МААМ-картинки

Организация преемственности воспитательно-образовательного процесса между дошкольным и начальным общим образованием

Селена Асламова
Организация преемственности воспитательно-образовательного процесса между дошкольным и начальным общим образованием

Организация преемственности воспитательно-образовательного процесса между дошкольным и начальным общим образованием

«Школьное обучение никогда не

начинается с пустого места, а всегда

опирается на определённую стадию

развития, проделанную ребёнком».

Л. С. Выготский. (слайд)

В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования относится организация непрерывности и преемственности дошкольного и начального общего образования.

Публикация «Организация преемственности воспитательно-образовательного процесса между дошкольным и начальным общим образованием» размещена в разделах

Понятие преемственности трактуется как непрерывный процесс развития, воспитания и обучения ребенка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода.

Еще в 1996 году Коллегия Министерства образования РФ зарегистрировала преемственность как главное условие непрерывного образования, а идею приоритета личностного развития – как ведущий принцип преемственности на этапах дошкольного и начального общего образования.

На протяжении 2-х лет МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №25 и МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №15 «Светлячок» города Салаира» ведет работу по преемственности между дошкольным и начальным общим образованием. (в чём преемственность)

В связи с введением с 01.09.2011 Федерального Государственного Образовательного Стандарта (ФГОС) начального общего образования и на основании Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (№273. ФЗ от 29 декабря 2012года, где впервые дошкольное образование выделено как первый уровень общего образования, вышел в свет проект федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Цели стандартов дошкольного и начального общего образования идентичны, это:

обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования;

обеспечение государственных гарантий уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ, их структуре и результатам их освоения;

сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.

Рассматривая содержание ФГОС дошкольного образования и ФГОС начального общего образования, мы видим, что стандарты определяют одинаковые требования:

• к структуре основных образовательных программ;

• к условиям реализации программ;

• к результатам освоения основных образовательных программ как дошкольного, так и начального общего образования.

В настоящее время предъявляются новые более высокие требования к дошкольному образованию, подготовке детей к школьному обучению.

Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения

задают качественно новое представление о том, каким должно быть содержание дошкольного образования и его образовательный результат.

Требования проекта Стандарта дошкольного образования к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социальные и психологические характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования.

Согласно проекту Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, к целевым ориентирам дошкольного образования относятся :

инициативность и самостоятельность дошкольника в разных видах деятельности;

уверенность в своих силах, открытость внешнему миру, положительное отношение к себе и к другим;

умение подчиняться разным правилам и социальным нормам, различать условную и реальную ситуации, в том числе игровую и учебную;

проявление творческих способностей ребёнка в рисовании, придумывании сказок, танцах, пении и т. п. Понимание устной речи и способность выражать свои мысли и желания;

способность контролировать свои движения и управлять ими, обладать развитой потребностью бегать, прыгать, мастерить поделки из различных материалов;

способность к волевым усилиям, следование социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности;

проявление любознательности, умение задавать вопросы. Склонность к наблюдению, экспериментированию. Способность к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных сферах действительности.

Целевые ориентиры выступают базовыми основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования и предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок универсальных учебных действий.

На основании требований стандартов ДО и НОО к результатам освоения основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования, мы составили портреты выпускников дошкольного и начального общего образования.

У нас получилось, что результаты освоения ООП ДО являются составляющими результатов освоения ООП НОО. Например, выпускник ДОУ должен овладеть умениями работать по правилу и образцу, а это не что иное, как базовый компонент регулятивных универсальных учебных действий – умение планировать и умение принимать учебную задачу.

Результаты Выпускник ДОУ

предпосылки Выпускник начальной школы

умение учиться

коммуникативные владеющий средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками

умеющий:

доносить свою позицию до других;

понять другие позиции (взгляды, интересы);

договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать что-то сообща;

владеющий приёмами монологической и диалогической речи

регулятивные способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения;

владеющий универсальными предпосылками учебной деятельности – умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции

умеющий:

определять и формулировать цель деятельности, составлять план действий по решению проблемы (задачи);

осуществлять действия по реализации плана;

соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его

познавательные способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы, адекватные возрасту

умеющий:

извлекать информацию, ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания, делать предварительный отбор источников информации для поиска нового знания, добывать новые знания (информацию) из различных источников и разными способами;

перерабатывать информацию для получения необходимого результата, в том числе и для создания нового продукта;

преобразовывать информацию из одной формы в другую и выбирать

наиболее удобную для себя форму

личностные физически развитый, владеющий основными культурно-гигиеническими навыками;

любознательный, активный;

эмоционально отзывчивый;

имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе способный оценивать ситуации и поступки;

умеющий объяснять смысл своих оценок, мотивов, целей

способный самоопределяться в жизненных ценностях (на словах) и поступать в соответствии с ними, отвечая за свои поступки

В своей работе мы определяем преемственность как целостное развитие личности ребёнка, рассматривая его с двух сторон:

• на дошкольной ступени образования - формирование фундаментальных личностных качеств ребёнка, служащих основой успешного школьного обучения;

• школа же как преемник дошкольной ступени не строит свою работу с нуля, а подхватывает достижения дошкольника и организует педагогическую практику, развивая накопленный им потенциал.

В работу по преемственности в нашем ДОУ включены все участники образовательного процесса, поэтому мы определили следующие направления:

«» Методическая работа

«Школа дошколят» (работа с детьми).

«»Работа с родителями

Методическая работа

Методическая работа предполагает, прежде всего, к преемственности программного обеспечения: «Детский сад 2100» и «Начальная школа 2100», обеспечены методические условия, позволяющие педагогам производить осознанный выбор программно – методического материала.

Совместная деятельность педагогов ДОУ и школы позволяет создать условия для

развития целостной личности ребенка, для формирования у него предпосылок учебной деятельности и эффективного и безболезненного перехода детей из детского сада в начальную школу. Она осуществляется через активные формы.

Проведение выставок педагогических идей, семинаров – практикумов, бесед, совместные педсоветов, дней открытых дверей, психологических и коммуникативных тренингов.

Активные формы методической работы позволяют:

- максимально активизировать имеющиеся у педагогов знания

- создавать благоприятный климат в коллективе

- обеспечить оптимальные условия для обмена опытом.

Системное и целенаправленное применение активных методов позволяет обеспечить организацию преемственности, гарантировать достижение запланированных целей обучения, воспитания и развития.

Создает:

• положительный психологический климат в коллективе,

• мотивацию педагогов в творчестве и инновациях,

• удовлетворенность педагогов собственной деятельностью,

• повышение высокого уровня профессиональной деятельности

Работа с родителями

Важную роль в воспитании положительного отношения к школе играют родители, без тесной взаимосвязи с семьей невозможно строить данную работу. Для этого мы используем активные и интерактивные формы сотрудничества с семьей, которое ведется на протяжении всего учебного года.

Это интеллектуальные ринги детей и родителей, конкурсы семейных талантов, семейные проекты, круглые столы, коммуникативные тренинги.

Также оформляются информационные стенды, папки – передвижки с рекомендациями специалистов ДОУ и учителей, работает родительский клуб «Уроки логопеда», проводятся индивидуальные консультации.

На сайт ДОУ внесены информационные материалы по теме: «Реализация модели взаимодействия образовательных учреждений (детский сад – школа) по разделам:

• Ознакомление специалистов образовательных учреждений и семей воспитанников с программами учреждений;

• Формы и методы работы педагогов в системе взаимодействия, нахождение инновационных методик;

• Осуществление педагогического сотрудничества с семьями воспитанников

• Психологическая готовность к школьному обучению.

Активные формы работы повышают педагогическую компетентность родителей, снимают тревожность в отношении будущего обучения их ребенка, дают возможность понять, что они не одни, есть люди готовые помочь в решении важных для них вопросов обучения детей.

Работа с детьми

Готовность дошкольника к предстоящему обучению выражается в мотивации к учебе, в отношении детей к школе, учителю, предстоящим школьным обязанностям, в способности сознательно управлять своим поведением. С учетом этого важно формировать у детей положительную школьную мотивацию, которая предусматривает:

• заинтересованное отношение к учебе и учебной деятельности;

• наличие социальных мотивов и умение подчиняться школьным требованиям, что в конечном итоге формирует школьную позицию.

Таким образом, необходима целенаправленная работа по воспитанию положительного отношения к школе у детей, через различные виды детской деятельности.

Готовить дошкольников к грядущим переменам, связанным с поступлением в школу, следует в привычных условиях, постепенно вводя новые установки и внося изменения в предметно – развивающую среду в ДОУ.

С детьми проводим беседы о школе, учителях, рассматриваем школьные принадлежности, придумываем загадки о них, разгадываем ребусы. Особую роль отводим игровой деятельности, через развивающие игры и упражнения на развитие памяти, мышления речи, словесные и дидактические на школьную тематику, конструктивные, где первым этапом было строительство школы (приобрели игрушечные парты, портфели, школьные принадлежности, обшили кукол – школьниц) затем организовали сюжетно- ролевую игру «Школа». Это способствовало формированию у будущего первоклассника мотивационной готовности к школьному обучению. Работа с воспитанниками предусматривала экскурсии в школу. Школьную библиотеку, спортивный зал. Будущие первоклассники познакомились, с классом, с историей школы, рассматривали школьные фотографии своих родителей.

Неповторимые эмоции получают дети от совместного взаимодействия со школьниками. Праздники, спортивные мероприятия, концерты, КВНы; музыкально-литературные вечера, совместная социально – значимая деятельность: субботники, акции;

способствуют развитию инициативности. способности к творческому самовыражению, компетентности в различных формах сотрудничества, порождает желание стать школьником.

В заключении хочется сказать, что установление связи и творческого сотрудничества между детьми ДОУ и школы – необходимое условие успешного решения задач преемственности.

Только заинтересованность обеих сторон и родительской общественности позволит по-настоящему решить проблемы дошкольного и начального образования, сделать для ребенка переход из детского сада в начальную школу безболезненным и успешным.

Прикреплённые файлы:

nasha-prezentacija_er5d7.pptx | 11569,58 Кб
 
Публикации по теме:

Методическая работа в ДОУ по обеспечению преемственности между дошкольным и школьным образованием От того, как будет чувствовать себя ребёнок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь дальнейший.

Модель воспитательно-образовательного процесса в подготовительной группе Понедельник УТРО 7.00-7.05 Коммуникативная. Приём детей на свежем воздухе. Взаимодействие с родителями. 7.05-7.25 Коммуникативная. Общение.

Организация психолого-педагогического сопровождения воспитательно-образовательного процесса ДОУ Целью работы педагога-психолога в 2014-2015 учебном году являлось: обеспечить безопасность и сохранение психологического здоровья детей.

План психологического сопровождения воспитательно-образовательного процесса МБДОУ План психологического сопровождения воспитательно-образовательного процесса МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №189» педагога-психолога:.

Планирование воспитательно-образовательного процесса в подготовительной к школе группе на 1 день .

Проектирование воспитательно-образовательного процесса во второй младшей группе Проектирование воспитательно-образовательного процесса гр. «Чиполино» Тема недели: «Труд людей весной» Месяц АПРЕЛЬ период с 04.04 по.

Психологическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса в ДОУ Психологическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса в ДОУ, как технология сбережения психического здоровья дошкольников.

Районное методическое объединение по преемственности между дошкольным и начальным уровнями образованияРайонное методическое объединение по преемственности между дошкольным и начальным уровнями образования «…Школа не должна вносить резкой перемены в жизнь детей. Пусть, став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера… Пусть.

Самоанализ воспитательно-образовательного процесса с детьми Общая характеристика группы В группе «Б» ОН всего 23 человека, из них 13 мальчиков и 10 девочек. Возраст детей от 5 до 6 лет. Большая.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация преемственности воспитательно-образовательного процесса между дошкольным и начальным общим образованием
Опубликовано: 26 сентября 2016 в 08:00
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД