Папки-передвижки

Опыт работы «Коллекционирование как форма развития познавательной активности дошкольников»

Оксана Мягкова
Опыт работы «Коллекционирование как форма развития познавательной активности дошкольников»

Опыт работы педагога МАДОУ «ЦРР - Детский сад № 108»

Мягковой Оксаны Викторовны на тему «Коллекционирование как форма развития познавательной активности дошкольников»

Первая квалификационная категория

«Расскажи - и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму».

Китайская пословица

Условие возникновение опыта

Публикация «Опыт работы „Коллекционирование как форма развития познавательной активности дошкольников“» размещена в разделах

Условием возникновения коллекционирования как метода исследовательской деятельности стало открытие новой группы в нашем ДОУ и моя работа в этой группе. В 2016 году в нашем учреждении была открыта новая ясельная группа.

Причем группа «была вновь открывшейся» : спортзал был переоборудован в группу ясельного возраста, был сделан полностью ремонт, куплена новая детская и игровая мебель, новое оборудование и игрушки. Естественно, встал вопрос с названием и оформлением группы. Когда было придумано название группы - «Светлячки», я обратилась к родителям за помощью по поводу оформления группы. Родители, молодые, открытые и очень активные, сразу принялись за дело: сшили буквы – подвески с названием группы, оформили входную табличку, шкафчики, кроватки, полотенечницы, карточки дежурных (для дальнейшей работы, салфетницы и т. д. с рисунками светлячков. Затем дети стали приносить картинки, рисунки, раскраски, книжки с изображением светлячков, игрушки – светлячки. Нужно заметить, что инициатива шла тогда от родителей, а не от детей. На следующий учебный год я заметила, что дети стали приносить в группу игрушки, карточки, раскраски определенной тематики. А так как сама являюсь коллекционером, решила предложить родителям, а потом и детям, создать коллективную коллекцию светлячков нашей группы. А затем и ввела в практику ознакомление детей со своими домашними и индивидуальными коллекциями. Для этого однажды принесла в группу и показала детям свою коллекцию. Они очень заинтересовались и начали расспрашивать о ней. После моего рассказа о своей коллекции я предложила детям рассказать о своих «сокровищах» и по возможности принести их в группу.

Так и возникла идея коллекционирования в нашей группе, которая продолжается и «живет» с каждым новым набором детей.

Актуальность опыта

В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные технологии и методы. Поэтому основная задача педагога дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организации работы с детьми, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности. Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию ФГОС ДОУ. Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение ребенка со стороны взрослого. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель – содействовать становлению ребенка как личности, а так же развитию таких интегративных качеств, как любознательность и активность. Поэтому можно предположить, что такой метод исследовательской деятельности, как коллекционирование, будет очень эффективным в реализации образовательной деятельности «Познание».

Коллекционирование имеет большое значение для развития познавательных способностей дошкольника. С коллекционирования начинается приобщение ребенка к миру маленьких тайн, их открытий. Интерес ребенка к какому-либо объекту способствует возникновению желания больше узнать о нем. Поэтому задача воспитателей и родителей – внимательно и бережно относиться к интересам детей, всячески поддерживать и развивать их. Не только увлечь малыша созданием коллекции, но и всячески помогать ему при этом. Поскольку польза от такого рода деятельности неоспоримо велика.

Во-первых, познавательно-исследовательская деятельность – это одно из естественных, ярко проявляемых дошкольниками направлений деятельности. В детях заложена тяга к собирательству, а еще к поиску.

Во-вторых, в процессе коллекционирования развиваются внимание, память, мышление, умение наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, выделять главное, комбинировать. Коллекционирование расширяет кругозор детей, развивает их познавательную активность, способности ребенка.

В-третьих, в процессе коллекционирования происходит совместная «работа» ребенка и взрослого.

В-четвертых, коллекционирование украшает нашу жизнь, делает ее полнее и разнообразнее.

Ведущая педагогическая идея

В работе по созданию коллекций в условиях детского сада нужно руководствоваться принципами:

• доступность,

• эстетичность,

• динамичность (расширение тематики,

• право на самостоятельный выбор.

Особенность коллекционирования заключается в возможности реализовать индивидуально-личностный подход в обучении детей. А так же поддержка инициативы и самостоятельности дошкольников, что непосредственно отвечает требованиям ФГОС.

Научная обоснованность

Толковый словарь определяет коллекционирование как «систематизированное собирание однородных предметов, представляющих научный, художественный, исторический или литературный интерес. В данном случае можно добавить – эстетический.

Академик Павлов И. П. писал: «Коллекционирование – это школа воли, рефлекс цели, имеющий огромное жизненное значение».

Короткова Н. А. говорила о том, что коллекционирование – это особая форма деятельности дошкольников, которая помогает им развиваться как личности. Она выделила несколько признаков, свойственных этому виду деятельности:

1) собирание только тех предметов, которые легко классифицировать на виды;

2) возможность подобрать реальный материал или образный для того, чтобы обсудить с детьми признаки, по которым нужно будет определить, подходит ли данный предмет для коллекции;

3) обсуждаемый материал нужно поместить в таблицу;

4) в работе должны принимать участие все дети группы.

Также большое значение познавательно-исследовательской деятельности дошкольников придавали такие ученые, как Л. С. Выготский, Л. А. Венгер, А. В. Запорожец, Л. И. Божович, Т. А. Куликова. Задачей педагогов является стимулирование познавательной деятельности детей, поскольку с возрастом потребность ребенка в новых впечатлениях постоянно возрастает, но возможности ребенка достаточно ограничены, он может удовлетворить эту потребность только при непосредственном участии взрослого. Если ребенок по каким-либо причинам не может этого сделать, познавательный интерес может угаснуть. Выступая сложным и значимым для личности образованием, познавательный интерес представляет собой избирательную направленность человека, его внимания, мыслей, помыслов на объекты и явления окружающего мира, стремления, потребности личности заниматься именно данной деятельностью, которая приносит удовлетворение.

Новизна опыта

Собранные детьми коллекции используются мной для работы с дошкольниками в различных видах деятельности: как раздаточный наглядный материал для проведения экспериментов, обследований и просто любования; при развитии математических навыков объекты коллекции служат счетным материалом; на занятиях по логике помогают научиться отличать формы, величины, представления о времени и т. д. ; могут использоваться на выставке в группе (детском саду); служат для организации встреч с интересными людьми (например, на занятии с участием инспектора ГАИ мальчики с удовольствием показывали свою коллекцию машин); используются в трудовой деятельности (когда дети помогают оформлять пространство группы); используются как наглядный материал на занятиях; так же на занятиях по развитию речи каждый предмет коллекции – это новое слово для пополнения словарного запаса дошкольников; и в целом при осуществлении индивидуальной деятельности с каждым воспитанником. Образовательная деятельность в рамках коллекционирования осуществляется также в режимных моментах (утренние часы приема, вечернее время) и в ходе самостоятельной деятельности детей (при условии создания соответствующей развивающей среды).

Технология опыта

Организация педагогической работы с коллекцией проводилась в три этапа:

1-й этап - подготовительный:

• накопление запаса конкретных представлений о коллекционировании у детей и родителей;

• индивидуальные беседы с детьми по выявлению интересов и потребностей.

2-й этап - основной:

• побуждение детей к получению информации об объектах коллекционирования;

• чтение художественно – познавательной литературы, энциклопедий;

• включение коллекции в организацию совместной деятельности с детьми;

работа по формированию у детей бережного отношения к коллекции.

3-й этап - заключительный:

• организация выставок коллекций; выставок творческих работ детей;

• презентация отдельных экспонатов коллекций или коллекций в целом.

При знакомстве детей с коллекционированием был использован следующий ход работы :

1) воспитатель сообщил о своей коллекции, собранной в детстве или сейчас, и обещал познакомить с ней детей;

2) через какое - то время педагог принес коллекцию и напомнил, что говорил именно о ней;

3) предоставлял детям возможность самостоятельно рассмотреть ее;

4) интересовался, понравилась ли коллекцию и чем, а затем вместе с детьми приступал к ее рассмотрению.

В дальнейшем педагог обратился к родителям и другим членам семьи, к сотрудникам ДОУ, занимающимся коллекционированием, с предложением показать свои «сокровища». Главным было не обрушить на ребенка большое количество информации, а отобрать самое нужное и доступное и вызвать интерес к созданию собственной коллекции. При этом учитывались:

• особенности возраста и пола ребенка;

• индивидуальные интересы;

• участие родителей.

Наблюдения показали, что до 4-х лет дети собирают значимое и ценное для себя («сокровища») хаотично, без определенной направленности. Они с удовольствием их рассматривают, рассказывают по мере желания, дополняют новыми предметами. Временами интерес пропадает, но может возникнуть вновь. Но уже к концу второй младшей группы дети интересуются всем, что связано со следующей тематикой:

герои сказок и мультфильмов;

звери и птицы;

игрушки.

В дальнейшем тематика может быть расширена.

Результативность

В процессе коллекционирования у детей сформировались представления об объектах окружающего мира по теме коллекций; проявляется активность, инициативность, творческие способности в различных видах детской деятельности; проявилась активность родителей в образовательном процессе; повысился уровень удовлетворенности родителей организацией образовательного процесса.

Причем коллекционирование проходило свои пути развития. В младшем возрасте у детей наблюдалось чистое «собирательство», которое лежит в основе будущего коллекционирования, о чем было сказано выше. Здесь еще нет ярких проявлений индивидуальности, но при этом хорошо просматривается половая принадлежность. В среднем дошкольном возрасте ребенок формирует коллекцию по интересам. В старшем дошкольном возрасте с развитием индивидуальных познавательных интересов детское увлечение приобретает вид коллекционирования. Ребенок собирает, изучает, систематизирует интересующие объекты, многократно возвращается к ним, любуется, рассматривает, демонстрирует.

Адресность опыта

Предлагаемый педагогический опыт может быть использован воспитателями ДОУ. Рекомендации родителям по организации познавательной деятельности детей, по организации развивающей среды в семье, памятки по тематическому содержанию коллекций, их размещению, работе с ними, разработанные в процессе этого опыта, могут служить материалом не только к работе педагогов, но и в процессе работы с родителями.

Библиографический список:

1. Выготский Л. С. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. –

М., 2006-536 с.

2. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика : Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Академия, 2000 - 416 с.

3. Комарова Т. С. Занятие по изобразительной деятельности в детском саду. –

М. ,2005 – 254 с.

4. Короткова Н. А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. – М: Линка– Пресс, 2007, 121 с.

5. Леонтьев А. Н. «О формировании способностей» / А. Н. Леонтьев. — М. : Педагогика, 1996г – 304 с.

6. Прохорова Л. Н. «Организация экспериментальной деятельности дошкольников» : Методические рекомендации/— М. : «Аркти», 2004г-64с

7. Савенков А. И. Путь к одаренности: исследовательское поведение дошкольников. — СПб., Питер, 2004 - 10.

8. Смирнова Е. О. Педагогические системы и программы дошкольного воспитания : учеб. пособие для студентов педучилищ и колледжей / Е. О. Смирнова. - М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. - 119 с

9. Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст] : утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва: 2013г

Публикации по теме:

Использование математического планшета для развития познавательной активности дошкольниковИспользование математического планшета для развития познавательной активности дошкольников Этапы изготовления: 1.) Для создания математического планшета нам понадобилась доска из размером, к которой приклеили пластиковые.

Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольниковОпытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников » из опыта работы Тема моего педагогического опыта «Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности.

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности (опыт работы) «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребенка и тогда, когда мы.

Детское экспериментирование как способ развития познавательной активности дошкольниковДетское экспериментирование как способ развития познавательной активности дошкольников ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК СПОСОБ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ. Ребёнок-дошкольник активно стремится, узнать об окружающем.

Опыт работы «Творческая деятельность детей как средство развития познавательной активности»Опыт работы «Творческая деятельность детей как средство развития познавательной активности» Уважаемые коллеги!Предлагаю вашему вниманию свой опыт работы по теме "Творческая деятельность детей как средство развития познавательной.

Моя педагогическая находка «Кругосветное путешествие как способ развития познавательной активности дошкольников»Моя педагогическая находка «Кругосветное путешествие как способ развития познавательной активности дошкольников» Тема моего выступления: «Кругосветное путешествие,как способ развития познавательной активности дошкольников». Изучение человеческих отношений,.

Отчет по самообразованию «Коллекционирование как способ развития познавательной активности старших дошкольников» Цель моей работы по самообразованию : - продолжать повышать свою профессиональную квалификацию и педагогическую компетентность. развивать.

Фотоотчет о проекте «Региональный компонент как одно из условий развития познавательной активности старших дошкольников»Фотоотчет о проекте «Региональный компонент как одно из условий развития познавательной активности старших дошкольников» Одной из задач патриотического воспитания нашей образовательной программы является приобщение дошкольников к традициям родного края путём.

Проект «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»Проект «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников» Экспериментирование с деревом Реализация проекта позволяет помочь развивать познавательные способности дошкольников; - изучить методическую.

Опыт работы «Сказкотерапия как средство развития речи дошкольников»Опыт работы «Сказкотерапия как средство развития речи дошкольников» Антонио Менегетти (итальянский психолог, философ, художник, основатель онтопсихологической школы, продолжающей гуманистическую ветвь психологии).

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Коллекционирование как форма развития познавательной активности дошкольников»
Опубликовано: 29 октября 2022 в 14:33
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД