Селена Асламова
Организация преемственности воспитательно-образовательного процесса между дошкольным и начальным общим образованием
▼ Скачать + Заказать документы
Организация преемственности воспитательно-образовательного процесса между дошкольным и начальным общим образованием
«Школьное обучение никогда не
начинается с пустого места, а всегда
опирается на определённую стадию
развития, проделанную ребёнком».
Л. С. Выготский. (слайд)
В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования относится организация непрерывности и преемственности дошкольного и начального общего образования.
Публикация «Организация преемственности воспитательно-образовательного процесса между дошкольным и начальным общим образованием» размещена в разделах
Понятие преемственности трактуется как непрерывный процесс развития, воспитания и обучения ребенка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода.
Еще в 1996 году Коллегия Министерства образования РФ зарегистрировала преемственность как главное условие непрерывного образования, а идею приоритета личностного развития – как ведущий принцип преемственности на этапах дошкольного и начального общего образования.
На протяжении 2-х лет МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №25 и МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №15 «Светлячок» города Салаира» ведет работу по преемственности между дошкольным и начальным общим образованием. (в чём преемственность)
В связи с введением с 01.09.2011 Федерального Государственного Образовательного Стандарта (ФГОС) начального общего образования и на основании Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (№273. ФЗ от 29 декабря 2012года, где впервые дошкольное образование выделено как первый уровень общего образования, вышел в свет проект федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Цели стандартов дошкольного и начального общего образования идентичны, это:
обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования;
обеспечение государственных гарантий уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ, их структуре и результатам их освоения;
сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.
Рассматривая содержание ФГОС дошкольного образования и ФГОС начального общего образования, мы видим, что стандарты определяют одинаковые требования:
• к структуре основных образовательных программ;
• к условиям реализации программ;
• к результатам освоения основных образовательных программ как дошкольного, так и начального общего образования.
В настоящее время предъявляются новые более высокие требования к дошкольному образованию, подготовке детей к школьному обучению.
Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения
задают качественно новое представление о том, каким должно быть содержание дошкольного образования и его образовательный результат.
Требования проекта Стандарта дошкольного образования к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социальные и психологические характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования.
Согласно проекту Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, к целевым ориентирам дошкольного образования относятся :
инициативность и самостоятельность дошкольника в разных видах деятельности;
уверенность в своих силах, открытость внешнему миру, положительное отношение к себе и к другим;
умение подчиняться разным правилам и социальным нормам, различать условную и реальную ситуации, в том числе игровую и учебную;
проявление творческих способностей ребёнка в рисовании, придумывании сказок, танцах, пении и т. п. Понимание устной речи и способность выражать свои мысли и желания;
способность контролировать свои движения и управлять ими, обладать развитой потребностью бегать, прыгать, мастерить поделки из различных материалов;
способность к волевым усилиям, следование социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности;
проявление любознательности, умение задавать вопросы. Склонность к наблюдению, экспериментированию. Способность к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных сферах действительности.
Целевые ориентиры выступают базовыми основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования и предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок универсальных учебных действий.
На основании требований стандартов ДО и НОО к результатам освоения основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования, мы составили портреты выпускников дошкольного и начального общего образования.
У нас получилось, что результаты освоения ООП ДО являются составляющими результатов освоения ООП НОО. Например, выпускник ДОУ должен овладеть умениями работать по правилу и образцу, а это не что иное, как базовый компонент регулятивных универсальных учебных действий – умение планировать и умение принимать учебную задачу.
Результаты Выпускник ДОУ
предпосылки Выпускник начальной школы
умение учиться
коммуникативные владеющий средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками
умеющий:
доносить свою позицию до других;
понять другие позиции (взгляды, интересы);
договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать что-то сообща;
владеющий приёмами монологической и диалогической речи
регулятивные способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения;
владеющий универсальными предпосылками учебной деятельности – умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции
умеющий:
определять и формулировать цель деятельности, составлять план действий по решению проблемы (задачи);
осуществлять действия по реализации плана;
соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его
познавательные способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы, адекватные возрасту
умеющий:
извлекать информацию, ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания, делать предварительный отбор источников информации для поиска нового знания, добывать новые знания (информацию) из различных источников и разными способами;
перерабатывать информацию для получения необходимого результата, в том числе и для создания нового продукта;
преобразовывать информацию из одной формы в другую и выбирать
наиболее удобную для себя форму
личностные физически развитый, владеющий основными культурно-гигиеническими навыками;
любознательный, активный;
эмоционально отзывчивый;
имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе способный оценивать ситуации и поступки;
умеющий объяснять смысл своих оценок, мотивов, целей
способный самоопределяться в жизненных ценностях (на словах) и поступать в соответствии с ними, отвечая за свои поступки
В своей работе мы определяем преемственность как целостное развитие личности ребёнка, рассматривая его с двух сторон:
• на дошкольной ступени образования - формирование фундаментальных личностных качеств ребёнка, служащих основой успешного школьного обучения;
• школа же как преемник дошкольной ступени не строит свою работу с нуля, а подхватывает достижения дошкольника и организует педагогическую практику, развивая накопленный им потенциал.
В работу по преемственности в нашем ДОУ включены все участники образовательного процесса, поэтому мы определили следующие направления:
• «» Методическая работа
• «Школа дошколят» (работа с детьми).
• «»Работа с родителями
Методическая работа
Методическая работа предполагает, прежде всего, к преемственности программного обеспечения: «Детский сад 2100» и «Начальная школа 2100», обеспечены методические условия, позволяющие педагогам производить осознанный выбор программно – методического материала.
Совместная деятельность педагогов ДОУ и школы позволяет создать условия для
развития целостной личности ребенка, для формирования у него предпосылок учебной деятельности и эффективного и безболезненного перехода детей из детского сада в начальную школу. Она осуществляется через активные формы.
Проведение выставок педагогических идей, семинаров – практикумов, бесед, совместные педсоветов, дней открытых дверей, психологических и коммуникативных тренингов.
Активные формы методической работы позволяют:
- максимально активизировать имеющиеся у педагогов знания
- создавать благоприятный климат в коллективе
- обеспечить оптимальные условия для обмена опытом.
Системное и целенаправленное применение активных методов позволяет обеспечить организацию преемственности, гарантировать достижение запланированных целей обучения, воспитания и развития.
Создает:
• положительный психологический климат в коллективе,
• мотивацию педагогов в творчестве и инновациях,
• удовлетворенность педагогов собственной деятельностью,
• повышение высокого уровня профессиональной деятельности
Работа с родителями
Важную роль в воспитании положительного отношения к школе играют родители, без тесной взаимосвязи с семьей невозможно строить данную работу. Для этого мы используем активные и интерактивные формы сотрудничества с семьей, которое ведется на протяжении всего учебного года.
Это интеллектуальные ринги детей и родителей, конкурсы семейных талантов, семейные проекты, круглые столы, коммуникативные тренинги.
Также оформляются информационные стенды, папки – передвижки с рекомендациями специалистов ДОУ и учителей, работает родительский клуб «Уроки логопеда», проводятся индивидуальные консультации.
На сайт ДОУ внесены информационные материалы по теме: «Реализация модели взаимодействия образовательных учреждений (детский сад – школа) по разделам:
• Ознакомление специалистов образовательных учреждений и семей воспитанников с программами учреждений;
• Формы и методы работы педагогов в системе взаимодействия, нахождение инновационных методик;
• Осуществление педагогического сотрудничества с семьями воспитанников
• Психологическая готовность к школьному обучению.
Активные формы работы повышают педагогическую компетентность родителей, снимают тревожность в отношении будущего обучения их ребенка, дают возможность понять, что они не одни, есть люди готовые помочь в решении важных для них вопросов обучения детей.
Работа с детьми
Готовность дошкольника к предстоящему обучению выражается в мотивации к учебе, в отношении детей к школе, учителю, предстоящим школьным обязанностям, в способности сознательно управлять своим поведением. С учетом этого важно формировать у детей положительную школьную мотивацию, которая предусматривает:
• заинтересованное отношение к учебе и учебной деятельности;
• наличие социальных мотивов и умение подчиняться школьным требованиям, что в конечном итоге формирует школьную позицию.
Таким образом, необходима целенаправленная работа по воспитанию положительного отношения к школе у детей, через различные виды детской деятельности.
Готовить дошкольников к грядущим переменам, связанным с поступлением в школу, следует в привычных условиях, постепенно вводя новые установки и внося изменения в предметно – развивающую среду в ДОУ.
С детьми проводим беседы о школе, учителях, рассматриваем школьные принадлежности, придумываем загадки о них, разгадываем ребусы. Особую роль отводим игровой деятельности, через развивающие игры и упражнения на развитие памяти, мышления речи, словесные и дидактические на школьную тематику, конструктивные, где первым этапом было строительство школы (приобрели игрушечные парты, портфели, школьные принадлежности, обшили кукол – школьниц) затем организовали сюжетно- ролевую игру «Школа». Это способствовало формированию у будущего первоклассника мотивационной готовности к школьному обучению. Работа с воспитанниками предусматривала экскурсии в школу. Школьную библиотеку, спортивный зал. Будущие первоклассники познакомились, с классом, с историей школы, рассматривали школьные фотографии своих родителей.
Неповторимые эмоции получают дети от совместного взаимодействия со школьниками. Праздники, спортивные мероприятия, концерты, КВНы; музыкально-литературные вечера, совместная социально – значимая деятельность: субботники, акции;
способствуют развитию инициативности. способности к творческому самовыражению, компетентности в различных формах сотрудничества, порождает желание стать школьником.
В заключении хочется сказать, что установление связи и творческого сотрудничества между детьми ДОУ и школы – необходимое условие успешного решения задач преемственности.
Только заинтересованность обеих сторон и родительской общественности позволит по-настоящему решить проблемы дошкольного и начального образования, сделать для ребенка переход из детского сада в начальную школу безболезненным и успешным.