Папки-передвижки

Опыт работы по формированию экологического воспитания старших дошкольников

Лейла Пономарева
Опыт работы по формированию экологического воспитания старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

В природе столько красоты – Вглядись, и ты поймешь,

Зачем росистые кусты окутывает дрожь.

Куда, журча, ручей бежит, прозрачнее стекла,

О чем под вечер, в поле ржи, поют перепела.

Пусть станет сердцу твоему понятна птичья речь

И ты научишься тому, как это все беречь.

Эти строки написал Владимир Алексеевич Чижов.

Природа является источником первых конкретных знаний и радостных переживаний, часто запоминающихся, на всю жизнь. Детская душа раскрывается в общении с природой, пробуждается интерес к окружающему миру, формируется умение делать открытия и удивляться им. Мы с самого раннего возраста учим детей любить свою Родину. Возникает необходимость воспитания у детей дошкольного возраста экологической культуры и бережного отношения к природе, к своему здоровью. Мы взрослые своим личным примером должны демонстрировать правильное поведение и отношение к природе, только тогда можно надеяться, что дети будут экологически грамотными.

Публикация «Опыт работы по формированию экологического воспитания старших дошкольников» размещена в разделах

В своей работе с детьми я использую такую форму работы как проект. Такой подход позволяет обеспечить последовательное освоение детьми экологических знаний.

Цель проекта - формирование экологического воспитания старших дошкольников

Приступая, к проекту по экологическому воспитанию, я поставила следующие задачи: (прошу обратить внимание на слайд)

- формировать системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка-дошкольника (прежде всего как средства становления осознанно-правильного отношения к природе);

- развивать познавательный интерес к миру природы;

- формировать первоначальные умения и навыки экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения;

- воспитывать гуманное, эмоционально-положительное, бережное, заботливое отношение к миру природы и окружающему миру в целом; развитие чувства эмпатии к объектам природы.

Разработанный,мною проект «Мой друг - Природа», строится на следующих принципах:

Научность

Доступность

Прогностичность

Деятельность

Интеграция

Целостность

Системность

Преемственность

Реализация моего проекта осуществляется в три этапа:(обратите внимание на слайд)

Организационный этап (на этом этапе я)

- Изучила уровень экологической грамотности детей.

- Разработала перспективное планирование по работе с детьми в образовательной деятельности и режимных моментах.

- Разработала картотеку бесед, наблюдений, опытов по теме.

- Провела анкетирование родителей.

- Разработала перспективное планирование по взаимодействию с родителями.

- Познакомила детей с героями «Эколята – дошколята».

Практический этап

На этом этапе с детьми провела

- Беседы по теме проекта

- Дидактические игры

- Чтение рекомендованной художественной литературы по теме проекта.

- Тематические занятия с детьми

С родителями

- Разработала практический материала: памятки, рекомендации, буклеты, консультации.

- Создала центр по экологическому воспитанию детей

- Провела родительские собрания по теме проекта.

- Субботники

На заключительном этапе мы посмотрим.

Презентацию своего проекта.

Считаю, что для первоначального ознакомления детей с природой необходимо создание предметно-развивающей среды. Дети легче и быстрее усваивают взаимосвязи в природе на близком и знакомом им материале. Для этого в группе организовано экологическое пространство, где находятся: календарь природы; муляжи овощей и фруктов;подобраны различные иллюстрации и репродукции о природе, о временах года, о домашних и диких животных. В группе имеется мини лаборатория для экспериментирования, где дети в любое время могут проводить опыты с водой, песком и другими материалами. Также устроен уголок дидактических игр и экологическая библиотека. Дети не остаются равнодушными, слушая лирические стихи о природе и экологические сказки о животных и насекомых. Проводить занятия и игровую деятельность мне помогают плоскостные изображениясказочных героев «Молодых Эколят – юных защитников природы».

В нашем детском саду есть зимний сад, где растут цветы, живут попугаи и аквариумные рыбки. Ребятам очень нравиться наблюдать за ростом цветов, реакцией на изменение их жизни. Для ухода за цветами и нашими питомцами, в саду имеется необходимый инвентарь.

Изучив, литературу по экологическому воспитанию детей, я разработала конспекты организованной образовательной деятельности. Знания, умения инавыки, полученные детьми на занятиях, помогают им во время наблюдений, самостоятельно понять процессы и явления,происходящие в природе, провести собственные исследования и обобщить материал.

Для развития мыслительной деятельности, формирования познавательного интереса к природе, в своем проекте я используюпоисково – исследовательскую деятельность. В каждом опыте мы раскрываем причину наблюдаемого явления, дети стараются самостоятельно подойти к суждениям, умозаключениям. Уточняются их знания о свойствах и качествах объектов природы (о свойствах снега, воды, растений, об их изменениях и т. д.). Ребята с удовольствием превращаются в «ученых» и ищут ответы на трудные вопросы: Как поймать воздух? Зачем растение пьет? Почему не падает дерево?

Большие возможности в воспитании экологических чувств по отношению к окружающему миру заложены в играх. Мной изготовлены дидактические игры, помогающие мне в ознакомлении детей с явлениями природы: «Найди меня»,лэпбуки «Экология», «Времена года» настольно-печатные игры:«Развивающее лото», «Кто лишний», «Кто, где живет», предметные игры:«С какого дерева листик», «Съедобные и ядовитые грибы», и другие. В процессе игры дети уточняют и закрепляют, имеющиеся у них представления о явлениях природы, растениях, животных.

Особой формой организации работы по экологическому просвещению дошкольников стала экскурсия. Преимущество экскурсий в том, что они позволяют в естественной обстановке познакомить детей с объектами и явлениями природы. Мы ходили на экскурсию в цветочный магазин, где дети рассмотрели витрины, выделили комнатные цветы, цветы для букетов, познакомились с профессией флориста, узнали, чем он занимается. Во время экскурсии дети закрепили названия цветов и правила ухода за ними. Увлекательным для ребят стал поход в парк. Я провела беседу о соблюдении правил поведения в природе. Дети читали стихи о весенних месяцах, называли признаки весны, отгадывали загадки о птицах. Поиграли в игру: «Найди дерево по описанию». В заключение нашего похода мы поговорили о роли и значении скворечника, родители помогли закрепить, сделанный своими руками домик для скворцов.

Еще одной формой работы в проекте, являются прогулки, на которых я использую методы наблюдения и беседы. На прогулке я знакомлю детей с изменениями природы по сезонам (продолжительность дня, погода, изменения в жизни растений и животных, труд людей). Организовываю игры с природным материалом (песок, вода, снег, листья). Кроме этого, использую разнообразные игровые упражнения " Найди по описанию", "Угадай животное", "Когда это бывает?". Систематически проводим наблюдения за погодой: дети ежедневно рассматривают небо, уточняют характер осадков, наличие ветра или его отсутствие, по одежде определяют степень тепла и холода.

Беседы я провожу, используя наглядный иллюстрированный материал (красочные альбомы, слайды, видеофильмы).

Дошкольный возраст ребенка – период, когда многие из них сами стремятся к контакту, сотрудничеству с педагогами, что очень важно для экологического образования. Взрослые должны научить ребенка видеть красоту и гармонию природных явлений. Я считаю, что достижение этой цели невозможно без помощи и поддержки семьи. В работе с родителями по экологическому воспитанию детей мной используются как традиционные формы (родительские собрания, консультации, анкетирование, беседы, так и нетрадиционные (деловые игры, акции, круглый стол). Такие формы работы дают возможность продемонстрировать родителям, какие знания о природе есть у детей, показать, что эти знания необходимы для формирования основ экологической культуры. Привлекаю родителей к участию в конкурсах, выставках, субботниках. Они не остаются равнодушными: рисуют рисунки, готовят вместе с детьми поделки из природного и бросового материала. Участие каждой семьи не остается без внимания. Взрослые и дети награждаются подарками, благодарственными письмами. Работая с детьми в форме проекта по «Экологическому воспитанию» детей дошкольного возраста я ожидаю положительные результаты. Мой проект рассчитан на десять месяцев. Дети получат достаточно знаний и представлений о природе. Установят взаимосвязь между деятельностью человека и жизнью животных, птиц, растений. У многих детей сформируется осознанное отношение к природе и её обитателям. Они научаться эмоционально, выражать своё отношение к ней, развивая чувство эмпатии. Многие детизахотят использовать полученные знания для сохранения природы родного края.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Опыт работы ДОУ по формированию экологической культуры дошкольников Я хочу представить вам «Опыт работы МБДОУ «Детский сад № 6 комбинированного вида» по формированию экологической культуры дошкольников».

Актуальность экологического воспитания дошкольников: цели, формы и методы работы «Человек всегда был и остаётся сыном природы, и то, что роднит его с природой, должно использоваться для его приобщения к природе, к богатствам.

Опыт работы по экологическому воспитанию старших дошкольников «Бережём растения» Хочу познакомить вас с наработками позволяющими эффективнее проводить работу по знакомству старших дошкольников с растениями Нижегородской.

Обобщение опыта работы «Формирование экологического сознания у старших дошкольников посредством ознакомления с природой» Меня зовут Пошивалова Наталья Юрьевна. Я работаю воспитателем в МБДОУ детский сад №12 «Светлячок», городской округ г. Бор. Стаж работы –.

Опыт работы педага «Методы, формы, приемы работы по формированию нравственного отношения у дошкольников любви к малой Родине» Дошкольный возраст является важным периодом в становлении нравственных качеств у ребенка, которые являются результатом нравственного воспитания.

Опыт работы «Эффективные методы осуществления экологического воспитания дошкольников в рамках ФГОС в ДО» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 13 Усть - Кутского муниципального образования Иркутской области «Эффективные.

Профессиональный опыт воспитателя «Краеведческий подход в системе экологического воспитания дошкольников» Видео В экологическом воспитании детей мной применяются различные методы и приёмы. Важными являются: детские исследования и экспериментирование,.

Профессиональный опыт воспитателя «Краеведческий подход в системе экологического воспитания дошкольников» 1 слайд Рада приветствовать вас, дорогие коллеги, гости. Хочу представить вашему вниманию презентацию своего профессионального опыта. 2.

Опыт работы «Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» Сказка как средство духовно- нравственного воспитания детей дошкольного возраста. Здравствуйте! Уважаемые коллеги. Свое выступление я хотела.

Опыт работы «Устное народное творчество как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы по формированию экологического воспитания старших дошкольников
Опубликовано: 18 февраля 2018 в 13:31
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы по формированию экологического воспитания старших дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Лейла Пономарева (УИ 340274) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД