Папки-передвижки

Организация познавательно-исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста

Ольга Берестова
Организация познавательно-исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Организация познавательно-исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста

Образовательная система в России стремится воспитать творческих личностей, а потому доминирующей становится концепция личностно- ориентированного образования, которое призвано не научить, а помочь в становлении самобытной и самостоятельной личности. Такие дети смогут реализовывать ценности и собственные цели в жизни. В условиях дошкольных образовательного учреждения реализовать это можно посредством познавательно-исследовательской деятельности, которая основывается на инициативности кадров и передовом педагогическом опыте.

Публикация «Организация познавательно-исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста» размещена в разделах

Познавательно-исследовательская деятельность зарождается в раннем детстве в недрах предметно - манипулятивной деятельности, представляя собой простое, как будто «бесцельное» экспериментирование с вещами, в ходе которого дифференцируется восприятие, возникает простейшая категоризация предметов по цвету, форме, назначению, осваиваются сенсорные эталоны, простые орудийные действия. В период дошкольного детства познавательно-исследовательская деятельность сопровождают игру, продуктивную деятельность, «вплетаясь» в них в виде ориентировочных действий, опробования возможностей любого нового материала.

Присоединяющиеся к действию образ-символ и слово позволяют ребенку перейти от внешнего «действенного» экспериментирования с вещами к вербальному исследовательскому поведению, рассуждению о возможных связях и отношениях вещей.

Становление познавательно-исследовательской деятельности в значительной мере зависит от условий жизни ребенка. Чем полнее и разнообразнее предоставляемый ему материал для исследовательской деятельности, тем более вероятным будет своевременное прохождение этапов развития восприятия, мышления, речи. Наличие соответствующего материала позволит не только поддержать изначально присущую ребенку познавательную направленность, любознательность, не дать ей «засохнуть», но и развить его познавательные интересы.

В работах многих отечественных педагогов говорится о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они сами смогли бы обнаруживать все новые и новые свойства предметов, их сходство и различия, о предоставлении им возможности приобретать знания самостоятельно (Г. М. Лямина, А. П. Усова, Е. А. Панько и др.). Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлении, интересов ребенка. Вместе с тем, будучи не в состоянии справиться с самым простым учебным заданием, они быстро выполняют его, если оно переводится в практическую плоскость или в игру. В связи с этим особый интерес представляет изучение детского экспериментирования.

Каждый из обозначенных типов материала постепенно вводится в арсенал детской деятельности. С возрастом расширяется диапазон материалов, он изменяется от простого к сложному, что в конечном итоге на каждом возрастном этапе создает возможность для полноценной и разнообразной познавательно-исследовательской деятельности.

Наряду с художественным творчеством, танцевальными и музыкальными занятиями, играми, познавательно-исследовательская деятельность является ведущей в детском саду.

Детская исследовательская деятельность реализуется в нескольких видах работ в зависимости от возраста дошкольников. В младшем и среднем

дошкольном возрасте основными видами работ являются: исследовательско- творческие, ролево-игровые и информационно-практические виды. В старшем дошкольном возрасте исследовательская работа состоит из: поиска решений проблемных вопросов и ситуаций; коллекционирования с классификацией и сортировкой предметов; изучения карт для освоения представлений о пространстве и площади, окружающем мире; создания мини-лабораторий; примитивной трудовой деятельности; экскурсий, походов и прогулок.

Целью организации познавательно-исследовательской деятельности в ДОО является развитии у детей исследовательского типа мышления. Педагог предоставляет дошкольникам возможность почувствовать радость, ощутить открытия чего-то нового. С помощью визуального, акустического и сенсорного восприятия дети выявляют качества и свойства предметов, с развитием аналитических умений — устанавливают причинно-следственные связи в окружающей действительности, обобщают и систематизируют накапливаемые знания. Задачи познавательного развития в ДОУ :

развитие интереса к предметам и явлениям окружающего мира; формирование первичных представлений об их свойствах (форме, цвете, размере, структуре, звучности и т. д.);

развитие мыслительных способностей: анализ, сравнение, обобщение, классификация, ориентация во времени и пространстве, установление взаимосвязей;

создание положительной мотивации к самостоятельному поиску нужной информации;

стимулирование и поощрение любознательности, наблюдательности;

формирование и совершенствование навыка работы с различными инструментами, развитие мелкой моторики.

Исследовательская деятельность в ДОУ организуется в следующих формах :

1. Коллективная. Занятие, направленное на развитие исследовательской деятельности, проводится в групповой форме при соблюдении принципов: доступности (каждый воспитанник участвует в процессе исследования, структурности (занятие состоит из постановки проблемы, основной части и подведения итогов, непродолжительности (следует избегать переутомляемости, вводить в ход занятия игровые элементы и физические упражнения).

2. Подгрупповая. Исследовательская работа осуществляется в подгруппах, когда выводы предполагаются после сравнительного анализа нескольких результатов исследования (в какой почве дадут всходы семена — в пресной или солёной, например).

3. Индивидуальная. Воспитатель организует задания по развитию исследовательской деятельности в индивидуальном порядке, если уровень знаний и умений отстаёт от общего в группе (ребёнок переведён из младшей группы или не посещал детский сад ранее, если возможно развить стихийно возникший интерес к изучению чего-либо.

Среди приемов и методов организации познавательно- исследовательской деятельности выделим актуальные для использования в ДОУ:

1. Эвристический метод. Педагогами часто создаются проблемные ситуации в качестве мотивирующего начала занятия: таким образом, возникает ощущение сплоченности группы в поиске решения, активизируются мыслительные способности при анализе сложившейся ситуации. Развитию любознательности, исследовательских и речевых навыков способствуют эвристические беседы, в основе которых лежат вопросы-проблемы. Например, «Почему в тёплое время года ветви деревьев обладают достаточной гибкостью, а в морозы становятся ломкими?»,

«Почему некоторые виды птиц перелётные?». Проведение эвристической беседы требует тщательной подготовки: воспитатель определяет основной проблемный вопрос в соответствии с уровнем знаний детей, подготавливает

дополнительные наводящие и уточняющие вопросы, прогнозирует возможные варианты ответов и реакцию на них. В младших группах длительность беседы, направленной на поиск решения, составляет 10–15 минут, старшие дошкольники способны продуктивно работать в русле эвристического метода дольше. В старшей группе можно провести эвристическую беседу на тему «Зачем нужен режим дня?»

2. Наблюдение. Организованное в помещении или на территории детского сада восприятие предметов и процессов развивает визуальные и аудиальные способности детей. Исследования, проводимые во время прогулок, погружают ребят в мир природы со всем разнообразием зрительных образов, красок, звуков и запахов. Наблюдение является одной из активных практик научно-исследовательской деятельности у дошкольников. В младшей группе дети в игровой форме знакомятся со свойствами воды.

3. Опыты и эксперименты. Наряду с игрой экспериментирование считается ведущей деятельностью дошкольников. Ставя элементарные опыты над предметами (уронить на пол, попытаться разломить, извлечь звук и проч., малыши приобретают сведения об их свойствах. Ребята с удовольствием участвуют в проведении экспериментов над знакомыми веществами, углубляя свои знания: ставят опыты с водой в жидком и твёрдом состоянии, с песком, камнями, глиной, растениями. Начинать проводить опыты нужно с детьми младшей группы, побуждая по достижении старшего дошкольного возраста к желанию самостоятельного экспериментирования. Этот метод научно-исследовательской деятельности развивает у детей наблюдательность, активность, самостоятельность, способствует становлению дружеской атмосферы и сплочённости коллектива. Воспитанники старшего дошкольного возраста способны к самостоятельному проведению опытов

4. Проектная деятельность. Этот вид работы подразумевает совместную исследовательскую активность детей и педагога и, как вариант, родителей. В достижении познавательной цели проекта задействуются не

только мыслительные способности ребёнка, но и творческие навыки. Педагог побуждает к самостоятельному построению хода наблюдений и опытов, лишь при необходимости направляет действия воспитанника.

5. ТРИЗ-технологии. Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) пришла в педагогику из инженерной области и эффективно применяется в работе с детьми младшего возраста и школьниками. Суть ТРИЗ-технологий

— в побуждении ребёнка к самостоятельному построению алгоритма действий для решения возникшей проблемы. Этот метод применяется вне образовательного процесса: «Не работает игрушка? Определи, что случилось. Сломалось колесо, подумай, каким способом можно исправить поломку. Сравни сломанное колесо с теми, что в исправности». В детском саду ТРИЗ- технологии реализуются чаще всего в форме игровых заданий: «Ах, наша кукла Маша-растеряша потеряла чашку, как ей теперь выпить сок? А теперь кукла не может найти зонтик, как ей дойти до бабушки в дождливую погоду?». Этот метод работы способствует развитию аналитического типа мышления.

С целью выявления направленности содержания дошкольного образования на развитие познавательно-исследовательских способностей детей мы провели анализ ряда образовательных программ, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации для детей дошкольного возраста.

Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы», под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, провозглашает направленность на формирование собственной активности ребенка - исследовательской, предметно-манипулятивной, познавательной. Авторами признается важность развивающего эффекта при изучении многих, в том числе и математических, понятий на основе чувственного опыта, «памяти рук и глаз». В результате у ребенка возникает познавательный интерес, развивается эвристическое мышление, речь, сообразительность, расширяется понятийный опыт и самостоятельность [2].

Развитие познавательно-исследовательской деятельности является одной из составляющих сторон познавательного развития.

Она изменяется в зависимости от возраста детей. В младшем дошкольном возрасте это сенсорное развитие, познавательно- исследовательская деятельность и дидактические игры. Начиная со среднего дошкольного возраста к этим направлениям развития добавляется проектная деятельность.

Анализ образовательной программы дошкольного образования

«Детство» (под редакцией Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой) позволяет сделать вывод о том, что «широкое образовательное содержание становится основой для развития любознательности, познавательных способностей, для удовлетворения индивидуальных склонностей и интересов» .

Программа «Детство» большое внимание уделяет развитию исследовательской, экспериментальной деятельности. Но в данной программе нет систематизированных методических разработок по развитию данных навыков при формировании первоначальных математических представлений.

В программе отсутствует четко выделенная познавательно- исследовательская деятельность. Она включена в направление «Первые шаги в математику. Исследуем и экспериментируем».

В младшей группе детей учат:

проявлять интерес к играм и материалам, с которыми можно практически действовать;

освоению простых связей и отношений;

овладению умения воспринимать и обобщать группу предметов по свойствам.

В среднем дошкольном возрасте дети овладевают :

использованием эталонов с целью определения свойств предметов;

сравнением объектов по пространственному расположению;

определением последовательности событий во времени (что сначала, что потом) по картинкам и простым моделям.

К старшему дошкольному возрасту дети должны уметь :

использовать приемы сравнения, упорядочивания и классификации на основе выделения существенных свойств и отношений предметов и объектов;

устанавливать простейшие зависимости между объектами: сохранения и изменения, порядка следования, преобразования, пространственные и временные зависимости.

В программе «Разноцветная планета» (под редакцией Е. А. Хамраевой и И. В. Мальцевой) большое внимание уделяется развитию детей в нерегламентированных видах, способных вызвать заинтересованность и познавательную активность ребенка. Однако, при широких возможностях, представляемых программой, в ней отсутствуют систематизированные и достаточно четко спланированные занятия, и другие виды деятельности.

В этой программе познавательно-исследовательская деятельность включена в направление «Познание. Исследование и конструирование». Программой предусматривается, что:

в среднем дошкольном возрасте у ребенка происходит развитие потребности в исследовании и экспериментировании с предметами, материалами и их свойствами;

в старшем дошкольном возрасте проходит : обучение узнаванию и выделению объекта среди других объектов; развитие умения видоизменять объект в соответствии с поставленной задачей; развитие познавательного интереса к исследованиям и экспериментам путем показа и привлечения ребят к опытам с воздухом, водой, красками, различными природными материалами.

Таким образом, мы можем сказать, что основные образовательные программы включают в себя познавательно-исследовательскую деятельность,

но авторы по разному видят пути ее реализации. Общим является то, что они рекомендуют использовать в образовательном процессе исследовательские методы обучения.

Публикации по теме:

Детское экспериментирование — основа познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста «Детское экспериментирование - основа познавательно - исследовательской деятельности детей дошкольного возраста». Из опыта своей работы.

Отчёт о кружковой работе по познавательно-исследовательской деятельности c детьми старшего дошкольного возрастаОтчёт о кружковой работе по познавательно-исследовательской деятельности c детьми старшего дошкольного возраста Фотоотчёт о кружковой работе по познавательно– исследовательской деятельности. Дети по своей природе исследователи, с радостью и удивлением.

Конспект образовательной познавательно-исследовательской деятельности с детьми 3–4 лет «Где живет Капелька?»Конспект образовательной познавательно-исследовательской деятельности с детьми 3–4 лет «Где живет Капелька?» Вид деятельности: интегрированная (познавательно-исследовательская, игровая) Форма проведения: подгрупповая Образовательные области: «познавательное.

Конспект исследовательской деятельности с детьми младшего дошкольного возраста «Ткань, бумага, вода и воздух»Конспект исследовательской деятельности с детьми младшего дошкольного возраста «Ткань, бумага, вода и воздух» Цель занятия: Способствовать формированию у детей познавательного интереса к предметам окружающего мира через исследовательскую деятельность.

Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Рождение Радуги» для детей старшего дошкольного возрастаКонспект познавательно-исследовательской деятельности «Рождение Радуги» для детей старшего дошкольного возраста Цель: познакомить детей с атмосферным явлением – радугой. Раскрыть причину ее появления (отражение, преломление и разложение солнечного.

Опыт работы «Развитие эколого-познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста»Опыт работы «Развитие эколого-познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста» Опыт работы: «Развитие эколого-познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста». «Природа – это самая.

Организация познавательно-исследовательской деятельности воспитанников раннего возраста Воспитатель 2-й группы раннего возраста: Коротина С. В. С введением Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного.

Перспективный план познавательно-исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста на год Сентябрь «Свойства воды» - познакомить детей со свойствами воды «Вкус воды» - выяснить имеет ли вкус вода «Запах воды» - выяснить имеет.

Опыт работы «Организация самостоятельной исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста»Опыт работы «Организация самостоятельной исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста» (2) Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребёнка, так как оно направлено.

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в познавательно-исследовательской деятельностиСенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в познавательно-исследовательской деятельности Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация познавательно-исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста
Опубликовано: 17 декабря 2021 в 14:58
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Организация познавательно-исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Берестова (УИ 1707284) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД