Бологова Анна Алексеевна
Организация развивающей предметно-пространственной среды речевого развития детей
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание Программы ДОО должно отражать следующие аспекты
образовательной среды для ребенка дошкольного возраста (п. 2.8 ФГОС ДО) :
1) предметно-пространственная развивающая образовательная среда;
2) характер взаимодействия со взрослыми;
3) характер взаимодействия с другими детьми;
4) система отношений ребенка к миру, к другим людям, к себе самому.
В соответствии с ФГОС ДО развивающая предметно-пространственная
Публикация «Организация развивающей предметно-пространственной среды речевого развития детей» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой,
полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
1) Насыщенность среды должна соответствовать возрастным
возможностям детей и содержанию Программы.
Образовательное пространство должно быть оснащено средствами
обучения и воспитания (в том числе техническими, соответствующими
материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным
оборудованием, инвентарем.
Организация образовательного пространства и разнообразие
материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны
обеспечивать:
- игровую, познавательную, исследовательскую и творческую
активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям
материалами (в том числе с песком и водой);
- двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой
моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
- эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-
пространственным окружением;
- возможность самовыражения детей.
2) Трансформируемость пространства предполагает возможность
изменений предметно-пространственной среды в зависимости от
образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и
возможностей детей.
Принцип трансформируемости среды связан с ее
полифункциональностью - это возможность изменений, позволяющих, по
ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства (в
отличие от монофункционального зонирования, жестко закрепляющего
функции за определенным пространством)
3) Полифункциональность материалов предполагает :
возможность разнообразного использования различных составляющих
предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм
и т. д. ; наличие в Организации или группе полифункциональных (не
обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том
числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах
детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской
игре).
Многие материалы полифункциональны - они могут использоваться и
для игровой, и для познавательной, и для конструктивной деятельности.
Предметно-пространственная среда должна открывать много возможностей
для совместной деятельности взрослого с детьми и самостоятельной детской
активности, обеспечивать все составляющие образовательного процесса, и в
этом смысле должна быть многофункциональной.
4) Вариативность среды предполагает :
наличие в группе различных пространств (для игры,
конструирования и пр., а также разнообразных материалов, игр, игрушек и
оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическую
сменяемость игрового материала.
5) Доступность среды предполагает :
доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными
возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где
осуществляется образовательная деятельность; свободный доступ детей, в том
числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам,
материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской
активности; исправность и сохранность материалов и оборудования.
6) Безопасность предметно-пространственной среды предполагает
соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и
безопасности их использования.
Организация развивающей среды в группе с учетом ФГОС строится таким
образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать
индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов,
уровня активности.
Содержательной базой образовательного процесса должны быть
созвучные дошкольнику основные виды деятельности или культурные
практики, которые вносит в его жизнь партнер-взрослый и которые затем
реализуются в свободной деятельности ребенка - индивидуально или
совместно с другими детьми. Все культурные практики (игровая,
продуктивная, познавательно-исследовательская и др.) должны иметь
подкрепление в предметной среде.
Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребенок
имел возможность свободно заниматься любимым делом. Размещение
оборудования по секторам (центрам развития) позволяет детям объединиться
подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование, ручной труд,
театрально-игровая деятельность.
Создавая речевую среду необходимо помнить :
- среда должна выполнять образовательную, развивающую,
воспитывающую, стимулирующую, организованную функции. Но самое
главное – она должна работать на развитие самостоятельности и
самодеятельности ребенка;
- необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда
должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка;
- форма и дизайн предметов ориентирована на возраст детей и др.
Организуя развивающую предметную среду в групповом помещении
необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели их
здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень
общего и речевого развития, а также показатели эмоционально -
потребностной сферы.
При создании развивающего речевого пространства в групповом
помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.
Среда группы должна меняться в зависимости от возрастных
особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.
Следует учесть в группе специально организованные места для
рассматривания и чтения, соответствующих возрасту книг. Центры книги
следует размещать вдали от активных видов деятельности детей, чтобы не
мешать детям, сосредоточиться при рассматривании книг или иллюстраций.
Детям необходимо организовать доступ к разнообразной детской
литературе, в том числе и в других центрах активности (например, в центре
науки добавить энциклопедии).Хорошая детская книга может развить в ребенке любовь к чтению.
Однако неправильно подобранная книга может стать причиной того, что
ребенок навсегда потеряет интерес к литературе.
В оформлении пространства необходимы дополнительные материалы,
например, репродукции картин, рассказы в картинках, мнемотаблицы,
мнемодорожки, плакаты и картины, детские журналы, аудиозаписи рассказов
и песен, кукольный театр, сделанные руками взрослых и детей, например,
«книжки-малышки», а также распечатки (если воспитатель читает детям,
когда они не имеют возможности рассматривать то, что читают, игровые
лепбук - трансформеры и др.
В центре книги расположена специальная литература для читающих
детей. Книги должны быть подобраны с крупным шрифтом и простым
текстом.