Папки-передвижки

Опыт работы воспитателя

Ирина Масакова
Опыт работы воспитателя

На сегодняшний день ключевым вопросом модернизации образования является повышение его качества. В документах, определяющих развитие системы образования в Российской Федерации, отмечается потребность усиления внимания государства и общества к такой важной подсистеме, как дошкольное образование. На современном этапе в связи с введением в действие ФГОС возникла необходимость обновления и повышения качества дошкольного образования, введения программно-методического обеспечения дошкольного образования нового поколения, направленное на выявление и развитие творческих способностей детей, на индивидуальное развитие каждого ребёнка.

Публикация «Опыт работы воспитателя» размещена в разделах

Одним из важнейших условий совершенствования и реформирования системы дошкольного образования является внедрение инноваций в работу образовательного учреждения. В условиях жесточайшей конкуренции, в которой находятся современные дошкольные образовательные учреждения, каждое из них тем или иным образом становится участником инновационной деятельности, которая даёт возможность быть конкурентно-способным на рынке образовательных услуг. Инновационная деятельность – процесс, который позволяет учреждению перейти на более качественную ступень развития. Одним из участников такой инновационной деятельности стало Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №26» города Арзамаса Нижегородской области. На базе его в была открыта экспериментальная площадка, участниками которой стали педагоги и воспитанники одной из групп. Среди ряда существующих инновационных технологий основной для нас стала познавательно-исследовательская деятельность, целью которой является создание экспериментальной деятельности, активным участником которой выступает ребёнок. Непосредственное участие ребёнка в ходе эксперимента позволяет ему воочию увидеть процесс и результаты. Целью нашего педагогического эксперимента стала разработка системы работы по обучению дошкольников составлению логических и творческих рассказов по серии картин. Объектом исследования были дети дошкольного возраста.

Методика, используемая в практике речевого развития детей дошкольного возраста, ориентирована преимущественно на формирование умения связно высказывать мысли, строить диалог и составлять небольшой рассказ на определённую тему. Вместе с тем, рассказы детей одинаковые, страдают скудностью, ребёнок сам не строит рассказ, а повторяет образец с незначительной интерпретацией. Использование традиционных методов и приемов в этом направлении не дает нужных результатов. Поэтому мы, педагоги, стали применять в работе над развитием связной речи у детей современные образовательные технологии – это технология ОТСМ (Общая Теория Сильного Мышления – автор Хоменко Н. Н.) , ТРИЗ (Теория Решения Изобретательских Задач – автор Альтшуллер Г. А., а также метод составления загадок (автор Нестеренко А. А.). Главной их целью является, с одной стороны, развитие таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, с другой, поисковой активности, стремление к новизне и творческого воображения. В этих технологиях существуют методы и приёмы, позволяющие создать творческий продукт высокого уровня даже ребёнку. Дошкольник может научиться составлять рассказы, сказки, загадки, становясь при этом творцом, а не пассивным наблюдателем. Таким образом, решаются главнейшие задачи современного образования – индивидуализация развития каждого ребёнка, поддержка детской инициативы и создание партнёрских взаимоотношений между педагогом и воспитанником. Использование вышеперечисленных технологий при обучении творческому рассказыванию позволило достигнуть определённых результатов, полученных на основе проведённых исследований.

На начальном этапе работы по данной теме детям предлагались различные методики, позволяющие определить исходный уровень сформированности мыслительных процессов, творческого воображения и речи дошкольников. Так, анализ данных, полученных в результате проведения методики «Придумай рассказ» показал, что у 61,5% детей обнаружен средний уровень умений придумывать рассказ. Это позволило говорить о достаточно хорошем уровне знаний и умений детей ориентироваться в окружающем мире и составлять рассказы. Однако их речевая деятельность характеризовалась недостаточно широким варьированием различных речевых средств и способов проявления творческого мышления и воображения, необычности и оригинальности сюжета рассказа. У 23,1% детей явно преобладал низкий уровень сформированности умений придумывать рассказы. Это означает, что данную категорию детей характеризует отсутствие достаточного уровня умения составлять логические и творческие рассказы, им составляет трудность создавать новый продукт речевой деятельности – новый рассказ. У 15,4% детей от общего количества испытуемых преобладал высокий уровень умений придумывать рассказ. Это означает, что этих детей отличает следующее: разнообразие образов, впечатлительность и эмоциональность, достаточно необычный и оригинальный подход к решению поставленной задачи.

На заключительном этапе была произведена оценка разных сторон речи с помощью диагностической тетради О. Н. Сомковой, З. В. Бадаковой, И. В. Яблоновской «Путешествие по стране правильной речи» Каждому ребёнку была предложена тетрадь, оформленная в форме путешествия, в которое ребёнок отправляется с игровым персонажем. Всё путешествие разделено на этапы, позволяющие диагностировать разные стороны речевой деятельности: богатство словарного запаса, грамматическую правильность, звуковую культуру, связность речи, художественно-речевые проявления, освоение грамоты. Последовательность этапов определяются степенью сложности упражнений – от более простых к более сложным. Анализ результатов проведё нной диагностики следующий: 63,5 % из числа обследованных детей – это воспитанники с высоким уровнем, 36 % – дети со средним речевым уровнем.

Таким образом, благодаря целенаправленной работе с применением инновационных технологий – ТРИЗ, ОТСМ и метода составления загадок значительно повысился уровень развития воспитанников : они стали намного наблюдательнее и внимательнее. У детей отмечается сознательное отношение к рассматриванию картин, что отражается в речи: дети с помощью языковых средств стараются подробно рассказать о событиях, изображённых на картинах, увереннее подбирают и используют слова, характеризующие настроения, внутренние переживания, эмоциональные состояния героев, у детей практически отсутствуют логические ошибки при самостоятельном повествовании по серии сюжетных картинок.

Можно с уверенностью сказать, что создание экспериментальной площадки на базе детского сада и внедрение инновационных технологий, как условий её деятельности, способствовало повышению качества образования в целом. Итогом данной экспериментальной работы является то, что у дошкольников появился устойчивый интерес к работе с серией картин, при этом она стала носить более творческий и оригинальный характер. Такая деятельность способствовала повышению профессионального мастерства и компетенции самих педагогов, привлекая их интеллектуальные ресурсы для решения воспитательно-образовательных задач. Таким образом, применение инновационных технологий является неотъемлемой частью современного дошкольного образования, выводя его на качественно-новый уровень и значительно улучшая существующую образовательную ситуацию.

Литература:

Сидорчук Т. А., Лелюх С. В. Обучение дошкольников составлению логических рассказов по серии картинок/ Сидорчук Т. А., Лелюх С. В. – М. : АРКТИ, 2010. – 28с.

Бадакова З. В., Сомкова О. Н., Яблоновская И. В. Путешествие по Стране Правильной Речи – Детство-Пресс, 2002 г., 24 с.

Немов Р. С. Психология: Учебник для студентов высш. пед. уч. заведений/ Немов Р. С. – В 3 кн. – 4 изд. - М. : Владос, 2003. – Кн. 2: Психология образования. – 608 с.

Публикации по теме:

Опыт работы воспитателяОпыт работы воспитателя Опыт работы тема: Активные формы работы по познавательно-речевому направлению в развитии детей дошкольного возраста. “Учите ребёнка каким-нибудь.

Опыт работы воспитателя «Активные формы взаимодействие педагога с родителями»Опыт работы воспитателя «Активные формы взаимодействие педагога с родителями» Опыт работы на тему: «Активные формы взаимодействие педагога с родителями» воспитателя Каменевой А. Н. «Воспитывает все – вещи,люди,.

Опыт работы воспитателя «Безопасное поведение на дороге»Опыт работы воспитателя «Безопасное поведение на дороге» В современном мире дети с раннего возраста должны знать элементарные правила дорожного движения, так как машин становиться всё больше и.

Опыт работы воспитателя «Ознакомление с окружающим миром» Опыт работы воспитателя на тему: «Ознакомление с окружающим миром». В своей работе я уделяю большое внимание комплексному изучению природы.

Опыт работы воспитателя «Развитие творческого фантазирования и воображения посредством познавательной деятельности» Предлагаю к вашему вниманию свой опыт работы на тему «Развитие фантазии и творческого воображения через познавательную деятельность». Представьте.

Опыт работы воспитателя «Развитие творческой активности детей дошкольного возраста в театральной деятельности». Опыт работы воспитателя МБДОУ детский сад «Мозаика» с. Кокино Выгоничского района Брянской области Жижкиной Любовь Геннадьевны Развитие.

Опыт работы воспитателя в группе социальной реабилитации для заикающихся дошкольниковОпыт работы воспитателя в группе социальной реабилитации для заикающихся дошкольников В нашем дошкольном учреждении в детском саду «Здоровый ребёнок» почти уже пятнадцать лет успешно используется уникальная методика по преодолению.

Педагогический опыт воспитателя «Формирование навыков безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста» Уважаемые коллеги! Сегодня мне бы хотелось поделиться своим педагогическим опытом по воспитанию навыков безопасного поведения у детей старшего.

Педагогический опыт воспитателя. «Воспитание умения организовать самостоятельную игровую деятельность детей пятого года жизни» Актуальность опыта. Все мы хотим, чтоб дети к нам приходили умные, послушные, активные творческие, но к сожалению таких детей, с каждым.

Опыт работы воспитателя младшей группы «Игра как средство образовательной деятельности в условиях ФГОС» реализации ФГ ОБОБЩЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ «Игра, как средство образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО». Работая над своей темой по.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы воспитателя
Опубликовано: 24 февраля 2017 в 18:19
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД