Хантимирова Лилия
Опытно-экспериментальная деятельность. Свойства воды
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №41 городского округа город Нефтекамск республики Башкортостан
Тема: «Свойства воды»»
Руководитель: Хантимирова Л. Б.
Начало изучения темы: август
Нефтекамск-2022
Введение.
Вода – драгоценный дар природы, обеспечивающий жизнь на Земле. Окружающая нас вода - это вещество с уникальными свойствами, которые не только еще полностью не объяснены, но далеко не все известны. Нет вещества, более удивительного и загадочного, чем обыкновенная вода. Ее свойства не подчиняются закономерностям, присущим большинству окружающих нас веществ, что вызвано уникальностью строения молекулы воды.
Публикация «Опытно-экспериментальная деятельность, Свойства воды» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Свойства материалов и веществ
- Темочки
Тема моей исследовательской работы звучит так: «Свойства воды».
Актуальность выбранной темы состоит в том, что вода - самое распространенное и обладающее загадочными свойствами вещество, возникает актуальность исследования свойств воды, расширяя тем самым кругозор знаний о воде.
Цель исследования: расширить кругозор знаний о воде
Задачи:
- Уточнить и расширить знания о воде и ее значении для живых существ;
- Провести исследования некоторых свойств воды.
Методы:
• Сбора информации;
• Анализа собранной информации,
• Проведения опытов;
• Сравнения и обобщения полученных результатов.
Объект исследования: вода
Этапы работы:
1. Изучение литературы по теме.
2. Проведение опытов.
3. Наблюдение за процессом.
Планируемые результаты: расширить знания по данной теме, оформить исследовательскую работу.
Практическое применение: использовать полученные знания на занятиях в ДОУ.
Что же такое вода?
Вода – это химическое вещество, представленное в виде прозрачной жидкости, которая не имеет ни цвета, ни запаха, ни вкуса. Химическая формула воды : Н2O, то есть вода состоит из двух атомов водорода и одного атома кислорода. Она может существовать в трёх основных состояниях — жидком, газообразном и твёрдом, а также приобретать различные формы, которые могут одновременно соседствовать друг с другом.
Свойства и особенности воды.
Свойства воды :
прозрачная,
бесцветная,
текучая,
без запаха,
принимает любую форму, в которую её налить,
растворяет вещества,
может замерзать,
может испаряться,
Вода принадлежит к единственному веществу на нашей планете, которое в обычных условиях температуры и давления может находиться в трех фазах, или трех агрегатных состояниях: в твердом (лед, жидком и газообразном (невидимый глазу пар).
Тема: «Вода и ее свойства».
Форма обучения: нетрадиционное занятие по исследовательской деятельности детей.
Цель: Совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах воды.
Программное содержание:
Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды;
Уточнить и закрепить знания детей о круговороте воды в природе, о значении воды;
Развивать речь, мышление, любознательность, наблюдательность;
Обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости, умение делать выводы;
Мы с детьми превратились в ученых и проводили опыты по исследованию воды, её свойств.
Для проведения опытов по исследованию воды и её свойств нам понадобятся некоторые материалы. У нас есть лабораторные столы, они полностью готовы к работе. Занимайте свои рабочие места. (Дети рассаживаются по два человека за один стол.)
Воспитатель: Приступим к нашему исследованию.
Опыт 1. Какой формы вода?
На столе лежит кубик и шарик. Воспитатель спрашивает, какой формы эти предметы (ответы детей). А имеет ли форму вода? Для этого возьмем узкую баночку и наполним ее водой. Перельем эту воду в широкую баночку. Форма, которую принимает вода, все время изменяется.
Вывод: вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится. Вода – жидкость. Вспомните лужи после дождя. На асфальте они растекаются, в ямках собираются, а в землю впитываются их не видно, только земля влажная. И так вода не имеет формы. (Воспитатель показывает детям алгоритм, который символизирует, что у воды нет формы, и вывешивает на магнитную доску)
Опыт 2. Какого цвета вода?
Воспитатель: Возьмем два стакана – один с водой, а другой с молоком. Возьмем картинку и поставим ее за стаканом с водой. Нам видно картинку? (ответы детей). А теперь поставим картинку за стаканом с молоком. Что мы обнаружили? (ответы детей).
Вывод: через воду рисунок виден, а через молоко – не виден. Значит вода прозрачная жидкость. Прозрачную воду можно сделать непрозрачной. Для этого намочим кисточку и окунем ее в краску. Добавляем краску понемногу, наблюдая, как изменяется прозрачность воды. Смотрим через нее на картинку. Рисунок не виден. Итак, делаем вывод, что вода прозрачная жидкость. (Используя при этом алгоритм, символизирующий это свойство воды. И вывешиваем его на доску).
Опыт 3. Вода – растворитель.
Растворение краски в воде: Воспитатель предлагает детям вспомнить, растворяется или нет в воде краска, дети регулярно проводят такой опыт, когда рисуют красками и моют кисточку в стакане. Воспитатель предлагает добавить краску в воду и размешать её. Анализируем и обобщаем увиденное:
Изменилась ли прозрачность воды? (Да изменилась, вода стала не прозрачная). Изменился ли цвет воды (Да, цвет воды изменился, вода окрасилась в цвет растворенной в ней краски).
Добавим в воду еще краски, что мы видим? (Чем больше краски, тем интенсивнее становится цвет воды)
Опыт 4. Вода не имеет собственного запаха.
Воспитатель: Ребята, я предлагаю определить вам, есть ли у воды запах. (Ответы детей).
А теперь давайте попробуем размешать в воде травяной настой и мятные капли. И снова понюхаем воду.
Дети: У воды появился запах.
Вывод: растворяясь в воде различные вещества, меняют у воды : цвет, вкус, запах. Снова используем алгоритмы символизирующие, что у воды нет вкуса и запаха, вывешивая их на доску.
Опыт №5
Тема: «Как вода отражает предметы?»
Цель: Выявить с детьми свойство воды отражать в себе разнообразные предметы. Активизировать словарь детей, развивать умение устанавливать логическую связь.
Оборудование: зеркало, тазик с водой, кукла в платье.
А что. если мы посмотрим в воду? Что мы там увидим?Мы увидим свое отражение. Почему мы видим в воде отражения предметов? (потому что вода прозрачная)».
Игра «Покажи своё настроение»- дети показывают разнообразные эмоциональные состояния и находят их через отражение в воде.
Вывод: Вода как зеркало отражает в себе предметы.
Опыт №6
Тема: «Чем собрать воду?»
Цель: Способствовать формированию представлений детей о разных способах собирания воды. Развивать мелкую моторику, координацию движений, внимание. Воспитывать желание оказывать помощь игровому персонажу.
Оборудование: Губки, ложки, резиновая груша, пипетки, формочки, ванночка, тазик с водой.
Собираем воду с помощью этих предметов в тазик.
Вывод: воду можно собрать в тазик с помощью разных предметов.
Опыт №7
Тема: «Как вытолкнуть воду?»
Цель: Формировать представления о том, что уровень воды повышается, если в воду погружать предметы. Развивать мыслительные процессы, мелкую моторику, активизировать словарь (край, поднимается, опускается, выше, ниже). Воспитывать положительное отношение к своей работе и работе своих товарищей.
Оборудование: Мерная ёмкость с водой, камешки,
Кидаем камушки в воду. Чем больше камней погружается в воду,тем больше воды поднимается вверх.
Вывод: предметы вытесняют воду