Получи документы

Формирование дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста

Елена Мунтян
Формирование дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста

Современная система дошкольного образования ориентирована на гуманистический подход к ребенку как развивающейся личности, нуждающейся в понимании и уважении ее интересов и прав. Вся образовательная работа с детьми направляется на создание условий, открывающих ребенку возможность самостоятельных действий по освоению окружающего мира. И именно сейчас особую значимость приобретает проблема взаимодействия дошкольников со сверстниками.

Публикация «Формирование дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

В последнее время мы все чаще с тревогой отмечают серьезные трудности у дошкольников в общении со сверстниками: неумение находить подход к партнеру по общению, поддерживать и развивать установленный контакт, адекватно реагировать и выражать свою симпатию к конкретному ребенку. Отмечаются сложности в умении сопереживать и радоваться успеху другого человека. Всё чаще дети подменяют реальную дружбу, живых друзей, совместные игры на развлечения с помощью гаджетов, оттесняя живое общение на второй план. Зачем принимать человека, подстраиваться под него, считаться с его интересами, гораздо проще заменить реального друга на виртуального. Все это приводит к различным конфликтам и между детьми.

Дошкольный возраст – особо ответственный период в воспитании. Он является возрастом первоначального становления личности ребенка. В это время в общении ребенка со сверстниками возникают довольно сложные взаимоотношения, существенным образом влияющее на развитие его личности.

Вопросам формирования взаимоотношений детей дошкольного возраста уделяли внимание как отечественные, так и зарубежные педагоги: Д. Б. Эльконин, А. В. Запорожец, Р. И. Жуковской, И. Кононова В. П. Залогина, А. П. Усова и др.

Приходя в детский сад, ребёнок попадает в коллектив, в котором ему нужно будет научиться взаимодействовать с другими детьми и взрослыми.

Н. К. Крупская отмечала, что «коллектив является действенным средством воспитания у ребенка чувства товарищества, уважения к окружающим, гуманности и взаимопомощи». То есть коллектив в детском саду – это, ни что иное как основа для формирования основных принципов взаимоотношений между людьми.

Все мы знаем, что ребёнок развивается в игре, играя он учится жить. К. Д. Ушинский утверждал, что в игре «. формируются все стороны души человеческой, его ум, его сердце, его воля. ”

В книге Р. И. Жуковской «Воспитание ребенка в игре», показано, как у детей под влиянием ролевой игры развиваются общие интересы, переживания, содействие, сплоченность, взаимопонимание.

И. Кононова считает, что освоение дружеских способов взаимодействия со сверстниками помогает становлению симпатии, взаимопомощи, пониманию эмоционального состояния партнера, что в свою очередь качественно меняет характер и формирует личностные качества ребёнка.

Таким образом многие педагоги отмечают, что с одной стороны, в дружбе проявляются нравственные качества ребенка, с другой – она содействует развитию навыков позитивного поведения, углублению нравственных чувств.

Именно формирование позитивного настроения в коллективе и развитие нравственных качеств детей вышли для меня на первый план в детском коллективе, состоящем на 72% из мальчиков. Значительная часть ребят были ориентированы на свои интересы и потребности. Что в первую очередь приводило к конфликту интересов. Бесспорно, и то, что мальчики более подвижны чем девочки, более склонны к агрессии и непримиримости, им сложнее разрешать спорные вопросы мирным путем.

И мне пришлось пересмотреть предметно-развивающую среду в группе. Уменьшилось количество кукол, при этом увеличилось число машин, в ассортименте, появились дороги, парковки, строительные инструменты, всевозможные конструкторы, солдатики. Но даже разнообразный выбор игрушек не спасал от вспыхивающих то тут, то там ссор, конфликтов и даже драк. Мальчики не хотели договариваться, уступать и идти на мирные переговоры. Этому способствует и проблема нынешнего поколения – гаджеты. Экран заменил детям мамины колыбельные, бабушкины сказки, вечерние беседы и игры в семейном кругу. Материальные ценности превосходят нравственно- эстетические.

В среднем дошкольном возрасте выявили, какие дети пользуются популярностью у сверстников: их постоянно приглашают в общие игры и дела, проявляют к ним симпатию, выражают стремление к общению. Для каких детей ситуация взаимоотношений со сверстниками в группе складывается недостаточно благоприятно: они часто играют в одиночку, их неохотно приглашают в общие игры, предлагают второстепенные, менее интересные, пассивные роли, не прислушиваются к их мнению. Это свидетельствует о том, что положение данных детей в системе межличностных отношений складывается негативно для их социально-личностного развития. Для этого была использована социометрическую методику «Секрет» (Я. Л. Коломинский, Т. А. Репина).

В результате уровень благополучия взаимоотношений у детей данной группы оказался ниже среднего, показатель удовлетворенности детей своими отношениями со сверстниками средний.

Таким образом в дальнейшей работе обозначилась основная цель: «Сформировать дружеские взаимоотношения у детей дошкольного возраста»

Я поставила следующие задачи:

- сформировать представления детей о дружбе, друзьях;

- научить положительному общению со сверстниками и формировать навык общения без ссор;

- научить детей видеть, понимать, оценивать чувства и поступки других, мотивировать к оценке своих поступков, объяснять их в своих суждениях;

- систематизировать и обобщить правила культуры общения со сверстниками;

- научить детей решать проблемные ситуации, использовать личный опыт и знания, полученные от чтения рассказов, сказок, пословиц и поговорок на тему дружбы;

- развивать групповую сплоченность;

- развивать у детей способность к сопереживанию;

- развивать дружелюбие и терпимость по отношению к сверстникам.

Проанализировав ситуацию, доступные методы и приёмы формирования дружеских взаимоотношений, я приняла решение использовать проектную деятельность. Проект позволяет постепенно вовлечь деток в процесс познания, взаимодействия с воспитателем, сверстниками и родителями.

Свои проекты я старалась наполнить коммуникативными играми. Игры отличные помощники, которые развивают у ребят умение замечать достоинства и переживания сверстников и помогают в игровом, творческом и реальное взаимодействие.

Ещё на констатирующем этапе, для выявления уровня сформированности дружеских отношений, большое внимание уделялось знакомству с понятиями «дружба, друзья, дружеские отношения».

Для развития дружеских взаимоотношений среди ребят важно было помочь увидеть позитивные черты сверстников, проявить желание взаимодействовать, оказать помощь и участие. Первое к чему я привлекла внимание ребят это к внешним данным сверстников, затем — к их личным качествам, умениям, интересам, достижениям и побуждает детей к совместной деятельности, общению. Лучше узнать друг друга детям содействуют игровые ситуации, требующие умения описать особенности внешности сверстников («Фоторобот», «Угадай, о ком идет речь?», некоторые черты характера, увлечения и умения (отлично рисует, придумывает истории, веселый и смелый) и сообразить, о ком из детей группы идет речь по рассказу-описанию. Затем я использовала игры для овладения дошкольниками правил культуры общения, вежливости и доброжелательности. Эти игры помогли понять, что грубый тон, неумение вежливо провести беседу, проявление безразличия к потребностям, эмоциям и настроению сверстника приводят к конфликтам и распаду совместной деятельности. Мы с ребятами моделировали такие игровые ситуации как «Добрые пожелания», «Выбросим грубые слова», «У нас нет равнодушных», «Краски», «Новенькая девочка». Игры проводились с детьми как при образовательной деятельности, так и в свободной совместной деятельности.

Игры, направленные на устранение конфликтов "Ссора", "Примирение", "Ковер мира", "Сладкая проблема", благодаря им дети учились анализировать поступки, находить причину конфликта, различать противоположные эмоциональные переживания: дружбу и вражду. Учили разнообразные мирилки, заимели «Коврик примирения».

Трудно переоценить роль сюжетно-ролевой игры. На протяжении всего дошкольного возраста, пока дети растут и развиваются, приобретают новые умения и знания, именно она является наиболее характерный вид деятельности детей. В игре старших дошкольников на первый план выступают отношения между людьми, устанавливаются устойчивые межличностные связи, общественный смысл труда, т. е. по известному выражению Л. С. Выготского «Игра есть арифметика социальных отношений».

Сюжетно-ролевая игра занимает ведущую роль в формировании положительных взаимоотношений детей и формировании положительных морально-нравственных качеств личности старшего дошкольного возраста. Большинство сложностей и конфликтов как раз возникло с введением сюжета игры. Ребята, конечно, были и на приёме у врача и в магазине, но или доступность телефонов детям или сформированное потребительское поведение (я хочу, мне и для меня) не позволяло им воспринять обстановку, форму общения и содержание диалогов в разных жизненных ситуациях.

Одним из эффективных средств формирования дружеских взаимоотношений является театрализованная игра. В ней осуществляется эмоциональное развитие: детки знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения осознают причины того или иного настроя. Самостоятельное обдумывание какой- либо роли ребёнком позволило формировать опыт нравственного поведения, умение поступать в соответствии с нравственными нормами. игры в театр способствовали рождению чувства «мы – одна команда», с театральными постановками мы участвовали в муниципальных конкурсах и показывали наши спектакли ребятам других групп.

. Также нами были отобраны подвижные игры, подходящие по возрасту и подталкивающие детей к более тесному взаимодействию. Большинство подвижных игр имеют чёткие правила и подталкивают детей к дружеским взаимоотношениям. Это такие игры как: «Хвост дракона», «Вороные кони» "Аплодисменты кругом"," Объятия", "Жучок" и др. Цель этих игр-способствовать сплочению детского коллектива, научить детей понимать чувства других людей, оказывать поддержку и сочувствие, раскрывать групповые отношения.

Беседы, обсуждение художественных произведений, таких как стихотворений А. Кузнецова «Поссорились», А. Барто «Я с ней дружу», «О премии, о Димке и о весеннем снимке», «Подружки», «Сонечка», С. Михалкова «Мы с приятелем.», «Песенка друзей» и др. помогли показать достоинства и особенности дружеских отношений. С целью воспитания чувства дружбы, доброжелательного отношения обратились к художественной литературе, например, рассказу В. Шевченко «Одинокий ребенок», стихотворению В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо». Книги А. Линдгрен «Малыш и Карлсон», Н. Носова «Приключение Незнайки и его друзей», Д. Родари «Чиполлино», Г. Остера «Как хорошо дарить подарки», А. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино» и другие произведения посвящены дружеским взаимоотношениям героев.

Песни А. Шаинского на слова М. Матусовского «Вместе весело шагать.», М. Гладкова на слова С. Козлова «Песенка львенка и черепахи», В. Шаинского на слова М. Танича «Когда мои друзья со мной», Ю. Чичкова на слова Я. Халецкого «Из чего же, из чего же.» помогают настраивать детей на доброжелательные отношения. В этом вопросе нам помогли видео экскурсии и мультфильмы.

Так же эти затруднения подтолкнули к проведению консультаций с родителями например «Мы в гостях», «На приёме у доктора» и собрания родители-дети «Приятно познакомиться», и другие мероприятия, в ходе которых родители учились слушать и слышать ребят, и выстраивать диалог с детьми.

В своей работе намеренно использую любую ситуацию, которая ставит ребенка перед необходимостью подчиняться правилам жизни в коллективе, и этим самым упражняю детей в положительных формах общения : сначала ты помоги своему другу, потом он тебе; принес из дома интересную книгу – покажи ее и дай рассмотреть картинки в ней, а потом ее почитаем все вместе; сегодня дежурные потрудились для тебя, а завтра – ты для них; он вежлив с тобой, будь и ты вежлив с ним; он просит поделиться – откликнись на его просьбу…

В течение трёх лет, работая со своей группой, мы значительно приблизились к поставленной цели.

Под влиянием растущего осознания значимости правил, и необходимости их выполнения поведение детей стало более организованным, повысилась степень активности и самостоятельности, повысился уровень нравственных мотивов, побуждающих к положительным поступкам.

У ребят не только сформировалась дружба, теперь они могут мотивировать выбор друга: «Мы с ним вместе играем», «Он никогда меня не обижает», «Он мне всегда игрушки дает». Детки научились действовать сообща, задумываться о своих поступках и поступках своих детей, узнали, как вести себя в разных ситуациях. Научились бережно относиться к результатам труда сверстников и взрослых. Ребята могут дружно играть, не обижать друг друга.

Участвуя в совместной деятельности, ребята научились уступать желаниям сверстников и убеждать их прислушаться к своему мнению, вместе достигать общего результата.

Накопленный опыт согласования действий, дети переносят в другие виды совместной деятельности (в труд, в игру, а также в повседневном общении.

Дети могут самостоятельно организовываться. Они используют такие приемы: «назначение ведущего», «поручаем по очереди провести игру».

Вместе с ребятами мы составили правила дружбы :

• Помогать другу. • Не бояться просить прощения.

• Быть честным. • Не жадничать.

• Уступать. • Не грубить.

Повторная диагностика, в подготовительной группе, подтвердила мои наблюдения и показала положительную динамику в формировании всех компонентов дружелюбного отношения детей друг к другу, снижению конфликтов и споров. А именно была проведена игра “Секрет”, несколько по-другому.

Для проведения этой игры были изготовлены фото часы и поочередно у каждого спрашивала: «С кем бы он хотел дружить? «С кем не хотел бы дружить? Дети поворачивали стрелку на фотографию того ребенка, о котором они говорили. на второй вопрос был ответ один «Я со всеми дружу

В ходе игры - диагностики было выяснено, какие отношения у детей в группе, по каким критериям дети выбирают себе друзей, какие качества ценят они у детей («…с Денисом интересно строить…», «…Егор весёлый и добрый…», но возникли и сложности с вопросом «Почему ты его (её) считаешь другом?». Это произошло, потому что у некоторых ребят дружба стала безусловной, они научились принимать друг друга такими какие они есть не взирая на достоинства и недостатки. 2 ребёнка оказавшиеся в числе «Пренебрегаемых» были чуть меньше выбраны в число друзей.

Следует отметить, что часто работа с детьми в группе проходила в режиме импровизации, планы приходилось менять, здесь и сейчас, отталкиваясь от настроения и интереса детей. В этом помогали современные технологии: мобильный телефон, портативная колонка, планшет. Благодаря этому детки поняли, что можно не только играть в виртуальные игры, но и находить интересную, полезную информацию в доступном для них виде: картинки, видеоролики, в последствии читать.

В результате проведённой работы можно сказать, что наша группа стала дружная. Это подтверждали и беседы с детьми, и наблюдения за совместной деятельностью (играми, и то с каким настроением ребята приходили в сад, и отзывы родителей.

Способность легко находить друзей – признак психологического благополучия, личностной и социальной компетентности, связана с чувством внутренней безопасности и уверенности в себе.

Использование в работе проектной деятельности как средства формирования дружеских отношений показало свою эффективность при условии, что активными участниками педагогического процесса будут не только воспитатели и специалисты детского сада, но и родители. Для этого мы постарались наладить доверительные партнёрские отношения со всеми членами семьи воспитанников, пересмотреть свои позиции и перейти от профессиональной обязанности вести работу с родителями к желанию сотрудничать для блага ребёнка, а значит – отказаться от традиционной роли воспитателя в пользу партнёрской. В своей работе использовали совместные спортивные мероприятия с родителями и детьми, мастер-классы и творческие мастерские. В условиях самоизоляции проводил онлайн эстафеты «Пасхальное яйцо», «Ленточка победы», участвовали в тематических акциях и челленджах Городского дома культуры и ЦДЮТ г. Приволжска.

Новизна и практическая значимость работы заключается в разработке комплексного подхода и объединённая в систему, направленную на развитие дружеских взаимоотношений, различных видов игр, совместная познавательная, творческая и трудовая деятельность. Формирование дружеских, доверительных взаимоотношений у детей строится как увлекательная проблемно-игровая деятельность, обеспечивающая субъектную позицию ребенка и постоянный рост его самостоятельности и креативности.

Слайд 19. Активные ссылки.

Публикации по теме:

«Его величество время» — формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста.«Его величество время» — формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста. «Его величество время» С проблемой времени человек сталкивается ежедневно, срывая листок календаря, ежеминутно, глядя на часы. Во времени.

Формирование дружеских взаимоотношений старших дошкольников при реализации проекта сюжетно-ролевой игры «В поисках сокровищ»Формирование дружеских взаимоотношений старших дошкольников при реализации проекта сюжетно-ролевой игры «В поисках сокровищ» Формирование дружеских взаимоотношений старших дошкольников в ходе реализации проекта: сюжетно-ролевая игра «В поисках сокровищ». Целью.

Формирование навыков здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возрастаФормирование навыков здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста Здоровье – одна из важнейших ценностей человека. Хорошее здоровье является предпосылкой к высокоэффективному труду, творческой активности,.

Мастер-класс «Коммуникативно-речевые игры, направленные на формирование дружеских взаимоотношений старших дошкольников» Здравствуйте уважаемые коллеги! Мы взрослые, умеем общаться, дружить и уходить от конфликтов. А как помочь детям стать дружными, научить.

Методическая разработка «Формирование у детей старшего дошкольного возраста понятий об ОБЖ» Методическая разработка «Формирование у детей старшего дошкольного возраста понятий об ОБЖ». В дошкольном учреждении старший дошкольный.

План работы по самообразованию в подготовительной группе «Формирование культуры общения и дружеских взаимоотношений детей» Тема «Формирование культуры общения и дружеских взаимоотношений детей через художественную литературу» Цель: Систематизировать и обобщать.

Пособие для индивидуальной работы по формированию дружеских взаимоотношений детей дошкольного возраста «Правила дружбы»Пособие для индивидуальной работы по формированию дружеских взаимоотношений детей дошкольного возраста «Правила дружбы» Здравствуйте уважаемые коллеги! Доброго всем времени суток! Сегодня мне хотелось бы поговорить о формировании дружеских взаимоотношений.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 15 ноября 2023 в 05:48
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД