Получи документы

Опыт работы «Синквейн — метод образовательной технологии»

Стеблина Светлана Павловна
Опыт работы «Синквейн — метод образовательной технологии»

«Синквейн – метод образовательной технологии,

способствующий развитию мышления и речи

у детей старшего дошкольного возраста»

В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте дошкольного образования выделена, как самостоятельная образовательная область «Речевое развитие», включающая в себя обогащение активного словаря, развитие связной грамматически правильной диалогической и монологической речи дошкольников.

ФГОС ДО П. II п. п. 2.6. «Образовательная область Речевое развитие»

Публикация «Опыт работы „Синквейн — метод образовательной технологии“» размещена в разделах

… «Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.» …

Для того чтобы наиболее правильно, полно и точно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный лексический запас. Одним из эффективных методов обогащения лексического запаса дошкольников является технология Синквейн, позволяющая быстро получить результат.

Дети

Любимые, ласковые

Играют, радуют, умиляют

Дети очень любят прогулку

Счастье

Эти строчки похожи на японские лирические стихи. Но это не японская поэзия. Это — синквейн. Что же значит это необычное слово?

Синквейн — слово французское, в переводе означает «стихотворение из пяти строк».

Синквейн – это нерифмованное стихотворение, которое сегодня является педагогическим приёмом, направленным на решение определенной задачи.

Правила составления синквейна таковы: синквейн состоит из пяти строк, и его форма напоминает ёлочку.

1. Первая строка – заголовок, тема синквейна, состоит она из одного слова – имени существительного.

2. Вторая строка – два прилагательных, которые раскрывают данную тему.

3. Третья строка – три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме.

4. Четвёртая строка – фраза, в которой человек высказывает своё отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата, пословица или собственное суждение составителя синквейна.

5. Пятая строка — слово-резюме, ассоциация, синоним, который характеризует суть темы, философское обобщение, выражает личное выражение и эмоцию автора к теме в первой строчке, обычно существительное.

Можно ли учить составлять синквейны детей, ещё не умеющих читать?

А почему нельзя? Конечно, можно. Детям, которые только изучают буквы и не умеют читать, можно предложить устное составление синквейна с вопросительными словами.

О ком, о чем?

Какие, какая, какое?

Что делал, что сделал?

При помощи наводящих вопросов дети учатся выделять главную мысль, отвечать на вопросы и по определенному алгоритму создают свои устные нерифмованные стихотворения.

Алгоритм синквейна для детей, которые пока не умеют читать:

Условные обозначения, которые мы используем:

Слово – неживой предмет

Слово – живой предмет

Слово – признак

Слово – действие

Предложение

Слово-ассоциация

В самом начале необходимо познакомиться с графическим обозначением живого и неживого предмета, признака предмета, действия предмета, с правилами написания предложения и графическим обозначением предложения, слов-ассоциаций, синонимов.

Знакомство детей с основными понятиями и их содержанием проходило посредством дидактических игр:

1. Игра «Живое, неживое», «Покажи картинку-символ», «Подбери вопрос», «Это кто? Это что?», «Четвертый лишний».

2. Игра «Какой он? Какая она? Какое оно?», «Опиши предмет».

3. Игра «Кто что делает?», «Кто как передвигается?», «Кто как голос подаёт?», «Кто, что умеет делать?».

4. Игра «Расширь предложение», «Дополни предложение словами», «Составь предложение», «Закончи предложение».

5. Игра с мячом «Ассоциации», «Найди пару», «Слова-приятели», «Назови другим словом»

Следующий этап – это знакомство с алгоритмом составления дидактического синквейна.

Вариации заданий при обучении детей составлению дидактического синквейна:

1. Составление синквейна по предметной картинке;

Машина – неживой предмет

Быстрая, гоночная

Едет, обгоняет, рычит

Во дворе стоит машина.

Транспорт

Волк – живой предмет

Серый, злой

Воет, бегает, охотится

Я очень боюсь волков.

Дикое животное

2. Составление краткого рассказа по готовому синквейну (с использованием слов и фраз, входящих в его состав);

Заяц

Белый, пушистый

Боится, прячется, убегает

Мне очень жалко зайца.

Дикое животное

В зимнем лесу живет белый пушистый заяц. Жизнь у зайца трудная. Он боится волка и лису, увидев их, прячется или убегает. Мне жалко зайца. Зимой диким животным живется трудно.

3. Составление синквейна по прослушанному рассказу или сказке;

Айболит

Добрый, хороший

Путешествует, лечит, спасает

Айболит очень любит зверей

Доктор.

4. Коррекция и совершенствование готового синквейна;

Белка

Рыжая, косолапая

Прыгает, скачет, грызет

Мне нравится ловкая белка

Дикое животное.

5. «Синквейн–загадка» (без указания темы – без первой строки, необходимо на основе существующих строк, ее определить);

?

Серый, колючий

Фыркает, спит, сворачивается

Мне нравится этот зверёк

Лес.

6. «Сломанный синквейн» (анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части);

Заяц

Трусливый, пушистый

? ? ?

Прячется от волка и лисы.

Дикое животное

Предлагаю вам поучаствовать в составлении синквейна, проявить свое творчество, ощутить себя поэтом.

Всем понятны правила составления синквейна?

- Работа педагогов по созданию синквейнов.

Синквейн может использоваться в индивидуальной, подгрупповой и фронтальной работе, на занятиях, в режимные моменты, в совместной деятельности педагогов с детьми, а также рекомендуются родителям.

В чём же его эффективность и значимость?

1. Новая технология-открывающая творческие, интеллектуальные и речевые возможности каждого.

2. Гармонично вписывается в работу по развитию лексико-грамматической стороны речи, способствует обогащению и актуализации словаря.

3. Является диагностическим инструментом, даёт возможность педагогу оценить уровень усвоения ребёнком пройденного материала.

4. Носит характер комплексного воздействия - не только развивает речь, но способствует развитию памяти, внимания, мышления.

5. Имеет игровую направленность.

6. И самое главное достоинство – это простота. Синквейн могут составить все.

Публикации по теме:

Опыт работы «Использование кейс-технологии в рамках ранней профориентации старших дошкольников»Опыт работы «Использование кейс-технологии в рамках ранней профориентации старших дошкольников» Одной из важнейших задач образовательного процесса в ДОУ является социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста, а одним.

«Современные педагогические методы и технологии в работе с детьми дошкольного возраста». Обобщённый опыт работы«Современные педагогические методы и технологии в работе с детьми дошкольного возраста». Обобщённый опыт работы В современном мире образование и воспитание детей дошкольного возраста претерпевают значительные изменения. С каждым годом появляются.

Опыт работы «Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе ДОУ и семье»Опыт работы «Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе ДОУ и семье» В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Вырастить здорового ребенка – вот самое.

Использование кайдзен-технологии при организации предметно-развивающей среды детского сада. Опыт работыИспользование кайдзен-технологии при организации предметно-развивающей среды детского сада. Опыт работы Кайдзен — это японская философия или практика, которая подразумевает непрерывное совершенствование. Технология Кайдзен в детском саду.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Синквейн — метод образовательной технологии»
Опубликовано: 30 марта 2025 в 15:04
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы «Синквейн — метод образовательной технологии»» (включая файлы) размещена пользователем Стеблина Светлана Павловна (УИ 1689839) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД, Соглашаетесь на обработку данных