Папки-передвижки

Конспект занятия «Опыты и эксперименты с детьми на прогулке» (4 фото)

Светлана Карабанова
Конспект занятия «Опыты и эксперименты с детьми на прогулке»

Опыты и экспериментирование на прогулке с детьми 5-7 лет

Мдоу №105 группа №4 «Непоседы» Воспитатель:Карабанова С. В.

Приобщение дошкольников к природе родного края, знакомство с окружающим миром проходит через систему сезонных ежедневных прогулок.

При проведении прогулок у детей формируются :

— умения и навыки наблюдений за природными объектами;

-эмоционально- положительное отношение к окружающему миру;

Публикация «Конспект занятия „Опыты и эксперименты с детьми на прогулке“» размещена в разделах

-способность замечать и анализировать сезонные изменения в жизни окружающей природы.

Живая природа — один из факторов образования и воспитания дошкольников. Общаясь с природой, изучая ее объекты и явления, дети постепенно постигают мир, в котором они живут. Они открывают многообразие растительного и животного мира, испытывают нравственно- эстетические чувства и переживания, которые побуждают детей заботиться о сохранности и приумножении природных богатств. Природа- это источник красоты, радости, отдыха и здоровья. В условиях детского сада расширение компетенций дошкольников о явлениях природы, о последовательности изменений в живой и неживой природе и их взаимосвязях формируются не только через наблюдения, но благодаря опытам и экспериментированию на прогулке.

О С Е Н Н И Й П Е Р И О Д В Р Е М Е Н И

О1. Опыт» Уличные тени»

Цель: показать на опыте, как образуется тень, ее зависимость от источника света и предмета, их взаиморасположение. Дети рассматривают свои тени. Когда появляется тень? (Когда есть источник света). Что такое тень? Почему она образуется (Это темное пятно) Оно образуется, когда световые лучи не могут пройти сквозь предмет, за этим предметом лучей света гораздо меньше, поэтому появляется пятно) Вывод: Тень появляется при наличии света и предмета; очертания предмета и тени схожи; чем выше источник света, тем короче тень; чем прозрачнее предмет, тем светлее тень.

О2.» Полет семян одуванчика»

Цель: выяснить, от чего зависит направление полета семян одуванчика.

Аккуратно сорвать головку белого одуванчика и подуть на нее, посмотреть, как разлетаются воздушные парашютики одуванчика, как далеко они полетят ; подуть сильнее и определить, какие семена пролетают дальше.

Вывод: полет семян одуванчика зависит от силы дуновения, дальше летят те семена, которые сверху.

О3.» Почему не тонут корабли?»

Цель: определить свойства предметов.

В лужу опустить металлические предметы, наблюдая за тем, как они тонут. Опустить в воду жестяную банку, постепенно заполняя ее металлическими предметами. Банка остается на плаву.

Вывод: банка не тонет, потому что площадь соприкосновения дна банки с водой больше, чем площадь соприкосновения любого предмета с водой, поэтому отдельные предметы, опущенные в воду, тонут.

О4.» Пар — это тоже вода»

Цель: познакомить детей с некоторыми свойствами воды.

Взять кружку с кипятком, чтобы дети видели пар. Поместить над паром стекло. На стекле образуются капельки воды.

Вывод: вода превращается в пар, а пар затем превращается в воду.

О4. Опыт» Летающие семена»

Цель : познакомить детей с ролью ветра в жизни растений на примере семян, которые он разносит.

Дать детям по одному летающему и одному нелетающему семени. Предложить поднять как можно выше руки с семенами, встать самим и одновременно опустить оба семени из рук (например, фасолина и семя клена). Чем с большей высоты опускаются семена, тем нагляднее разница в скорости падения.

Вывод: растения имеют различные по форме, размерам приспособления для полета семена.

О5. Опыт «Движение воздуха»

Цель: показать, что хотя воздух невидим, его можно почувствовать.

Предложить детям помахать рукой у лица. Какое ощущение? Подуть на руки. Что почувствовали? Все эти ощущения вызваны движением воздуха.

Вывод: воздух не» невидимка», его движение можно почувствовать, обмахивая лицо.

О6. Опыт» Воздух- откуда он берется?»

Цель: убедиться, что воздух есть везде.

Потихоньку выпускаем воздух из надувного шарика. Если подставить руку под струю выходящего воздуха, то его можно почувствовать. Воздух постоянно перемещается. Движение воздуха- это ветер. Надувая воздушный шар, задаем детям вопрос: чем надуваем шар? (воздухом). А откуда он берется? Предложить детям закрыть нос и рот руками, не дышать Выяснить, что они испытывали при этом?

Вывод: В человеке есть тоже воздух, которым мы при выдохе заполняем воздушный шар. Если человек на некоторое время перестанет дышать, он испытывает дискомфорт, начинает задыхаться, значит, без воздуха невозможно жить.

О7. Опыт» Состояние почвы в зависимости от температуры»

Цель: выявить зависимость состояния почвы от погодных условий.

В солнечный день предложить детям рассмотреть землю, потрогать руками, какая она: теплая (ее нагрело солнце, сухая (рассыпается в руках, цвет (светло- коричневая). Полить землю из лейки (условный дождь) и предложить снова потрогать ее и рассмотреть. Земля потемнела, она стала мокрой, при нажимании на ее, она липнет, собирается в комочки. От холодной воды почва стала холодной как от холодного дождя.

Вывод: Изменение погодных условий приводит к изменению состояния почвы.

О8. Опыт» Полет перышек»

Цель: выяснить, все ли перышки способны летать.

Предложить детям по два перышка. Маховое перышко — для полета. Пуховое — для согревания птиц. Дети подбрасывают перышки в воздух и наблюдают за их полетом.

Вывод: Пуховое перышко дольше держится в воздухе, оно легче махового.

О9. Опыт» Здравствуй, ветер! «

Цель:показать детям движение воздуха, его свойство быть невидимым.

Дети подходят к луже. Это «море». Дети- это» ветры». Они дуют на лужу. Что получается? Чем сильнее дуть, тем больше волны. Дети опускают в воду кораблики с парусами, дуют, кораблики плывут. Что происходит с корабликами, если ветер очень сильный?

Вывод: Воздух невидим, но его движение можно ощутить и почувствовать.

О 10. Опыт» Воздух невидим»

Цели: доказать детям, что воздух не имеет определенной формы, распространяется во всех направлениях и не имеет собственного запаха; развивать способности устанавливать причинно- следственные связи на основе элементарного экспериментирования.

Воздух не имеет определенной формы, распространяется во всех направлениях. Можно взять ароматизированные салфетки, корки апельсина, дольки чеснока и предложить детям, закрыв глаза, последовательно почувствовать запахи, распространяющиеся вокруг.

Вывод: Воздух невидим, но он может передавать запахи на расстоянии.

О11. Опыт» Первый снег»

Цель: выяснить, как быстро растает одинаковое количество снега на ладошке или в рукавичке.

Слепить два снежка, один положить в рукавичку, а другой держать в руке. Сделать вывод.

Вывод: Снег в ладошке быстрее превратиться в воду от тепла ладошки.

О12. Опыт» Что такое лед»

Цель: выяснить, как вода превращается в лед.

Взять две емкости с одинаковым количеством воды. Одна емкость выносится на улицу, а другую оставить в группе. На следующий день — в одной емкости вода превратилась в лед, так стояла на улице; в другой емкости вода была комнатной температуры и льда не образовалось.

Вывод: Вода превращается в лед при низкой температуре воздуха.

О13. Опыт» Прозрачность льда»

Цель: Наблюдение за льдом, выявление его свойств.

Предложить детям пройти по кромке льда, выяснить, почему он хрустит. (Там, где воды много, лед твердый, прочный, не ломается под ногами). чтобы убедиться, что лед прозрачный, надо в емкость с водой поместить различные предметы и выставить на улицу. Утром рассматриваем и приходим к выводу, что все предметы, которые опускали в воду видны сквозь лед.

Вывод: Предметы видны потому, что лед прозрачен.

О14. Опыт» Вода и снег»

Цель: с помощью эксперимента закрепить у детей знания о том, что вода может иметь различные состояния.

Внести в группу лед и снег и выяснить, что быстрее растает. Взять три емкости с рыхлым снегом, с утрамбованным снегом и со льдом.

Вывод: Рыхлый снег растает первым, затем — утрамбованный, а последним растает лед.

З И М Н И Й П Е Р И О Д

З15. Опыт» Защитные свойства снега»

Цель: познакомить детей со свойствами снега.

Поместить емкости с одинаковым количеством воды на поверхность сугроба, зарыть неглубоко в снег, зарыть глубоко в снег. Понаблюдать за емкостями в течение прогулки и сделать вывод.

Вывод: Чем глубже будет находиться емкость с водой, тем теплее будет вода. Самая холодная вода будет в емкости, стоявшей на поверхности сугроба. Корням растений под снегом и почвой тепло. Чем больше снега, тем теплее растению.

З16. Опыт» Таяние и замерзание воды»

Цель: развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать экспериментально причинно- следственные зависимости.

Детям (один из них в рукавичках) предложить взять кубик льда, и наблюдать, как лед растает и превратится в воду. Сравнить, у кого быстрее растает лед- кто держал его в рукавичках или голыми руками. Найти причину таяния льда и разной скорости таяния.

Вывод: лед тает, превращается в воду от соприкосновения с теплом. В голых руках лед тает быстрее, а в рукавичках медленнее, потому что рукавички разъединяют тепло и холод льда.

З17. Опыт» Свойства снега»

Цель: продолжать знакомить детей со свойствами снега, развивать способность видеть красивое в зимней природе.

Рассмотреть снежинки. Какие они? На что они похожи? Как их лучше рассмотреть?

Вывод: В природе не встречаются ни одной одинаковой снежинки.

З18. Опыт» Слепи снежок»

Цель: подвести к пониманию связи между состоянием снега и температурой воздуха (пластичность зависит от влажности, а влажность — от температуры воздуха)

В морозный день предложить детям слепить снежки (обратить внимание, что это невозможно). Принести в этот же день этот снег в группу, через некоторое время слепить снежки и оказывается, что это легко сделать.

Вывод : Снег стал липкий, так как у него изменилась влажность.

З19. Опыт» Глубина снега»

Цель: установить связь между силой ветра и формой, местонахождением сугроба; измерить условной меркой глубину сугробов до и после снегопада.

После снегопада измерить глубину сугробов в разных местах. Объяснить детям, что условной мерой длины люди установили метр, показать детям и промерить глубину выпавшего снега в разных местах.

Вывод: Чем выше сугроб, тем больше глубина.

З20. Опыт» Лед — твердая вода»

Цель: продолжать знакомство со свойствами воды.

Принести сосульки в группы. Поместить их в емкости, каждую отдельно. Наблюдать за таянием сосулек. Если сосульки разного размера, то обратить внимание, какая их них растает быстрее.

Вывод: Лед — твердая вода.

З21. Опыт» Чьи следы»

Цель: расширять кругозор, воспитывать любознательность.

Пройти, пробежать, пропрыгать на одной ноге, на двух ногах, на носочках, на пятках по свежему снегу. Рассмотреть следы птиц, животных.

Вывод: Разные люди оставляют разные следы. Следы птиц, животных тоже отличаются друг от друга.

З22. Опыт» Белая береза»

Цель: продолжать знакомить детей с деревом, ставшим символом России.

Обратить внимание детей на ствол березы, определяют, в каком месте самое широкий ствол, в каком месте самый узкий. Дети обнимают дерево, пытаются вытащить дерево, но никак не получается. Если воткнуть веточку и попытаться выдернуть- это сделать легко.

Вывод: дерево стоит вертикально и крепко удерживается корнями в земле, поэтому береза не падает.

В Е С Е Н Н И Й П Е Р И О Д

В 23. Опыт» Вода и снег»

Цель: экспериментально закрепить различные состояния воды.

Внести в группу снег и лед. Где вода быстрее растает?. В одном ведерке- рыхлый снег,

в другом- утрамбованный, в третьем- лед.

Вывод: Рыхлый снег растает первым, затем растает снег в утрамбованном ведре, лед — в последнем ведре.

В24. Опыт» Зависимость роста травы и деревьев от освещенности места обитания»

Цель: показать зависимость роста растений от освещенности растения.

Обратить внимание детей, что на деревьях и кустарниках, расположенных в хорошо прогреваемых и защищенных от ветра местах, листья и цветы распускаются раньше, чем на аналогичных растениях, находящихся в тени. Такая же закономерность отмечается и для трав: в местах, прогреваемых солнцем, травы появляются раньше и растут быстрее.

Вывод: Чем больше солнца, тем быстрее растет трава и распускается листва на деревьях.

В25. Опыт» Солнце высушивает предметы»

Цель: выявить способность солнца нагревать предметы.

Повесить на участке сушиться кукольное белье, намочить песок водой, разлить воду на асфальте. Потрогать здание детского сада на солнечной и теневой сторонах.

Вывод: Чем ярче светит солнце, тем быстрее высыхают и белье, и песок, и асфальт.

В26. Опыт» Водопроницаемость песка и глины»

Цель: развивать познавательный интерес ребенка в процессе экспериментирования.

Налить воду в лунку с песком. Каким он стал? (Влажным, мокрым). Куда исчезла вода? (Она» спряталась между песчинками»). В какой песок легче входит палочка? (В сухой). Налить воду на землю. Как впитывается вода? (Медленнее, чем в песок. Часть воды остается на глине.) Легче воткнуть палочку во влажную глину, чем в сухую.

Вывод: Песок быстрее пропускает воду, чем глина.

В27. Опыт» Зеленый кузнечик на зеленой бумаге. Зеленый кузнечик на белой бумаге»

Попытаться поймать кузнечика и рассмотреть его на зеленой бумаге, а затем на белой. Сделать вывод.

Вывод: Форма тела и окраска насекомого являются защитными приспособлениями насекомого.

В28. Опыт» Выяснение причины выхода червей во время дождя на поверхность воды»

Цель: установить, почему во время дождя черви вылезают на поверхность.

В коробку с землей, камнями, палочками и дождевыми червями налить воды. Вода вытесняет воздух из свободного пространства, черви начинают вылезать на поверхность земли.

Вывод: Черви вылезают наружу из-за нехватки кислорода в почве.

В 29. Опыт» Следы насекомых»

Цель: продолжать расширять знания детей о многообразии насекомых.

Предложить детям аккуратно поймать майского жука и большого муравья (после эксперимента положить насекомых на место). Насыпать на лист картона песок тонким слоем. Дать пойманным насекомым побегать по песку. Сравнить, какие следы оставляют насекомые на песке.

Вывод: Чем крупнее насекомое, тем глубже след на песке.

В30. Опыт» Песчаный конус»

Цель: Показать с помощью эксперимента свойства песка.

Горсть песка выпустить струйкой так, чтобы он падал в одно место. Постепенно в месте падения образуется конус, растущий в высоту и занимающий все большую площадь у основания. Если долго сыпать песок, то в одном месте, то в другом возникают сплывы. Движение песка похоже на течение.

Вывод: Песок может двигаться.

Л Е Т Н И Й П Е Р И О Д

Л31. Опыт» Наблюдение за солнцем»

Цель: проверить с помощью эксперимента степень нагретости предметов.

Предложить детям потрогать камни и металлические предметы утром, днем и вечером, выяснить разницу между предметами.

Вывод: Более нагреты предметы в полдень.

Л32.» Опыт» Отсутствие ветра»

Взять надувной шарик и подбросить его вверх

Вывод: Если нет ветра, то шарик будет летать только под действием руки.

Л 33. Опыт» Запахи растений»

Цель: расширять кругозор, воспитывать любознательность.

Сорванные листочки мяты, перья лука, листочки укропа растереть пальцами, ощутив запах.

Вывод: Каждое растение пахнет по -своему.

Л34. Опыт» Испарение воды»

Цель: убедиться с помощью эксперимента, что быстрота испарения воды зависит от емкости.

В блюдце и в прозрачный стакан налить одинаковое количество воды. Сделать вывод.

Вывод: быстрее испаряется вода в блюдце, так как площадь испаряющейся поверхности у блюдца больше, чем у стакана.

Л35. Опыт» Цветок»

Цель: воспитывать доброе милосердное отношение к природе.

В начале прогулки сорвать один цветок. В конце прогулки посмотреть, что с ним стало. Сравнить его с цветами на клумбе.

Вывод: Растение без воды погибает.

Л36. Опыт» Солнечный зайчик»

Цель: показать с помощью эксперимента, как можно многократно отразить свет и изображение предмета, то есть, увидеть его там, где его быть не должно.

Предложить детям с помощью» солнечного зайчика» увидеть, как он получается. Используя еще одно зеркало в том месте, где увидели на стене солнечный лучик, получим еще одного» солнечного зайчика» и т. д.

Вывод: Чтобы отразить солнечный свет несколько раз, надо иметь несколько зеркал.

Используемая литература: Организация деятельности детей на прогулке (подготовительная группа) Авторы- составители Кобзева Т. Г., Холодова И. А. и другие. Издательство Учитель, Волгоград, 2011г.

Конспект занятия «Опыты и эксперименты с детьми на прогулке»
Фото «Опыты и эксперименты с детьми на прогулке»
Конспект занятия - фото
Фото №1 Опыты и эксперименты
Публикации по теме:

Конспект занятия «Занимательные опыты и эксперименты с водой для дошкольников»Конспект занятия «Занимательные опыты и эксперименты с водой для дошкольников» Задачи: Образовательные: расширить систему знаний детей о неживой природе (воде); учить использовать модели при обобщении результатов опытов;.

Конспект занятия по познавательному развитию «Путешествие с Дюймовочкой. Опыты и эксперименты» Программа: «Программа воспитания и обучения в детском саду» (под редакцией М. А. Васильевой) Цель образовательной деятельности: Развитие.

Конспект занятия «Мишкина каша. Опыты и эксперименты с крупой»Конспект занятия «Мишкина каша. Опыты и эксперименты с крупой» Цель: закрепление полученных знаний в процессе проектной деятельности со свойствами круп через детское экспериментирование. Задачи:.

Фотоотчет «Наши опыты и эксперименты»Фотоотчет «Наши опыты и эксперименты» Уважаемые коллеги! В конце весны у нас был конкурс на лучший экспериментальный уголок. Две старшие группы (одна из них наша) заняли первое.

Опыты и эксперименты для детейОпыты и эксперименты для детей Дети обожают узнавать что-то новое и наблюдать интересные явления! 1 - "Лавовая лампа" История лавовой лампы началась с идеи английского.

Опыты и эксперименты для дошкольников (часть 1) Картотека "Опыты и Эксперименты для дошкольников" (часть1) Песок и глина Опыт № 1. «Песчаный конус». Цель: Познакомить со свойством.

Опыты и эксперименты для дошкольников (часть 2) Картотека "Опыты и Эксперименты для дошкольников" (часть 2) Магнит Опыт №1 «Притягивает – не притягивает» У вас на столе лежат вперемешку.

Опыты и эксперименты в детском садуОпыты и эксперименты в детском саду Исследовательская деятельность зарождается уже в раннем детстве, поначалу представляя просто как будто бесцельное экспериментирование с.

Опыты и эксперименты в средней группе Откуда берется дождь? Цель: Обратить внимание детей на интересные явления, провести простейший эксперимент, развивать мышление. Материал:.

Опыты и эксперименты в старшей группе Почему все падает на землю? Цель: Понять, что Земля обладает силой притяжения. Игровой материал: Предметы из разных материалов (дерево,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Опыты и эксперименты с детьми на прогулке»
Опубликовано: 16 октября 2018 в 09:27
+20Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД