Ольга Романова
Организация и реализация экспериментирования старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования выделяет познавательно-исследовательскую деятельность воспитанников дошкольных образовательных организаций в качестве самостоятельного направления. ФГОС ДО рассматривает познавательно-исследовательскую деятельность как сквозной механизм развития ребенка и рекомендует начинать ее с первого года жизни и реализовать во всех областях знаний и при любых формах образовательной деятельности, в режимных моментах и семье.
Публикация «Организация и реализация экспериментирования старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ» размещена в разделах
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция декабрь 2018
Экспериментирование понимается как способ практического освоения действительности, который направлен на создание условий, ярко обнаруживающих свою сущность, скрытую в обычных ситуациях. При организации образовательного процесса в ДОО экспериментирование является методом обучения, который помогает ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, взаимозависимостей и закономерностей.
Превращение ребёнка в творческую личность зависит во многом от педагогов, от технологии педагогического процесса. Поэтому одна из основных задач ДОУ поддерживать и развивать в ребёнке интерес к исследованиям, открытиям, создавать для этого необходимые условия, активно внедрять исследовательскую деятельность в практику работы.
Систематические и планомерные занятия по развитию детского экспериментирования во всех его видах и формах являются необходимым условием успешного становления личности дошкольника, развития познавательного интереса, воспитания потребности к целостному восприятию окружающего мира.
Организация экспериментирования в ДОУ предполагает выполнение определенных психолого-педагогических условий, способствующих достижению положительных результатов деятельности. К таким условиям необходимо отнести три основных компонента: содержание, предметно-развивающая среда и психологический комфорт.
Говоря о содержании организации экспериментальной деятельности детей, целесообразно отметить необходимость создания картотеки экспериментов и опытов.
Вторым из условий решения задач по опытно-экспериментальной деятельности в детском саду является организация развивающей среды. Основными требованиями, предъявляемыми к среде как развивающему средству, является обеспечение развития активной самостоятельной детской деятельности.
Ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогом.
Использование опытно-экспериментальной деятельности в педагогической практике является эффективным и необходимым для развития у дошкольников исследовательской деятельности, познавательного интереса, увеличения объема знаний и умения владеть этими знаниями.
Так как в опытно-экспериментальной деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире.
Благодаря познавательному интересу и сами знания, и процесс их приобретения могут стать движущей силой развития интеллекта и важным фактором воспитания личности.
Таким образом, метод экспериментирования позволяет детям реализовать заложенную в них программу саморазвития и удовлетворять потребность познания эффективным и доступным для них способом - путем самостоятельного исследования мира. Познавательные интересы оказывают большое побудительное влияние на процесс и результат учения. Это позволяет в полной мере сформировать у дошкольников предпосылки к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.