МААМ-картинки

Опыт работы по развитию музыкальных способностей посредством пальчиковых игр

Наталья Цветкова
Опыт работы по развитию музыкальных способностей посредством пальчиковых игр

Изучая программу «Камертон», я задумалась над высказыванием Э. П. Костиной «В музыкальной деятельности получить какие-либо результаты можно только благодаря продуманной во времени системе. Многие педагоги ДОУ, стремясь работать по инновационным программам, используют традиционные методики, и поэтому испытывают трудности в реализации программ, не получая качества музыкального развития детей».

Публикация «Опыт работы по развитию музыкальных способностей посредством пальчиковых игр» размещена в разделах

И я стала искать пути для решения этих задач. При ознакомлении с программой «Радуга», меня очень привлекли пальчиковые игры. Сначала я их использовала как момент переключения с одного вида деятельности на другой, а именно: после музыкально-ритмических движений требовалось время, чтобы дети восстановили дыхание, расслабились и приготовились к исполнительской деятельности. Видя огромный интерес детей к пальчиковым играм, я стала изучать эту тему и обнаружила, что этот вид деятельности как нельзя лучше подходит для решения поставленных задач.

Актуальность:

ФГОС ориентирует нас на социализацию и индивидуализацию развития личности детей дошкольного возраста. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» нацеливает на решение следующих задач:

Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы.

• Становление эстетического отношения к окружающему миру.

• Формирование элементарных представлений о видах искусства.

• Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений.

• Реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)

Изучение данного материала способствовало тому, что я стала искать пути решения поставленных задач в музыкальном развитии детей, одним из которых являются пальчиковые игры.

Ибо, как говорил Д. Б. Кабалевский «Нельзя новое осуществлять старыми методами».

Выдающиеся ученые Л. С. Выгодский, Л. С. Волкова считали, что развитие мелкой моторики рук положительно влияет на становление детской речи.

Ещё в давние времена учёные люди знали о взаимосвязи развития мелкой моторики с развитием многих качеств личности.

«Рука – это инструмент всех инструментов». Аристотель

«Рука – это своего рода внешний мозг». Кант

На музыкальных занятиях педагоги сталкиваются с проблемой - невозможно заставить детей полюбить петь, танцевать и т. д., но можно увлечь, заинтересовать и поддерживать этот интерес. И в этом отношении невозможно придумать что-либо лучше, эффективнее, чем игровые методы. Вхождение ребенка в любой вид искусства должно проходить через" волшебный мост" игры.

Игра относится к основным видам деятельности дошкольников. Поэтому в детском саду игры являются частью всех режимных моментов, включающих и обучение, в которых усвоение какого-либо материала происходит незаметно для детей в практической деятельности. Игра определяет дальнейшее развитие ребёнка.

«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности», - писал В. А. Сухомлинский.

К игровым и развивающим приемам на музыкальных занятиях относятся и пальчиковые игры.

В ходе этих исследований определились цель и задачи.

Цель: Формирования целостного развития личности ребёнка, в том числе креативности посредством пальчиковых игр.

Задачи:

Развитие мелкой и крупной моторики.

Развитие слухового восприятия, музыкальной памяти, чувство ритма, образного мышления.

Развитие фонематического, интонационного и музыкально-певческого слуха.

Совершенствование умения согласовывать движения и речь.

Способствование развитию фантазии, творчества, коммуникабельности, доброжелательного отношения к другим детям.

Формирование навыков вербального и невербального общения, готовности умения действовать в коллективе.

Ведущая педагогическая идея - Повышение уровня познавательной мотивации, заинтересованности и активности участия дошкольников в музыкально-творческой деятельности посредством пальчиковых игр как на занятиях, так и вне занятий.

Пальчиковые игры – это уникальный вид деятельности. Ведь он включает в себя интеграцию не только внутри образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (связь музыкального, литературного и изобразительного искусства, но и интеграцию с другими образовательными областями.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие». Некоторые игры основана на народных потешках.

Образовательная область «Познавательное развитие» предполагает развитие воображения и творческой активности; формирование представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира и т. д.

Образовательная область «Речевое развитие». В процессе занятий с помощью пальчиковых игр дети выучивают большое количество стихов.

Образовательная область «Физическое развитие» подразумевает развитие таких физических качеств, как координации движений; крупной и мелкой моторики обеих рук.

Кроме того, пальчиковые игры считаются здоровьесберегающей технологией.

Кончики пальцев – есть второй головной мозг. В жизнедеятельности человека рука играет важную роль на протяжении всей его жизни. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи являются мощными средствами повышения работоспособности головного мозга.

• Стимулирует действие речевых зон коры головного мозга детей;

• Совершенствует внимание и память;

• Формирует ассоциативно-образное мышление;

• Облегчает будущим школьникам усвоение навыков письма.

Варианты пальчиковых игр, выполняемых в комплексе с общеразвивающими упражнениями, являются важным средством укрепления здоровья, работоспособности и хорошего самочувствия ребёнка.

Пальчиковые игры - это своеобразный театр со своими эмоциями, переживаниями, актерами, которыми здесь являются пальцы.

Целевое назначение пальчиковых игр :

Использование вместо разминки голосовых связок перед исполнительской деятельностью.

Использование в качестве физкультминутки для переключения с одного вида деятельности на другой.

Использование пальчиковых игр с музыкальным сопровождением и без него на праздниках, во время прогулок, в группе и дома.

Снять эмоционально-психическое напряжение.

На музыкальных занятиях, прежде чем приступить к вокальному и танцевальному творчеству, необходима разминка как опорно-двигательного аппарата, так и голосовых связок. Для этого необходимы различные распевки для голоса, упражнения для дыхания, для рук, ног ит. д. Однообразные распевки и упражнения не всегда интересны детям, дети выполняют их иногда с неохотой. Эту проблему я попыталась решить при помощи пальчиковых и речевых игр.

Так как, мои занятия тесно связаны с музыкой, то я решила полюбившиеся пальчиковые игры сделать музыкальными, т. е. стихотворную основу я положила на простейшие музыкальные мотивы. Это восходящая и нисходящая мелодия, плавная и скачкообразная, в зависимости от содержания игры, в мажоре или миноре. При распевании мелодию можно повторять, транспонируя её на тон выше или ниже. Иногда используются элементы дыхательной гимнастики.

Таким образом, решаются сразу две проблемы, т. е. дети играют, одновременно распеваются и разминают мышцы шеи, кистей рук, ног. Такие игры не только полезны, но и вызывают большой интерес у детей.

При осуществлении решения некоторых задач в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие», иногда педагоги сталкиваются с проблемой – как вызвать интерес детей к тому или иному виду деятельности.

В решении этой проблемы я тоже решила использовать пальчиковые игры. Новые методы и приёмы появились благодаря воспитанникам, которым очень нравилось манипулировать своими пальчиками во время занятий при разучивании песен и слушании музыки. Поэтому, разучивая новые песни, я предлагала детям обыгрывать пальчиками каждую строчку. А младшие дошкольники таким образом исполняли песни и на утренниках.

В результате тексты песенок стали разучиваться быстрее.

Далее мы с воспитанниками решили попробовать обыгрывать пальчиками и музыкально-ритмические движения. Результат не заставил себя долго ждать – разучивание движений стало увлекательным занятием и не вызывало труда при исполнении. Сидя на стульчиках, мы вместе под музыку сочиняли подговорки к движениям, манипулируя при этом пальчиками. Пальчиками же проигрывали, какие будут поскоки, маршевая ходьба, красивые хороводные движения, когда нужно тянуть носок и т. д.

Следующий этап – использование манипуляции пальчиков во время прослушивания музыкальных произведений. Вместо того, чтобы, как раньше, детям сидеть ровно на стульчике и слушать музыку, я им предлагала прослушиваемую музыку изобразить пальчиками. Раньше я замечала, что во время этого вида деятельности дети отвлекались, некоторым это было не интересно, скучно, не понятно. Теперь же меня и саму увлекает наблюдение за воспитанниками: они интуитивно «танцуют» под танцевальную музыку, маршируют, под спокойную музыку выполняют плавные движения. Используя этот метод, я заметила, что слушание музыки стало детям нравиться, они перестали отвлекаться. Кроме того, у них лучше развивается фантазия. Когда я спрашиваю, что они могут рассказать о прослушанной музыке, ответы детей удивляют почти точностью к оригиналу.

Подобный подход обеспечивает создание уникальной образовательной среды.

Проводя диагностические обследования в конце года, я обнаружила высокие показатели развития детей.

Это показатели критериев музыкального развития и музыкальной подготовленности детей, взятых из индивидуальных карт на основе примерной основной образовательной программы «Радуга».

Помимо развития общих музыкальных компонентов, благодаря использованию в своей педагогической деятельности пальчиковых игр, я отметила следующие результаты:

Повысился общий уровень организации мышления и воображения ребёнка.

Развился интерес к театральной деятельности.

Создалась благоприятная атмосфера во время занятий.

Воспитанники освоили большое количество стихов.

Пальчиковые игры помогли преодолеть скованность, зажатость.

Выработались такие качества, как способность расслабляться и сосредотачиваться.

Дети стали более эмоциональны, научились владеть мимикой.

Публикации по теме:

Опыт развития чувств и эмоций посредством музыкальных занятий в ДОУ «…Прекрасное побуждает доброе» (Д. Б. Кабалевский). «Красота музыки имеет своим источником красоту окружающего мира» (В. А. Сухомлинский).

Занятие по развитию музыкальных способностей дошкольников при обучении игре на нетрадиционных музыкальных инструментах Развитие музыкальных способностей дошкольников при обучении игре на нетрадиционных музыкальных инструментах. МБДОУ д/с №118 2010 год.

Опыт работы «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста» 2.5. Результативность опыта Проведение итогового мониторинга показало положительный результат данной работы: у 35,5% детей в игровой деятельности.

Опыт работы по развитию творческих способностей старших дошкольников средствами декоративно-прикладного искусства Коллеги! Хочу представить вам опыт работы развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами декоративно-прикладного.

Опыт работы «Развитие мелкой моторики посредством игр и специальных упражнений»Опыт работы «Развитие мелкой моторики посредством игр и специальных упражнений» Представляю опыт работы " Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей с нарушениями речи через игры и специальные пражнения".

Опыт работы «Развитие творческих способностей дошкольников в процессе совместной деятельности педагогов и родителей» В соответствии с федеральными государственными требованиями, к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Опыт работы «Развивающие игры математического содержания как средство формирования умственных способностей детей»Опыт работы «Развивающие игры математического содержания как средство формирования умственных способностей детей» «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра — это огромное светлое окно, через которое  в духовный мир ребенка.

Опыт работы «Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментальной деятельности» Вашему вниманию я хочу представить опыт работы на тему: "Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста по средствам экспериментальной.

Занятие по развитию музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста средствами народного фольклораЗанятие по развитию музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста средствами народного фольклора "Я на горку шла"Цель: Познакомить детей с пьесой; учить определять ее характер, точно передавать ритмический рисунок пьесы на музыкальных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы по развитию музыкальных способностей посредством пальчиковых игр
Опубликовано: 5 ноября 2015 в 16:43
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД