Папки-передвижки

Опыт работы «Воспитание и развитие детей в процессе знакомства со сказкой»

Ирина Бояркина
Опыт работы «Воспитание и развитие детей в процессе знакомства со сказкой»

Опыт работы "Воспитание и развитие детей через знакомство со сказкой"

Воспитание любви к сказкам – одно из важнейших задач дошкольного возраста.

Особое место в дошкольном воспитании занимает чтение сказок, в которых воспитывается доброжелательность, тактичность, самоконтроль, умение учитывать и принимать новую позицию выполнять основные требования взрослых.

Публикация «Опыт работы „Воспитание и развитие детей в процессе знакомства со сказкой“» размещена в разделах

Наблюдая за детьми мною замечено, что у воспитанников не всегда получается общаться друг с другом, проявляют некоторую склонность к враждебности, нежелание делиться игрушками, помочь товарищу в трудной ситуации. У детей слабо развиты навыки сочувствия и сопереживания. А чтение сказок с раннего возраста формирует и развивает нравственных качеств ребенка.

Беседуя с родителями я поняла, что они почти не читают своим детям на ночь сказки. Тем самым не только лишая своих детей общения с близкими людьми, но и возможности прикоснуться к народной мудрости. В связи с этим, я пришли к выводу о необходимости воспитания и развития детей через знакомство со сказкой.

Технология опыта :

Цель работы. Изучение влияния сказок на развитие нравственных качеств детей дошкольного возраста.

Цель достигается путём решения нескольких задач.

1. Создать необходимые условия для знакомства детей со сказками.

2. Разработать диагностические методы и игровые тесты, направленные на исследование позитивного влияния сказок, на воспитание нравственных качеств дошкольников.

3. Составить методические рекомендации по работе со сказками для воспитателей младших групп.

Актуальность выбранной мною темы состоит в том, что в настоящее время мы всё чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг к другу, к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах: добре, милосердии, справедливости. С рождения ребёнок нацелен на идеал хорошего, поэтому считаю, что уже с младшего дошкольного возраста необходимо показать малышу суть каждого поступка.

В сказках перед взором ребёнка возникают образы родной природы, люди с разными характерами. В сказочных образах дети получают образцы нравственности и морали. Образы русских народных сказок и положительные, и отрицательные – прочно входят в жизнь детей, раскрывают перед ними в доступной форме понятия добра и зла, воспитывают добрые чувства. Ребёнок проникается ими, постигает поучительную и убедительную правду жизни именно в форме сказки.

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в формировании у дошкольников развития нравственных качеств человека в процессе непосредственно-образовательной деятельности, драматизации сказок детьми, показа кукольного, теневого и других видов театра, рисования, аппликации, лепки.

Данный опыт работы разрабатывался и внедрялся в практику поэтапно:

1этап – аналитико – диагностический. .

2 этап– практический. Проводилась разработка непосредственно образовательной деятельности.

3этап – аналитико – обобщающий.

Совместную деятельность взрослых и детей – драматизация сказок, беседы воспитателя и ребёнка, наблюдение, чтение художественной литературы, дидактические, подвижные игры, продуктивную деятельность, праздники развлечения.

Свободную самостоятельную деятельность детей – сюжетно – ролевые игры.

Теоретическая база опыта заключается в разработке содержания и форм работы с детьми дошкольного возраста по изучению нравственных сторон сказок, которую предусматривает поэтапную организацию воспитательного процесса, участие педагогов ДОУ, детей и их родителей в решении проблемы.

Научная новизна исследования заключается в изучении на практике эффективности влияния сказок на нравственное развитие детей дошкольного возраста.

Формирование человеческой культуры проводится, используя метод сказотерапии, Основной принцип сказотерапии – духовное, целостное развитие личности ребёнка, забота о его душе.

Методом сказотерапии возможно решение следующих задач.

- снижение уровня тревожности и агрессивности у детей;

- развитие умения преодолевать трудности и страхи;

- выявления и поддержка творческих способностей;

- формирование навыков конструктивного выражения эмоций;

- развитие способностей к эмоциональной регуляции и естественной коммуникации.

Сказки делятся на несколько групп:

- Сказки о животных;

- Сказки о взаимодействии людей и животных;

- Сказки – притчи;

- Бытовые сказки;

- Сказки – страшилки, истории о нечисти;

- Заветные сказки;

- Волшебные сказки и другие.

У каждой группы сказок есть своя детская и взрослая аудитория. Детям 3 – 5 лет наиболее понятны и близки сказки о животных и сказки о взаимодействии людей и животных. В этом возрасте дети часто идентифицируют себя с животными, легко перевоплощаются в них, копируя их манеру поведения. Начиная с 5 лет, ребё нок идентифицирует себя преимущественно с человеческими персонажами: Царевнами, Солдатами и пр. Чем старше становится ребёнок, тем с большим удовольствием он читает истории и сказки про людей, потому что в этих историях содержится рассказ о том, как человек познаёт Мир. Примерно с 5 – 6 лет ребёнок предпочитает волшебные сказки. В подростковом возрасте могут быть интересны сказки – притчи и бытовые сказки.

В ходе непосредственной деятельности по воспитанию и развитию детей я использую основные виды деятельности детей :

1. Слушание и запоминание сказок.

2. Пересказывание сказки одним ребёнком, поочерёдно (по фразам) или группой детей

3. Придумывание продолжения к известной сказке или другого конца сказки.

4. Придумывание сказок (групповое или индивидуальное).

5. Рисование сказок.

6. Разыгрывание сказок, (инсценировки, кукольный театр) музыкальные спектакли.

7. Развивающие игры на основе сказочных образов и сюжетов, связанных с природой и животными

8. Пластические импровизации на тему сказок.

В своей работе я тесно сотрудничаю с учителем-логопедом с целью формирования у детей правильного звукопроизношения, начиная с младшего дошкольного возраста. Развитию точной артикуляции помогает воспитание у детей привычки смотреть во время речи на собеседника, и таким образом, следить за движением губ, язычка.

Параллельно с данной работой провожу артикуляционную гимнастику. Целью которой является выработка правильных, полноценных движений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные.

В своей работе я также сотрудничаю с педагогом психологом с целью снижения уровня тревожности и агрессивности у детей.

По моему мнению, воспитатель должен сам :

• Правильно и красиво выполнять различные движения тела, рук, ног, головы;

• Ритмично и красиво двигаться под музыку и без неё;

• Уметь сочетать движения с музыкой в различном темпе;

• Видеть и исправлять характер движений у детей;

• Стремиться к максимальной естественности и раскованности движений, как своих, так и воспитанников;

• Слышать недостатки в произношении детей и уметь их исправлять.

Во всех случаях речь педагога должна служить образцом для подражания, быть фонетически правильно оформленной, эмоционально окрашенной.

Интеграция образовательных областей в процессе воспитания и развития детей через сказку.

1. Социальнокоммуникативное развитие : Воспитывать гуманистическую направленность поведения, развивать социальные чувства, эмоциональную отзывчивость, доброжелательность. Продолжать учить правильно, использовать слова, обозначающие свойства предметов. Закреплять детей умение внимательно выслушивать рассказы сверстников, проявлять интерес к самостоятельному сочинению – придумыванию сказки. Воспитывать умение воспринимать и понимать произведения искусства и литературы.

2. Познавательное развитие : Воспитывать нравственные чувства, выражающие в сопереживании природе, и эстетические чувства, связанные с красотой природного мира. Воспитывать осторожное и осмотрительное отношение к потенциально опасным для человека ситуациям в быту, на улице, в природе.

3. Речевое развитие : Обеспечить возможность проявления детьми самостоятельности и творчества в разных видах художественно – творческой деятельности. На основе литературных произведений.

4. Художественно-эстетическое развитие : Развитие образного представления, наблюдательности, способности замечать характерные особенности предметов и объектов и передавать их через различные виды продуктивной деятельности (рисование, аппликация, лепка, конструирование). Способность более глубокому эмоциональному воспитанию материала через музыкальное сопровождение всех видов детской деятельности, беседы по содержанию песни, музыкально – ритмические движения, развитие артистических способностей.

5. Физическое развитие : Формирование первичных целостных представлений о здоровье и здоровом образе жизни через организацию режимных процессов, наблюдения, беседы, игры, чтение. Развивать творчество и инициативу, добиваясь выразительного и вариативного выполнения движений.

Воспитание и развитие детей через знакомство со сказкой проводится в соответствии с реализацией программных требований в комплексе всего образовательного процесса, не допуская перегрузки детей излишней информацией и учитывая состояние здоровья и настроение ребят. Такая работа требовала от меня чёткого отбора необходимого наглядного игрового материала.

В группе создан многофункциональный уголок «Волшебный мир сказок» и «Библиотека», где находится разные виды театра, книги и атрибуты для драматизации сказок.

Работа с родителями.

Вся работа с детьми по воспитанию и развитию детей через знакомство со сказкой происходит в тесном взаимодействии с родителями, поскольку семья является важнейшей сферой, определяющей развитие, личности ребёнка в дошкольные годы.

В ходе совместной деятельности я знакомлю родителей с работой, которая проводится в группе: показ открытых занятий, развлечений, досугов, театрализованных представлений. Периодически информирую родителей об успехах детей в пересказывании и рассказывании сказок, во время выполнения ролей, театрализованных представлений, Я привлекаю родителей к участие в театрализованных представлениях, в развлечениях, в праздниках, совместно с детьми, чтениях сказок на ночь. Только в тесном сотрудничестве двух институтов воспитания (детский сад – семья, через сказку, у детей развиваются нравственные качества: добро, милосердие, справедливость.

Опыт работы по данной теме, взаимодействия педагогов МКДОУ, родителей, позволило внести существенный вклад в накопление опыта нравственных качеств детей.

В результате опыта подтверждена гипотеза: Что использование русских народных сказок оказывает позитивное влияние на развитие нравственных качеств детей дошкольного возраста.

Публикации по теме:

«Система работы по привлечению родителей в образовательный процесс» Из опыта работы подготовительной группы Образовательный процесс – это социально-организованная деятельность, развивающаяся во времени и рамках определенной педагогической системы.

Активные формы работы с родителями — участниками образовательных отношений (из опыта работы) Мне представилась возможность на городском семинаре поделиться опытом работы, рассказать об активных формах работы с родителями- участниками.

Из опыта работы по проблеме «Организация физкультурно-оздоровительной работы с детьми»Из опыта работы по проблеме «Организация физкультурно-оздоровительной работы с детьми» Уважаемые коллеги работая в коррекционном ДОУ (дети с ОНР)пришла к выводу, использования здоровьесберегающих технологий в логопедической.

Из опыта работы «Совместный досуг как одна форм работы с родителями» Семья для ребенка – это маленький мир, в котором он находит примеры для подражания, учится жить в обществе. Но, к сожалению, у родителей.

«Родительские собрания как инновационная форма работы с семьей в условиях современных требований» (из опыта работы) Родители - самые главные воспитатели в жизни своего ребёнка. А дошкольные учреждения, школы, ВУЗы направляют, поддерживают детей в их дальнейшей.

Обобщение опыта работы «Разнообразные формы работы с семьей для создания единого пространства» Условия возникновения опыта Контингент моих воспитанников разнообразен и представлен разными социальными слоями. Итоги наблюдений, анализ.

Организация опытно-экспериментальной работы в разновозрастной группе (из опыта работы) Я работаю в малокомплектном детском саду в разновозрастной группе. В моей группе дети от 2-х до 7-и лет. Наш детский сад – это маленький.

Организация работы по обеспечению благоприятных условий для адаптации детей к детскому саду (Из опыта работы) В настоящее время невостребованные в 90-х годах ясли переживают настоящий «бэби бум». Родители вынуждены записывать своих детей в очередь.

Система работы с ребенком с синдромом Дауна. Из опыта работы Дети с синдромом Дауна гораздо лучше воспринимают речь, нежели говорят сами. Поэтому необходима специальная логопедическая работа. Для развития.

Эффективность применения инновационных методов работы с дошкольниками (из опыта работы) .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Воспитание и развитие детей в процессе знакомства со сказкой»
Опубликовано: 28 июля 2015 в 22:16
+20Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД