МААМ-картинки

Опытно-практическая работа по развитию диалогической речи детей младшего дошкольного возраста в театрализованных играх

Евтушенко Ольга
Опытно-практическая работа по развитию диалогической речи детей младшего дошкольного возраста в театрализованных играх
▼ Скачать + Заказать документы

Целью моей работы по театрализованной деятельности является: овладение детьми диалогической речью.

В нашей группе 22 человека, 7девочек и 15 мальчиков. Возраст детей 3-4 года. Есть дети, которые еще плохо говорят. Есть такие дети, которые отличаются отвлекаемостью, неуверенностью в себе, повышенной двигательной активностью. Основные задачи в данном направлении:

- умение адекватно реагировать на любое обращение (коммуникативно целесообразно отвечать на вопросы, выражать словесно готовность выполнить какое-либо побуждение или в социально принятых формах отказаться от выполнения)

Публикация «Опытно-практическая работа по развитию диалогической речи детей младшего дошкольного возраста в театрализованных играх» размещена в разделах

- умение вступить в диалог с окружающими людьми (четко и ясно ставить вопросы или запрашивать информацию, делиться впечатлениями, мнениями, суждениями, вежливо выражать просьбы, советы, предложения и др.)

- культура диалога (поддерживать тему, не перебивать собеседников, говорить по очереди, смотреть на собеседника, овладение речевым этикетом, осознанно пользоваться формулами речевого этикета).

-Развить устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности;

В начале учебного года, театрализованная деятельность в работе с детьми представляла собой игру с куклой.

В начале занятий мы брали куклу и разговаривали с детьми от ее имени. Например, здравствуйте дети, меня зовут Катя, я пришла к вам в гости и хочу с вами познакомиться. Далее, воспитатель подходит с куклой к каждому ребенку и спрашивает: «Как тебя зовут?». Дети быстро включаются в игровой процесс общения. Они охотно отвечают именно кукле, на воспитателя они даже не смотрят. Потом, кукла задает им вопросы по теме занятия, например, «какое сейчас время года? Какие вы знаете фрукты?» и т. д. В конце занятия кукла благодарит детей, хвалит, прощается.

Дети радуются, когда к ним на занятия приходит кукла-Хрюша, который ничего не знает, или все путает, и они ему рассказывают как надо правильно себя вести в разных ситуациях.

Встреча с театральной куклой, особенно в адаптационный период, помогает малышам расслабиться, снять напряжение, создает радостную, добрую атмосферу.

На занятиях мы использовали диалогические стишки, которые очень нравятся детям. С их помощью мы учим детей сочетать слова и движения, выполнять ритмический рисунок.

Первые театрализованные игры мы проводили на столе и фланелеграфе. Так как целью работы по театрализованной деятельности является овладение детьми диалогической речью, поэтому мы выбираем сказки в которых много диалога. Мы учили детей слушать и активно включаться в разговор, понимать вопросы и отвечать на них. Произведение В. Г. Сутеева «Цыпленок и утенок» мы в первый раз разыгрывала с резиновыми игрушками на столе. Затем задаем детям вопросы по тексту:

У цыпленка как зовут маму?

А у утенка?

Почему цыпленок во всем повторял за утенком?

Почему цыпленок чуть не утонул?

Если дети затрудняются ответить, то мы им объясняем, что цыплята не умеют плавать, а утята умеют. Потом воспитатель предлагает детям самим попробовать сопровождать игрушку цыпленка, а сам играет за утенка. Остальные дети – зрители. Если кто-то еще захотел поиграть даем и ему. И так всем желающим. После того как дети прослушают сказку несколько раз, они уже могут играть и за утенка. А воспитатель говорит от автора. Дети с удовольствием играют с фигурками настольного театра.

При этом мы учим детей менять голос и интонацию в соответствии с персонажем. После окончания театрализованной игры, когда ребенок ещё в восторге от того, как мы водили персонажей, как говорили, действовали за них, мы предлагаем малышу поиграть так же. Например, после показа сказки "Рукавичка" мы говорим: «А теперь попроситесь в рукавичку как мышка. А теперь как волк. А, давайте, посмотрим, кто лучше попросится в домик за мышку, волка». Победителю - аплодисменты. Затем мы предлагаем ребенку игры-имитации: "Покажи, как прыгает зайка", "Покажи, как неслышно, мягко двигается кошка", "Покажи, как важно ходит петушок".

Показывая малышам кукольный спектакль на фланелеграфе, мы рассказываем сказку так, чтобы она запомнилась им надолго, вызвала в их душах различные эмоции: сочувствие, желание помочь, радость - ведь все кончилось хорошо. Мы рассказываем сказку своими словами, используя декорации и картинки с героями.

Когда малыши запомнил всю сказку целиком, мы начинаем привлекать их к участию в спектакле. Воспитатель, рассказывая детям сказку, побуждает их выкладывать соответствующие картинки. Если ребята затрудняются, незаметно помогаем им.

Так как играем в театрализованные игры мы и вечером, то если приходят родители, дети с удовольствием показывают им спектакль. Это

дает почувствовать им важность происходящего, чувство гордости за свой труд, доставивший столько радости близким людям.

Подготовку к игре драматизации мы проводили в несколько этапов.

1. Воспитатель выразительно читает произведение.

2. Проводится беседа, на понимание содержания.

3. Проигрываем эту сказку на фланелеграфе или на столе.

Например сказку «Волк и семеро козлят» после того как мы ее выразительно прочитали, рассматриваем иллюстрации к тексту и анализируем эмоциональные состояния персонажей, изображенных на картинках («Что с ней?», «Почему плачет Коза?» и др.). Мы проводим беседу на понимание не только содержания, но и отдельных средств выразительности, например, мы читаем отрывок из сказки и спрашиваем: согласны, что эта песня принадлежит волку, а не козе? («Козлятушки ребятушки, отворитеся, отопритеся.») Почему вы так думаете?»

Далее воспитатель говорит, что сейчас мы с вами поиграем в сказку «Волк и семеро козлят». Вы все будете козлятами. Митя будет волком, а Таня будет мама - коза. Мы одеваем одному из детей шапочку козлика (или ободок с рожками, а другому маску волка.

Козлята сидят дома и ждут маму-козу. И вдруг приходит волк.

Волк: (поёт толстым голосом)

Козлятушки, ребятушки

Отопритеся, отомкнитеся.

Ваша мать пришла,

Молока принесла;

Бежит молочко пот вымечку,

Из вымечка по копытечку

С копытечка во сыру землю!

- Как испугались козлята? (показывают)

- Пустите ли волка? (Конечно, волка нельзя пускать в дом, даже и незнакомых людей нельзя пускать в дом если вы остались дома одни)

А затем вернулась мама - коза из леса. И какую песню она спела? Каким голосом? Обрадовались козлята и открыли дверь.

В ноябре ко Дню матери мы показали родителям нашу первую игру драматизацию «Волк и семеро козлят». В роли волка был папа одного из детей нашей группы, а в роли мамы козы - воспитатель, а дети были козлятами. В конце дети обязательно кланяются и получают аплодисменты. Все остались довольны.

В середине года мы стали разыгрывать с детьми более сложные инсценировки по сказкам В. Г. Сутеева «Под грибом» и «Мешок яблок» и показывать их детям из других групп и, конечно, родителям. Те дети, которые в начале года стеснялись участвовать в театрализованных играх, проявили желание сыграть какую-нибудь роль. Дети, которые плохо разговаривали в начале года стали получать роли, где со словами.

После прочтения сказки «Под грибом», задаем детям вопросы по тексту.

Затем мы разыгрываем эту сказку с куклами на столе. Воспитатель выбирает желающих сыграть персонажей сказки. Взрослый рассказывает сказку, а дети воспроизводят диалоги персонажей, управляя фигурками на столе, остальные дети – зрители.

«Муравей, муравей пусти меня под грибок! Промокла я – лететь не могу». (Куда же я тебя пущу? Я и один тут кое-как уместился.)

Бежит мимо Мышка… (Пусти меня под грибок. Вода с меня ручьём бежит.)

Скачет мимо Воробей и плачет… (Намокли пёрышки, устали крылышки. Пустите меня под грибок обсохнуть, отдохнуть, дождик переждать)

«Не тут ли он спрятался?» (Да где ему здесь спрятаться)

Итог игры. Зрители аплодируют юным артистам. Педагог спрашивает детей, что им больше всего понравилось в "детском театре", выслушивает ответы.

В следующий раз воспитатель обращается к детям: «Ребята мы с вами сегодня будем вспоминать сказку, а какую… вы сейчас должны догадаться сами». Посмотрите на эту книжку. Кто догадался, какая это сказка? Почему вы так решили?

Правильно это сказка В. Г. Сутеева «Под грибом». Давайте вспомним её. Я буду задавать вопросы, а вы отвечать. Задаем детям вопросы по содержанию сказки:

Кто первый нашел гриб?

Кто первый попросился под гриб к муравью?

Каким голосом просилась бабочка под гриб? Попробуйте изобразить.

А как мышка просилась? Кто хочет показать?

А зайчик от кого убегал? Каким голосом он говорил? Покажите, как он испугался?

Затем предлагаем детям попробовать себя в определённой роли, если при распределении ролей возникают споры, вводим новые персонажи, божью коровку, сороку и т. д. Мы стараемся давать возможность всем попробовать себя в разных ролях, тогда все дети будут знать слова и смогут заменить друг друга.

Если все дети заняты в инсценировке, то приглашаем детей из другой группы. Если получается записать на видеокамеру, то после спектакля вместе с детьми просматриваем запись и обмениваемся впечатлениями.

В мае, на выпускном досуге мы показывали родителям сказку «Мешок яблок». С каждым разом мы с радостью отмечаем, что дети стали активнее участвовать в театрализованных играх.

Театрализованные игры я провожу в утренние и вечерние часы, органично включаю в различные образовательные области. Работа с детьми над образами персонажей включает в себя и развитие выразительности речи, и развитие пластики, двигательных способностей, эмоционального состояния, поведенческих норм, нравственного развития. Главная особенность этих игр в том, что ребенок обучается незаметно для него самого, он артист и учится публично говорить и действовать.

Проведенная нами работа по внедрению в процесс развития речи ребенка театрализованных игр оправдала себя, оказалась эффективной и способствовала развитию диалогической речи и творческих способностей детей. К концу года, дети стали более раскрепощенными, открытыми, улучшилась диалогическая речь и взаимопонимание.

Работа с родителями способствовала обогащению развивающей среды группы, сплочению родителей и детей, позволила им лучше понимать друг друга.

В дальнейшем мы планируем продолжить работу по развитию диалогической речи детей посредством театрально-игровой деятельности.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Презентация на тему «Формирование словообразовательных умений и навыков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи» Образовательная область «Коммуникация», представленная в Федеральных Государственных Требованиях в направлении «Познавательно-речевое развитие»,.

Театрализованная игра как средство развития связной диалогической речи Театрализованная игра- важная и существенная составляющая жизни детей в детском саду, которую можно включать в образовательную, совместную.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опытно-практическая работа по развитию диалогической речи детей младшего дошкольного возраста в театрализованных играх
Опубликовано: 18 октября 2014 в 13:31
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опытно-практическая работа по развитию диалогической речи детей младшего дошкольного возраста в театрализованных играх» (включая файлы) размещена пользователем Евтушенко Ольга (УИ 147817) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД