Получи документы

Организация прогулки как условие развития диалогической речи у детей раннего возраста в ДОУ в контексте ФГОС

Анна Божога
Организация прогулки как условие развития диалогической речи у детей раннего возраста в ДОУ в контексте ФГОС

Организация прогулки как условие развития диалогической речи у детей раннего возраста в ДОУ в контексте ФГОС» (сл. 1)

Развитие речи дошкольников в настоящее время является одной из приоритетных задач, стоящих перед ДОУ, так как современное общество предъявляет высокие требования к коммуникативной деятельности личности. От качества речи, умения пользоваться ею в повседневной жизни, в игре и совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, во многом зависит успешность деятельности самого ребенка, его принятие другими детьми и в целом статус в детском коллективе.

Публикация «Организация прогулки как условие развития диалогической речи у детей раннего возраста в ДОУ в контексте ФГОС» размещена в разделах

В раннем возрасте данная задача приобретает особое значение, так как этот период дошкольного детства является особенно благоприятным для развития речи ребенка. С года до трех лет происходит бурное развитие всех психических процессов и, в частности, речи и отдельных ее компонентов - звуковой культуры, грамматики и словаря. (сл. 2)

Основной целью речевого развития является : формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа.

В соответствии с ФГОС дошкольного образования целевые ориентиры речевого развития детей раннего возраста следующие :

— владеет активной речью, включенной в общение;

— может обращаться с вопросами и просьбами;

— понимает речь взрослых;

— знает названия окружающих предметов и игрушек;

— стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях;

— проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки;

— эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства. (сл. 3)

Развитие диалогической речи играет ведущую роль в процессе речевого развития ребенка и занимает центральное место в общей системе работы по развитию речи в детском саду. Очень много в развитии наблюдательности, мышления и речи дает ребенку прогулка. Вот почему на прогулке надо обязательно говорить с ребенком, называя, поясняя тот или иной предмет или явление, а также вызывать детей на разговор.

Моя задача как педагога — создавать условия для такого типа общения, в процессе которого ребенок будет выполнять различные движения, действия, побуждающие его к диалогу. (сл. 4)

Диалог — сложная форма социального взаимодействия. Овладение связной диалогической речью – одна из главных задач речевого развития дошкольников. Ее успешное решение зависит от многих условий (речевой среды, социального окружения, семейного благополучия, индивидуальных особенностей личности, познавательной активности ребенка и т. п., которые необходимо учитывать в процессе целенаправленного речевого воспитания.

Построение образовательного процесса я основываю на адекватных возрасту формах работы с детьми (основные формы работы вы можете увидеть на слайде).

• Беседы во время наблюдений;

• Совместное рассказывание;

• Подвижные игры;

Развивающие игры на развитие диалогической речи;

• Сюжетно-ролевые игры;

• Трудовая деятельность.

В работе с детьми раннего возраста использую преимущественно игровые, сюжетные и интегрированные формы образовательной деятельности. Обучение происходит опосредованно, в процессе увлекательной для малышей деятельности. (сл. 5)

Прогулка – очень важный режимный момент жизнедеятельности детей в ДОУ.

Организация прогулки является важным условием развития диалогического общения у детей раннего возраста. Диалог пронизывает все структурные компоненты прогулки и начинается с первых минут подготовки к прогулке.

Основным методом формирования диалогической речи является беседа (организованный разговор педагога со всей группой детей, посвященный одному какому-либо вопросу). Это наиболее распространенная, общедоступная и универсальная форма речевого общения с детьми. Беседы оказывают большое влияние на всю разнообразную деятельность детей и их поведение. Беседы на природоведческие темы уточняют и закрепляют представления детей о временах года, о животных, растениях, о труде людей. (сл. 6)

На прогулке диалогическую беседу я применяю во время наблюдения.

В беседе я:

1) уточняю и упорядочиваю опыт детей, т. е. те представления и знания о жизни людей и природы, которые дети приобрели во время наблюдений под моим руководством и в разнообразной деятельности в семье и в детском саду;

2) воспитываю у детей правильное отношение к окружающему;

3) приучаю детей целеустремленно и последовательно мыслить, не отвлекаясь от темы беседы;

4) учу просто и понятно излагать свои мысли.

Кроме того, во время беседы у детей формируется устойчивое внимание, умение слушать и понимать речь других, сдерживать непосредственное желание сразу отвечать на вопрос, не подождав вызова, привычку говорить достаточно громко и отчетливо, чтобы все слышали. (сл. 7)

Помимо беседы я применяю метод рассказывание - совместное словесное творчество как метод развития диалогической речи. Этот метод заключается в следующем: я начинаю предложение, а ребенок его завершает. Получается своеобразный диалог. Такие рассказы мы составляем по потешкам и чистоговоркам. Например: «Кисонька-мурысонька», «Наши уточки с утра…» и т. д. (сл. 8)

Но не только наблюдениями и беседами я наполняю прогулку. Следует предоставлять ребёнку возможность как можно больше двигаться, задействуя разные виды движений. Лучше всего с этой задачей справятся разнообразные подвижные игры. В ходе игры ребёнок учится слушать слова, воспроизводить их и правильно на них реагировать, выполнять правила игры, действовать по сигналу. Они учатся диалоговой речи, когда не просто повторяют за мной, а отвечают мне. (сл. 9)

Огромную роль в развитие диалогической речи играют игры, игровые упражнения, которые я включаю в прогулку. С помощью таких развивающих игр и упражнений, я пополняю словарный запас детей, развиваю познавательный интерес к окружающему миру, способствую речевой самостоятельности и активности. Например: «Кто спрятался от нас?», «Экскурсия на прогулке», «Какой. ?», «Что может делать?» (сл. 10)

Я стараюсь, чтобы каждый малыш легко и свободно вступал в общение со взрослыми и сверстниками. Помогает решить эту проблему сюжетно-ролевая игра. Ведь в процессе игры ребенок проговаривает слова за себя, за игрушку. Таким образом ребенок вступает в диалог. (сл. 11)

Я учу детей выражать просьбы и желания словом, отвечать на некоторые вопросы взрослых (Кто это? Что делает? Какой? Какая). Развиваю инициативную речь ребенка, побуждаю его обращаться к взрослому и детям по различным поводам, формирую умение задавать вопросы. (сл. 12)

Важным структурным компонентом прогулки является выполнение детьми посильных трудовых действий. Малыши охотно откликаются на предложение принять участие в совместных трудовых действиях. Детям интересно чувствовать себя соучастниками увлекательных дел. В процессе выполнения действий завязывается диалог, обогащается речь, память, внимание, воображение, фантазия. (сл. 13)

Ценность прогулок для речи детей заключается в том, что речевые ситуации, во время которых активно обогащается словарный запас малыша, возникают совершенно естественно, по мере того, как тот или иной предмет попадает в поле зрения ребенка.

Таким образом, правильная организация и проведение прогулки способствует не только укреплению здоровья и развитию двигательной активности детей, но и является самым действенным средством развития диалогической речи ребенка раннего возраста. (сл. 14)

Публикации по теме:

Медиапособие как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста в контексте реализации ФГОСМедиапособие как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста в контексте реализации ФГОС Ф. И. О педагога -Никифорова Алина Исаевна, первая категория. Место работы: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение.

Фотоотчет «Организация семейных творческих выставок в ДОУ как условие художественно-эстетического развития детей»Фотоотчет «Организация семейных творческих выставок в ДОУ как условие художественно-эстетического развития детей» Организация семейных творческих выставок в ДОУ как условие художественно – эстетического развития детей. Художественно – эстетическое развитие.

Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 1)Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 1) Проанализировав свою работу с дошкольниками, столкнулась с недостаточностью сформированностью речи у детей дошкольного возраста; недостаточный.

Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 2)Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 2) Театрализованная деятельность при правильной её организации – эффективное средство коррекции речевых нарушений на этапе автоматизации.

Консультация для воспитателей «Организация предметно-развивающей среды для развития речи детей раннего возраста»Консультация для воспитателей «Организация предметно-развивающей среды для развития речи детей раннего возраста» «Организация предметно-развивающей среды для развития речи детей раннего возраста» - консультация для педагогов дошкольного образования.

Организация предметно-пространственной развивающей среды как условие социально-коммуникативного развития детей Проект : Организация предметно-пространственной развивающей среды для детей дошкольного возраста, как условие социально-коммуникативного.

Предметная среда, как средство развития речи у детей раннего возраста. Предметная среда, как средство развития речи у детей раннего возраста. «В пустых стенах ребенок не заговорит» - заметила в свое время.

Презентация «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста»Презентация «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» Здравствуйте уважаемые коллеги! Хочу представить Вашему вниманию презентацию на тему: «Пальчиковый театр, как средство развития связной.

Сюжетно-ролевая игра «Телефонный разговор» как средство развития диалогической речиСюжетно-ролевая игра «Телефонный разговор» как средство развития диалогической речи . Авторы Рублева Г. Л, Ишкинина Р. Ф Роль сюжетно-ролевой игры в жизни дошкольников, несомненно, велика. Ребенок в ней «проживает» взрослую.

Театрализованная игра как средство развития связной диалогической речи у детей дошкольного возрастаТеатрализованная игра как средство развития связной диалогической речи у детей дошкольного возраста Актуальность Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Театрализованные игры являются одним из эффективных средств.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация прогулки как условие развития диалогической речи у детей раннего возраста в ДОУ в контексте ФГОС
Опубликовано: 26 ноября 2020 в 09:28
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД