МААМ-картинки

Опыт работы «Социализация дошкольника в условиях реализации ФГОС посредством приобщения к национальной культуре»

Окутина Елена
Опыт работы «Социализация дошкольника в условиях реализации ФГОС посредством приобщения к национальной культуре»

«Социализация дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО,

через приобщение к национальной культуре»

Окутина Елена Ивановна

Воспитатель

Муниципальной бюджетной дошкольной

образовательной организации

«Детский сад № 4»

города Зимы Иркутской области

Здравствуйте уважаемые коллеги!

Публикация «Опыт работы „Социализация дошкольника в условиях реализации ФГОС посредством приобщения к национальной культуре“» размещена в разделах

Я Окутина Елена Ивановна – воспитатель муниципальной бюджетной дошкольной образовательной организации «Детский сад № 4», представляю вашему вниманию опыт работы по теме : «Социализация дошкольников в условиях введения ФГОС ДО, через приобщение к национальной культуре».

Несомненно, на сегодняшний день тема очень актуальна, так как развивается наука, в жизнь внедряется компьютеризация, народный язык начинает терять эмоциональность и значимость, на недостаточном уровне знаний у детей традиций.

Многие люди забыли о своих русских ценностях. Отмечается занятость родителей детей: домашним бытом, зарабатыванием денег, им некогда рассказать сказку, спеть колыбельную. Дети растут на иностранных мультфильмах, компьютерных играх.

Вот почему важно в повседневной жизни, дома и в детском саду социализировать дошкольников, через приобщение к особенностям национальной культуры и привлекать родителей, т. к. именно семья может обеспечить полноценное индивидуальное развитие и успешную социализацию ребёнка в обществе.

Слово социализация происходит от латинского "socialis", что в переводе значит "общественный". Человек в процессе социализации становится общественным существом, усваивает определённую систему знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в обществе.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, утверждённым приказом Министерства образования науки России от 17.10.2013 г. за №1155, сказано, что образовательная программа дошкольного образования должна формироваться как программа психолого-педагогической поддержки социализации и индивидуализации развития ребёнка.

При реализации образовательной программы дошкольного образования я учитывала и задачи стандарта, прописанные в пункте 1.6.5 (объединения и обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества).

В связи с этим мною проводится работа по социализации дошкольников через приобщение к национальной культуре.

Цель работы : Освоение детьми первоначальных представлений социального характера и включение детей в систему социальных отношений.

Задачи:

1. Приобщать детей к социокультурных нормам, традициям семьи, общества и государства.

2. Формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций.

3. Развивать способность воспринимать и анализировать литературные и музыкальные произведения (потешки, заклички, молитвы, колядки).

4. формировать социально активную личность, способную к самореализации, творческой деятельности.

5. Прививать трудовые навыки, связанные с культурой русского народа.

6. Ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей ( формирование представлений о традициях народных праздников: Рождество Христово, Масленица, Пасха, Варварин день, осенняя ярмарка и др.).

7. Расширять представления об исторических местах родного города через взаимодействие с учреждениями окружающего социума : краеведческий музей, дом-музей поэзии.

Моя работа осуществляется в трёх направлениях

-работа с детьми

-работа с родителями

-Взаимодействие с социумом.

В работе с детьми использую следующие формы работы :

Это праздники и развлечения по традициям русского народа, государственные праздники, так как они являются неотъемлемой частью воспитательно-образовательной работы нашей организации и одним из эмоционально насыщенных событий в жизни воспитанников. Участие дошкольников и родителей в празднике создаёт условие не только для них знакомство с национальной культурой, а предоставляется возможность активно действовать и взаимодействовать с другими сверстниками и родителями других воспитанников.

Такая форма работы как беседы и игры развивают у детей познавательный интерес, формируют представления о жизни предков, о специфике бытования народной культуры, так же у дошкольников активно совершенствуется нравственное и патриотическое отношение к народным традициям, национальному наследию, происходит общение между сверстниками и взрослыми.

Сущность игры как ведущего вида деятельности заключается ещё и в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых уточняют свои знания об окружающей действительности.

В игре ребёнок активно воссоздаёт, моделирует явления реальной жизни, переживает их, и это наполняет его жизнь богатым содержанием, оставляет след на долгие годы.

Такое направление в работе как изобразительная деятельность тоже играет не маловажную роль, например, расписывая разными росписями предметы бытия, различные сувениры, или из глины, пластилина, бумаги, картона, изготавливая понравившиеся предметы, тем самым они создают собственные маленькие произведения и выражают своё отношение к культурному наследию.

С целью знакомство детей с элементами краеведения, традициями; формирования представлений у детей о быте русского народа; воспитание патриотических чувств, знакомство с работниками музея и общения с ними провожу экскурсии и целевые прогулки. Совместно с родителями мы посетили историко-краеведческий музей с выставками по теме: «Покров пресвятой богородицы»; «Доспехи Защитников Родины во все времена», «На пороге масленица», «Русская изба» и др.

Дом-музей имени Е. Евтушенко с выставкой «И это всё о ней, о матери», «На Варвару-Красу».

С интересом дети относятся к целевым прогулкам к таким как в парк Победы, к Реке Тиман, к «Памятнику неизвестного солдата», что способствует формированию общей культуры личности детей, в том числе развитию социальных и нравственных ценностей.

Восприятие фольклора, постановка музыкальных сказок, позволяет расширить представления детей о доброте, о людях с добрым сердцем, показать их красоту. Я, совместно с музыкальным руководителем и детьми, разработали сценарии театрализации сказок таких как «Волк и семеро козлят», на пасху «Колобок на новый лад», «Кошкин дом», «Каша из топора» с показом для детей младшей и средней групп. Фотомантаж театрализованных представлений я оформляю в выставочном зале детского сада, который на протяжении 3-х лет успешно развивается и эффективно используется, здесь постоянно сменяется одна выставка другой на разную тематику: «Старинная изба», «Наш родной город», «Великая Отечественная война», «Герои - афганцы», «Новый год в старину» и др. Мы с детьми являемся постоянными посетителями выставочного зала. К организации выставок я привлекаю родителей, которые с интересом откликаются на мои просьбы.

Надо сказать, что работа по социализации дошкольников не осуществлялась бы в системе, без привлечения родителей и законных их представителей.

В положении ФГОС ДО отражено, что родительская активность зависит от желания и понимания важности и необходимости семейного воспитания. Основными принципами дошкольного образования по ФГОС являются содействие и сотрудничество детей и взрослых, сотрудничество организации с семьей и приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и Государства, поэтому я привлекаю родителей к участию в совместных праздниках, экскурсиях и целевых прогулках, организую тематические вечера и посиделки - «На Варвару красу», «Рождественские вечера», «Масленица». Спортивные соревнования – «Семейные старты», «Семейные олимпийские игры», «Мама, папа, я – спортивная семья». Совместные выставки и конкурсы, такие как «Осенняя ярмарка», «Золотые руки мам», «Лучшая поделка ко дню Победы», «Старая новогодняя игрушка, открытка» и др.

Данные мероприятия способствуют сплочению родителей и детей, общению между ними, формированию позитивных установок к совместным различным видам труда и творчества, положительно влияют на развитие интересов и возможностей каждого ребенка.

Огромную роль в решении поставленных мною задач, играет ознакомление детей с социумом. За дверями детского сада огромный мир, сотрудничества с которым способно принести много пользы. В своей работе активно использую воспитательный потенциал объектов социума. Это МОУ СОШ №8, историко-краеведческий музей, Дом-музей им. Е. Евтушенко, Зиминский дом детского творчества – подразделение детский клуб «Романтик». С данными учреждениями налажено взаимодействие, составлены совместные планы работы, проводятся мероприятия.

В течении учебного года дети посещают специально организованные выставки: «Как рубашка в поле выросла», «Не боги горшки обжигают», «Путешествие в старый город», «Они защищали Родину», «Богатыри земли русской», и другие.

С целью лёгкой адаптации детей к обучению в начальной школе, знакомство с учителями и школьниками проводим спортивные соревнования, экскурсии в кабинеты, традиционно принимаем участие на торжественной линейке посвящённой «Дню Знаний».

Библиотекарем школы разработан цикл занятий «Уроки доброты», где мои воспитанники знакомятся с книгами, учатся бережному отношению к школьным принадлежностям.

Таким образом, обозначенная мною цель и задачи, эффективно используемые формы работы с детьми и родителями, взаимодействие с социумом, способствуют положительной социализации детей дошкольного возраста, освоение ими первоначальных представлений социального характера, приобщению к национальной культуре.

Спасибо за внимание!

Литература:

1. Журнал «Управление дошкольным образовательным учреждением» №1 – 2014г.

2. Журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» №12 – 2014г.

3. Детские народные подвижные игры. // Составители: А. В. Кенеман, Т. И. Осокина. М., Просвещение, 1995 г.

4. Жуковская Р. И., Виноградова Н. Ф., Козлова С. А. Родной край. М., Просвещение, 1985.

5. Журнал «Современный детский сад» №5 2008 г.

6. Зацепина Н. Б. Антонова Т. В. Народные праздники в детском саду – М. ; Мозаика-синтез 2008 г.

7. Натаров В. И. и др. «Моя страна». Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно – патриотических чувств. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж ТЦ «Учитель», 2005 г.

8. Основная общеобразовательная программа МБДОО «Детский сад №4»

9. Петракова Т. И. Духовные основы нравственного воспитания. – М:1997 г.

10. Феоктистова Т. К., Шестакова Н. П. «Духовно – нравственное воспитание старших дошкольников»

11. Этика и психология семейной жизни: Хрестоматия для учителя. Часть I Остров духовной жизни. – М. : 1997 г.

Публикации по теме:

Творческие выставки как форма работы с родителями в ДОУ в условиях реализации ФГОСТворческие выставки как форма работы с родителями в ДОУ в условиях реализации ФГОС "Творческие выставки как форма работы с родителями в ДОУ в условиях реализации ФГОС". С 1 января 2014 года в нашей стране был введен в.

Диссеминация педагогического опыта в условиях реализации ФГОС доДиссеминация педагогического опыта в условиях реализации ФГОС до Наш детский сад является стажировочной площадкой ГАОУ ДПО "Института развития образования"Свердловской области и проводит муниципальные.

Духовно-нравственное развитие дошкольников посредством приобщения к праздничной культуре (часть I)Духовно-нравственное развитие дошкольников посредством приобщения к праздничной культуре (часть I) часть 2 Современные дети любознательны, самостоятельны, инициативны. Они легко и с интересом общаются, отличаются сообразительностью и высоким.

Духовно-нравственное развитие дошкольников посредством приобщения к праздничной культуре (часть II)Духовно-нравственное развитие дошкольников посредством приобщения к праздничной культуре (часть II) часть 1 Сегодня мне хотелось бы продолжить материал о духовно-нравственном воспитании дошкольников на основе СО-творчества, СО-участия,.

Фотоотчет «Участие в семинаре «Инновационные формы работы с семьей в условиях реализации ФГОС»Фотоотчет «Участие в семинаре «Инновационные формы работы с семьей в условиях реализации ФГОС» Уважаемые коллеги! Рада поделиться с Вами очередной публикацией "Участие в семинаре "Инновационные формы работы с семьей в условиях реализации.

Фотоотчет «Участие в семинаре по теме «Инновационные формы работы с семьёй в условиях реализации ФГОС»Фотоотчет «Участие в семинаре по теме «Инновационные формы работы с семьёй в условиях реализации ФГОС» Участие в семинаре по теме: "Инновационные формы работы с семьёй в условиях реализации ФГОС" Автор методики Н. М. Метенова. Метенова Надежда.

Мастер-класс «Нетрадиционные формы работы с родителями в детском саду в условиях реализации ФГОС» Ступицкая О. В. Мастер-класс «Нетрадиционные формы работы с родителями в детском саду в условиях реализации федерального государственного.

Народные игры как средство приобщения дошкольников к национальной культуре и традициям различных народов Вятского краяНародные игры как средство приобщения дошкольников к национальной культуре и традициям различных народов Вятского края Игры: Русская народная игра. Солнцеворот' В цетре круга водящий('солнце, / с обручем,на котором привязаны цветные ленты. Гори,гори ярче,.

Опыт работы «Самообразование педагога в условиях ФГОС» Уважаемые коллеги! На сегодняшний день самообразование педагога является немаловажной темой для обсуждения. Сегодня мне хотелось поделиться.

Нетрадиционный урок в условиях реализации ФГОС общего образования Кондалеева Юлия Сергеевна Учитель начальных классов Статья для выступления на семинарах и педагогических советах Нетрадиционный урок.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Социализация дошкольника в условиях реализации ФГОС посредством приобщения к национальной культуре»
Опубликовано: 4 марта 2020 в 15:45
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД