Татьяна Подгаецкая
Опыт работы «Формирование патриотических чувств старших дошкольников в рамках реализации проекта «Я гражданин России»
▼ Скачать + Заказать документы
Опыт работы по теме : «Формирование патриотических чувств старших дошкольников в рамках реализации проекта «Я гражданин России».
Президент России Владимир Путин говорит о том, как актуальна проблема патриотического воспитания. С 1 января 2021 года в России стартовала реализация федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» в рамках национального проекта «Образование».
Публикация «Опыт работы „Формирование патриотических чувств старших дошкольников в рамках реализации проекта „Я гражданин России“» размещена в разделах
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Опыт работы, практика
- Старшая группа
- Темочки
От педагогов требуется особое внимание к проблемам воспитания патриотизма маленьких граждан страны. Ребёнок с ранних лет испытывает любовь к родным и близким людям, к родному дому, Отечеству. Но, к сожалению, понимаешь, что дети мало знают о культуре, истории своей страны, родного края. Новозыбков – наша малая Родина со славным и богатым прошлым. Какими мы хотим видеть юных новозыбковцев? Конечно же, они должны знать историю нашего города, беречь его, чувствовать себя его частицей.
В нашем дошкольном учреждении сложилась чёткая система работы по патриотическому воспитанию. Это направление всегда считалось приоритетным и никогда не теряло своей актуальности. Считаю, одной из наиболее эффективных технологий - метод проектов, который позволяет детям усвоить сложный краеведческий материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс интересным и мотивационным; педагог имеет возможность самореализоваться, проявить креативность в работе; родители становятся активными участниками процесса воспитания детей.
На основании образовательной программы, тематического планирования ДОУ, положения об использовании государственной символики, мною был реализован проект с воспитанниками старшей группы «Я гражданин России», целью которого стало воспитание чувства собственного достоинства как представителя своего народа, уважения к прошлому, настоящему, будущему своего края и страны.
Для достижения поставленной цели, разработан целый комплекс задач, которые, решаются во всех видах детской деятельности.
Срок реализации проекта сентябрь 2021 – май 2022
Всю работу разделила на несколько блоков: «Мой город». «Моя семья». «Моя родина – Россия». «Я имею права и обязанности». «Наши защитники». «Этих дней не смолкнет слава!».
Для работы по каждому блоку составлен тематический план.
Использовала различные формы работы с детьми : занятия по познавательному развитию «С чего начинается Родина», «Право ребенка на имя, отчество и фамилию»; Художественно – эстетическому развитию «Люблю берёзу русскую», «Матрёшка», «Кремль». Проводились беседы «Наша древняя столица», «Хлеб – богатство России».
Играли с детьми в дидактические игры: «Россия – многонациональное государство»; «Военные профессии»; «Народные промыслы»; «Составь флаг, герб». Сюжетно – ролевые игры «Моряки», «Мы военные». Подвижные игры «Лётчики на аэродром», «Кто быстрее доставит донесение в штаб»
Делали постройки из крупных деталей конструктора «Строитель» : гараж для военной техники, военный корабль, Главную Площадь страны.
Итоговыми мероприятиями каждого блока стали государственные праздники: «День народного единства», «День защитника Отечества», «День Победы – светлый праздник», развлечения «Путешествие по родному городу», досуг «Россия – спортивная страна».
Посещали с детьми краеведческий музей, детскую библиотеку. Проводились экскурсии к памятнику «307 Дивизии», мемориальному комплексу «Памяти Р. Е. Алексеева», содержанием которых являлось возложение цветов, минута молчания. Активно сотрудничаем с военно-спортивным клубом «Патриот». Вместе со старшими ребятами дошкольники участвуют в эстафетах, соревнованиях в ловкости, силе. У дошколят возникает желание брать с них пример. Это способствует развитию интереса к службе в армии, пониманию исполнения воинского долга.
В рамках проекта была создана предметно-развивающая среда группы. Был оформлен уголок по патриотическому воспитанию, модуль «Я гражданин России».
Проектная деятельность стала основой для создания в нашем детском саду мини – музея «По местам боевой славы». Технология музейной педагогики для дошкольников — это возможность изучать предметы окружающего мира, действовать с ними, изготавливать их из различных материалов, проявлять фантазию, творчество, играть.
На подготовительном этапе создания мини – музея была выбрана тема, распределены обязанности между педагогом, родителями, был разработан перечень экспонатов, картин, альбомов, дидактических игр, которые составили основу коллекции. На практическом этапе началась работа по оформлению, изготовлению оборудования, сбор экспонатов, изготовление игр, макетов, альбомов. Ребята с удовольствием приносили в мини-музей военную технику, форму, награды, с большим удовольствием изготавливали поделки. Мною были предусмотрены дидактические игры «Военная техника», «Подбери технику по родам войск», оформлены альбомы «Дети – герои войны», «Боевые награды». На заключительном этапе прошло торжественное открытие музея, где в роли экскурсоводов были сами дети.
Проектная деятельность, создание мини-музея вызывают большой интерес у членов семей воспитанников, что способствует привлечению родителей к активному участию в образовательном процессе. Родителями были оформлены фотовыставка «Памятные места города Новозыбкова», фотоколлаж «Прогулка по родному Новозыбкову», газеты «Мой папа защитник». Так же родители воспитанников активно участвуют в различных конкурсах: рисунков «Моя семья», поделок «Народная игрушка», «На страже Родины», акциях «Поздравь ветерана», «Окна Победы».
Для родителей были оформлены информационные стенды, папки-передвижки, проводились педагогические беседы, консультации: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста», «Русский фольклор в воспитании у дошкольников культуры семейных традиций», родительское собрание «Растим патриотов», анкетирование.
Результаты мониторинга, который проводился в начале и конце 2021 -2022 учебного года, свидетельствуют об увеличении уровня патриотического воспитания дошкольников. Система мероприятий является эффективной, так как способствует успешному формированию основ патриотического воспитания у детей.
Таким образом, в общей системе воспитательно-образовательной работы, патриотическое воспитание занимает большое место, и основы, заложенные в раннем детстве, помогают успешно решить главную задачу – научить детей помнить, на какой земле мы живем, беречь и уважать наследие своего народа, быть необходимым гражданином, патриотом своего города, страны, Родины.