Опыт работы «Развитие мелкой моторики посредством игр и специальных упражнений»

Ольга Пинегина
Опыт работы «Развитие мелкой моторики посредством игр и специальных упражнений»

Представляю опыт работы " Развитие мелкой моторики и координации движений рук

у детей с нарушениями речи через игры и специальные

Опыт работы «Развитие мелкой моторики посредством игр и специальных упражнений»

пражнения"

Начиная работать по данной теме,передо мной встали проблемные вопросы:

1. Чем обусловлена необходимость развития мелкой моторики у дошкольников?

2. Как более, эффективнее использовать игры и игровые упражнения во всех режимных моментах?

3. Чем разнообразить задания, чтобы избежать у детей утомленности и повысить их интерес к игре?

Я искала ответы по разным источникам и пришла к выводу, что эта проблема актуальна. В чем её актуальность?

1. Известно, что все ученые изучавшие деятельность мозга, психику детей отмечали большое стимулирующее влияние функции руки.

2. Движения пальцев настолько положительно влияют на развитие нашей речи, что стали вспомогательной частью нашего языка.

Вот почему проблема повышения эффективности комплексной коррекционной работы по развитию мелкой моторики и координации пальцев рук детей дошкольного возраста, остается актуальной и сегодня.

Я выделила следующие задачи в своей работе с детьми по развитию мелкой моторики:

1. Стимулировать развитие речи через активацию движений пальцев рук

2. Овладевать приемами самомассажа и расслабления

3. Скоординировать движения обеих рук

4. Сформировать переключаемость с одного вида движения на другое

5. Развивать изобразительные и графические навык

6. Повысить уровень зрительно-двигательной координации, моторной ловкости

7. Развивать двигательную память, произвольность и точность движений

Что такое мелкая моторика? Мелкая моторика и координация движений рук - это система разнообразных движений в которых участвуют мелкие мышцы рук. Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики и координации движений рук у детей являются игры и специальные упражнения, которые укрепляют мелкую мускулатуру кисти.

Известный педагог Василий Александрович Сухомлинский тоже в своих трудах отразил тему мастерства детской руки.

" Истоки творческих способностей детей и их дарований - на кончиках пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движения детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, общественным трудом в духовную жизнь ребенка.Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок".

Также Мария Монтессори известный итальянский педагог, психолог и врач отмечала, что благодаря контакту с окружением и собственным исследованиям, ребенок формирует запас понятий, которым может оперировать его интеллект, без этого теряется способность к абстрагированию, контакт происходит с помощью органов чувств и движений.

Вот передо мной встала задача вести работу в этом направлении, опираясь на опыт работы в школе, когда детей начинаем учить навыкам правильного написания, с какими трудностями они сталкиваются. Не развиты мышцы кистей рук, а ведь это большой труд правильно, красиво вывести начертания элементов букв. А особенно сейчас в век компьютеризации, дети совершенно мало работают руками, лишь только нажимая кнопки клавиатуры. А тренировка в расстегивании, застегивании пуговиц, завязывании шнурков, в скоростной век родители стараются делать все за своих детей, чтобы не ждать и не тратить время, не тренировать дитя. Ведь даже большинство детской обуви и одежды, даже сейчас, на липучках, просто, быстро и удобно.

Уже доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребенка, поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начинаться задолго до поступления в школу.

В работе по мелкой моторикеиспользую традиционные технологии: пальчиковые игры с речевым сопровождение.Также применяю инновационные технологии: Су-джок терапию, сопряженную гимнастику (содружественные движения кисти руки и языка).

Использую средства мелкой моторики: пластилин, песок, бумагу, крупы, бусы, пуговицы, природный материал, нитки, тесьма, веревки, шнуровки, карандаши, счетные палочки.

Также применяю нетрадиционную технику рисования: штамп, свеча+акварель, поролон, ватные палочки, мятая бумага, коктейльная трубочка, капустный лист, с помощью пластиковой бутылки, шнурками, песком, наждачная бумага, восковые мелки+ акварель.

В своей работе использую комплекс игр и специальных упражнений для развития мелкой моторикии координации движений рук:

1. Пальчиковые игры со стихами (картотека)

2. Физминутки, пальчиковая гимнастика

3. Нетрадиционная техника рисования

4. Рисование на крупах, песке

5. Лепка из пластилина

6. Аппликация (мозаичная, обрывная, из палочек, крупы)

7. Конструирование из бумаги - оригами

8. Работа с фольгой

9. Тактильные дощечки

Также родителям могу предложить в повседневной обстановке. как просто и легко с предметами домашнего обихода можно поработать над развитием мелкой моторики.Игры с предметами домашнего обихода:

1. Застегивание и растегивание пуговиц, крючков, кнопок.

2. Завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков.

3. Закручивание и раскручивание крышек на банках, пузырьках.

4. Переборка круп.

5. Упражнения с трубочкой для коктейля. скрепками, наматывание ниток

6. Игры с прищепками.

Могу предложить родителям игры с крупами:

1. "Прячем ручки"

2. " Пересыпаем крупу"

3. "Покормим птичек"

4. " Разложи по тарелочкам"

5. Игра "Золушка"

6. "Отгадай какая крупа в мешочке"

7. " Сухой бассейн" из гороха и фасоли для стоп и рук

Включение пальчиковых игр и упражнений в любую деятельность вызывает у детей оживление, эмоциональный подъем и оказывает специфическое тонизирующее действие на функциональное состояние мозга и развитие.

В своей работе использую массажеры, упражнения с масажерами: катание по столу от кончиков пальцев до локтя, между ладонями, по тыльной стороне кисти. Выполнять упражнения надо обязательно каждой рукой по очереди.

Приемы Су-джок терапии я активно использую в качестве массажа для развития мелкой моторики пальцев рук, а также с целью общего укрепления организма. С помощью шаров " ежиков" с колечками детям нравится массировать пальцы и ладошки, что оказывает благотворное влияние на весь организм, а также на развитие мелкой моторики пальцев рук, тем самым, способствует развитию речи.

Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь.

В настоящее время у большинства детей отмечается общее моторное отставание. Мелкая моторика и точное артикулирование звуков находятся в прямой зависимости. Чем выше двигательная активность, тем лучше развита речь. Однако даже если речь ребенка в норме, это вовсе не значит, что он хорошо управляется со своими руками. Вот поэтому-то в садиках и центрах раннего развития так много внимания уделяют развитию мелкой моторики: нанизыванию бусин, лепке, аппликации и т. п.

Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных задач.

Публикации по теме:

Опыт работы «Воспитание и развитие детей в процессе знакомства со сказкой» Опыт работы "Воспитание и развитие детей через знакомство со сказкой" Воспитание любви к сказкам – одно из важнейших задач дошкольного возраста.

Опыт работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в.

Опыт работы по теме: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста» Все знают о важности развития мелкой моторики и координации движения пальцев рук. Известный исследователь детской речи М. М. Кольцова отмечала,.

Паспорт проекта «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через формирование мелкой моторики рук»Паспорт проекта «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через формирование мелкой моторики рук» Паспорт проекта «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через формирование мелкой моторики рук».Автор проекта: воспитатель высшей.

Планирование работы по теме самообразования «Развитие мелкой моторики руки с помощью тестопластики» Тема: «Развитие мелкой моторики руки через использование технологии тестопластики» Цель: - изучить и систематизировать наиболее эффективные.

Консультация психолога «Игры и упражнения, способствующие развитию мелкой моторики рук у детей 5–7 лет» Игры с формами, разрезные картинки, пазлы по возрасту. Игры с мелкими предметами, конструктором, бумагой..

Развитие мелкой моторики через упражнения с природным материалом в коррекционной работе с дошкольниками Упражнения с природным материалом в коррекционной работе с дошкольниками. Готовность ребенка к обучению в школе в значительной мере зависит.

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования Цель: - Формировать умение выполнять полученные знания о средствах выразительности в собственном творчестве; - Формировать умение выполнять.

Рекомендации родителям «Игры и упражнения на развитие общей моторики» Игры и упражнения на развитие общей моторики: Чем раньше начата работа с ребенком по формированию у него двигательной сферы, тем меньше.

Семинар-практикум для родителей «Игры и упражнения для развития мелкой моторики рук» Цель: пробудить интерес родителей к педагогическому процессу в ДОУ; дать родителям теоретические знания о значении.

Библиотека изображений:
  • Математика
  • Математика
  • Сад и огород
Автор публикации:
Опыт работы «Развитие мелкой моторики посредством игр и специальных упражнений»
Опубликовано: 17 октября 2015 в 13:17
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
13 апреля. День мецената и благотворителя

Людям, творящим благие дела, посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой, чтобы рассказать детям о благотворительности и привлечь их к участию в благотворительных...

13 апреля. День зелёного лука на МААМ

Весной зелёный лук особенно быстро и дружно идёт в рост – посади его хоть в грунт, хоть в стакан с водой. Предлагаем уделить внимание этому интересному и полезному занятию с детьми.

Конспект НОД по пластилинографии «Разноцветный космос» в подготовительной к школе группе
Цель: Создание картины «Разноцветный космос», совершенствование у детей умения лепить, используя способ пластилинографии. Задачи: - закреплять...
Фотоотчет о проведении Гагаринского урока «Космос — это мы!» в начальных классах
12 апреля - День космонавтики, котрый отмечают во всех уголках нашей необъятной Родины. Космос всегда был и остается одной из наиболее волнующих...
Детский мастер-класс «Ракета из картонной втулки и бумаги»
Детский мастер класс «Ракета из картонной втулки и бумаги» Цель: Научить детей делать ракету из картонной втулки и бумаги. Задачи: Закрепить знания...