Татьяна Алексеева
Основные направления ФГТ, направленные на экологическое образование дошкольника.
▼ Скачать + Заказать документы
К основным направлениям ФГТ, направленным на экологическое образование дошкольника относятся :
1. Образовательная деятельность (интегрирование нод)
2. Образование в режимных моментах
3. Самостоятельная деятельность
4. Взаимодействие с родителями.
Публикация «Основные направления ФГТ, направленные на экологическое образование дошкольника,» размещена в разделах
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2012
Цель экологического воспитания – это начало экологической культуры ребенка – осознанно правильное отношение к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют непосредственное окружение ребенка при условии тесного контакта и различных форм взаимодействия ребенка с растениями и животными.
Что же такое экологическое воспитание дошкольника?
1. Это познание ребенком всего живого
2. Воспитание правильного отношения к природе
3. Умение бережно обращаться с живыми существами
Экология входит в 3 образовательные области :
1. Познание
2. Безопасность
3. Труд
Условия реализации программы экологического воспитания предусматривают:
1. Создание экологической среды в дошкольном учреждении или экологического ландшафта – пространства, необходимого для всестороннего комплексного развития ребенка:
• Групповой уголок природы
• Зимний сад
• Комната природы
• Живой уголок
• Экологическая лаборатория
• Озелененное пространство территории участка дошкольного учреждения
2. Готовность педагога к осуществлению экологического образования детей
3. Личностно ориентированное взаимодействие взрослого и ребенка
4. Активное участие родителей в воспитательном процессе
5. Установление педагогом связей со школой, общественными организациями, учреждениями дополнительного образования.
Содержание уголка природы:
- комнатные растения
- календарь погоды и природы
- альбомы, гербарии
- художественная литература о природе
- дидактические игры природоведческого содержания
- различные природные материалы
- оборудование для организации опытнической деятельности
- модели, отражающие предметы и явления природы
Требования к уголку природы:
- учитывать возрастные особенности и возможности детей
- объекты, предметы, материалы эстетически привлекательны, вызывают положительный интерес
- все должно быть доступно детям
- соблюдение санитарно-гигиеническим требованиям
Задачи уголка природы:
Младшая группа – формировать интерес к растениям и животным, воспитывать бережное, заботливое отношение со стороны человека.
• 3-4 комнатных растения (стебель, лист, цветы) – потребность в воде, свете, тепле: аспидистра, бегония, колеус, фикус, бальзамин.
Средняя группа – сформировать первые представления о растении, как о живом организме; учить устанавливать несложные взаимосвязи и зависимости в мире природы; знакомить с видами растений.
• 5-6 комнатных растений (корено, стебли, листья большие и маленькие, цветы) – питается, дышит, размножается: + аспарагус, бегония вечноцветущая, герань обычная, фуксия.
Старшие группы – знакомить с растениями разных климатических зон, с разным уходом (разные стебли, без стебля) : + алоэ, амариллис, бегония (разновидности, зебрина, зигокактус, кливия, каланхоэ, комнатный виноград, сенполия, традесканция, хлорофиту. Можно использовать таблички с названием, знаки по уходу.
Зимний сад
Растения разных стран, место для проведения непосредственно образовательной деятельности, место для релаксации.
Комната природы
Иллюстрации, схемы, модели, игры, карты, выставки…
Живой уголок
Аквариум, террариум, птицы – занимается эколог.
Экологическая лаборатория
Экспериментальная деятельность.
Территория участка ДОУ
Наблюдения, труд, озеленение (газоны, клумбы, огород).
• Требования к огороду: грядки – ширина – 60-70см.
длина - 2 – 3м
междурядье – 50см.
• Овощные культуры:
Младшая гр. – лук, горох, бобы
Средняя гр. - лук, редис, салат
Старшие гр - укроп, салат, лук, чеснок, капуста, баклажаны, огурцы, перец, кабачки, томаты, морковь, свекла, репа.
При работе детям использовать перчатки.
• Хорошо иметь место для выращивания хлебных злаков
• Рекомендованные цветы для клумб: пионы, флоксы, лилии, календула, незабудки, бархатцы, гвоздика, астра, редкие и лекарственные растения.
Экологическая тропа-
Маршрут вокруг сада с целью ознакомления с растениями (деревья, цветы, лекарственные растения, огород).
Экологический стенд для родителей-
Стихи, приметы, загадки, информация о лекарственных растениях, о ядовитых грибах и ягодах т. д.
День Земли – 22 апреля
Работа по экологическому образованию дошкольника включает несколько методов:
1. Наглядные методы. К ним относятся:
• Наблюдения – цель: стимулировать наблюдения детей; знания уточняются, закрепляются, обобщаются.
Виды: распознающие, длительные, воссоздающие.
• Наглядно-иллюстративный материал: реалистичное изображение предмета, фотографии, иллюстрации, видеоматериалы.
• Модели: предметы, макеты, графические изображения (календарь погоды)
2. Практические методы.
• Игра: словесные, настольно-печатные, творческие игры, подвижные (экология, игры на релаксацию (снежинки,
• Индивидуальные поручения
• Коллективный труд (со средней группы)
• Дежурство (2 половина средней группы)
- труд – младшая группа – 5-7 мин.
Средняя группа – 10-15 мин.
Старшие группы – 15-20 мин. С перерывом на отдых.
• Опытная деятельность (со старшей группы) : четкость целей и задач, самостоятельность, результаты осознаны каждым ребенком.
Включает 3 категории: с неживой природой
С растениями (дышит, растет, питается)
С животными
3. Словесные методы: беседы, рассказ, художественная литература (Бианки, Чарушин, экскурсии (задания родителям, мониторинги (о живой природе, о неживой природе, о взаимосвязи человека с природой).