Папки-передвижки

Опыт работы по реализации образовательной области «Познавательное развитие»

Мария Непеляк
Опыт работы по реализации образовательной области «Познавательное развитие»

Известно, что дошкольный возраст —возраст становления и развития наиболее общих способностей, которые по мере взросления ребенка будут совершенствоваться и дифференцироваться. Одна из наиболее важных способностей - способность к познанию.

Вфедеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образованияопределенызадачи познавательного развития :

развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;

Публикация «Опыт работы по реализации образовательной области „Познавательное развитие“» размещена в разделах

— формирование познавательных действий, становление сознания;

развитие воображения и творческой активности;

— формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.);

— формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

Образовательный процесс направлен на развитие познавательных способностей у дошкольников и на их реализацию. Необходимо так организовать взаимодействие с ребенком, чтобы оно былонаправлено наформирование познавательного интереса, познавательной самостоятельности и инициативности.

Основные формы взаимодействия, способствующие познавательному развитию :

— вовлечение ребенка в различные виды деятельности;

— использование дидактических игр;

— применение методов обучения, направленных на обогащение творческого воображения, мышления, памяти,развития речи.

Познавательное развитиепредполагаетпознавательную активность дошкольника. А чтобы поддержать познавательную активность, необходимо опираться напознавательный интересдетей.

Познавательный интерес— избирательная направленность на познание предметов, явлений, событий окружающего мира, активизирующая психические процессы и деятельность человека, его познавательные возможности.

Главными критериямибудут являться новизна, необычность, неожиданность, несоответствие прежним представлениям.

Познавательный интерессостоит из следующих взаимосвязанных процессов:

—интеллектуальные— логические действия и операции (анализ, синтез, обобщение, сравнение, доказательства;

—эмоциональные— переживание успеха, радости познания, гордости за свои достижения, удовлетворение деятельностью;

- регулятивные— волевые устремления, целенаправленность, настойчивость, внимание, принятие решений;

—творческие — воображение, создание новых моделей, образов.

Для формирования и развития познавательного интересаследует :

развиватьтворческие способностидетей, создавать для этого условия,

— укреплять в каждом ребенке веру в свои силы, поощрять его, не ослаблять его интереса недоверием, негативными оценками;

- развивать у детей чувство собственного достоинства.

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста.

ФГОС ДО, в качестве основного принципа дошкольного образования, рассматривает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности. Кроме тогостандарт направлен на развитие интеллектуальных качеств дошкольников. Согласно ему программа должнаобеспечивать развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах деятельности.

Стандарт трактует познавательное развитие как образовательную область, сущность которойраскрывает следующим образом : развитие любознательности и познавательной мотивации; формированиепознавательных действий, становление сознания; развитие воображенияи творческой активности; формирование первичных представлений осебе, других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространствеи времени, движении и покое, причинах и следствиях и др., о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразиистран и народов мира. На наш взгляд, такое пониманиепознавательного развития дошкольников предполагает рассматриватьего как процесс постепенного перехода от одной стадии развития познавательной деятельности к другой.

К стадиям познавательного развития мы относим : любопытство, любознательность, развитие познавательного интереса, развитие познавательной активности.

Рассмотрим каждый из этапов подробнее:

1. К первой стадии мы относим любопытство.

Для неё характерно избирательное отношение к любому предмету, обусловленное чисто внешними, часто внезапно открывающимися ребёнку сторонами и обстоятельствами.

На этой стадии дошкольник довольствуется лишь первоначальной ориентировкой, связанной с занимательностью самого предмета; занимательность как фактор обнаруженияпознавательного интереса служитобычно его первотолчком. В качестве примера проявления любопытства у дошкольника можно привести тот факт, что в 2–3 года ребёнок сосредоточивается на яркости объекта, неуделяя при этом особого вниманияего сущности.

2. Вторую стадию познавательногоразвития детей дошкольного возрастамы определили как любознательность, которая представляет собой ценное состояние личности, активноевидение мира, характеризующееся стремлением ребёнка проникнуть за пределы первоначально усмотренного и воспринятого. На этой стадии интереса, как правило, проявляются сильные эмоции удивления, радостипознания, восторга, удовлетворённости деятельностью. Сущность любознательности заключается в образовании и расшифровке разного рода загадок.

3. Новым качеством, или стадией,познавательного развития дошкольников является познавательный интерес, характеризующийся повышеннойустойчивостью, ясной избирательнойнацеленностью на познаваемый предмет, ценной мотивацией, в которойглавное место занимают познавательные мотивы. Познавательный интерес содействует проникновению дошкольника в сущностные отношения, связи, закономерности освоения действительности. Проявлениемпознавательного интереса следует считать стремление ребёнка самостоятельно отвечать на поставленные вопросы, например в ходе экспериментирования, исследования окружающего мира.

4. К высокому уровню познавательного развития детей дошкольного возраста мы относим познавательную активность, основой которой служитцелостный акт познавательной деятельности – учебно-познавательнаязадача.

Следует отметить, что ФГОС ДОориентирует конкретное содержаниеобразовательных областей на реалиацию в определённых видах деятельности, особое внимание, уделяя познавательно-исследовательской (исследование объектов окружающего мираи экспериментирование с ними).

В качестве рекомендуемых видов деятельности, обеспечивающих познавательное развитие детей дошкольного возраста, выделяются:

– организацию решения познавательных задач;

– применение экспериментирования;

– использование проектирования.

Актуальным методом познавательного развития детей дошкольного возраста является экспериментирование,которое рассматривается как практическая деятельность поискового характера, направленная на познаниесвойств, качеств предметов и материалов, связей и зависимостей явлений.

В экспериментировании дошкольниквыступает в роли исследователя, который самостоятельно и активно познаёт окружающий мир, используя разнообразные формы воздействия на него. В процессе экспериментированияребёнок осваивает позицию субъектапознания и деятельности. В работе с дошкольниками используются познавательные задачи, подкоторыми понимаются учебные задания, предполагающие наличие поисковых знаний, способов (умений) истимуляцию активного использования в обучении связей, отношений,доказательств.

Система познавательных задач сопровождает весь процессобучения, который состоит из последовательных, постепенно усложняющихся по содержанию и способамвидов деятельности.

После принятия детьми познавательной задачи под руководством воспитателя осуществляется её анализ:выявление известного и неизвестного. В результате анализа дети выдвигают предположения о возможномтечении явления природы и его причинах. Их предположения бывают правильными и ошибочными, частопротиворечивыми. Воспитатель должен выслушать и учесть все предположения, обратить внимание на ихпротиворечивость. Если дети не вы. двигают никаких идей, их долженвыдвинуть сам воспитатель.

К эффективным методам познавательного развития дошкольников относится проектная деятельность,обеспечивающая развитие познавательных интересов детей, умений самостоятельно конструировать своизнания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.

«Организация развивающей предметно-пространственной среды по образовательной области «Познавательное развитие»

Организовывая предметно-пространственную среду в соответствии с ФГОС ДО в разных возрастных группах ДО, необходимо помнить, что ее содержание должно быть направлено на развитие личности ребенка, мотивацию и способности детей дошкольного возраста, в различных видах деятельности.

Требования к их содержанию и наполняемости в соответствии с возрастной группой. Так, например, в группе в этом направлении развития детей дошкольного возраста могут быть представлены следующие уголки игровой активности:

- Уголок конструирования.

- Уголок экспериментирования и уголок природы.

- Уголок логики и размышления.

- Уголок сенсорных игр.

- И др.

Таким образом, решающую роль в построении РППС, стимулирующей познавательную и творческую активность у детей дошкольного возраста, в соответствии с ФГОС ДО, принадлежит педагогу.

От него, главным образом, и используемых им в педагогической практике методов организации процесса познания во многом зависит уровень развития познавательной активности, познавательных интересов и познавательных способностей его воспитанников.

Литература:

От рождения до школы. Примерная\ основная общеобразовательная программа дошкольного образования /Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Коваровой, М. А. Васильевой. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015.

Постоева Л. Д., Лукина Г. А. Интегрированные развивающие занятия для дошкольников. – М. : Национальный книжный центр, 2011.

Филимонова О. Ю. Развитие словаря дошкольников в играх. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2011.

Публикации по теме:

Организация предметно-развивающей среды по образовательной области «Познавательное развитие»Организация предметно-развивающей среды по образовательной области «Познавательное развитие» .

Аннотация к рабочей программе по образовательной области «Познавательное развитие» во второй младшей группы Рабочая программа по образовательной области «Познавательное развитие» является компонентом содержательного раздела основной общеобразовательной.

Конспект ИОС в образовательной области «Познавательное развитие» по ФЭМП «В гостях у трех медведей»Конспект ИОС в образовательной области «Познавательное развитие» по ФЭМП «В гостях у трех медведей» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №12 «АЛЕНУШКА» ПОСЕЛКА ПСЕБАЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСТОВСКИЙ.

«В гости к Солнышку». Конспект НОД по образовательной области «Познавательное развитие» Цель: дать детям понятие о значении Солнца для жизни на земле, показать зависимость всех живых организмов от солнечного тепла. Задачи: 1.

Конспект образовательной ситуации в старшей группе «Свет и тень» по образовательной области «Познавательное развитие» Цель: расширять знания детей об окружающем мире - формировать представления о свойствах света и тени. Задачи: 1. Развивать и поддерживать.

«Лучики для солнышка». Конспект ООД по образовательной области «Познавательное развитие»«Лучики для солнышка». Конспект ООД по образовательной области «Познавательное развитие» Программное содержание: учить детей узнавать и правильно называть геометрические фигуры (треугольник, круг, квадрат); учить детей соотносить.

Перспективное планирование образовательной области «Познавательное развитие» в старшей группе Сентябрь 1. Тема: «Детский сад» Поговорить с детьми о Дне знаний. О том почему детский сад называется именно так (потому что детей «выращивают»,.

Перспективное планирование образовательной области «Познавательное развитие. ФКЦМ» в старшей группе Сентябрь 1 неделя Занятие 1 Тема: «Здравствуй Детский сад». (Явление окружающей жизни)» Программное содержание: Поговорить с детьми.

Презентация «Познавательно-исследовательская деятельность в реализации образовательной области «Познавательное развитее» «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги.

Рабочая программа по образовательной области «Познавательное развитие» вторая младшая группа Рабочая программа 2 младшей группы по образовательной области «Познавательное развитие» на 2018-2019 учебный год (на основе комплексной.

Автор публикации:
Опыт работы по реализации образовательной области «Познавательное развитие»
Опубликовано: 8 февраля 2020 в 12:06
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД