Тюрина Ирина Васильевна
Опытно-экспериментальная работа, направленная на изучение дидактических игр как средства экологического воспитания
▼ Скачать + Заказать документы
Опытно-экспериментальная работа, направленная на изучение использования дидактических игр как средства экологического воспитания детей дошкольного возраста
1 Общая характеристика условий экспериментальной работы
База исследования: МКДОУ «Д/С № 17», старшая группа - «Звездочки», воспитатель: Тюрина Ирина Васильевна, количество детей в группе – 17 человек, образовательная программа «Детство».
Публикация «Опытно-экспериментальная работа, направленная на изучение дидактических игр как средства экологического воспитания» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Дидактические игры
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Природа, экология. Игры, дидактические пособия
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Цель эксперимента: выявить уровень влияния дидактических игр на развитие экологического воспитания дошкольника.
Задачи констатирующего эксперимента:
-определить критерии уровня развития экологического воспитания дошкольника;
-подобрать диагностический материал;
-провести диагностику уровня развития экологического воспитания дошкольника.
Работа проводилась в период с 10.04.2023г. по 14.04.2023г.
Для проведения опытно-экспериментальной работы было выбрано 10 детей.
Каждому присвоен индивидуальный код
Методы исследования: анкетирование, диагностика, обработка результатов исследования.
План констатирующего этапа эксперимента показан в таблице 1.
Таблица 1
План констатирующего этапа эксперимента
2 Констатирующий эксперимент
Анкетирование воспитателя по вопросам значимости использования дидактических игр в образовательном процессе.
Анкета «Дидактические игры в образовательном процессе»
Цель: Определить значимость использования дидактических игр в образовательном процессе
Ход проведения: Распечатывалась индивидуальная анкета, которую воспитатель должен был заполнить самостоятельно. Форма ответов была закрытая, то есть возможные варианты ответов даны в каждом вопросе, необходимо подчеркнуть те из них, которые наиболее соответствуют мнению воспитателя.
Таблица 2
Обработка результатов анкетирования воспитателя
Вывод: Дидактическая игра как форма обучения детей содержит в себе два начала: учебное и игровое. Таким образом, можно сделать вывод, что дидактические игры в образовательном процессе используются ежедневно. Они используются не только воспитателем, но и детьми при организации самостоятельной деятельности.
Диагностика экологических знаний и отношений детей дошкольного возраста.
Целью констатирующего эксперимента являлось определение уровня экологической воспитанности старших дошкольников.
Задачи констатирующего эксперимента:
1) определить критерии уровня экологической воспитанности старших дошкольников;
2) подобрать диагностический материал и оборудование;
3) провести диагностику уровня экологического воспитания детей в экспериментальной группе.
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает:
– во-первых, формирование осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам;
– во-вторых, ознакомление детей с природой, в основе которого должен лежать экологический подход, т. е. опора на основополагающие идеи и понятия экологии.
Эти два направления неразрывны: чтобы научить детей правильно относится к миру природы, необходимо дать им определенные знания о живой и неживой природе.
Отсюда следует, что диагностику экологической воспитанности дошкольников необходимо проводить с учетом их возрастных особенностей.
Критерии сформированности экологических знаний:
1) знания о мире животных;
2) знания о растительном мире;
3) знания о неживой природе;
4) знания о временах года.
На основании этих критерий, детям были даны контрольные задания, для определения уровня сформированности экологических знаний дошкольников.
Задание 1. Определение характерных особенностей представителей мира животных (проводится индивидуально с каждым ребенком).
Цель. Определить уровень знания характерных особенностей представителей мира животных.
Оборудование. Три большие карты: первая разделена на три части (хозяйственный двор, лес, пейзаж жарких стран); на второй карте изображены голубое небо, ветви деревьев и земля; на третьей карте изображены небо и луг. Фигурки животных: лошади, коровы, свиньи, козы, барана, собаки; волка, лисы, медведя, зайца, оленя, тигра, слона, жирафа, зебры. Фигурки птиц: голубя, синицы, воробья, дятла, сороки, вороны, снегиря, совы. Фигурки насекомых: бабочки, пчелы, божьей коровки, стрекозы, муравья, кузнечика, мухи, комара, паука.
Инструкция к проведению.
Педагог предлагает взять первую карту, из всех фигурок выбрать животных и разместить их на карте с учетом места их проживания.
Педагог предлагает взять вторую карту, из оставшихся фигурок выбрать птиц и разместить их на карте по своему усмотрению.
Педагог предлагает взять третью карту, из оставшихся картинок выбрать насекомых и разместить их на карте.
Если на столе остались какие-нибудь фигурки, можно предложить ребенку еще раз подумать и разместить их в соответствии с инструкцией. Спросить, по каким признакам он разместил животных на картах.
После того как ребенок справился с заданием, педагог предлагает ему выбрать два изображения животных, три изображения птиц и три изображения насекомых и затем ответить на следующие вопросы в соответствии с выбранными картинками.
– Как называется животное (птица, насекомое?
– Что ты можешь рассказать о нем?
– Твое отношение к ним.
Оценка результатов деятельности
Высокий уровень:
• Ребенок без особого труда распределяет представителей животного мира по видам, аргументирует свой выбор.
• Соотносит представителей фауны со средой обитания.
• Знает характерные признаки.
• Без особого труда, связно и последовательно отвечает на поставленные вопросы.
• Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к животным, птицам и насекомым.
Средний уровень:
• Ребенок иногда допускает незначительные ошибки при распределении представителей животного мира по видам.
• Не всегда аргументирует свой выбор.
• В основном соотносит представителей фауны со средой обитания.
• Знает характерные признаки, но иногда допускает неточности в ответах.
• На поставленные вопросы отвечает последовательно, но иногда ответы бывают слишком краткими.
• Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к животным, птицам и насекомым.
Низкий уровень:
• Ребенок часто допускает ошибки при распределении представителей животного мира по видам.
• Не всегда аргументирует свой выбор.
• Не всегда соотносит представителей фауны со средой обитания.
• Затрудняется назвать характерные признаки.
• На поставленные вопросы отвечать затрудняется, а если и отвечает, то в основном неверно.
• Не проявляет интереса и не выражает свое отношение к животным, птицам и насекомым.
Таблица № 3
Уровень сформированности экологических знаний о мире животных
Задание 2. Определение характерных особенностей растительного мира (проводится индивидуально с каждым ребенком).
Цель. Определить уровень знания характерных особенностей растительного мира.
Оборудование. Комнатные растения: герань (пеларгония, традесканция, бегония, фиалка и фикус; лейка для полива комнатных растений; распылитель воды; палочка для рыхления; тряпочка и поддон.
Инструкция к проведению. Педагог называет пять комнатных растений, предлагает показать их.
– Какие условия необходимы для жизни, роста и развития комнатных растений?
– Как правильно ухаживать за комнатными растениями?
– Покажи, как правильно это нужно делать (на примере одного растения).
– Для чего людям нужны комнатные растения?
– Нравятся ли тебе комнатные растения и почему?
Затем педагог предлагает из представленных (даны в скобках) выбрать:
а) сначала деревья, потом кустарники (тополь, сирень, береза);
б) лиственные и хвойные деревья (ель, дуб, сосна, осина);
в) ягоды и грибы (земляника, подберезовик, клубника);
г) цветы сада и цветы леса (астра, подснежник, ландыш, тюльпан).
Оценка результатов деятельности
Высокий уровень:
• Ребенок самостоятельно называет разные виды растений: деревья, кустарники и цветы.
• Без труда выделяет группы предлагаемых растений.
• Без помощи взрослого называет условия, необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений.
• Рассказывает, как правильно ухаживать за ними.
• Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к комнатным растениям.
Средний уровень:
• Ребенок иногда допускает незначительные ошибки в названии видов растений: деревьев, кустарников и цветов.
• В основном правильно выделяет группы предлагаемых растений, иногда затрудняется аргументировать свой выбор.
• Без помощи взрослого называет условия, необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений.
• Рассказывает, как правильно ухаживать за ними.
• Практические умения и навыки ухода за комнатными растениями сформированы недостаточно.
• Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к комнатным растениям.
Низкий уровень:
• Ребенок затрудняется называть виды растений: деревья, кустарники и цветы.
• Не всегда может выделить группы предлагаемых растений, не может аргументировать свой выбор.
• Затрудняется рассказывать, как правильно ухаживать за комнатными растениями.
• Практические умения и навыки ухода за комнатными растениями не сформированы.
• В процессе практической деятельности постоянно обращается за помощью к взрослому. Не проявляет интерес и не выражает свое отношение к растениям.
Таблица №4
Уровень сформированности экологических знаний о растительном мире
Задание 3. Определение характерных особенностей неживой природы (проводиться индивидуально с каждым ребенком).
Цель. Определить уровень знания характерных особенностей неживой природы.
Оборудование. Три баночки (с песком, с камнями, с водой).
Инструкция к проведению. Педагог предлагает определить содержимое баночки. После того как ребенок назовет объекты неживой природы, предлагает ответить на следующие вопросы.
– Какие свойства песка ты знаешь?
– Где и для чего человек использует песок?
– Какие свойства камней ты знаешь?
– Где и для чего человек использует камни?
– Какие свойства воды ты знаешь?
– Где и для чего человек использует воду?
Оценка результатов деятельности
Высокий уровень:
• Ребенок без труда определяет содержимое баночек.
• Правильно называет отличительные характеристики объектов неживой природы.
• Самостоятельно рассказывает о том, для чего люди используют объекты неживой природы.
• При ответах на поставленные вопросы проявляет творчество и фантазию.
Средний уровень:
• Ребенок в основном правильно определяет содержимое баночек.
• Называет основные отличительные характеристики объектов неживой природы.
• После дополнительных вопросов взрослого приводит примеры того, как люди используют объекты неживой природы.
Низкий уровень:
• Ребенок допускает значительные ошибки при определении содержимого баночек.
• Не всегда правильно называет отличительные характеристики объектов неживой природы.
• Затрудняется при ответе на вопрос, для чего они используются.
Таблица № 5
Уровень сформированности экологических знаний о неживой природе
Задание 4. Знание времен года (проводится индивидуально или маленькими подгруппами).
Цель. Определить уровень знания времен года.
Оборудование. Альбомный лист бумаги, цветные карандаши и фломастеры.
Инструкция к проведению. Педагог. Какое время года тебе нравится больше всего и почему? Нарисуй картинку, где будет изображено это время года. Назови время года, которое наступит после твоего любимого времени года, скажи, что последует за ним и т. д.
Затем предлагает ответить на вопрос «Когда это бывает?»:
– Светит яркое солнце, дети купаются в речке.
– Деревья покрыты снегом, дети катаются с горки на санках.
– С деревьев опадают листья, птицы улетают в теплые края.
– На деревьях распускаются листочки, расцветают подснежники.
Оценка результатов деятельности
Высокий уровень:
• Ребенок правильно называет времена года. Перечисляет их в нужной последовательности.
• Знает характерные признаки каждого времени года.
• Проявляет творчество, и фантазию при ответе на вопрос «Какое время года тебе нравится больше и почему?»
• По памяти воспроизводит сезонные особенности того или иного времени года.
• Комментирует свой рисунок.
• Выражает эстетическое отношение к природе.
Средний уровень:
• Ребенок правильно называет времена года. Иногда затрудняется назвать их в нужной последовательности.
• В основном знает характерные признаки каждого времени года, но иногда допускает незначительные ошибки.
• На вопрос «Какое время года тебе нравится больше и почему?» отвечает односложно.
• В рисунке отражает существенные признаки того или иного времени года.
• Выражает эстетическое отношение к природе.
Низкий уровень:
• Ребенок не всегда правильно называет времена года. Затрудняется назвать их в нужной последовательности.
• Не знает характерных признаков разных времен года.
• Отвечая на вопрос «Какое время года тебе нравится больше и почему?», называет только время года.
• В рисунке не может отразить характерные признаки того или иного времени года.
• Не выражает эстетического отношения к природе.
Таблица № 6
Уровень сформированности экологических знаний о временах года
Задание 5. Экологическое отношение к миру природы (проводится индивидуально с каждым ребенком).
Цель. Определить уровень экологически правильного отношения к миру природы.
Инструкция к проведению. Педагог предлагает ответить на следующие вопросы.
– Как ты помогаешь взрослым ухаживать за домашними животными (если они есть? Ели у ребенка нет домашних животных, спрашивайте: «Если бы у тебя дома была кошка или собака, как бы ты стал ухаживать за ними?»
– Как ты помогаешь взрослым ухаживать за обитателями Уголка природы в детском саду?
– Что ты вместе с взрослыми можешь делать, чтобы на участке детского сада всегда росли растения?
– Как мы можем помочь зимующим птицам?
Оценка результатов деятельности
Высокий уровень:
• Ребенок полными предложениями отвечает на поставленные вопросы.
• Знает, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями Уголка природы.
• Понимает взаимосвязь между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений.
• Без труда выражает свое отношение к проблеме.
Средний уровень:
• Ребенок отвечает на поставленные вопросы.
• В основном знает, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями Уголка природы.
• Иногда не понимает взаимосвязи между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений.
• Может выразить свое отношение к проблеме.
Низкий уровень:
• Ребенок затрудняется отвечать на поставленные вопросы.
• Не имеет представления о том, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями Уголка природы.
• Не понимает взаимосвязи между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений.
• Затрудняется выразить свое отношение к проблеме.
Таблица № 7
Уровень сформированности экологически правильного
отношения к миру природы
Таблица № 8
Выявление уровня развития экологического воспитания детей
дошкольного возраста
5- высокий, 4-средний, 1- низкий
Таблица № 9
Выявление уровня развития экологического воспитания детей
дошкольного возраста в процентном соотношении
Рис. 1 Результат диагностики экологических знаний и отношений детей дошкольного возраста к миру природы.
Вывод: По результатам диагностики можно сделать вывод по показателям экологического развития. Из десяти обследованных детей один ребенок имеет низкие показатели, что составляет 10 %; пятеро детей - показали средний уровень, что составляет 50 %; и четверо детей - показали высокий уровень, что составляет 40 %.
У исследуемого ребенка 05 развитие экологических знаний на низком уровне и требует дополнительных индивидуальных занятий. У остальных исследуемых детей экологические знания сформировались в достаточной степени.
Для повышения уровня экологического развития можем предложить дидактические игры позволяющие поддержать интерес детей к игре, а также развить экологические знания детей старшего дошкольного возраста:
1. «Где спряталась рыбка?»
2. «Кто знает, пусть продолжает»
3. «Кто летает, прыгает, плавает?»
Вывод по данной теме
Для выявления уровня развития экологического воспитания детей дошкольного возраста, мы провели диагностику с учетом их возрастных особенностей, опираясь на критерии сформированности экологических знаний: о мире животных, о растительном мире, о неживой природе, о временах года, а также экологически правильного отношения к миру природы
На основании этих критерий, детям были даны контрольные задания, для определения уровня сформированности экологических знаний дошкольников.
Анализируя результаты исследования, можно сделать общий вывод, что у детей экспериментальной группы уровень развития экологического образования проявляется на среднем уровне.
В процессе общения с природой в игровой форме у детей воспитывается эмоциональная отзывчивость, формируются умение и желание активно беречь и защищать природу, видеть живые объекты во всём многообразии их свойств и качеств, особенностей и проявлений, участвовать в создании необходимых условий для нормальной жизнедеятельности живых существ, находящихся в сфере детской досягаемости, понимать важность охраны природы, осознанно выполнять нормы поведения в природе.
Систематическое использование дидактических игр является эффективным средством активизации умственной деятельности дошкольников, положительно влияющим на повышение качества знаний, умений и навыков, развитие умственной деятельности