Екатерина Бережная
Опыт работы учителя-логопеда
▼ Скачать + Заказать документы
Опыт работы учителя-логопеда
Проект по развитию тонкой моторики в сфере здоровьесберегающих технологий
«Мир на кончиках пальцев»
Подготовила учитель-логопед первой
кв. категории Бережная Е. С.
«Истоки способностей и дарований у детей - на кончиках их пальцев».
В. А. Сухомлинский
Цель проекта: создать в группе развивающую среду, направленную на развитие здоровьесберегающих технологий.
Одним из главных направлений здоровьесберегающих технологий является развитие мелкой моторики рук. Исходя из этого, были выделены задачи, по которым велась работа по проекту.
Публикация «Опыт работы учителя-логопеда» размещена в разделах
Задачи для детей
Совершенствовать мелкую моторику рук.
Развивать игровые, познавательные, сенсорные, речевые способности, учитывая индивидуальные и возрастные особенности ребенка.
Формировать эмоционально-эстетическое и бережное отношение к игрушкам
Задачи для родителей
Заинтересовать ребенка и помочь ему в работе по развитию мелкой моторики рук
Создавать в семье благоприятные условия для развития личности ребенка, учитывая опыт детей, приобретенный в детском саду.
Оказать посильную помощь в изготовлении дидактических пособий.
Задачи для педагогов
Изготовить дидактические пособия для развития мелкой моторики рук
Вести беседы с родителями о значении развития мелкой моторики
Анализ и сбор информации из различных источников
Разработать перспективное планирование по проекту
Участники проекта
Воспитатели группы
Дети 2 средней группы
Родители и другие члены семьи
Ожидаемый результат
Организация развивающей среды в группе
Приобретение и изготовление дидактических игр и пособий
Формирование речевых навыков
Интеллектуальное развитие
Обогащение родительского опыта
Повышение компетентности родителей при выборе игрушек
Актуальность разработки и реализации педагогического проекта
В нашей группе мы стараемся организовать предметно – развивающую среду, направленную на развитие здоровьесберегающих технологий. Данный проект решает проблему развития мелкой моторики рук. Понятие «развивающая среда» означает создание необходимых условий для развития ребенка. Каждый предмет в группе может стать развивающим. Мы стремимся создать среду, окружающую детей таким образом, чтобы она определяла направленность их деятельности и в тоже время решала поставленную задачу по развитию мелкой моторики.
Мелкая моторика рук и уровень развития речи находятся в прямой зависимости друг от друга, что установлено уже давно. Дошкольник с низким уровнем развития моторики быстро утомляется. Ему трудно выполнить задания воспитателя. Его внимание быстро рассеивается, появляется чувство тревоги. Мелкая моторика отвечает за речь, позволяет развивать координацию в пространстве, воображение, зрительную и двигательную память.
Одним из показателей и условий хорошего физического и нервно-психического развития ребёнка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой пальцевой моторики. Современные исследования подтвердили: уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Если развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь Психологи, педагоги, медики постоянно подчё ркивают: уровень сформированности мелкой моторики во многом определяет успешность освоения ребёнком изобразительных, музыкально – исполнительских, конструктивных и трудовых умений, овладения языком, развитию первоначальных навыков письма. Для развития мелкой моторики руки много интересных приёмов, используются разнообразные стимулирующие материалы.
Например, развитие тактильных ощущений – определение предметов на ощупь. Рука даёт много информации о весе, мягкости – твёрдости, гладкости – шероховатости, теплоте – прохладе, сухости – влажности. В процессе деятельности мышцы рук выполняют три основные функции:
органов движения;
органов познания;
аккумуляторов энергии (и для самих мышц и для других органов).
Если ребёнок, трогает какой-либо предмет, то мышцы и кожа рук в это время “учат” глаза и мозг видеть, осязать, различать, запоминать.
Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста.
Предлагаемый проект позволит улучшить физическое и нервно- психическое развитие ребенка, ускорить совершенствование мелкой моторики рук, улучшить качество речи, четкость звуков и расширить словарный запас; вызвать у детей интерес к познанию нового и интересного.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА
I Подготовительный этап
Определение педагогом темы, целей и задач, содержания проекта, прогнозирование результата
Обсуждение с родителями проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение содержания деятельности всех участников проекта.
II Основной этап реализации проекта
1. Взаимодействие с родителями.
* родители приобретают игры для своих детей, направленные на развитие мелкой моторики рук;
* оказывают посильную помощь в изготовлении дидактических пособий;
* стараются заинтересовать детей играми по развитию мелкой моторики рук.
2. Организация развивающей среды, направленной на развитие здоровьесберегающих технологий
1 Дидактические пособия с прищепками
Самые обыкновенные бельевые прищепки – отличный и легко доступный тренажер для пальчиков.
Важным фактором в формировании речи является развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста. Чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру. Предлагаю вашему вниманию игру с прищепками на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься как в детском саду, так и дома. Малыши с удовольствием играют с прищепками, с помощью которых кружочки превращаются в солнышко, которое смотрит в наше окошко, а прямоугольник в ёлочку, которая растёт на нашем участке. Прищепки могут быть разного цвета, это помогает ребёнку запомнить не только те цвета, которые предусмотрены программой обучения, но и изучать другие цвета, развивать фантазию. И таким методом можно сделать разнообразные игры.
Цели игры:
• развивать мелкую моторику рук;
• научить ребенка самостоятельно прищеплять прищепки;
• предложить детям украсить изделие прищепками;
• простимулировать работу некоторых отделов головного мозга;
• доставить детям радость от создания забавной поделки.
Технология изготовления пособия
Для изготовления данного пособия использованы: заготовки из картона, цветные картинки, бельевые прищепки. Заготовки вырезаны по контуру в виде круга, треугольника и контура ежика. Затем к изделиям были прикреплены прищепки разного цвета.
Список дидактических игр, рекомендуемых при использовании пособия данного вида:
1. Дидактическая игра «Забавные прищепки»
Цель игры: научить ребенка самостоятельно прищеплять прищепки, различать и называть цвета; развивать мелкую моторику рук,
Чтобы игра была интересной для ребенка, можно прикреплять прищепки по тематике (то есть лучики к Солнцу, иголки к ежику и так далее). Необходимо понимать, что это очень сложное для ребенка задание. Не нужно пытаться добиться результата сразу. Для начала нужно взять руки ребенка в свои и выполнить упражнение вместе с ним.
2. Дидактическая игра «Чудо - прищепки"
Цель: учить детей выполнять действия с прищепками по образцу и словесному указанию; развивать мелкую моторику рук.
Ребенок поочередно на каждое слово стиха "кусает" прищепкой ногтевые фаланги. Например:
* Кусается сильно котенок - глупыш,
Он думает: это не палец, а мышь.
Но я же играю с тобою, малыш,
А будешь кусаться,
Скажу тебе: кыш!
* У сосны, у пихты, елки
Очень колкие иголки.
Но еще сильней, чем ельник,
Вас уколет можжевельник.
* Гладила мама-ежиха ежат:
Что за пригожие детки лежат!
Чтобы игра была интересной для ребенка, можно прикреплять прищепки по тематике (то есть лучики к Солнцу, иголки к ежику и так далее). Необходимо понимать, что это очень сложное для ребенка задание. Не нужно пытаться добиться результата сразу. Для начала нужно взять руки ребенка в свои и выполнить упражнение вместе с ним.
3. Дидактическая игра «Укрась елочку»
Цель: предложить детям украсить изделие прищепками; доставить детям радость; воспитывать внимание, наблюдательность.
2 Настольное дидактическое пособие «Водоем»
Известно, что органы дыхания наряду с основной биологической функцией газообмена, осуществляют также голосообразовательную и артикуляторную функции. Развитие речевого дыхания у ребенка в онтогенезе происходит одновременно с развитием речи и завершается примерно к 10 годам. «Речевое дыхание представляет собой систему произвольных психомоторных реакций, тесно связанных с производством устной речи»
Формирование речевого дыхания предполагает, в том числе, и выработку воздушной струи. Выработка воздушной струи считается одним из необходимых и значимых условий постановки звуков. Работа по воспитанию воздушной струи начинается на подготовительном этапе формирования правильного звукопроизношения, наряду с развитием фонематического слуха и артикуляционной моторики.
Цели: * помогать выработать правильный ротовой выдох и его силу;
* обогащать представления детей об окружающем их мире;
* развивать дыхательные ощущения.
Технология изготовления пособия
Для изготовления данного пособия понадобилось: обычный контейнер, различные кораблики и вода. Благодаря тому, что это пособие достаточно просто в изготовлении, на его основе можно изготовлять композиции и поделки вместе с детьми.
Корабли, используемые в композиции, получались следующим образом. Полоска разноцветной бумаги в виде паруса. Потом из скорлупы грецкого орешка делается корабль, немного пластилина и пальцами придается ему необходимая форма. Далее вставляется зубочистка и на нее одевается наш парус. Данное пособие можно использовать в учебных занятиях, игровой деятельности детей.
Список дидактических игр, рекомендуемых при использовании данного пособия.
1.«Кто быстрее?»
Цель: совершенствовать силу выдоха, дыхательные ощущения, усидчивость внимание.
Воспитатель дает детям задание: кто быстрее «доплывет» до лягушки, камыша и т. д. У каждого ребенка свой кораблик, «доплывают» до названного объекта.
2. «Какого цвета?»
Цель: закрепить знание цветов, продолжать работу над совершенствованием силы выдоха.
Дети находят корабль определенного цвета, и подгоняют его силой своего ветра.
3 «По волнам».
Цель: развивать ротовой выдох, вызвать интерес к познанию нового и интересного.
Искуственно создавать волны в нашем водоеме.
3 Настольное дидактическое пособие «Волшебный чемоданчик»
«Волшебный чемоданчик» – это пособие, изготовленное с использованием чемоданчика, песка, светодиодной ленты и листа поликарбоната. Песок - предмет простейший, но, тем не менее, обладающий таинственным притяжением. С ним всегда очень интересно играть любому ребенку. Поэтому его можно использовать в играх детей с самого раннего возраста до подготовительного.
Цели:
• развивать мелкую моторику, нормализовать состояние мелких мышц руки;
• развивать зрительно- моторную координацию;
• воспитывать любознательность, обогащать представления об окружающем мире;
• закреплять знание форм и фигур.
Технология изготовления пособия
Для изготовления данного пособия были использованы чемоданчик, чистый песок, светодиодная лента, батарейка и лист поликарбоната. На дно чемоданчика была прикреплена светодиодная лента и батарейка для подсветки нашего чемодана. После этого чуть выше ленты был размещен лист поликарбоната, точно вырезанный по размеру чемодана. Данное пособие можно использовать на занятиях, в играх для индивидуальной и коллективной деятельности. Пособие интересное, креативное воспитывает у детей тактильные ощущения, воображение и тонкую моторику пальцев рук.
Список дидактических игр, рекомендуемых при использовании данного пособия:
Узоры на песке 1 вар.
Цель: закрепление знаний о сенсорных эталонах, установление закономерностей.
Оборудование: Песочница, природный материал: камешки, шишки и др.
Ход игры: Взрослый пальцем, ребром ладони, кисточкой в верхней части песочницы рисует различные геометрические фигуры (в соответствии с возрастными нормами освоения, простые/сложные узоры (прямые и волнистые дорожки, заборчики, лесенки). Ребенок должен нарисовать такой же узор внизу на песке, либо продолжить узор взрослого. Вариант: взрослый рисует на доске, дает устную инструкцию нарисовать на песке определенный узор.
Те же узоры на песке изготавливаются путем выкладывания в заданной последовательности предметов, например камешков, желудей, больших пуговиц и пр.
Педагог. Сегодня мы с тобой будем украшать наш песочный дом. Посмотри, какие узоры на песке можно нарисовать. Нарисуй, как я. Придумай свой узор, рисунок. В верхней части песочницы будут узоры из кругов, а внизу — из треугольников.
Узоры на песке 2 вар.
Цель: развитие зрительно-моторной координации, процесса классификации, воображения.
Оборудование: Песочница, миниатюрные фигурки.
Так как на мокром песке получаются более четкие узоры, дорожки, то их можно использовать в играх на классификацию. Например, по волнистой дорожке идут только люди, по прямой дорожке едут только машины, а на заборчике сидят только птицы — ребенок выбирает нужные фигурки или картинки и ставит их на указанную дорожку. Впоследствии можно развить сюжет и сочинить мини-сказку «Кто, куда, зачем и что случилось?».
Психопрофилактические игры с песком
Любые самостоятельные игры детей в песке обладают психопрофилактической ценностью, начиная от простых манипуляций с песком (пересыпание, закапывание, сжимание, когда ребенок дует на песок) до сложных сюжетно-ролевых игр.
Песочный круг
Цель: закрепление знаний о сенсорных эталонах, установление закономерностей.
Оборудование: Песочница.
Ход игры: Ребенок на песке рисует любыми способами круг и украшает его различными предметами: камешками, семенами, пуговицами, монетами, бусинами. Ребенок может дать название своему «песочному кругу». Те же манипуляции он производит с отпечатками своих ладоней, при этом может сочинить историю о каждом пальчике: «Кем он был раньше, кто он сейчас, кем он будет в будущем».
4 Дидактическое пособие «Волшебные камушки, ленты и пуговички»
Огромное значение для развития ребенка с самого раннего возраста имеют тактильные ощущения. Именно их развитие позволяет ребенку быстро и адекватно познавать мир, в котором ему посчастливилось появиться на свет. Рука. Пальцы, ладошки ребенка – едва ли не главные органы, приводящие в движение механизм мыслительной деятельности детей. Рука ребенка прикасается к шершавой ракушке и гладкому камню. Тактильные ощущения позволяют ему мысленно сравнить различные поверхности и удивиться многообразию окружающей его природы.
Именно для этого были изготовлены следующие дидактические пособия.
Цели:
• обогащать представления детей об окружающем мире;
• учить обследовать предметы, выделяя их цвет, величину, форму;
• развивать мелкую моторику рук, обогащать тактильную чувствительность ладоней;
• формировать зрительную память, внимание;
• воспитывать интерес к окружающему миру.
Технология изготовления пособия
Для изготовления пособия были использованы: лист картона прямоугольной формы, разнофактурный материал, картон. На поверхности панно изображены различные линии. Палочки с лентами весьма интересны для ребят. Здесь идет соревнование, кто же быстрее накрутит ленточку. А всевозможные стеклянные камушки всегда вызывают интерес деток. Представленное дидактические пособия являются многофункциональным и очень легким с использовании. Они созданы с целью развития художественно-эстетического вкуса детей, любознательности, развития тактильных ощущений, что особенно важно для детей младшего дошкольного возраста.
Список дидактических игр, рекомендуемых при использовании данных пособий:
1.«Покажем пальчиком»
Цель: развивать мелкую моторику и тактильные ощущения у детей.
2 .«Выложи елочку»
Цель: развивать умение рассматривать изображение, обогащать словарный запас детей; воспитывать интерес к окружающему.
3. «Кто быстрее?»
Цель: учить наматывать правильно ленту по инструкции воспитателя.
4. «Веселые дорожки»
Цель: учить развивать тактильные ощущения детей и цвета.
5 Настенное дидактическое пособие
«Волшебные шнуровочки»
«Волшебные шнуровочки» - это пособия со шнуровкой. Яркие цвета шнурков, основы и деталей делают игру увлекательной, пособие учит навыку шнуровки.
Цели: развитие мелкой моторики, зрительного и сенсорного восприятия, внимания и наблюдательности, логического мышления и творческих способностей; знакомство с основными цветами; развитие речи.
Технология изготовления пособия
Для изготовления данного пособия были использованы: детские картонные книги, скотч, ножницы, дырокол, разноцветные шнурки. Книги были разрезаны по листам и оклеены скотчем. Затем по краю были сделаны дырочки дыроколом. Ну и конечно разноцветные шнурки для каждого пособия. Все материалы, используемые для изготовления пособия безопасны и безвредны.
Данное пособие является очень легким в использовании. «Волшебные шнуровочки» могут использоваться как для индивидуальной работы с детьми, так и на фронтальном занятии.
Пособие со шнуровкой формирует ручную умелость (ловкость движений пальцев) и сенсорные координации в системе «глаз-рука».
Это пособие помогает развивать у детей инициативу, познавательный интерес.
Список дидактических игр, рекомендуемых при использовании пособия.
1. Зашнуруй по контуру и прочти.
Цель: развивать речь детей; совершенствовать мелкую моторику рук.
Ребята продевают шнурок в каждую дырочку, а затем читают стихотворение на картинке.
III. Заключительный этап.
Анализируя проделанную работу можно сделать выводы:
Тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей младшего возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята, что положительно повлияло на различные виды их деятельности (игровую, интеллектуальную, познавательную, художественно-речевую);
отмечалась положительная реакция и эмоциональный отклик детей на знакомство с разными видами дидактических пособий, дети проявляли интерес и желание играть с ними;
возросла речевая активность детей, что положительно повлияло на самостоятельную игровую деятельность детей, дети пытаются осуществлять ролевой диалог;
благодаря проделанной работе по развитию мелкой моторике пальцев рук, навыки детей стали более совершенными;
считаем, что удалось достигнуть хороших результатов взаимодействия педагог – родители. Родители принимали активное участие в реализации проекта: оказывали посильную помощь в изготовлении дидактических пособий.
Перспектива на будущее:
Создать все необходимые условия для развивающей среды в группе, направленной на развитие здоровьесберегающих технологий; составить различные копилки и картотеки для игр с пальчиками.