воспитание дошкольника – это, прежде всего воспитание любви и уважения к матери. Дети уже выучили стихи о маме к празднику и свободно их декламировали на тематическом вечере, исполняли знакомые песни и танцы. Здесь мы использовали взаимосвязь музыкального и изобразительного искусства: слушали музыкальное произведение П. И. Чайковского «Мама», рассматривали картины известных художников.

- занятие – путешествие «Игры народов России». Следующим этапом работы в этом направлении явилось использование музыки при ознакомлении детей с образом Родины. Патриотизм в современных условиях – это, с одной стороны, преданность своему отечеству, а с другой – сохранение культурной самобытности каждого народа, входящего в состав России. Здесь дети под национальную музыку играли в игры народов Северного Кавказа, Поволжья, народов Севера.

- квест - игра «Родина моя Россия». Принимая участие в квесте ребята с интересом выполняли предложенные задания. Рассказывали стихи и исполняли песни о Родине, искали с помощью дидактической игры «Тихо – громко» спрятанный герб России, из цветного картона триколор составляли Российский флаг. Слушали гимны разных стран и узнавали гимн своей страны. В заключении ребята посмотрели презентацию подготовленную совместо с родителями «Моя малая Родина. Вичуга – глазами детей». Для этой презентации родители присылали фотографии разных уголков нашего города, которые для их семьи были самые красивые, любимые или значимые. Чтобы данное мероприятие было более запоминающимся, ребятам было предложено нарисовать свой дом или улицу и сделать выставку рисунков.

- тематический вечер «Дорогая моя Столица». К данному мероприятию был подготовлен небольшой видео ролик с видами Москвы. С детьми рассматривали картины современных художников изображающих архитектурные здания, скверы, бульвары главного города нашей страны. Слушали песни о столице нашей родины: «Я шагаю по Москве» музыка Андрея Петрова слова Геннадия Шпаликова, «Лучший город Земли» музыка Арно Бабаджаняна слова Леонида Дербенёва, «Есть на свете город» музыка Михаила Иорданского слова Ирины Черкицкой. В заключении ребятам было предложено поучаствовать в пантомиме на тему «Московский зоопарк». Ребята с интересом отнеслись к заданию и проявили все свое творчество изображая диких животных.

- квест – игра «Город мастеров». В ходе мероприятия дети перемещались от станции к станции выполняя предложенные задания: отгадывали загадки, называли названия русских росписей (хохлома, гжель, дымка, городец). На музыкальных инструментах : ложках, бубне повторяли предложенные ритмические рисунки. Ребята с интересом посмотрели презентацию «Загадки узоров русских росписей». К мероприятию был подготовлен музыкальный материал : «Ах, вы, сени, мои сени» р. н. м., «Светит месяц» р. н. м, «Камаринская» р. н. м.

- в форме игры-эстафеты прошли «Олимпийские игры» организованные на прогулочном участке. Цель данного мероприятия: создать у детей представление об Олимпийских играх как мирного соревнования в целях физического совершенствования людей, в котором участвуют народы всего мира. Такие мероприятия способствуют развитию основ чувства гордости за свою Родину, русский народ, историю России, толерантного отношения к разнообразию народов, приобщению к элементарным нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, формированию патриотических чувств. Перед данным мероприятием детям было предложено послушать музыку разной тематики и выбрать соответствующие песни к теме «Олимпийские игры». Ребятам был представлен следующий музыкальный материал : «Я шагаю по Москве» музыка Андрея Петрова слова Геннадия Шпаликова, «В лесу прифронтовом» музыка Матвея Блантера слова Михаила Исаковского, «Герои спорта», «Трус не играет в хоккей», «Мяч и шайба» композитора Александры Пахмутовой и поэта Николая Добронравова, «Олимпиада - 80» композитора Давида Тухманова и поэта Роберта Рождественского.

- занятие – путешествие «В космос к неизведанным планетам». Для приобщения детей к мероприятиям, имеющим государственное значение, привитие детям чувство гордости за наших соотечественников, внесших неоспоримый вклад в историю покорения космоса, ко Дню космонавтики подготовили и провели занятие – путешествие «В космос к неизведанным планетам». В ходе мероприятия ребята совершили путешествие и побывали на планетах нашей солнечной системы, о каждой из которых были представлены интересные факты. На планетах ребят ждали спортивные аттракционы, загадки, музыкальные разминки, танцевальные импровизации.

Большие возможности для патриотического воспитания имеют праздники -

это неотъемлемая часть нашей духовной культуры, и всей жизни. Праздничный утренник включает в себя целый комплекс различных видов художественного творчества. Сюда входят песни, танцы, художественное слово, театрализация, игры. Ребенок дошкольного возраста очень восприимчив ко всему, что дается в яркой увлекательной форме, а потому праздничные утренники являются сильнейшим воспитательным средством приобщения детей к патриотическому воспитанию. В течение учебного года с детьми старшего дошкольного возраста были проведены следующие праздники, имеющие патриотическую направленность : «Здравствуй, здравствуй детский сад!», «День матери», «Осенины», «Зиновий Синичник», «Масленица», «День защитника Отечества», «Международный женский день», «Весенняя ярмарка», «День Победы». «День защиты детей».

С целью повышения у детей интереса к патриотическому воспитанию необходимо создание условий и прежде всего развивающей среды по музыкальному воспитанию. Для этого была создана фонотека русских народных песен и мелодий, песен посвященных Дню защитника Отечества и Дню Победы. Подобран иллюстрационный материал: репродукции картин архитектурных зданий, скверов, бульваров города Москвы, картин с изображением матери и ребенка, иллюстрации инструментов народного оркестра, русского народного костюма, портреты русских композиторов. В наличии имеются презентации: «Моя малая родина. Вичуга – глазами детей», «Загадки узоров русских росписей», «Загадки о космосе», «Великий праздник - День Победы», «Защитникам Отечества славу поем!», «23 февраля – День защитника отечества». Созданы картотеки русских народных игр, игр народов России. Сшиты костюмы: сарафаны, кокошники, рубашки, картузы для фольклорных праздников; для военной тематики: накидки, пилотки, бескозырки, воротники.

Развивающую среду, необходимо обогатить элементами, стимулирующими эмоциональную деятельность детей. Эстетичность, красочность и привлекательность должны вызывать положительные эмоции и патриотические чувства. Для этого привлекаем детей к созданию атрибутов, оформлению музыкального зала к праздникам. Так например ко Дню матери ребята рисовали портреты своих мам, которыми потом украсили центральную стену зала. На День защитника Отечества ребята обводили по шаблону и вырезали разной величины и цвета звезды. К международному женскому дню вместе с детьми придумали как празднично оформить зал. Для этого по шаблону вырезали цветы, а затем декорировали ими цифру восемь.

К празднику «Зиновий Синичник» ребята раскрашивали и вырезали синичек. Сделали настенное мобиле. К занятию – путешествию «Игры народов России» помогали делать атрибуты к танцу. Ко Дню космонавтики из картона и оберточной бумаги сделали ракету, с помощью техники ЭБРУ нарисовали планеты нашей Солнечной системы, которыми украсили зал. К весенней ярмарке лепили из глины и раскрашивали фигурки дымковских барышень. Ко Дню Победы вместе с ребятами делали фотоколлаж из черно-белых фотографий. В ходе общего дела дети себя почувствовали настоящими художниками - оформителями, а мы использовали возможность формировать патриотические чувства детей различными видами творчества.

Работа по формированию чувства любви к родному краю, стране будет более эффективна, если установлена тесная связь с педагогами и родителями воспитанников. При взаимодействии с педагогами использовали такие формы работы как : консультации, семинары, мастер-классы. Для привлечения родителей к работе по патриотическому воспитанию детей начали с оформления консультативно-методического материала: «Роль музыки в патриотическом воспитании дошкольников», «Праздник в дом пришел», «Роль семейных традиций и обычаев в воспитании подрастающего поколения», «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки». В ходе работы по данной теме родители постепенно становились активными участниками педагогического процесса. Совместно с семьей Даши Копыловой подготовили и приняли участие в муниципальном конкурсе «Путь в профессию», где Даша прочитала стихотворение патриотической направленности и заняла 1 место в данной номинации. Родители стали активно принимать участие в совместных праздниках, в организации развивающей предметно пространственной среды, изготовляли атрибуты, шили костюмы. На празднике посвященному Международному женскому дню Стратилатов Алексей Измайлович исполнил песню собственного сочинения «Мама». Взрослые и дети с наслаждением слушали подготовленное выступление. С каким трепетом и любовью артист исполнял произведение, посвященное самому близкому для сердца человеку – маме. Именно родители на ярких, доступных примерах демонстрируя детям свое отношение к государству, родине, близким им людям передают свои нравственно- патриотические ценности.

Работая по данному направлению, наблюдая за детьми и их деятельностью, можно утверждать, что результаты проводимой работы положительные. У детей появился живой интерес к русской народной культуре, сформированы простейшие представления о военных событиях и победе в ВОВ. Расширились знания о Москве – столице нашей Родины. Пополнились знания о мероприятиях, имеющих государственное значение (Праздник «День космонавтики», Олимпийские игры). Ребята знают потешки, заклички, водят хороводы, участвуют в развлечениях, посвящённых народным праздникам и традициям. Знают и исполняют песни посвященные маме и бабушке. Играют в русские народные игры и игры народов России. С удовольствием участвуют в играх и эстафетах посвященных космосу и Олимпийским играм. Исполняют песни и танцы военной тематики.

В дальнейшем планируем продолжить работу по данной теме, поскольку считаем, что встреча с музыкой поражает воображение детей, помогает воспитать чувства любви к Родному краю и окружающему его миру.

Публикации по теме:

Фотоотчёт о районном семинаре «Интеграция музыкальной деятельности в ДОУ в соответствии с ФГОС»Фотоотчёт о районном семинаре «Интеграция музыкальной деятельности в ДОУ в соответствии с ФГОС» Люблю различного рода семинары, где можно посмотреть, как работают воспитатели в других детских садах, почерпнуть для себя что-то новенькое.

Опыт работы «Реализация ФГОС в части работы с детьми дошкольного возраста по духовно-нравственному воспитанию»Опыт работы «Реализация ФГОС в части работы с детьми дошкольного возраста по духовно-нравственному воспитанию» Здравствуйте,уважаемые коллеги. Хочу рассказать вам о своем выступлении на Муниципальном методическом объеденении педагогических работников.

Опыт работы «Нравственно-патриотическое воспитание детей»Опыт работы «Нравственно-патриотическое воспитание детей» Презентация "Нравственно - патриотическое воспитание детей". 1 слайд Нравственно - патриотическое воспитание детей является одной из основных.

Опыт работы музыкального руководителя по теме «Нравственно-патриотическое воспитание» Одним из актуальных показателей становления личности на этапе дошкольного детства является нравственно-патриотическое воспитание, базой.

Опыт работы «Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста через дидактическую игру» Уважаемы коллеги. Предлагаю Вашему вниманию опыт работы по теме «Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста через дидактическую.

План по самообразованию «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях ФГОС» План по самообразованию на тему «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях ФГОС» Волченкова Ольга Александровна.

Приобщение к художественной литературе детей дошкольного возраста как к виду деятельности в соответствии с ФГОС ДОПриобщение к художественной литературе детей дошкольного возраста как к виду деятельности в соответствии с ФГОС ДО Приобщение к художественной литературе детей дошкольного возраста как к виду деятельности в соответствии с ФГОС ДО Елена Владимирова..

Опыт работы «Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста»Опыт работы «Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста» Проблема экологического воспитания и привитие подрастающему поколению экологической культуры с дошкольного возраста возникла, в первую.

Опыт работы ДОУ «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через взаимодействие субъектов образовательных отношений»Опыт работы ДОУ «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через взаимодействие субъектов образовательных отношений» Понятия нравственности и патриотизма тесно связаны друг с другом. Нравственность включает честность, верность, долг, уважение. Это внутреннее.

Выступление на районном семинаре «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в соответствии с ФГОС до» Слайд 1 Здравствуйте, уважаемые коллеги, свой доклад мне хочется начать словами выдающегося советского педагога Василия Александровича Сухомлинского:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в музыкальной деятельности в соответствии с ФГОС до»
Опубликовано: 24 октября 2022 в 15:23
+86Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 25.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД