Наталья Серова
Основная образовательная программа дошкольного образования
▼ Скачать + Заказать документы
(ООП ДО МБДОУ «Детский сад №5»
ВВЕДЕНИЕ
Основная образовательная программа для детей дошкольного возраста (далее – Программа) МБДОУ «Детский сад №5» (далее ОО) разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее – Стандарт, приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155, примерной основной образовательной программой дошкольного образования от 20 мая 2015 г. № 2/15 (далее – Примерная программа, на основе анализа деятельности ОО, положений фундаментальных исследований отечественной научной психолого-педагогической и физиологической школы о закономерностях развития ребенка дошкольного возраста, практических разработок и методических рекомендаций в области современного дошкольного образования, иных нормативных правовых актов, регулирующих деятельность системы дошкольного образования.
Публикация «Основная образовательная программа дошкольного образования» размещена в разделах
- Основная образовательная программа ДОУ
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2016
Обязательная часть Программы обеспечивается комплексной программой «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. (1)
Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений, представлена парциальными программами :
«С физкультурой дружить – здоровым быть!», М. Д. Маханева, М. : Сфера, 2009 (2) – вопросы закаливания и питания;
«Приобщение детей к истокам русской народной культуры», О. Л. Князева, М. Д. Маханева, Санкт-Петербург, «Детство-Пресс», 2014 (3) – формирование у детей представлений о малой Родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках;
«Экология в детском саду и начальной школе», М. Д. Маханева, ТЦ Сфера, М., 2014 (4) –формирование у детей 4-7 лет представлений о мире природы;
«Подготовка к обучению грамоте детей 4-5 лет», М. Д. Маханева, ТЦ Сфера, М. ,2012, «Обучение грамоте детей 5-7 лет» М. Д. Маханева, Н. А. Гоголева, Л. В. Цыбирева, ТЦ Сфера, М., 2014(5, «Я учу звуки и буквы. Рабочая тетрадь для детей 5-7 лет», Гоголева Н. А., Цыбирева Л. В., ТЦ Сфера, 2010(6) – формирование у детей 4-7 лет звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте;
«Я, ТЫ, МЫ. Социально-эмоциональное развитие детей от 3 до 6 лет», Князева О. Л., Стеркина Р. Б., М. : Просвещение, 2004(7) – вопросы социально-эмоционального развития детей;
«Взаимодействие семьи и ДОУ», Н. А. Кочетова, И. А. Желтикова, М. А. Тверитина, Учитель, 2014 (8).
Примечание. Расчет процентного содержания обязательной части ООП и парциальных программ проводился следующим образом :
Всего задач по образовательным областям в соответствии со Стандартом – 39.
Из них за счет комплексной программы решается 29 задач, что составляет 74 % от ООП.
Соответственно, за счет части Программы, формируемой участниками образовательных отношений, решается 10 задач, т. е. 26 %.
Содержание Программы в соответствии с требованиями Стандарта включает три основных раздела – целевой, содержательный и организационный.
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка
Цель и задачи Программы
Целью Программы является проектирование социальных ситуаций развития ребенка и развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающих позитивную социализацию, мотивацию и поддержку индивидуальности детей через общение, игру, познавательно-исследовательскую деятельность и другие формы активности.
Задачи реализации Программы (Стандарт п. 1.6.)
Принципы и подходы к формированию Программы
Программа построена на следующих принципах:
поддержка разнообразия детства;
сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека;
позитивная социализация ребенка;
личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей, педагогических и иных работников ОО) и детей;
реализация Программы в формах, специфических для детей дошкольного возраста, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка;
содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
сотрудничество ОО с семьей;
сетевое взаимодействие с организациями социализации, образования, охраны здоровья и другими партнерами, которые могут внести вклад в развитие и образование детей, а также использование ресурсов местного сообщества и вариативных программ дополнительного образования детей для обогащения детского развития;
индивидуализация дошкольного образования;
возрастная адекватность образования;
развивающее вариативное образование;
полнота содержания и интеграция отдельных образовательных областей.
Значимые для разработки и реализации Программы характеристики :
Характеристика здания ОО и участков
ОО представляет собой встроенное в жилое семиэтажное здание помещение, занимающее 2 нижних этажа, общей площадью 1599,8 кв. м. Здание соответствует санитарным и гигиеническим нормам, обеспечивающим охрану здоровья воспитанников и персонала, оборудовано и оснащено для реализации образовательных дошкольных программ необходимыми помещениями (групповыми комнатами, спальнями и туалетными комнатами, музыкальным и спортивным залами, мини-театром, интерактивным классом, кабинетом психолога, медицинским кабинетом от поликлиники № 22).
Территория ОО ограждена забором, благоустроена и хорошо озеленена: разбиты клумбы, цветники; для каждой группы имеются прогулочные веранды, спортивная площадка. Недостатком ОО являются маленькие прогулочные участки площадью 30 кв. м.
Характеристика контингента детей ОО
На 1 сентября 2015 года в ОО общее количество групп: 4 дошкольного возраста общеразвивающей направленности.
В соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами для дошкольной образовательной организации (СанПиН 2.4.1.3049-13 от 15.05.2013 № 26) «количество детей в группах дошкольной образовательной организации общеразвивающей направленности определяется исходя из расчета площади групповой (игровой) комнаты – для групп дошкольного возраста (от 3 до 7 лет) – не менее 2,0 метров квадратных на одного ребенка, фактически находящегося в группе».
ОО работает в режиме пятидневной рабочей недели в условиях 12 часового пребывания обучающихся с 7: 00 до 19:00.
Характеристика возрастных особенностей развития детей дошкольного возраста
[1; 95-104]
Характеристика педагогических кадров
Педагогов – 11 человек.
Средний возраст педагогического состава – 39 лет.
По результатам аттестации 1 педагог имеет высшую, 3 – первую квалификационные категории.
1. 2 Планируемые результаты: целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования (Стандарт п. 4.6)
Оценивание качества, т. е. оценивание соответствия образовательной деятельности, реализуемой ОО, заданным требованиям Стандарта и Программы в ОО направлено в первую очередь на оценивание созданных ОО условий в процессе образовательной деятельности.
Результаты оценивания качества образовательной деятельности формируют доказательную основу для изменений ООП, корректировки образовательного процесса и условий образовательной деятельности.
Результатом освоения воспитанниками содержания ООП ОО является достижение ими необходимого и достаточного уровня готовности к освоению основных общеобразовательных программ начального общего образования. Оценка результатов освоения ООП ОО осуществляется с целью оптимального проектирования образовательного процесса дошкольного образовательного учреждения.
Для внесения сведений о ребенке, обучающемся по ООП ОО разработан «Маршрут индивидуального развития ребенка» (Приложение 1)
Маршрут индивидуального развития ребенка позволяет отследить развитие дошкольника и выявить проблемные точки в образовательном процессе, требующие участия взрослого, осуществить преемственность между дошкольным и начальным общим образованием и способствовать поддержке у родителей позитивного отношения к исполнению своих обязанностей, как участников образовательного процесса в условиях реализации закона РФ «Об образовании» и Стандарта.
Важную роль в системе оценки качества образовательной деятельности играют также семьи воспитанников и другие субъекты образовательных отношений, участвующие в оценивании образовательной деятельности ОО, предоставляя обратную связь о качестве образовательных процессов ОО.
Оценка деятельности ОО семьей
Удовлетворительно Неудовлетворительно
Количество % состав Количество % состав
Оценка работы ОО 92 90% 9 9%
Оценка отношения педагогов ОО к ребенку 98 96% 4 4%
Диаграмма 7 – Оценка деятельности ОО семьей
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
2.1. 1. Физическое развитие
Как приложение к комплексной программе «От рождения до школы» (1, в данной образовательной области используются следующие методические пособия:
«Физическая культура в детском саду: Вторая младшая группа», Л. И. Пензулаева, М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014 (1.1);
«Физическая культура в детском саду: Средняя группа», Л. И. Пензулаева, М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014 (1.2);
«Физическая культура в детском саду: Старшая группа», Л. И. Пензулаева, М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014 (1.3);
«Физическая культура в детском саду: Подготовительная к школе группа», Л. И. Пензулаева, М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014(1.4);
«Малоподвижные игры и игровые упражнения. Для занятий с детьми 3-7 лет», Борисова М. М., М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014(1.5);
«Оздоровительная гимнастика: Комплексы упражнений для детей 3-7 лет», Пензулаева Л. И., М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014(1.6);
«Сборник подвижных игр», Степаненкова Э. Я, М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014(1.7).
Дополнительно к комплексной программе используется парциальная программа :
«С физкультурой дружить-здоровым быть!», М. Д. Маханева, ТЦ Сфера, 2014(2) – вопросы закаливания и питания.
2.1.2. Познавательное развитие
Как приложение к комплексной программе «От рождения до школы» (1) в данной образовательной области используются следующие методические пособия:
«Развитие познавательных способностей дошкольников. Для занятий с детьми 4-7 лет.», Е. Е. Крашенинников, О. Л. Холодова, М. :МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015(1.5);
«Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Для работы с детьми 4-7 лет.», Н. Е. Веракса, О. Р. Галимов, М. :МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2015(1.6);
«Развитие творческого мышления. Работаем по сказке», О. А. Шиян, М. :МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015(1.7);
«Ознакомление с предметным и социальным окружением. Вторая младшая группа», О. В. Дыбина, М. :МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014(1.8);
«Ознакомление с предметным и социальным окружением. Средняя группа», О. В. Дыбина, М. :МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015(1.9);
«Ознакомление с предметным и социальным окружением. Старшая группа», О. В. Дыбина, М. :МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015(1.10);
«Ознакомление с предметным и социальным окружением. Подготовительная к школе группа», О. В. Дыбина, М. :МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015(1.11);
«Конструирование из строительного материала. Средняя группа», Л. В. Куцакова, М. :МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015(1.12);
«Конструирование из строительного материала. Старшая группа», Л. В. Куцакова, М. :МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015(1.13);
«Конструирование из строительного материала. Подготовительная к школе группа», Л. В. Куцакова, М. :МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015(1.14);
«Формирование элементарных математических представлений. Вторая младшая группа», И. А. Помораева, В. А. Позина, М. :МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015(1.15);
«Формирование элементарных математических представлений. Средняя группа», И. А. Помораева, В. А. Позина, М. :МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015(1.16);
«Формирование элементарных математических представлений. Старшая группа», И. А. Помораева, В. А. Позина, М. :МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015(1.17);
«Формирование элементарных математических представлений. Подготовительная к школе группа», И. А. Помораева, В. А. Позина, М. :МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015(1.18);
«Проектная деятельность дошкольников. Для занятий с детьми 5-7 лет», Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса, М. :МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014(1.19);
«Ознакомление с природой в детском саду. Младшая группа»,О. А. Соломенникова, М. :МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016(1.20).
Дополнительно к комплексной программе используются парциальные программы :
«Приобщение детей к истокам русской народной культуры», О. Л. Князева, М. Д. Маханева, Санкт- Петербург, «Детство-Пресс», 2015(3);
«Экология в детском саду и начальной школе», М. Д. Маханева, М. : ТЦ Сфера, 2009(4).
2.1.3. Речевое развитие
Как приложение к комплексной программе «От рождения до школы»(1) в данной образовательной области используются следующие методические пособия:
«Развитие речи в детском саду. Вторая младшая группа», В. В. Гербова, М. :МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015(1.21);
«Развитие речи в детском саду. Средняя группа», В. В. Гербова, М. :МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015(1.22);
«Развитие речи в детском саду. Старшая группа», В. В. Гербова, М. :МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015(1.23);
«Развитие речи в детском саду. Подготовительная к школе группа», В. В. Гербова, М. :МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015(1.24).
Дополнительно к комплексной программе используются парциальные программы :
«Подготовка к обучению грамоте детей 4-5 лет», М. Д. Маханева, ТЦ Сфера,2014(5);
«Обучение грамоте детей 5-7 лет», М. Д. Маханева, Н. А. Гоголева, Л. В. Цыбирева, ТЦ Сфера, 2010(6);
«Я учу звуки и буквы. Рабочая тетрадь для детей 5-7 лет», Гоголева Н. А., Цыбирева Л. В., ТЦ Сфера, 2010(7).
2.1.4. Художественно-эстетическое развитие
Как приложение к комплексной программе «От рождения до школы»(1) в данной образовательной области используются следующие методические пособия:
«Изобразительная деятельность в детском саду. Вторая младшая группа», Комарова Т. С., М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014(1.25);
«Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа», Комарова Т. С., М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014(1.26);
«Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа», Комарова Т. С., М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014(1.27);
«Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная к школе группа», Комарова Т. С., М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014(1.28);
«Интеграция в воспитательно- образовательной работе детского сада. Для занятий с детьми 2-7 лет», Комарова Т. С. ,М. :МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014(1.29);
«Развитие художественных способностей дошкольников», Комарова Т. С., М. :МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015(1.30)
2.1.5. Социально-коммуникативное развитие
Как приложение к комплексной программе «От рождения до школы»(1) в данной образовательной области используются следующие методические пособия:
«Развитие игровой деятельности. Младшая группа», Губанова Н. Ф., М. :МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016(1.31);
«Развитие игровой деятельности. Средняя группа», Губанова Н. Ф., М. :МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014(1.32);
«Развитие игровой деятельности. Старшая группа», Губанова Н. Ф., М. :МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014(1.33);
«Развитие игровой деятельности. Подготовительная к школе группа», Губанова Н. Ф., М. :МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014(1.34);
«Игровая деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 2-7 лет», Губанова Н. Ф., М. :МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015(1.34.1)
«Трудовое воспитание в детском саду. Для занятий с детьми 3-7 лет», Куцакова Л. В., М. :МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015(1.35);
«Формирование основ безопасности у дошкольников», Белая К. Ю., М. :МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014(1.36);
«Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения. Для занятий с детьми 3-7 лет», Саулина Т. Ф. ,М. :МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015(1.37);
«Социально-нравственное воспитание дошкольников. Для занятий с детьми 3-7 лет», Р. С. Буре, М. :МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014(1.38).
Дополнительно к комплексной программе используется парциальная программа :
«Я, ТЫ, МЫ. Социально-эмоциональное развитие детей от 3 до 6 лет», Князева О. Л., Стеркина Р. Б., М. :Просвещение, 2004(7).
2.2 Формы, способы, методы и средства реализации Программы
Вариативные формы, способы, методы и средства реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов
Воспитательно-образовательный процесс может быть условно подразделен на:
образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, художественно-эстетической и т. д.) (далее по тексту — «организованная образовательная деятельность»);
образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов;
самостоятельную деятельность детей;
взаимодействие с семьями детей по реализации ООП ОО.
Построение образовательного процесса основывается на адекватных возрасту формах работы с детьми. Выбор форм работы осуществляется педагогом самостоятельно и зависит от контингента воспитанников, оснащенности возрастной группы, от опыта и творческого подхода педагога.
В работе с детьми младшего дошкольного возраста используются преимущественно игровые, сюжетные и интегрированные формы образовательной деятельности. Обучение происходит опосредованно, в процессе увлекательной для малышей деятельности.
В старшем дошкольном возрасте (старшая и подготовительная к школе группы) выделяется время для занятий учебно-тренирующего характера.
В практике используются разнообразные формы работы с детьми.
Особенности образования дошкольников в разных видах детской деятельности
Особенности развития свободной игровой деятельности
С целью развития игровой деятельности педагоги:
создают в течение дня условия для свободной игры детей;
определяют игровые ситуации, в которых детям нужна косвенная помощь;
наблюдают за играющими детьми и понимают, какие именно события дня отражаются в игре;
отличают детей с развитой игровой деятельностью от тех, у кого игра развита слабо;
косвенно руководят игрой, если игра носит стереотипный характер (например, предлагают новые идеи или способы реализации детских идей);
устанавливают взаимосвязь между игрой и другими видами деятельности.
Особенности развития познавательной деятельности
Обучение наиболее эффективно тогда, когда ребенок занят значимым и интересным исследованием окружающего мира, в ходе которого он самостоятельно и при помощи взрослого совершает открытия. Педагоги создают ситуации, в которых может проявляться детская познавательная активность, а не просто воспроизведение информации. Ситуации, которые могут стимулировать познавательное развитие (т. е. требующие от детей развития восприятия, мышления, воображения, памяти, возникают в повседневной жизни ребенка постоянно: на прогулках, во время еды, укладывания спать, одевания, подготовки к празднику и т. д.
Педагог стимулирует детскую познавательную активность:
регулярно предлагая детям вопросы, требующие не только воспроизведения информации, но и мышления;
регулярно предлагая детям открытые, творческие вопросы, в том числе – проблемно-противоречивые ситуации, на которые могут быть даны разные ответы;
обеспечивая в ходе обсуждения атмосферу поддержки и принятия;
позволяя детям определиться с решением в ходе обсуждения той или иной ситуации;
организуя обсуждения, в которых дети могут высказывать разные точки зрения по одному и тому же вопросу, помогая увидеть несовпадение точек зрения;
строя обсуждение с учетом высказываний детей, которые могут изменить ход дискуссии;
помогая детям обнаружить ошибки в своих рассуждениях;
помогая организовать дискуссию;
предлагая дополнительные средства (двигательные, образные, в т. ч. наглядные модели и символы, в тех случаях, когда детям трудно решить задачу.
Особенности развития проектной деятельности
С целью развития проектной деятельности в группе создается открытая атмосфера, которая вдохновляет детей на проектное действие и поощряет его, регулярно выделяется время для проектной деятельности, создания условий для презентации проектов.
С целью развития проектной деятельности педагоги:
создают проблемные ситуации, которые инициируют детское любопытство, стимулируют стремление к исследованию;
внимательны к детским вопросам, возникающим в разных ситуациях, регулярно предлагают проектные образовательные ситуации в ответ на заданные детьми вопросы;
поддерживают детскую автономию: предлагают детям самим выдвигать проектные решения;
помогают детям планировать свою деятельность при выполнении своего замысла;
в ходе обсуждения предложенных детьми проектных решений поддерживают их идеи, делая акцент на новизне каждого предложенного варианта;
помогают детям сравнивать предложенные ими варианты решений, аргументировать выбор варианта.
Создание условий для самовыражения средствами искусства
Для того чтобы дети научились выражать себя средствами искусства, педагог:
планирует время в течение дня, когда дети могут создавать свои произведения;
создает атмосферу принятия и поддержки во время занятий творческими видами деятельности;
оказывает помощь и поддержку в овладении необходимыми для занятий техническими навыками;
предлагает такие задания, чтобы детские произведения не были стереотипными, отражали их замысел;
поддерживает детскую инициативу в воплощении замысла и выборе необходимых для этого средств;
организовывает события, мероприятия, выставки проектов, на которых дошкольники могут представить свои произведения для детей разных групп и родителей.
Создание условий для физического развития
Для того чтобы стимулировать физическое развитие детей, педагог:
ежедневно предоставляет детям возможность активно двигаться;
обучает детей правилам безопасности;
создает доброжелательную атмосферу эмоционального принятия, способствующую проявлениям активности всех детей (в том числе и менее активных) в двигательной сфере;
использует различные методы обучения, помогающие детям с разным уровнем физического развития с удовольствием бегать, лазать, прыгать.
Способы и направления поддержки детской инициативы (Стандарт п. 3.2.5).
Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников.
Важнейшим условием обеспечения целостного развития личности ребенка является развитие конструктивного взаимодействия с семьей.
Ведущая цель – создание необходимых условий для формирования ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников и развития компетентности родителей (способности разрешать разные типы социально-педагогических ситуаций, связанных с воспитанием ребенка); обеспечение права родителей на уважение и понимание, на участие в жизни детского сада.
Как приложение к комплексной программе «От рождения до школы» (1) используется методическое пособие «Взаимодействие семьи и ДОУ», Н. А. Кочетова, И. А. Желтикова, М. А. Тверитина, Учитель, 2014.
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
3.1. Описание материально-технического обеспечения ООП ОО (Приложение 2)
3.2. Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания по обязательной части Программы и части, формируемой участниками образовательного процесса
Методические пособия указаны по каждой образовательной области.
3.2.1. Наглядно-дидактические пособия и игры (приложение 3)
3.2.2. Перечень игрового оборудования для обеспечения ООП ОО (Приложение 4)
3.3. Распорядок и режим дня (Приложение 5)
3.3.2. Расписание организованной образовательной деятельности (Приложение 6)
3.3.3. Организация дополнительного образования (дополнительные платные услуги)
Планируется в 2016-2017 году организовать дополнительные платные услуги.
3.5. Организация предметно-пространственной среды как основы индивидуального подхода к ребенку
Развивающая предметно-пространственная среда (далее РППС) является одним из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Предметно-пространственная среда не только обеспечивает разные виды активности дошкольников (физической, игровой, умственной и т. п., но и является основой его самостоятельной деятельности, своеобразной формой его самообразования. Роль взрослого в данном случае состоит в том, чтобы открыть перед детьми весь спектр возможностей среды и направить их усилия на использование ее отдельных элементов.
Организация РППС создается в соответствии со Стандартом (п. 3.3.4).
Проектирование РППС, создающей основу для реализации индивидуального подхода к ребенку, предполагает соблюдение следующих принципов:
обеспечение баланса между совместной и индивидуальной деятельностью детей;
организация «зон приватности»;
предоставление права и свободы выбора;
создание условий для моделирования, поиска и экспериментирования;
полифункциональность использования помещений и оборудования;
возрастная и поло-ролевая адресованность оборудования и материалов.
3.5. Основные требования, определяемые в соответствии с санитарно - эпидемиологическими правилами и нормативами (включая, к средствам обучения и воспитания в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей)
3.5.1. Оборудование в помещениях ОО размещено в соответствии с СанПиН 2.4.1.3049-13 (п. 6.1-6.21)
3.5.2. Естественное и искусственное освещение помещений ОО в соответствии с СанПиН 2.4.1.3049-13 (п. 7.1-7.10)
3.5.3. Прием детей в ОО, режим дня и организация воспитательно-образовательного процесса осуществляется в соответствии с СанПиН 2.4.1.3049-13 (п. 11.1-11.13)
3.5.4. Физическое воспитание в ОО организуется в соответствии с СанПиН 2.4.1.3049-13 (п. 12.1-12.10)
3.6 Основные требования, определяемые в соответствии с правилами пожарной безопасности (Приложение 7)