Папки-передвижки

Система работы по развитию лексико-грамматического строя речи у детей в старшем дошкольном возрасте с ОНР

Наталья Юминова
Система работы по развитию лексико-грамматического строя речи у детей в старшем дошкольном возрасте с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы

Опыт работы по теме «Система работы по развитию лексико-грамматического строя речи у детей в старшем дошкольном возрасте с ОНР»

Грамматический строй речи – система взаимодействия слов между собой в словосочетаниях и предложениях. Различают морфологический и синтаксический уровень грамматической системы. Морфологический уровень – умение владеть приёмами словообразования. Синтаксический уровень – умение составлять предложения, грамматически правильно сочетая слова. Лексика, словарь – это слова, обозначающие предметы, явления, действия и признаки окружающей действительности. Различают активный и пассивный словарь. Активный словарь – слова, которые ребенок говорит. Пассивный словарь - слова, которые ребенок понимает. Своевременное развитие словаря – один из важных факторов подготовки к школьному обучению. Дети, не владеющие достаточным лексическим запасом, испытывают большие трудности в обучении, не находя подходящих слов для выражения своих мыслей. Ученики с богатым словарем лучше решают арифметические задачи, легче овладевают навыком чтения, грамматикой, активнее в умственной работе на уроках.

Публикация «Система работы по развитию лексико-грамматического строя речи у детей в старшем дошкольном возрасте с ОНР» размещена в разделах

Актуальность. В настоящее время довольно много встречается дошкольников с отклонениями в речевом развитии. Чаще это дети с нарушениями всех компонентов речи : звукопроизношение нарушено, словарный запас отстает от возрастной нормы, лексико-грамматический строй речи недостаточно сформирован, связная речь не развита. Проблема формирования лексико-грамматического строя речи является одной из самых важных и актуальных проблем у детей с ОНР. Под лексико-грамматической стороной речи понимают словарь и грамматически правильное его использование. У детей с ОНР отмечены нарушения лексики в ограниченности словарного запаса, расхождении объема активного и пассивного словаря, неточном употреблении слов, использовании вербальных парафазий, несформированности семантических полей, трудностях актуализации словаря. Поэтому формирование лексико-грамматических конструкций у детей дошкольного возраста является наиболее актуальной проблемой на сегодняшний день.

Цель. Совершенствование системы формирования лексико-грамматических конструкций у детей с нарушениями речи.

Задачи. Отобрать и проанализировать специальную и методическую литературу; изучить приемы формирования лексико-грамматических средств языка у детей с общим недоразвитием речи; показать необходимость формирования лексики и грамматического строя речи у дошкольников; проследить последовательность системы формирования лексико-грамматических конструкций; определить роль воспитателей и родителей в коррекционном процессе; сделать сравнительный анализ результатов исследования.

Этапы работы. Изучение педагогической и логопедической литературы. Проведение диагностики с целью выявления особенностей и уровня развития лексико – грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи; Разработать систему работы по развитию лексико – грамматического строя речи у детей в старшем дошкольном возрасте с ОНР; Разработка содержания и практическое использование комплекса по развитию лексико – грамматического строя речи у дошкольников с ОНР с использованием дидактических игр; Проведение контрольного диагностического среза с целью выявления особенностей и уровня развития лексико – грамматического строя у дошкольников с ОНР после использования разработанного комплекса дидактических игр; Составление сравнительного анализа результатов, полученных до и после проведения разработанного комплекса дидактических игр. Составление выводов о влиянии разработанного коррекционно-развивающего комплекса с использованием дидактических игр на формирование лексико – грамматического строя речи дошкольников с ОНР.

Теоретическое обоснование. На необходимость формирования лексико-грамматических конструкций у детей особое внимание обращали такие авторы как Филичева Т. Б., Туманова Т. В. Вопросами коррекции лексико-грамматической стороны речи у дошкольников занимались ведущие специалисты Л. Н. Ефименкова, Н. С. Жукова, Р. Е. Левина, Н. А. Чевелева. Формированию лексико-грамматического строя речи у детей с отклонениями в речевом развитии в коррекционных методиках придается особое значение. Так ряд авторов показывают определенную последовательность в формировании лексико-грамматических конструкций. В пособии «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада (I-II год обучения)»(Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина) освещается система коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи. Она предусматривает развитие лексико-грамматического строя речи в определенной последовательности. В данном пособии показана работа по построению простых лексико-грамматических конструкций, по расширению знаний о предлогах, описывается, как научить детей составлять простые и сложные предложения. В пособии представлена коррекционная работа над связной речью, оно также включает речевой материал, который может использоваться на занятиях. Профессор Т. Б. Филичева и Т. В. Туманова указывают на значимость поэтапной системы формирования лексико-грамматического строя, его грамматических конструкций на основе усвоения согласования существительных с прилагательными, числительными и глаголами. В пособии даны примерные конспекты занятий по формированию лексико-грамматического строя у детей с общим недоразвитием речи. Приложение содержит разделы с рекомендациями по работе : воспитателя и музыкального руководителя в группе ОНР; родителям с детьми в домашних условиях. В работе «Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи» Р. И. Лалаевой и Н. В. Серебряковой описывается логопедическая работа по формированию лексики и грамматического строя у дошкольников на основе развития словаря ребенка. Там же представлены приемы формирования лексико-грамматических конструкций, закрепление их с помощью специально подобранных упражнений.

Теория. В «Логопедии в детском саду» учитель-логопед Смирнова Л. Н представила материал, содержащий многофункциональный характер. Игры и упражнения, подобранные в порядке нарастающей сложности, направлены на развитие всех компонентов речи и в том числе лексико-грамматических конструкций. В книге приведены примеры типовых занятий и материалы по тематическим циклам. Система коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи освещается в пособии «Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста : практическое пособие» (Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина). В нем подробно описываются основные проявления недоразвития лексико-грамматического строя речи у дошкольников. Изложены основные приемы формирования звуковой стороны речи, лексики, грамматического строя, связной речи. В работе Л. Ф. Спировой «Приемы выявления речевых нарушений у детей» показана методика обследования речи дошкольников. Т. П. Горюнова, В. С. Минашина, Н. И. Сереброва в книге «Работа над грамматическим строем речи у детей с разным уровнем речевого развития» подробно описывают логопедическое обследование грамматического строя речи у детей и рассматривают последовательность формирования лексико-грамматических конструкций. Анализ литературы показал, что, несмотря на многообразие различных пособий для развития лексико-грамматических средств, ни в одном из них не выделено прямых методик по формированию лексико-грамматических конструкций речи. В нескольких источниках можно отметить только направления для их формирования. Все пособия содержат разнообразный материал (игры, упражнения, который может использоваться на занятиях для формирования лексико-грамматических конструкций и для их закрепления. Таким образом, изучив теоретический материал, мы определили, что нарушения речи при общем недоразвитии носит системный характер и затрагивают многие стороны речевого развития.

Практическая часть. Вся коррекционно-развивающая работа по развитию лексико - грамматического строя речи у дошкольников с ОНР состоит из 3 этапов: 1 этап – диагностический. Цель: обследование уровня и особенностей развития лексико – грамматических категорий у дошкольников с ОНР. 2 этап – коррекционно-обучающий. Цель: коррекция выявленных нарушений с помощью разработанного комплекса дидактических игр. 3 этап – итоговый - оценочный. Цель: итоговая диагностика с целью выявления динамики.

1 этап – диагностический. Свою работу по формированию у детей лексико-грамматических категорий я начала с обследования детей. При проведении логопедического обследования дошкольников, я применяла различные методы и приемы.

Исследование словаря. 1. Исследование состояния активного словаря. Задания: - назови слова обозначающие предметы соответствующих групп; - узнай и назови по картинкам части тела и части некоторых предметов; - назови одним словом; - подобрать слова антонимы («сказать наоборот») и пары слов.

2. Исследование состояния предикативного словаря. Задания: - состояние глагольного словаря. Назови, что делают те, кто изображён на картинках.

3. Исследование атрибутивного словаря. Задания: - назови предмет и его цвет на картинке по показу; - назови форму предметов, изображённых на картинках. «Мяч какой формы?». Критерии оценивания: 3 балла. Номинативный, предикативный и атрибутивный словарь ребёнка соответствует возрастной норме или опережает её. 2 балла. Номинативный, предикативный и атрибутивный словарь ребёнка ниже возрастной нормы. 1 балл. Номинативный, предикативный и атрибутивный словарь ребёнка значительно отстаёт от возрастной нормы. 0 баллов. Номинативный, предикативный и атрибутивный словарь практически не сформирован.

Исследование состояния грамматического строя речи. Словоизменение. Задания: - образование формы множ. числа им. сущ. Назови пары картинок; - образование формы имён сущ. в косвенных падежах. Ответь на вопросы по картинкам; - образование сущ. множ. Числа в Р. П. «много чего?»; - согласование предложно – падежных конструкций. Ответь на вопросы по картинкам; - согласование имён прилагательных с им. сущ. ед. числа. Ответь на вопрос «Что это?»; - согласование имён числ. С им. Сущ. Сосчитай предметы на картинках и ответь «Сколько?». Словообразование. Задания: - образовать по картинкам пары слов. «Назови ласково»; - образование названий детёнышей животных по образцу, без зрительной опоры; - образование относительных прилагательных. Продолжи фразу по образцу, без зрительной опоры; - образование притяжательных прилагательных. Продолжи фразу по образцу, без зрительной опоры; - образование приставочных глаголов. Ответь «что делает мальчик?» с опорой на картинку; - образование глаголов совершенного вида. Составить предложения по картинкам. Критерии оценивания: 3 балла. Ребёнок правильно выполняет все задания по употреблению различных видов словоизменения и словообразования. 2 балла. Ребёнок допускает нестойкие ошибки при выполнении заданий. 1 балл. Ребёнок допускает стойкие грубые ошибки при выполнении заданий. 0 баллов. Задания не выполняет совсем.

2 этап – коррекционно-обучающий. Совместную деятельность по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи планирую с учетом требований общей и специальной педагогики: четко определяю тему, цель и основные этапы; отбираю лексический и грамматический материал с учетом темы и цели совместной деятельности, этапа коррекционного обучения, индивидуального подхода к речевым и психическим возможностям детей; включаю в совместную деятельность разнообразные игровые и дидактические упражнения с элементами соревнования, контроля за своими действиями и действиями товарищей, регулярное повторение усвоенного речевого материала. В процессе работы, естественно, у детей возникают трудности и ошибочные ответы. В таких случаях не делаю замечаний, способных вызвать у ребенка негативную реакцию.

При выявлении различных нарушений лексико-грамматической стороны речи, были намечены следующие задачи: - Развитие понимания устной речи; - практическое усвоение способов словообразования; - усвоение сочетаний притяжательных местоимений с существительными; - образование относительных прилагательных; - образование простейших синонимов и антонимов; - употребление в речи предлогов.

Формирование лексико-грамматически правильной речи. Методы. Приемы. Создание проблемной ситуации. Дидактические игры. Показ нужной формы, исправление ошибки. Словесные упражнения. Рассматривание картин. Вопросы подсказочного и оценочного характера. Напоминание о том, как сказать правильно. Пересказ коротких рассказов и сказок.

Для успешного решения этих задач я систематизировала речевой материал по основным лексико-грамматическим темам в соответствии с «Программой коррекционного воспитания и обучения» Т. Б. Филичевой, Г. Чиркиной. Материал предоставлен на карточках, на каждой из них несколько речевых заданий, упражнений, игр по одной теме, решающих поставленные задачи. Этот материал используется мною при проведений занятий и воспитателями по закреплению основных лексико-грамматических тем. Учитывая роль игры в дошкольном возрасте и ее значении в речевом развитии использую дидактические игры. Они закрепляют и уточняют словарь, изменения и образование слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь. Словарные дидактические игры помогают развитию как видовых, так и родовых понятий, освоению слов в их обобщённых значениях. В этих играх ребенок попадает в ситуации, когда он вынужден использовать приобретенные речевые знания и словарь в новых условиях. Они проявляются в словах и действиях играющих. Дидактические игры – эффективное средство закрепления лексико-грамматических навыков, так как благодаря эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ.

Игры на правильное употребление числительных:»Посчитай», «Кому сколько?», «Продолжи счет». Игры на закрепление наречий : «Когда это делаем?», «Где сосед?», «Найди флажок». Игры по работе над предложениями с предлогами: «Что где растет?», «Кто где сидит?», «Чего не хватает?», «Поможем Незнайке». Игры на обогащение активного и пассивного словаря по разным темам: лото «Овощи-фрукты», «Транспорт», «Дикие и домашние животные», «Профессии», «Цветы» и др. Игры проводятся с детьми как индивидуально, так и с подгруппами, как в первую половину дня, так и после обеда, во время самостоятельной игровой деятельности, а так же включались и в занятия. Совместно с воспитателями подобраны и изготовлены дидактические игры различного содержания с учетом того, чтобы одни и те же грамматические формы в разных играх были представлены по разному, что способствовало бы закреплению знаний детей. Это игры на словоизменение: «Один-много», «Кто что любит», «Что ты надеваешь?», «Кому что?», «У кого детеныши», «Отбери не ошибись», «Назови правильно». Игры на обогащение глагольного словаря:»Кто что делает?», «Измени слово», «Скажи наоборот».

- «Назови одним словом». Обогащение словаря осуществляется в основном на материале имён существительных, прилагательных, глаголов, наречий. Словарный запас. Обобщающие слова: Работа по развитию лексико-грамматического строя речи ведется по 3 направлениям: накопление словаря, формирование фразы и включение её в связную речь.

- Глаголы. «Кто что делает?». «Кто как передвигается?»

- Игра «Учимся говорить правильно». Подбери действие (с использованием КТ.)

- Прилагательные. «Расскажи какой?» «Что купит Маша? Опиши?»

- Игра «Учимся говорить правильно». Подбери признак (с использованием КТ)

Антонимы «Скажи наоборот»

- Словарный запас. «Назови части». «Что лишнее?»

- Словообразование. Образование имен прилагательных от существительных. «Новые слова» Сам образуй новые слова: шарф из шерсти-шерстяной стакан из стекла-стеклянный. «Расскажи, из чего какой?» Сок из апельсинов-апельсиновый Лавка из дерева-деревянная.

- «Скажи ласково» Гриб-грибочек Ложка-ложечка. Употребление имен существительных и прилагательных в уменьшительно-ласкательной форме. «Большой и маленький дом» У Маши в большом доме - чашка, а в маленьком - чашечка.

Назови детенышей. «Чей это малыш?»

- Грамматика. Единственное и множественное число имен существительных и глаголов «Один - много».

- Согласование числительного с существительным Игра «Посчитай 1,2,3,4,5».

- «Чей хвост? Чьи уши? Чей клюв?». Употребление Родительного падежа имен существительных и притяжательных прилагательных.

- Понимание и употребление предлогов.

Работа с семьёй. Для получения наиболее эффективного результата в формировании лексико-грамматического строя речи детей, логопедическая работа проводимая в детском саду, совмещалась с работой с семьей. Для родителей были проведены консультации: «Развитие связной речи и формирование навыков общения у детей дошкольного возраста», «Расширяем словарный запас ребёнка». Был проведён мастер – класс «Система работы по развитию лексико – грамматического строя и связной речи у старших дошкольников с ОНР». Для родителей был проведен практикум: «Игры с мячом, направленные на обогащение и расширение словарного запаса, развитие грамматического строя речи». Тренинги по проблемной теме: «Особенности словообразования у детей с ОНР», «Учимся употреблять предлоги», «Слова-друзья и слова-неприятели». С начала учебного года использую в своей работе совместное художественное творчество родителей с детьми. В качестве домашнего задания родителям предлагаю изготовить пособие по лексической теме с целью закрепления пройденного материала. Сделанное в семье пособие непременно используется на занятии. Это стимулирует родителей к участию в речевой деятельности, повышает качество речи ребенка.

С целью обогащения и активизации словаря организованы тематические копилки по временам года: «Осень! Осень! В гости просим!», «Здравствуй, гостья-зима!», «Идет весна, красна, ясна!», «Лето красное». В «Уголке логопеда» вывешиваю памятки и рекомендации для родителей по ознакомлению с игровыми приемами, направленными на развитие понимания речи, обогащения словаря, закрепления грамматических навыков.

Промежуточная динамика. Промежуточная динамика по формированию лексико-грамматических категорий показала, что в результате проведенной работы улучшились показатели по всем направлениям лексико-грамматического строя речи : - дети стали подбирать антонимы к более широкому кругу слов; - уточнилось значение действий; - улучшились показатели в подборе определений к существительным; - согласовании их в роде, числе; - расширился активный словарь по лексическим темам.

Вывод. Таким образом, при систематической работе по развитию лексико – грамматического строя речи у детей с ОНР и применении современных приёмов и методик можно судить об эффективности спланированной и проведенной работы.

Публикации по теме:

«Фантастический зверь». Игра для развития лексико-грамматического строя речи«Фантастический зверь». Игра для развития лексико-грамматического строя речи Сегодня хочу представить вашему вниманию игру, поднимающую настроение и активизирующую речевую активность. Цель игры: упражнять в образовании.

Система работы по формированию лексико-грамматического строя языка у детей с ТНР Теоретическое представление собственного педагогического опыта по теме «Система работы по формированию лексико-грамматического строя языка.

Игры и упражнения на развитие и коррекцию лексико-грамматического строя речиИгры и упражнения на развитие и коррекцию лексико-грамматического строя речи . Грамматическая категория – СЛОВОИЗМЕНЕНИЕ • Игра «Один-много» Цель игры: Научить детей употреблять в речи имена существительные в форме.

Игры и упражнения для развития и коррекции лексико-грамматического строя речиИгры и упражнения для развития и коррекции лексико-грамматического строя речи . Грамматическая категория – ЛЕКСИКА • Игра «Назови одним словом»Цель игры: Формирование обобщающих понятий. Ход игры: Игру можно проводить.

Игры и упражнения для развития и коррекции лексико-грамматического строя речи. СловообразованиеИгры и упражнения для развития и коррекции лексико-грамматического строя речи. Словообразование СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. • Игра «Назови ласково» Цель игры: Научить детей образовывать имена существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Конспект занятия по формированию лексико-грамматического строя речи «Цветик-семицветик»Конспект занятия по формированию лексико-грамматического строя речи «Цветик-семицветик» .

Методика коррекции лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР Формирование словарного запаса и грамматического строя у детей с общим недоразвитием речи в специальной психологической и педагогической.

Наглядно-игровые модели для коррекции лексико-грамматического строя речиНаглядно-игровые модели для коррекции лексико-грамматического строя речи Наглядно-игровые модели для коррекции лексико-грамматического строя речи Аннотация: Нарушение лексико-грамматического строя речи в структуре.

Развитие лексико-грамматического строя речи у дошкольников с использованием нейропсихологических методикРазвитие лексико-грамматического строя речи у дошкольников с использованием нейропсихологических методик Речь – это результат согласованной деятельности многих областей головного мозга. Органы артикуляции лишь выполняют приказы, поступающие.

Развитие связной речи детей в старшем дошкольном возрасте Процесс развития речи ребенка протекает под руководством взрослого. Но при этом эффективность педагогического воздействия зависит от активность.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Система работы по развитию лексико-грамматического строя речи у детей в старшем дошкольном возрасте с ОНР
Опубликовано: 27 декабря 2021 в 19:06
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Система работы по развитию лексико-грамматического строя речи у детей в старшем дошкольном возрасте с ОНР» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Юминова (УИ 624692) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД