МААМ-картинки

Опытно-экспериментальная деятельность на музыкальных занятиях как средство всестороннего развития дошкольников

Екатерина Лаврентьева
Опытно-экспериментальная деятельность на музыкальных занятиях как средство всестороннего развития дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Здравствуйте, уважаемые коллеги. Я - Лаврентьева Екатерина Анатольевна, музыкальный руководитель БДОУ г. Омска "Детский сад №214 комбинированного вида". Сегодня Вашему вниманию я представлю опыт работы по теме "Опытно-экспериментальная деятельность на музыкальных занятиях как средство всестороннего развития дошкольников ".

Публикация «Опытно-экспериментальная деятельность на музыкальных занятиях как средство всестороннего развития дошкольников» размещена в разделах

В настоящее время Федеральный государственный образовательный стандарт предлагает поиск новых путей, методов для достижения наилучших результатов во всестороннем развитии дошкольников.

В образовательной области «Художественно – эстетическое развитие» (музыкальная деятельность) главной задачей является развитие музыкальных способностей. Музыкальность дошкольника проявляется через эмоциональную отзывчивость на музыку, а музыкальные способности – через восприятие и воспроизведение звуковысотного и ритмического движения. Опытно-экспериментальная деятельность в детском саду позволяет добиться лучших результатов в музыкальном развитии дошкольников, т. к. ребенок этого возраста активно познает мир именно опытно-экспериментальным, исследовательским путем.

С самого рождения ребенок является первооткрывателем, пытливым исследователем того мира, который его окружает, недаром детей дошкольного возраста называют «почемучками». Любопытство – естественная реакция дошкольников на все новое и неожиданное. Постепенно любопытство трансформируется в любознательность, а еще позже в познавательную потребность.

На сегодняшний день очевидно, что современных детей надо воспитывать, учить и развивать по-новому. Это диктует стремительное изменение окружающего нас мира. Вчера обществу нужен был человек – исполнитель, а сегодня нужна личность с активной жизненной позицией, обладающая нестандартным мышлением, способная создавать новое в различных сферах жизни, умеющая творчески подходить к решению любых задач. В связи с этим педагоги, начиная с дошкольного образования, широко используют различные методики проблемного обучения, в том числе разнообразные формы познавательно–исследовательской деятельности.

Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Усваивается все прочно и надолго когда ребенок слышит, видит и делает сам. Это и обуславливает активное внедрение детского экспериментирования в практику работы дошкольных учреждений.

Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на многие вопросы. Дети, вовлеченные в исследовательскую деятельность, научаются изобретать, понимать и осваивать новое, выражать собственные мысли, принимать решения и помогать друг другу. Наша задача создать такие условия для детского экспериментирования и исследовательской деятельности, где каждый ребенок сможет реализовать себя соответственно своим интересам и способностям, а так же поставленным образовательным целям и задачам.

Исследовательский подход в обучении включает:

- опору на непосредственный опыт ребенка, его расширение в ходе поисковой, исследовательской деятельности;

- активное освоение мира;

- создание проблемной ситуации, решить которую ребенок сможет, если привлечет свой опыт, установит в нем иные связи, овладевая при этом новыми знаниями и умениями.

В основе опытно-экспериментальной деятельности лежат методические принципы, представленные на слайде:

1. принцип свободного творчества;

2. принцип целостного подхода в решении педагогических задач;

3. принцип последовательности;

4. принцип партнерства;

5. принцип положительной оценки деятельности детей.

Проведение опытов и экспериментов на музыкальных занятиях и в повседневной жизни ребенка помогает решать много образовательных и воспитательных задач, которые вы видите на экране:

- формирование и развитие познавательной активности;

- развитие сенсорных, слуховых представлений;

- расширение кругозора;

- развитие тембрового, звуковысотного слуха;

- формирование навыков опытно-экспериментальной деятельности;

- развитие творческих навыков;

- знакомство со способами изготовления простейших музыкальных инструментов и их применения;

- развитие крупной и мелкой моторики;

- обогащение словарного запаса;

- формирование начальных представлений о звуке и его свойствах;

- развитие внимания, памяти, логического и ассоциативного мышления,

- расширение представлений о связи музыки и жизни;

- формирование навыка охраны здоровья;

- развитие эмоциональной отзывчивости;

- укрепление интереса к музыкальному искусству.

Для реализации опытно-экспериментальной деятельности на музыкальных занятиях я подготовила картотеку опытов и экспериментов со звуком для детей всех возрастных групп детского сада.

Некоторые из них я сейчас представлю Вашему вниманию.

1. Младшая группа: "Что звучит?". Эту экспериментальную деятельность можно проводить разными способами: 1й из них - известная всем дидактическая игра "Угадай инструмент". Вы сейчас видите фотографии на слайде именно этого варианта. Также можно использовать не музыкальные инструменты, а другие шумовые звуки. Я, например, использовала такие: переливание воды стаканом в контейнер, стук камня о камень, звук шуршания бумаги, треск расчески и др. В конце каждого эксперимента ширма или зонт убирается, мы с детьми рассматриваем то, что там лежало, пробуем извлекать звуки разными способами.

2. Младшая группа: "На что похоже?". В данном эксперименте детям предлагаются изображения, которые необходимо сопоставить, исходя из своего жизненного опыта. На видео видно, что дети с удовольствием участвуют в эксперименте.

3. Средняя группа : "Откуда берется голос?" В начале работы в детском саду я испытывала затруднения в объяснении детям данной темы. Представленный эксперимент до сих пор является для меня палочкой-выручалочкой при ознакомлении со строением голосового аппарата, правилами охраны голоса. Я предлагаю ребятам положить руку на горлышко, произнести разные слова шепотом, потом громко. Выясняем, что, когда говорили громко в горлышке что-то дрожало; когда говорили шепотом дрожания не было. Знакомимся со строением органов речи, сравнивая голосовые связки с натянутыми ниточками: для того, чтобы сказать слово, надо, чтобы «ниточки» тихонько задрожали). Также на таких занятиях я обязательно стараюсь полностью открыть фортепиано. Дети с интересом рассматривают его строение, мы вместе выясняем, что пока струна дрожит, звук длится, а когда останавливается вибрация струны - звук прекращается. Так же обращаем особое внимание, что если сильно ударить по струне или дернуть ее, то струна порвется. И дети знакомятся с правилами охраны голоса. Ребятам очень интересно, данный эксперимент запоминается им надолго.

4. Старшая группа: "Почему мишутка пищал?". При проведении этого эксперимента мне тоже помогает разобранное фортепиано, с помощью которого мы выясняем соотношение толщины и длины струны с высотой звука. Гусли тоже являются прекрасным атрибутом указанного эксперимента.

5. Старшая группа: "Звучащие жесты" В старшей группе я знакомлю воспитанников с технологией "Звучащие жесты". Предварительно мы рассматриваем иллюстрации, вспоминаем, каким бывает дождь, чем его можно нарисовать. И я предлагаю нарисовать его с помощью своего тела. Используя щелчки, притопы, шлепки, хлопки, мы подражаем звукам дождя.

6. Подготовительная группа: "Как видят летучие мыши?" Для проведения этого эксперимента необходима емкость с водой, дощечка или широкий пластиковый отрезок, бумажные или иные кораблики, небольшой резиновый мячик. В ходе занятия мы выясняем как ориентируются летучие мыши в темноте, знакомимся с понятиями "звуковая волна" и "эхолокация". Как это происходит, можно посмотреть на экране.

В любой возрастной группе дети с удовольствием участвуют в озвучивании сказок. В каталоге опытов и экспериментов сказки-шумелки занимают почетное место. На видео представлена сказка-шумелка "Трусливый заяц" в исполнении 2 младшей группы.

Подводя итог, можно с уверенностью сказать, что опытно-экспериментальная деятельность в детском саду благоприятно влияет на всестороннее развитие дошкольников, является актуальным, доступным и очень увлекательным для воспитанников всех возрастных групп в ДОУ.

Представленный мною материал доступен для ознакомления, скачивания и использования в своей практике на сайте нашего детского сада. Желаю всем успешных экспериментов!

Также на сайте представлены ссылки на материалы по опытно-экспериментальной деятельности в детском саду, которые я использовала в своей практике и при подготовке к данному выступлению. Они могут быть полезны музыкальным руководителям и другим педагогам дошкольных образовательных учреждений для организации опытно-экспериментальной деятельности на музыкальных занятиях и в повседневной жизни в детском саду. Творите с нами, творите как мы, творите лучше нас!

Спасибо за внимание.

Публикации по теме:

Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольниковОпытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников » из опыта работы Тема моего педагогического опыта «Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности.

Опытно-экспериментальная деятельность дошкольниковОпытно-экспериментальная деятельность дошкольников «Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл всеми цветами радуги. Оставляйте.

Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития личности дошкольника (из опыта работы)Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития личности дошкольника (из опыта работы) Доброго вам времени суток. уважаемые коллеги! Сегодня я решила представить свой небольшой опыт по театрализованной деятельности тема которого".

Фото и видеоотчет «Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников»Фото и видеоотчет «Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников» Эти опыты мы с детьми старшей группы в рамках реализации проекта «Эколята-защитники природы» Дети принимали активное участие в опытах.

Опытно-экспериментальная деятельность как средство экологического образования детей старшего дошкольного возраста Цель мастер-класса: повышение уровня профессионального мастерства педагогов, в экологическом образовании детей старшего дошкольного возраста.

Консультация для родителей «Использование логоритмики на музыкальных занятиях как средство речевого развития детей»Консультация для родителей «Использование логоритмики на музыкальных занятиях как средство речевого развития детей» Консультация для родителей «Использование логоритмики на музыкальных занятиях как средство речевого развития детей»«Кто складно говорит,.

Опытно-экспериментальная деятельность дошкольниковОпытно-экспериментальная деятельность дошкольников Здравствуйте уважаемые коллеги! Хочу продолжить рассказ об опытно-экспериментальной деятельности в нашей группе. На этот раз мы проводили.

Опытно-экспериментальная деятельность детей на музыкальных занятиях Опытно-экспериментальная деятельность детей на музыкальных занятиях. 1. Музыка или шум?Цель: Научить определять происхождение звуков и различать.

«Ознакомление с воздухом и некоторыми его свойствами». Опытно-экспериментальная деятельность старших дошкольников Ознакомление с воздухом и некоторыми его свойствами. Цели и задачи: показать, что воздух есть вокруг нас, в воде, что мы дышим воздухом.

План работы по самообразованию «Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольников» Актуальность темы Всем известно, что художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опытно-экспериментальная деятельность на музыкальных занятиях как средство всестороннего развития дошкольников
Опубликовано: 14 октября 2022 в 13:27
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опытно-экспериментальная деятельность на музыкальных занятиях как средство всестороннего развития дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Лаврентьева (УИ 1355180) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД