Папки-передвижки

Опыт работы «Сенсорное воспитание детей раннего возраста посредством дидактической игры»

Марина Подлужная
Опыт работы «Сенсорное воспитание детей раннего возраста посредством дидактической игры»
▼ Скачать + Заказать документы

Аннотация

В данном опыте представлена система работы педагога Подлужной Марины Владимировны по использованию дидактических игр в сенсорном воспитании детей раннего возраста.

Показано значение использования дидактических игр

Публикация «Опыт работы „Сенсорное воспитание детей раннего возраста посредством дидактической игры“» размещена в разделах

В опыте представлены практические материалы: конспекты, консультации, игры, используемые в организации образовательной деятельности с детьми.

Опыт адресован педагогам дошкольных образовательных учреждений и приемлем для использования в практике детского сада.

Тема: «Сенсорное воспитание детей раннего возраста посредством дидактической игры»

Актуальность:

Сенсорное воспитание детей раннего возраста происходит в результате действий восприятия, направленных на обследование формы, цвета, величины и других свойств и отношений. Развитая сенсорика - основа для совершенствования практической деятельности современного человека. Ведь, как справедливо отмечает отечественный ученый – психолог Б. Г. Ананьев, "самые далеко идущие успехи науки и техники рассчитаны не только на мыслящего, но и на ощущающего человека".

Ранний возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Поэтому, сенсорное воспитание - это одна из основных сторон дошкольного воспитания. Именно сенсорное воспитание составляет фундамент общего умственного развития ребенка, оно необходимо для успешного обучения ребенка. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Овладение знаниями и умениями требует постоянного внимания к внешним свойствам предметов (форме, цвету, величине).От сенсорного развития ребенка зависит и его готовность к школьному обучению. Так, значительная часть трудностей, возникающая перед детьми в ходе начального обучения, связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия. В результате возникают искажения в написании букв, в построении рисунка, неточности в изготовлении поделок на уроках ручного труда. Случается, что ребенок не может воспроизводить образцы движений на занятиях по физической культуре.

Сенсорное воспитание - целенаправленные педагогические воздействия, обеспечивающие формирование чувственного опыта и совершенствование ощущений и восприятия.

Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и другими свойствами предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Он знакомится и с произведениями искусства - музыкой, живописью, скульптурой. Малыша окружает природа со всеми ее сенсорными признаками - многоцветьем, запахами, шумами. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. А ведь ощущения и восприятие поддаются развитию, совершенствованию, особенно в период дошкольного детства. Здесь-то и приходит на помощь сенсорное воспитание - последовательное планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой человечества.

В младшем дошкольном возрасте сенсорное воспитание осуществляется посредством дидактических игр

Использование дидактической игры в сенсорном развитии детей раннего возраста

Ранний возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Поэтому, сенсорное воспитание - это одна из основных сторон дошкольного воспитания.

Основная особенность дидактических игр, направленных на сенсорное развитие - обучающая. Соединение в дидактических играх обучающей задачи, наличие готового содержания и правила дает возможность воспитателю более планомерно использовать эти игры для умственного воспитания младших дошкольников. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей раннего возраста, но не открыто, а реализуются через игровую задачу. Эти игры способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций. Познание окружающей действительности основывается на конкретных ощущениях и восприятии, то, что мы видим, осязаем, слышим. В дошкольном возрасте непосредственное, чувственное познание - основной источник знаний об окружающем мире. В дидактических играх и упражнениях надо предоставлять детям возможность повторно воспринимать окружающие предметы и их свойства, упражнять в их узнавании и различии.

В дошкольной педагогике дидактические игры и упражнения с давних пор считались основным средством сенсорного воспитания. Знакомство с формами, величинами, цветами, пространственными представлениями, звуками.

Цель работы : Создание условий, обеспечивающих эффективное использование дидактических игр для формирования представлений о сенсорных эталонах.

Задачи:

• Создать условия для обогащения и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом.

• Формировать умения ориентироваться в различных свойствах предметов (цвете, величине, формеитд).

• Проанализировать психолого-педагогическую, методическую литературу по данной теме;

• Определить содержание и средства сенсорного воспитания детей раннего возраста;

• Составить перспективное планирование;

• Создать условия, обеспечивающие эффективное использование дидактических игр;

• Выявить уровень знаний родителей о сенсорном развитии;

Разработать методические рекомендации для родителей;

• Провести анкетирование педагогов и дать соответствующие рекомендации по повышению качества работы по сенсорному воспитанию;

• Оценить результаты проделанной работы.

Методика организации дидактических игр :

Организация дидактических игр осуществляется педагогом в трех основных направлениях:

• подготовка к проведению дидактической игры

• применение

• анализ дидактической игры.

Подготовка:

• Отбор игры в соответствии с задачами обучения (углубление, обобщение, активизация знаний);

• Установление соответствий дидактической игры программным требованиям воспитания и обучения младших дошкольников определенной возрастной группы;

• Определение наиболее удобного времени проведения дидактической игры;

• Выбор места;

• Определение количества играющих;

• Подготовка необходимого дидактического материала;

• Подготовка к игре самого воспитателя;

• Подготовка к игре детей;

Проведение игры :

• Ознакомление детей с содержанием игры;

• Объяснение хода и правил игры;

Используя дидактическую игру в образовательном процессе, через её правила и действия у младших дошкольников формируется корректность, доброжелательность, выдержка. Дидактическая игра отличается от игровых упражнений тем, что выполнение в ней игровых правил является и контролируется действиями. Само, воспитание игровых действий зависит от выдумки воспитателя.

Методы обучения - это система действий педагога, организующая практическую и познавательную деятельность дошкольников, которая направлена на усвоение содержания.

Методы и приемы образовательной работы по сенсорному развитию

Наглядные:

• показ,

• демонстрация

• рассматривание

• наблюдение

• театрализация

Словесные:

дидактический рассказ Его назначение — обеспечить общее, достаточно широкое представление о предмете (форма, величина, цвет) и действии с ним

• объяснение

• вопросы

• чтение художественной литературы

Практические:

дидактические игры

дидактические упражнения

• сравнение

• побуждение

• театрализация/инсценировка

Игровые

• Сюрпризный момент

• Игровая проблемная ситуация

Сенсорные системы, с помощью которых человек познает мир:

• зрение

• слух

• осязание

• обоняние

• вкус.

Основные принципы сенсорного воспитания детей раннего возраста посредством дидактических игр и упражнений :

• Принцип систематичности и последовательности.

• Принцип доступности

• Принцип наглядности.

• Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка

• Принцип активности

• Принцип координации деятельности педагогов, специалистов и родителей. Предполагает сотрудничество воспитателей и родителей в достижении общей цели.

В нашей группе находятся дети 2 – 3 лет. Это возраст, когда малыш осознает себя как отдельного человека. И мы как педагоги должны расширить и обогатить накопившийся опыт ребенка в окружающем его мире, формировать представления о предметах, о простейших связях между ними.

Сенсорные эталоны для детей, на которые нужно опираться

Чтобы дети могли не только воспринимать предметы, но и сопоставлять их друг с другом, сравнивать, они должны опираться на какие-то конкретные характеристики. Для осуществления этих целей малышу нужно получить четкое представление об эталонных показателях в той или иной сфере. Вот общепринятые эталоны, используемые в дошкольном возрасте :

• Цвета. Семь основных цветов радуги и ряд дополнительных оттенков.

• Формы. Самые простые фигуры из геометрии, которые можно описать одним словом.

• Величины. Относительные размеры, которые измеряются на глаз, с помощью стандартных показателей.

• Звуки. Здесь все немного сложнее, ведь в качестве эталонов используются ноты, фонемы языка, соотношения высоких звуков.

• Вкусы. Базовые показатели – сладкий, горький, соленый и кислый, а также их сложные сочетания.

• Запахи. Здесь существует немало групп – от легких и тяжелых до свежих и приторных.

Основное средство развития сенсорики у детей раннего возрастаявляются дидактические игры и упражнения

Дидактические игры проводили не от случая к случаю, а в определенной системе, в тесной связи с общим ходом сенсорного обучения и воспитания детей.

Для выполнения поставленных задач, мы создали соответствующую возрастным особенностям детей развивающую среду, где поместили разнообразные игрушки (пирамидки, пазлы,, кубики, мозаику, и т. д.).

Дидактические игры являются для малышей наиболее подходящей формой обучения сенсорным эталонам, поэтому поставленные задачи мы решали через игру. Прежде чем начать игру, вызывали у детей интерес к ней, желание играть. Это достигали различными приемами. Использовали потешки, загадки, дидактические игрушки.

Цвет

Этапы работы для правильного формирования у детей представлений о цвете:

1этап

Учим детей ориентироваться в двух контрастных цветах, подбирать к образцу однородные парные предметы. Проводили с детьми следующие дидактические игры : «Покажи такую же мозаику»; «Принеси такой же мячик»; «Разложи по тарелочкам»( при этом использовали каждый раз новые предметы: фломастеры, кубики, колпачки, чтобы детям было интересно и предложенная игра не наскучила);«Найди пару»(варежки, сапожки).

На первых занятиях цвета предметов не называли. Для того чтобы малышам стали понятными такие выражения, как «такой же» «не такой», использовали прием прикладывания вплотную одного предмета к другому.

2 этап

Учили детей ориентироваться в четырех контрастных цветах: красный, синий, желтый и зеленый. Этому способствовал подбор по образцу различных предметов (полоски, кубики).

На этом этапе детям нравятся такие дидактические игры, как «Привяжи ниточки к шарикам»; «Поставь букет цветов в вазу»; «Спрячь мышку»; «Разложи по цвету»; «Зажги фонарик».

Если дети на первых порах ошибаются, помогали им, прибегали к приему «показ по образцу». Для заинтересованности детей использовали различные дидактические материалы, чередуя их в течение занятия.

Все имеющиеся в группе дидактические материалы мы пополняем, приобретаем и изготовляем сами.

На этом этапе подводим детей к пониманию того, что разные предметы могут иметь одинаковый цвет.

3 этап

Подбор игрушек, природного материала к слову, обозначающему цвет предмета(4-6 цветов). Дети играют и выполняют следующие задания: «Найдите предметы только желтого (красного, синего и т. д.)цвета»(кубик, мяч, тарелочка, флажок);«Курочка и цыплята».

Конечно, бывают ошибки, но мы их по ходу игры исправляем. Малыши с удовольствием играют в предложенные дидактические игры, любят рассматривать иллюстрации книги «Цвета».

Многие малыши уже правильно называют основные цвета. Для тех же кому сложно даются названия цветов, достаточно того, что малыши могут показать предметы того цвета, который ему называют.

Форма:

Для формирования представлений о форме предметов учим различать предметы с помощью операции сравнения ( например: побуждали детей подыскивать сравнение :«На что похож мячик по форме? «Произносили фразу: «Мячик по форме круглый, такой же круглый как апельсин»). Далее предлагаем детям найти самостоятельно объекты с данным признаком. Осуществляли такие практические действия, как наложение фигур, прикладывание, переворачивание, обведение пальцами контура, ощупывание, рисование. После освоения практических действий ребенку легче узнать фигуры, которые необходимо знать в младшем возрасте.

Величина:

Для правильного определения величины у детей формировали следующие представления:

• подбор одинаковых величин по образцу;

• различия между предметами по величине путем прикладывания и наложения;

• закрепление названий за предметами разной величины «большой», «маленький», «короткий», «длинный», «узкий», «широкий».

В играх на определение величины использовали самое большое количество предметов, которые предварительно подготавливали. Это игрушки разных размеров: мягкие кубики, мячики, коробки. Игры : «Какой мяч больше», «Большие и маленькие куклы», «Сбор фруктов», «Пирамидки», «Найди кубик (большой или маленький)» способствуют развитию таких психических процессов как внимание, мышление. У детей закрепляются навыки о величине предметов.

Тактильные ощущения:

Для развития тактильных ощущений использовали такие игры как, Тактильный мешочек», «Узнай фигуру» ,«Чудесный мешочек».

Изготовили тактильное пособие – лэпбук «Домашние животные и их детеныши»

Организация работы с педагогами и семьями воспитанников

Для успешной реализации поставленных задач необходимо тесное взаимодействие с педагогами и родителями. Такое сотрудничество определяет творческий и познавательный характер процесса, обуславливает его результативность

Работа с педагогами предусматривает; беседы, консультации, рекомендации, советы по использованию дидактических игр в сенсорном воспитании детей. В мае 2017 года мы представляли свой опыт работы по пополнению РППС в том числе и играми по сенсорному воспитанию, а 07.12.2017на городском методическом объединении был представлен опыт работы с детьми с использованием многофункционального пособи лэпбук (тактильная книга).

Известно, что наибольший эмоциональный отклик у ребенка вызывает общение с родными, близкими людьми, поэтому мы рассказывали родителям о значении дидактической игры для сенсорного развития ребенка, разработали перспективный план по работе с родителями (приложение)

Провели консультации: «Значение сенсорного воспитания», «Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста», «Изучаем цвета с ребенком», «Игры, развивающие цветовое восприятие», «6 способов помочь ребенку выучить цвета», «Игрушки для своевременного развития», также подготовили рекомендации по изготовлению и использованию игр по сенсорному воспитанию и развитию.

Таким образом, дидактические игры являются ведущей формой сенсорного воспитания в раннем возрасте.

Итог проделанной работы можно увидеть, если проанализировать полученные результаты мониторинга уровня сенсорного развития у детей :

2016г - уровень сенсорного развития-46%

На начало 2016г дети не имели представления о цвете, форме, величине, не умели анализировать, сравнивать, обобщать, обследовать предметы, не знали, что такое сенсорные эталоны, неохотно играли в дидактические игры, не соблюдали правила.

2017г. - уровень сенсорного развития -90%

В результате проделанной работы уровень сенсорного развития у детей существенно повысился на 44%.

Заключение

Использование дидактических игр по сенсорному воспитанию дало свои результаты:

• Использование дидактических игр по сенсорике позволило более успешно пройти адаптационный период. По итогам анализа результатов прохождения адаптационного периода у детей не наблюдалось случаев тяжелого прохождения адаптации (100% средняя степень адаптации)

• Дети хорошо различают цвет, форму, величину.

• Анализ проведенной работы позволяет убедиться, что использование дидактических игр по сенсорике позволил повысить уровень речевого развития.

• В группе преобладает эмоционально – комфортная обстановка: дети спокойны, эмоционально отзывчивы на деятельность педагога, доброжелательно общаются между собой и со взрослыми, с желанием идут в детский сад.

Работа с родителями способствовала обогащению развивающей среды группы, формированию интереса родителей в использовании дидактических игр по сенсорному развитию дома.

Перспективы:

В дальнейшем планируем продолжить работу по использованию дидактических игр в сенсорном развитии детей.

• Обогащать группу дидактическим материалом по сенсорному развитию;

• Пополнить картотеку дидактических игр по сенсорному развитию детей

• Разнообразить работу с родителями проведением мастер – классов по изготовлению игр по сенсорному развитию.

Приложения

Дидактическая игра «Постираем белье»

Задачи: Закрепить основные цвета и предметы одежды

Ход игры

На столе стоят четыре стиральные машины основных цветов и предметы одежды также основных цветов, дети берут какой то предмет одежды. Называют что это, цвет и кладут стирать в машинку соответствующего цвета

Дидактическая игра «Капельки и тучка», «Солнышко»

Цель: Различение предметов по величине, форме.

Ход игры

Задание: Разложить капельки и тучки по размеру. Большие капельки раскладываются под большой тучкой, маленькие под маленькой тучкой.

Задание: Маленькие лучики подбираются к маленькому солнышку, большие лучики – к большому солнышку.

Дидактическая игра «Угостим бурундучка орешком»

Цель: развитие сенсорного восприятия, формирование умения подбирать предметы по форме

Ход игры:

Детям предлагается угостить бурундучка орешком. Но надо внимательно посмотреть на бурундучка и найти орешек с такой формой, какую хочет бурундучок

Конспект НОД по сенсорике в группе раннего возраст

Тема: «Зайка в гостях у ребят»

Образовательные задачи:

1. Учить выполнять разнообразные действия с предметами: открывать и закрывать, класть, катать;

2. Учить соотносить предметы по цвету и размеру;

3. Закрепить знание красного и синего цветов.

Развивающая задача: Развивать внимание, память, глазомер, мелкую моторику пальцев рук.

Воспитательная задача : Формировать эмоциональное отношение к занятию, отзывчивость, воспитывать добрые чувства.

Материал: Мягкая игрушка Зайка, 3 корзиночки разного размера, коробочки с шариками синего и красного цветов, большие и маленькие морковки, угощение (печенье).

Сюрпризный момент: появление Зайки, угощение.

Активизация словаря: синий, красный, открой, закрой, большой, маленький, возьми, положи.

Индивидуальная работа : побуждать отвечать на поставленный вопрос и выполнять действия по показу.

Предварительная работа : д/и «Найди и покажи», «Соберем шарики в корзиночки».

Ход занятия

Вводная часть:

Дети сидят за столами. Стук в дверь (няня подает Зайку)

Дети посмотрите, кто к нам пришел в гости.

Олеся, кто это? Правильно Зайка.

Давайте поздороваемся с Зайкой.

Здравствуй Зайка (дети здороваются)

Ребята, а зайка нам что- то принес (Зайка садится на стульчик)

Основная часть:

Давайте посмотрим, что лежит у Зайки в корзиночке. Посмотрите – это коробочка. (Рассматривание)

Ребятки, это коробочка не простая (потрясти)

Слышите, что- то в ней стучит.

Посмотрим, что в ней спрятано? (открыть, показать шарики)

Посмотрите, какой круглый шарик, он красного цвета, его можно катать.

Артем, возьми еще один шарик?

Что ты взял? Какого он цвета?. Синего цвета.

Даша, достань шарик из коробочки

А у Даши какого цвета шарик?

Андрюша, дай не такой же шарик как у меня. Молодец. Посмотрите, они одинакового цвета. (Сравниваем и соотносим шарики по цвету)

Давайте покатаем шарики. Посмотрите, как катится шарик.

Егор, покатай шарик.

Во время игры продолжать учить детей соотносить шарики по цвету.

Ребята, что- то наш Зайчик заскучал. Давайте поиграем.

Сложите шарики в коробку.

Физминутка:

Зайка к детям прискакал,

Возле деток прыгать стал,

Прыг- скок, прыг- скок

Догони меня дружок. (Догонялки с Зайкой)

Молодцы, хорошо повеселили Зайку, а теперь давайте поможем собрать морковь в корзинки.

В большую корзинку мы будем собирать большие морковки, а в маленькую- маленькие.

Ариша, что это? (Показать большую морковь)

Посмотри какая выросла большая, куда мы ее положим?

Аналогичными вопросами и действиями помогаем разложить все морковки.

Ребята, Зайка вас всех благодарит, говорит спасибо и угощает чем- то вкусненьким.

Угощение.

Публикации по теме:

Сенсорное воспитание детей раннего возраста посредством дидактических игрСенсорное воспитание детей раннего возраста посредством дидактических игр Сенсорное развитие ребёнка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете,.

Конспект родительского собрания для группы раннего возраста «Воспитание детей посредством игры»Конспект родительского собрания для группы раннего возраста «Воспитание детей посредством игры» Авторы: Николаева Е. Н., Маркова Л. В. Сценарий собрания: Цель: Показать родителям значение совместных игр для развития ребенка; дать представление.

Консультация для родителей «Развитие речи детей раннего возраста посредством дидактической игры» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 29 (Цветочный город) 143405, Московская область, г. Красногорск,.

Опыт работы на тему «Сенсорное развитие детей раннего возраста» Период раннего и младшего дошкольного возраста характеризуется интенсивным развитием процесса восприятия. Не случайно в истории психологии.

Опыт работы «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр» 2. Технологический раздел 1. Актуальность опыта На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет огромную роль. Профессор.

Опыт работы по теме «Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста»Опыт работы по теме «Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста» МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ХУДОЖЕСТВЕННО.

Опыт работы «Воспитание любви к малой Родине детей старшего дошкольного возраста посредством художественного творчества» Там, где сладко пахнет смородиной, Там, где дом и родная земля,- Это всё называется родина, Дорогая, родная земля! Даже солнце здесь светит.

Отчет «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр» (из опыта работы)Отчет «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр» (из опыта работы) В октябре этого года состоялось методическое районное объединение в п. Охотск, где я представила творческий отчет по теме «Сенсорное развитие.

План работы по самообразованию «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр» План работы по самообразованию Воспитатель: Грицкова Марина Александровна МБДОУ детский сад №27 «Колосок» Тема: «Сенсорное воспитание.

Развитие речи детей раннего возраста посредством дидактической игры «Дидактическая игра – это специально созданная игра, выполняющая определенную дидактическую задачу, скрытую от ребенка в игровой ситуации.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Сенсорное воспитание детей раннего возраста посредством дидактической игры»
Опубликовано: 4 марта 2018 в 17:00
+27Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы «Сенсорное воспитание детей раннего возраста посредством дидактической игры»» (включая файлы) размещена пользователем Марина Подлужная (УИ 775307) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД