Александра Владимировна Землянуха
Организация предметно — пространственной развивающей среды в старшем дошкольном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
Правильно организованная развивающая среда позволяет каждому ребенку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и со сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки. В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности, исходя из этого, среду организую так, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом. Размещение оборудования по центрам детского развития позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам. Обязательными в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность, развивающие игры, технические устройства и игрушки. На основе гендерной специфики в группе создала игровые центры, соответствующие интересам мальчиков и девочек.
Публикация «Организация предметно — пространственной развивающей среды в старшем дошкольном возрасте» размещена в разделах
Центр «Сюжетно- ролевой игры»
В группе выделены зоны для сюжетно-ролевых игр – "Больница", "Мой дом, моя семья", "Салон красоты", "Автомастерская". Игровое пространство делиться с учетом гендерного развития.
Атрибуты к играм подбираются так, чтобы создать условия для реализации интересов детей в разных видах игр. Эстетичность и изысканность оформления, современность материалов вызывают у дошкольников желание играть. Подобранный игровой материал позволяет комбинировать различные сюжеты, создавать новые игровые образы. Здесь же уместны игры-драматизации по знакомым сказкам, тем более что для них созданы необходимые условия.
Центр театрализованной деятельности «Играем в сказку»
Имеются виды театров: пальчиковый, настольный, на фланелеграфе, деревянный на дисках, би-ба-бо, напольный, теневой. Также в группе имеется уголок «Ряжение», где дети очень любят надевать разнообразные наряды. Театральные уголки часто пополняются новыми атрибутами, сделанными своими руками.
Центр Безопасности
Создавая развивающую среду в группе, немало внимания я уделяла созданию комфортных условий для развития навыков безопасного поведения детей. В уголке имеется разнообразный материал по правилам безопасного поведения на дорогах, во время пожара: сюжетные иллюстрации, раздаточный и демонстративный материал, игры, папки–передвижки, картотека по ОБЖ, настольно -печатные игры.
Центр «Уголок природы»
В центре природы имеется: календарь погоды, инвентарь за уходом комнатных растений, гербарий, природный материал (шишки, камни, ракушки, стружка дерева) энциклопедии о растительном и животном мире, Лэпбук о насекомых, временах года, настольные игры по экологии, ОБЖ лото.
Центр экспериментирования
«Хочу всё знать!»
В центре экспериментирования имеется: различные емкости для воды и сыпучих, весы, микроскоп, песочные часы, предметы разной величины, веса, формы, кинетический песок, формочки, фасоль. Имеется картотека проведения экспериментов в старшем возрасте, природный материал для проведения экспериментов; знакомство с растениями и животными различных климатических зон, живая и неживая природа и т. д.
Уголок Патриотического воспитания
Создавая условия для реализации задач этой области в группе, уголок разделен на национально – региональный компонент «Мой северный край», так как знакомство с малой родиной необходимо и традиционный –русский компонент «Моя страна Россия». Уголок оснащен символикой, литературой, энциклопедиями, дидактическими играми, поделками и макетами о крайнем Севере и традиционно - русских народных промыслов.
Уголок «Познавательный»
Поступление ребенка в школу важнейший момент в жизни ребенка и их родителей. Плавный переход из условий детского сада в школу, а также поддержать и развивать растущий интерес будущего первоклассника к предстоящему школьному обучению, помогает правильно организованная развивающая среда. В познавательном уголке внесены материалы и оборудование, с помощью которых обогащаются математические представления детей и звуковой культуры речи.
Уголок «Моя любимая книга»
Для того чтобы вызвать и поддержать у детей интерес к чтению художественной литературы, я создала книжный уголок. В нем дети могут познакомиться с детскими писателями и их произведениями, с русским народными сказками, со сказками зарубежных писателей, создать своими руками книжки – малышки, что способствует развитию творческого воображения, а также починить испорченные книжки.
Центр «Физкульт – ура!»
Одной из основополагающих областей развития ребенка является «Физическое развитие». Создавая условия для реализации задач этой области в группе, я делала акцент на охране жизни и укреплении физического и психического здоровья ребенка. Имеются картотеки: комплекс утренней гимнастики, профилактика плоскостопия, подвижных игр, загадки о спорте, наглядные пособия по видам спорта. Имеется спортивный инвентарь, сделанный своими руками.
Уголок «Моё творчество»
Уголок для развития творческих способностей детей и воображения поможет ребенку погрузиться в процесс рисования, лепки, конструирования, моделирования, оригами. Творчество необходимо ребенку для снятия напряжение, получить источник вдохновения от творения, отдохнуть за интересным занятием. Для этого в уголке предусмотрены материалы и оборудование для нетрадиционных способов рисования.
Центр Уединения
Уголок уединения - это мягкий диванчик с подушечками, на котором ребенок пережидает стресс, неприятные эмоции, расслабляется, а затем снова идет навстречу коллективу.
Такой уголок необходим ребенку для психо – эмоциональной разгрузки. Побыть одному бывает иногда интересно.
Стенд для родителей к празднику
На стенде для родителей имеется информация по лексической теме недели «День Защитника Отечества», папка – передвижка «История возникновения праздника» консультация «Роль отца в воспитании детей», игры, конверты со стихами и загадками о военных профессиях, видах войск, пожелания и поздравления мужчинам, поздравительные открытки папам, детские работы танк из пластилина, рисунок Солдат, оригами «самолет», фото зона и украшение к празднику пространства.