Папки-передвижки

Организация наставничества как одно из основных условий успешной интеграции педагогов, вновь принятых в коллектив ДОУ

Антонова Татьяна
Организация наставничества как одно из основных условий успешной интеграции педагогов, вновь принятых в коллектив ДОУ

«Позади каждого добившегося успеха человека стоит

одна элементарная истина: кто-то, где-то, каким-то

образом заботился о его росте и развитии.

Этим человеком был наставник»

Б. Л. Кей «Путь наверх — не единственный путь».

Кадровое обеспечение и стабильность персонала является крайне важным и актуальным вопросом для современных дошкольных образовательных организаций. К сожалению, в последнее время текучесть педагогических кадров является не таким уж редким явлением. Практически каждое дошкольное образовательное учреждение (далее – ДОУ) сталкивается с данной проблемой. Поэтому вопрос успешной интеграции педагогических работников в коллектив ДОУ стоит сегодня на повестке дня на одном из первых мест.

Публикация «Организация наставничества как одно из основных условий успешной интеграции педагогов, вновь принятых в коллектив ДОУ» размещена в разделах

Интеграция педагогического работника в социально-трудовую среду - сложный процесс, который требует эффективного управления. Перед руководством любого ДОУ стоит задача в кратчайшие сроки добиться от новых сотрудников эффективной работы и результативности, так как от этого зависит качество оказываемых образовательных услуг. Поэтому руководитель ДОУ должен стремиться создать максимально комфортные условия работы для всех сотрудников и различными способами помочь новичкам привыкнуть к правилам внутреннего распорядка ДОУ и безболезненно влиться в коллектив.

Успешная интеграции вновь принятых педагогических работников в трудовой коллектив подразумевает успешное прохождение адаптационного периода, то есть процесса включения личности в новый трудовой коллектив. Все вливаются в новый коллектив по-разному. Успешная адаптация зачастую не самая простая задача даже для опытных педагогов, не один год проработавших в ДОУ. Для начинающих педагогов она усложняется еще и тем, что параллельно нужно работать над развитием своих коммуникативных навыков (установление контактов с детьми разного возраста, родителями, коллегами, осваивать на практике педагогические технологии, рекомендуемые нормативными документами и выбранными в качестве приоритетных образовательной организацией, набирать свой методический кейс. Обычно для начинающего педагога первое время на новом месте - большой стресс. Чтобы начинающий педагог ощутил себя полноправным членом коллектива, ему необходимо своевременно оказать соответствующую помощь.

Анализ существующей мировой и российской практики адаптации персонала (исследования О. Н. Субочевой, А. С. Адриенко М. В. Кларина, М. С. Балагуровой и других) позволяет сделать вывод, что наиболее эффективным инструментом адаптации персонала является наставничество.

Основная цель наставничества - создание благоприятных условий для эффективной адаптации и закрепления новичка в трудовом коллективе организации, повышение качества и престижа работы, воспитание у новичка приверженности корпоративным ценностям, раскрытие его потенциала.

Понимая многозначность роли наставника, нами было тщательно проработано Положение о наставничестве в ДОУ, более детально проработаны организационные основы наставничества, права и обязанности педагога-наставника и стажера и требования к педагогу-наставнику. Как мы полагаем, наставник должен выполнять следующие функции:

- познакомить подопечного с системой ДОУ изнутри, реализовать пошаговое управление своей педагогической деятельностью;

- оказывать помощь в возникающих трудных или конфликтных ситуациях, помочь подопечному понять важность и значимость его работы;

- своими достижениями и своим стилем работы и общения заинтересовать подопечного и стимулировать его к профессиональному саморазвитию;

- оказывать функцию поддержки подопечному в том объеме, которое ему необходимо.

По нашему мнению, педагог-наставник должен отвечать следующим требованиям:

- обладать широким спектром профессиональных умений и знаний, в том числе и психологических (важное значение для наставника имеет определение психологических особенностей своего подопечного для понимания, какие методы и приемы будут наиболее эффективны в развитии его профессиональных умений, а также создании условий для совершенствования его личности);

- занимать активную позицию во взаимодействии с начинающим педагогом (самому стимулировать начинающего педагога к преодолению определенных затруднений, профессиональным изменениям и их оценки);

- иметь активную жизненную позицию, жизненные принципы и ценности, положительно влияющие на формирование профессионального мировоззрения начинающего педагога, его стремление к самосовершенствованию.

- обладать авторитетом в коллективе коллег, обучающихся, родителей.

Согласно Положения о наставничестве в ДОУ была сформирована группа наставников.

Не всегда в трудовом коллективе бывают педагоги, отвечающие всем требованиям, предъявляемым к наставнику.

В нашем ДОУ с наставниками проводится обучение, в рамках которого их детально знакомим с Положением об адаптации педагогических работников в ДОУ, с содержанием предстоящей работы: чему они будут учить, как должны учить и как оценивать прогресс стажеров, как отчитываться перед руководством о выполнении плана их профессионального становления. Чтобы взаимодействие с начинающим педагогом на всех этапах сопровождения было конструктивным, наставнику необходимо помнить, что он не может и не должен поучать неопытного педагога или только демонстрировать свой собственный опыт. Наставничество – это постоянный диалог, межличностная коммуникация, в которой наставнику, прежде всего, важно быть терпеливым и целеустремленным. Нами разработана Памятка наставнику для осуществления системности в работе с начинающим воспитателем.

Содержание деятельности наставника определяется, прежде всего, потребностями начинающего педагога и возникающими у него затруднениями, с одной стороны. С другой стороны, теми трудностями или пробелами, которые обнаруживаются в деятельности начинающего педагога, и преодолению которых необходимо уделить повышенное внимание.

Нами подобраны диагностические материалы для оценки личностных качеств и уровня подготовленности нового педагогического работника (анкеты «Личностные ориентиры», «Профессионально важные качества личности»). Данные анкеты новичок заполняет в ДОУ, тогда у него есть возможность, при возникновении вопроса, задать его, и точность получаемой информации возрастает. Выявленные в ходе анкетирования индивидуальные особенности новичка в дальнейшем учитываются наставником для обеспечения наиболее гармоничного вхождения человека в коллектив и максимального использования его ресурсов и возможностей.

В помощь наставникам нами разработан план встречи наставника со стажером, позволяющий детально проработать организационные вопросы на период наставничества.

Организация взаимодействия наставника с начинающим педагогом предусматривает несколько этапов:

1 этап – адаптационный. Педагог-наставник определяет круг обязанностей и полномочий начинающего педагога, проводит диагностику профессиональных затруднений, выявляет недостатки в его умениях и навыках, чтобы разработать перечень заданий к исполнению.

2 этап – основной. Новый работник в ходе трудовой деятельности привыкает к своему статусу, строит отношения с коллегами, руководителем, осваивается в ДОУ. На данном этапе реализуется план профессионального становления начинающего педагога, педагог-наставник проводит собеседования для выявления потребности нового работника в дополнительной информации, оценку результатов деятельности за каждую прошедшую неделю, анализ успехов, а также неудач (выявляет причины и способы их преодоления, осуществляет корректировку его профессиональных умений, помогает составить ему план самообразования.

3 этап – контрольно-оценочный. Педагог-наставник проверяет уровень профессиональной компетентности начинающего педагога, определяет степень его готовности к выполнению своих функциональных обязанностей.

Если новый педагогический работник имеет не только специальную подготовку, но и предшествующий опыт работы, то для него достаточным является консультирование у наставника по возникшим профессиональным вопросам.

Большое значение имеет разработка плана профессионального становления начинающего педагога. Данный план составляется совместно старшим воспитателем, педагогом-наставником и начинающим педагогом с максимальным учетом личностных особенностей и уровня профессиональной подготовки стажера. В плане фиксируются:

- задачи на адаптационный период;

- обучающие мероприятия по адаптации;

- перечень заданий к исполнению;

- сроки выполнения;

- результат выполнения.

Например:

План профессионального становления начинающих педагогов

Задачи

на адаптаци-онный период

Обучающие мероприятия по адаптации

Перечень заданий к исполнению

Сроки

выполне-ния

Результат выполнения

1. Развивать и закреплять трудовые и профессиональные качества работника.

2. Способствовать налаживанию ком-муникационных связей с коллективом.

3. Способствовать овладению профес-сиональными навыками и умениями.

4. Развивать способности начинающих педагогов анализировать и интерпретировать эмпирический материал, обобщать и делать выводы, объяснять полученные результаты, корректировать деятельность в зависимости от ситуации.

5. Формировать у начинающих педагогов потребности в непрерывном самообразовании, к овладению новыми формами, методами, приёмами обучения и воспитания дошкольников, умению практической реализации теоретических знаний.

6. Способствовать формированию индивидуального стиля педагогической деятельности.

1. Изучение документации воспитателя.

2. Изучение методических разработок по составлению планов работы, конспектов НОД*, проведения анализа НОД, проведению пед. диагности-ки, составления характеристики на ребенка и др.

3. Изучение образователь-ной программы ДОУ, методической литературы.

4. Участие в педагогических мероприятиях ДОУ : в работе педагогических советов, семинарах, деловых играх, мастер-классах, тренингах и др.

5. Участие в конкурсах (ДОУ и городского уровня)

6. Изучение опыта работы коллег своего и других ДОУ :

- посещение открытых мероприятий,

- участие в работе городских методических объединений,

- посещение конкурсов про-фессионально-го мастерства.

1. Составление конспектов НОД по разным видам деятельности.

2. Составление календарного плана работы.

3. Составление плана само-образования.

4. Разработка наглядных пособий, дидактического материала.

5. Посещение НОД у опытных педагогов, обсуждение.

6. Проведение НОД с самоанализом и анализом.

7. Составление сценария родительского собрания.

8. Составление консультации для педагогов и для родителей.

9. Оформление наглядного информацион-ного материала для родителей.

10. Составление характеристики на ребенка.

11. Анализ конкретных ситуаций и решение пед. задач.

12. Создание портфолио

13. Осуществле-ние мониторинга

14 Анализ продуктов детской деятельности

Первые 1-2 недели

3-4 неделя работы

После месяца работы

Второй месяц работы

В течение адаптац. периода

- - -

Второй месяц работы

- - -

В течение адаптац. периода

Второй месяц работы

В течение адаптац. периода

- - -

Третий месяц работы

В течение адаптац. периода

Компетентность начинающего педагога (НП) в проектировании пед. процесса и анализе НОД.

Компетентность НП в заполнении документации.

Выбор темы самообразования, освоение техноло-гии работы над выбранной темой.

Обогащение опыта, умение НП использовать широкий арсенал современных методов и техно-логий обучения

Освоенные эффективные приемы общения с педагогами, родителями воспитанников, с воспитанниками.

Методические продукты.

Умение составлять пед. характеристи-ку на ребенка.

Формирование и развитие умения принять педагоги-чески правильное решение в любой обстановке.

Наличие портфолио.

Опыт по осуществлению мониторинга

Умение анализировать продукты детской деятельности.

(*НОД – непосредственно образовательная деятельность)

Каждый начинающий педагог с первых дней своей педагогической деятельности вместе со своим наставником готовит «Портфолио начинающего педагога». Эта папка – «настольная книга», в которую собираются самые необходимые советы, рекомендации и материалы, нужные в становлении профессионала.

Контроль за взаимодействием наставника и закрепленного за ним начинающего педагога осуществляется старшим воспитателем ДОУ. В систему данного контроля входят такие мероприятия как:

1 - час общения с новым педагогом с целью получения информации о том, насколько новый педагог удовлетворен работой, существуют ли трудности во взаимопонимании с наставником, коллегами, создалось ли ощущение психологического комфорта;

2 – беседы с наставником с целью получения информации о том, насколько успешно овладевает новый сотрудник системой профессиональных знаний и навыков, как он выполняет требования трудовой дисциплины, сохраняет ли интерес к работе,

3 - анкетирование наставника и стажера с использованием «Анкеты для наставника» и «Анкеты для стажера».

В случае обнаружения каких-то проблем принимаются необходимые меры.

Период наставничества считается законченным, если:

– начинающий педагог овладел необходимым объемом знаний и навыков, и работа стала привычной для него;

–показатели педагогической деятельности нового работника соответствуют установленным нормам.

Самым существенным сдерживающим фактором чаще всего оказывается то, что некоторые педагоги без особого желания берут на себя дополнительную ответственность в виде наставничества над новыми сотрудниками. Ведь одна из характерных особенностей наставничества в том, что наставник, являясь штатным сотрудником организации, обычно выполняет весь круг задач по обучению подопечных без освобождения от основной работы. Наставничество по своей сути является общественным поручением. Быть наставником — дело эмоционально непростое, требующее сил, времени, а главное, внутренней готовности. Поэтому так важно, чтобы наставник действительно хотел заниматься тем, чем он занимается. Если человек не хочет что-то делать, а работает либо «из-под палки», либо по привычке, или потому, что так хочет общество, то, как показывает массовая практика, ни к чему хорошему такой подход к делу не приводит.

С целью преодоления этого фактора нами пересмотрена система мотивации наставников. Материальная мотивация наставников предусматривает :

единовременную выплату материального вознаграждения в размере 10 - 15% к должностному окладу за каждого подопечного после прохождения им аттестации;

ежеквартальную и годовую премии, в случае достижения подопечным заданных показателей или по итогам успешного прохождения им испытательного срока.

Активно используется нематериальная мотивация наставников :

публичное признание значимости работы наставников для ДОУ, повышение их авторитета в коллективе;

включение лучших наставников в кадровый резерв ДОУ на замещение руководящих должностей;

разработка и использование корпоративных знаков отличия, придающих наставникам особый статус в организации (значки, наклейки, грамоты и т. п.);

вручение специальных памятных подарков на корпоративных мероприятиях;

размещение информации о наставниках и достижениях их подопечных на сайте Учреждения.

Включение данной мотивационной системы позволяет полноценно реализовывать систему наставничества в ДОУ. По результатам опроса наставников в подавляющем большинстве они признали, что лучшим мотивирующим фактором является создание такой корпоративной культуры, в которой наставничество воспринимается сотрудниками как почетная миссия, а не как обременительная повинность. Кроме того, часть наставников открыли для себя ряд преимуществ: во-первых, наставничество помогло им увидеть и наметить новые перспективы в сфере своей профессиональной деятельности. Во-вторых, они ощутили личный вклад в улучшение дел в своей организации и получили от этого моральное удовлетворение.

Благодаря эффективному использованию системы наставничества в ДОУ адаптационный период у начинающих педагогов в 2021-2022 годах сократился до 1 месяца.

Таким образом, наставничество является одним из основных условий успешной интеграции вновь принятых педагогических работников в коллектив ДОУ.

Литература

1. Адриенко А. С. Проблемы адаптации молодых педагогов в образовательных учреждениях / А. С. Адриенко // Ломоносовкие чтения на Алтае: фундаментальные проблемы науки и образования. – 2015.

2. Аржаных Е. В. Роль института наставничества в профессиональном становлении молодых педагогов / Е. В. Аржаных // Психологическая наука и образование. – 2017. – № 4.

3. Балагурова М. С. Наставничество как условие профессионального становления начинающих педагогов / М. С. Балагурова. // Инновационные педагогические технологии : материалы VII Международной научной конфренции (г. Казань, октябрь 2017 г.). - Казань: Бук, 2017.

4. Беседина Л. А. Наставничество - лучшее из прошлого, которое работает на будущее [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.uhr.ru.

5. Брасс А. В., Глушанов В. Н., Кривцов В. И. Управление персоналом: от факторов настоящего к возможностям будущего. - Минск: Технопринт, 2009.

6. Долгова В. И. Адаптация молодых специалистов в образовательном учреждении / В. И. Долгова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015.

7. Иванова М. В. Особенности процесса профессиональной адаптации молодых педагогов в ДОО / М. В. Иванова, М. К. Иванова // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2019. – № 4-1.

8. Игнатьева Л. В. Педагогическое сопровождение становление молодых специалистов в образовательных учреждениях СПО / Л. В. Игнатьева // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – № 19.

9. Кларин М. В. Современное наставничество : новые черты традиционной практики в организациях XXI века / М. В. Кларин. // ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика. – 2016. – № 5.

10. Коноваленко К. В. Профессиональная адаптация молодых педагогов к современным условиям дошкольного образовательного учреждения / К. В. Коноваленко // Молодой ученый. – 2013. – № 10.

11. Куренкова Л. А. Адаптация молодого педагога в дошкольной образовательной организации / Л. А. Куренкова // Современная психология и педагогика : проблемы и решения. – 2019. – № 4-20.

12. Полетаева Н. М. Условия профессиональной успешности молодого педагога / Н. М. Полетаева // Текст научной статьи по специальности Науки об образовании. – 2011.

13. Субочева О. Н. Наставничество как фактор эффективности организации / О. Н. Субочева // Общество: социология, психология, педагогика. – 2016. – № 12. – URL : https://cyberleninka.ru/article/n/nastavnichestvo-kak-faktor-effektivnosti-organizatsii.

Публикации по теме:

«Карусель Мелодий» — хоровой коллектив педагогов-единомышленников. Эссе«Карусель Мелодий» — хоровой коллектив педагогов-единомышленников. Эссе В нашем дошкольном образовательном учреждении работают талантливые и разносторонне развитые сотрудники. Мы искали себя в разных видах.

Консультация для педагогов «Технология успешной социализации дошкольников «Клубный час»Консультация для педагогов «Технология успешной социализации дошкольников «Клубный час» Когда в нашем дошкольном образовательном учреждении встал вопрос о выборе технологий эффективной социализации дошкольников, мы заинтересовались.

Консультация для воспитателей «Самообразование педагога как одно из условий развития личности» «Настоящее образование есть только самообразование и что оно начинается, когда человек прощается со всеми школами» Д. И. Писарев Важнейшим.

Опыты как одно из условий ФЭМП дошкольниковОпыты как одно из условий ФЭМП дошкольников «ОПЫТЫ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» Опыт – это преобразование.

Организация социальной терапии детей дошкольного возраста группы риска для успешной социализации личности дошкольниковОрганизация социальной терапии детей дошкольного возраста группы риска для успешной социализации личности дошкольников Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее Стандарт, - это ориентация нового документа на социализацию.

Организация условий для развития слабослышащего ребенка в группе детского садаОрганизация условий для развития слабослышащего ребенка в группе детского сада Организация условий для развития слабослышащего ребенка в группе детского сада. Подготовила воспитатель средней группы Анацкая Людмила.

Фотоотчет о проекте «Региональный компонент как одно из условий развития познавательной активности старших дошкольников»Фотоотчет о проекте «Региональный компонент как одно из условий развития познавательной активности старших дошкольников» Одной из задач патриотического воспитания нашей образовательной программы является приобщение дошкольников к традициям родного края путём.

Презентация «Живые стены», как одно из условий Рппс» Представляю вашему вниманию "живые стены" по оформлению стен в нашей группе. Селестен Френе считал, что благодаря развивающей среде, ребенок.

Создание условий для успешной адаптации детей к детскому садуСоздание условий для успешной адаптации детей к детскому саду Создание условий для успешной адаптации детей к детскому саду. Для успешной социализации детей нужно и то, чтобы дети адаптировались к.

Речевое развитие детей как одно из условий социализации личности и коммуникативных способностей 2 слайд Тема: "Речевое развитие детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи как одно из условий социализации личности и коммуникативных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация наставничества как одно из основных условий успешной интеграции педагогов, вновь принятых в коллектив ДОУ
Опубликовано: 5 мая 2022 в 10:37
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД