Лучший педагог года

Основные направления работы по формированию интонационной выразительности речи

Татьяна Фомичева
Основные направления работы по формированию интонационной выразительности речи

I ЭТАП. Для формирования у детей ритмико-мелодической стороны речи необходимо развивать:

• речевой слух - восприятие соответствующих ситуации темпа и ритма речи;

• звуковысотный слух — восприятие движений тона голоса (вверх - вниз);

• силу голоса;

• высоту голоса;

• речевое дыхание (его длительность и интенсивность).

С учетом вышесказанного логопедическая работа осуществляется над всеми компонентами интонации, а формирование интонационной выразительности проводится в такой последовательности:

Публикация «Основные направления работы по формированию интонационной выразительности речи» размещена в разделах

1) от обобщенного представления об интонации к дифференцированному усвоению различных интонационных структур;

2) от различения видов интонации в импрессивной речи к овладению интонационной выразительностью в экспрессивной речи;

3) от усвоения средств интонационного оформления на материале гласных к их освоению на более сложном речевом материале;

4) от различения и усвоения повествовательной к вопросительной и восклицательной интонации.

Работа по формированию интонационной выразительности речи проводится

поэтапно.

1 ЭТАП. Формирование представлении об интонационной выразительности в импрессивной речи

В задачи этого этапа входит:

- показать детям, что человеческая речь обладает разнообразием интонаций, которое достигается изменениями высоты, силы, тембра, модуляций голоса, что интонация придает речи эмоциональную окраску, помогает выразить чувства :

- познакомить детей с различными видами интонации и средствами их обозначения, а также научить их различать разнообразные интонационные структуры в импрессивной речи.

В соответствии с выделенными задачами этого этапа работа по формированию представлений об интонационной выразительности в импрессивной речи осуществляется в 1. Формирование общих представлений об интонационной выразительности речи

Педагог дважды читает один и тот же рассказ. Первый раз без интонационного оформления текста, второй выразительно, с интонационным оформлением. «Затем выясняет у детей, какое чтение им больше понравилось и почему. Педагог объясняет детям, что голос при чтении можно изменять, что голосом можно передать вопрос, радость, удивление, угрозу, просьбу, приказ и т. д.

2. Знакомство с повествовательной интонацией, средствами ее выражения и способами обозначения

Педагог произносит предложение с повествовательной интонацией и предлагает детям определить, что выражает это предложение (вопрос или сообщение о чем-то). Затем называет звуковые средства выражения повествовательной интонации : «Когда мы что-то сообщаем, мы говорим спокойно, не изменяя голоса». Сохранение одинаковой высоты голоса на протяжении всего повествовательного предложения сопровождается движением руки в горизонтальном направлении и обозначается графически так:. Затем дети придумывают предложения, которые можно сказать спокойно, не изменяя голоса. Педагог говорит о том, что на письме в конце таких предложений становится точка. Демонстрируется соответствующая карточка со знаком и заучивается стихотворная строка: «Про точку можно сказать: это точка, точка-одиночка». После знакомства со знаком предлагается выделить из текста повествовательные предложения, поднимая карточку с точкой. Примерный текст:

Два цвета

Саши нарисовал синюю собаку и красного зайца. Пana посмотрел и удивился: «Разве бывают синие собаки и красные зайцы?» Но у Саши было только два карандаша. Он подумал и нарисовал красный мак и синюю сумку.

Затем детям предлагаются различные тексты и дастся задание выложить столько фишек (записать столько точек, сколько повествовательных предложений встретится в тексте.

3. Знакомство с вопросительной интонацией, средствами ее выражения и способами обозначения.

Педагог напоминает детям, что изменением голоса можно передать различные эмоциональные состояния. Например, изменяя голос, можно о чем-то спросить. Педагог задает вопрос. Затем предлагает сделать это детям. Далее педагог показывает, что в конце вопросительного предложения голос повышается. Это повышение голоса сопровождается соответствующим движением руки и обозначается графически так:

Для обозначения вопросительной интонации предлагается знак?. Демонстрируется карточка с изображенным на ней вопросительным знаком и заучивается стихотворение:

Это — кривоносый

Вопросительный знак,

Задает он всем вопросы: «Кто? Кого? Откуда? Как?»

После знакомства со знаком предлагается выделить их в текста вопросительные предложения, поднимая карточку с вопросительным знаком. Примерный текст:

Хомяк

Повезло хомяку. Попалось ни глаза гнездо, и в гнезде яйца. Забирай и пируй. Но как забрать? Взять зубами? Не взять. За щеку затолкать? Не поместятся. Что же делать? Значит, не по зубам? Задумался хомяк. Как же быть? И придумал: стал яйца носом к ceбe а нору перекашивать.

Затем детям предлагаются тексты и стихи с заданием выложить перед собой столько фишек (записать столько вопросительных знаков, сколько вопросительных предложений встречается в речевом материале.

4. Знакомство с восклицательной интонацией, средствами ее выражения и способами обозначения.

Детям последовательно демонстрируется несколько картинок, которые соотносятся с междометиями: «Ой!», «Ах!». «Ух!», «Ура!» и т. п. Проводится беседа по содержанию каждой картинки. Например :

- Девочке больно. Как закричала девочка? (Ой)

- Девочка разбила любимую мамину чашку. Как она воскликнула? (Ах)

- Мальчики играют в войну. Что они кричат? (Ура) И т. д.

Затем детям снова последовательно показываются Картинки с заданием назвать слово соответствующее длиной картинке. Педагог спрашивает: «Как мы говорим эти слова: спокойно громко, восклицая?» Педагог напоминает детям, что восклицательно можно произнести и целое предложение, при этом уточняет, что при произнесении такого предложения голос или резко повышается, или сначала повышается, а затем немного понижается. Изменение голоса при воспроизведении восклицательной конструкции сопровождается соответствующим движением руки и обозначается графически следующим образом:

Затем детям предлагается придумать восклицательные предложения. Для обозначения восклицательной интонации предлагается знак!. Заучивается стихотворение про восклицательный знак:

Чудак - восклицательный знак.

Никогда он не молчит.

Оглушительно кричит:

«Ура! Долой! Караул Разбой!»

После знакомства со знаком предлагается выделить из текста восклицательные предложения, поднимая карточку с восклицательным знаком. Примерный текст:

Самый важный.

«Я самый важный! Я всех бужу».- говорил будильник. «Я важнее! Всех вожу!» говорил автобус. «А я важнее вас! Я построил этот дом», - говорил подъемный кран. Высоко сияло солнце. Услышало оно этот спор и сказало: «Мне сверху все видно. Послушайте, что я скажу: важнее всех человек!»

Затем детям предлагаются тексты и стихи с заданием выложить перед собой столько фишек (записать столько восклицательных знаков, сколько восклицательных предложений встретится в речевом материале.

5. Дифференциация интонационной структуры предложений в импрессивной речи.

Педагог напоминает детям о видах интонации и задает вопрос : «Вспомните, как мы можем произносить предложения?» Далее уточняется, какими грамматическими знаками обозначаются спокойное проговаривание, вопросительная и восклицательная интонации; повтори стихотворения о вопросительном, восклицательном знаках, точке. Затем детям предлагается текст с заданием определить интонацию предложений и поднять карточку с соответствующим грамматическим знаком. Примерный текст:

Сороки и мышь

- Мышка трусишка, ты треска боишься? -А страшного рева?

-Ни крошечки не боюсь! -Нисколечко не боюсь!

-А громкого свист? -А чего же ты боишься?'

-Ни капельки не боюсь! Да тихого шороха.

Затем проводятся графические диктанты: предлагается записать соответствующие знаки восприятии предложений, текстов, стихов различного интонационного оформления.

Кроме того, можно рекомендовать нарисовать или «станцевать» какой – либо текст, так выразить интонацию.

II ЭТАП. Формирование интонационной выразительности в экспрессивной речи

В задачи этого этапа входит:

формирование различных интонационных структур в экспрессивной речи;

•дифференциация интонационных структур в экспрессивной речи.

Формирование интонационной выразительности в экспрессивной речи осуществляется в такой последовательности:

1) от усвоения средств интонационного оформления на материале слов (различной

слоговой структуры) к их усвоению на более сложном по звуковому оформлению материале;

2) от овладения определенными видами интонационных структур к их дифференцированному воспроизведению в экспрессивной речи.

Работа по формированию интонационной выразительности в экспрессивной речи проводится по четырем направлениям.

1. В качестве подготовительных упражнений для формирования интонационной выразительности в экспрессивной речи используются упражнения для развития силы и высоты голоса, постепенного расширения диапазона голоса, развития его гибкости, модуляции.

«Ступеньки».

Проговаривание стихотворений с изменением высоты голоса.

Бьют часы.

Бьют часы: динь –дон динь –дон.

На дереве,

На веточках

Воробышки сидят: «Чирик чирик, чирик чирик,

Чирик чирик»- кричат.

Бежал ручей по камешкам —

Бежал, бежал бежал,

Потам в глубокой лужице-

Лежал, лежал, лежал!

Дали туфельку слону.

Взял он туфельку одну

И сказал: «Нужны пошире. И не две, а все четыре!»

(С. Маршак)

«Вопрос — ответ».

Дети делятся на две группы, произнося текст разным по высоте голосом. Вопросы задаются высоким голосом, ответы произносятся низким.

-Ну, Весна, как дела? (высоко)

-У меня уборка, (низко) -Был сапожник? (высоко)

-Для чего тебе метла? (высоко) -Был. (низко)

-Снег мести с приборка, (низко) -Шил сапожки? (высоко)

(О. Высотская) - Шил. (низко)

-Это кто? Это кто? - Для кого сапожки? (высоко)

Но дороге скачет? (высоко) —Для пушистой кошки, (низко)

-Это наш озорной

Непоседа-мячик, (низко)

-Почему корова эта Маленького роста? (высоко)

Где купили вы, синьор, - Это же ребенок,

Этот красный помидор? (высоко) - Это же — теленок (низко)

Вот невежливый вопрос: (А. Шибаев)

Это собственный мой нос! (низко)

Пропевание знакомых мелодий без слов с изменением высоты голоса.

Пение песен (например : «Елочка», «Веселые гуси» «Петушок», «Голубые санки» и т. д.).

2. Работа над интонационной выразительностью повествовательного предложения

Так как оформление повествовательной интонации во многом обусловлено изменением высоты ударного слога, большое внимание уделяется выделению ударного слога и работе над ритмикой слова. Поскольку в предложениях, составляющих единое целое — синтагму, как и в слове, можно выделить предударную—ударную или предударную -ударную заударную части, то работа над ритмикой слова имеет своей целью обучение оформлению различных по отношению к ударению частей слова с

помощью соответствующих звуковых средств (изменения высоты голоса, длительности гласных звуков). В процессе работы детям предлагается проговаривать сопряженно с логопедом, повторять, за ним, произносить самостоятельно различный речевой материал.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ РИТМИКИ СЛОВА

1. Произнесение односложных слов:

а) простых: да, но, ты, мы, он, ем, сел, там, сук, мак, суп, сыт, сам, дым, нос, лес, дом, сон, лом, сыр и т. д. ;

б) со стечением согласных: сто. степь, полк, свет, страх, гном, стук, стоя, старт, мост, куст, лист, танк и т. д. :

в) в структуре нераспространенных предложений: Соль стоит. Сом спит. Сын ест. Волк пьет. Снег скрипит. И т. д.

2. Произнесение пар слов с гласными |У|, |Ы|, |И|, находящимися в ударной и безударной позиции:

а) слова с гласными в ударном и предударном слогах: суп - супы, лист -листы, куст -кусты, лис лиса, зуд— зудит и т. д. ;

б) слова с гласными в ударном и заударном слогах: сам -сами, сок-соки, соль-соли, зуб-зубы и т. д. ;

в) слова различной слоговой структуры и местом расположения гласного по отношению к ударению в слове: устный, улица, удар, урюк, уроки, изучать, музыкант, август, градус, выпуск и т. д.

3. Произнесение пар слов с гласными [Э], [О], [А], находящимися в ударной или безударной позиции.

ГЛАСНЫЙ ЗВУК [Э] :

а) в первом предударном слоге: цвет цветы, смех смешной, взгляд — глядеть, стены-стена, взял - и шла, связь — связать и т. д. ;

б) во втором предударном слоге: серый - серебро, белый - белизна и т. д. ;

в) в других предударных слогах: перенести, перевезти, переезжать и т. д. ;

г) в заударном слоге: занять - занятый, смотреть просмотренный и т. д. ;

д) в различной структуре слов: веселый, зеленый, певец, среда, месяц, палец, мастер, повесть, весить. зверинец, земляника, путешественник т. д.

ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ [А], [О] :

а) в первом предударном слоге: сам-сама, стар-старик. стол - столы, мост - мосты, дом-дома т. д. ;

б) во втором предударном слоге: сама- самолет, создать- создавать, сказать—рассказать,

балет - балерина и т. д. ;

в) в других предударных слогах: сопровождать, прополоскать, заболевание и т. д. ;

г) в заударных слогах: мороз — заморозки, золотой - золото, слова- слово, сказать высказать и т. д.

4. Произнесение словосочетаний и предложений с различными комбинациями по месту ударения:

а) с ударением на первом слоге: Утром холодно. В восемь вечера. Слушали радио. Видел сына. Поздняя осень. В разных странах. И т. д. :

б) с ударением на одном из средних слогов: Домашнее задание. Последняя остановка. Строительство завода. И т. д. ;

в) с ударением на конечном слоге: Задать вопрос. Самолет летит. Ходил в кино. Пришел в магазин. и т. д;

г) в различных комбинациях по месту ударения: Новый рассказ. Станция метро. Несколько секунд. Не было дождя. Художественные фильмы. И т. д.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ОТРАБОТКИ ИНТОНАЦИОННОЙ КОНСТРУКЦИИ, ВЫРАЖАЮЩЕЙ ЗАВЕРШЕННОСТЬ В ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ.

1. Отработка повествовательной конструкции с интонационным центром в конце предложения:

Это мой стол. Я спешу домой. Его зовут Саша. Сегодня на улице сыро. Стоит сухая погода. Мне понравилась сказка.

2. Отработка повествовательной конструкции с передвижением интонационного центра в неконечную позицию:

Я хожу в детский сад. И мой друг ходит в детский сад. Он уехал на дачу. И его соседи уехали на дачу. В моей комнате стоит стол. И в комнате сестры стоит стол

3. Работа над интонационной выразительностью вопросительного и восклицательного предложений

В процессе работы детям показывается, что при воспроизведении вопросительной интонации голос резко повышается на слове, несущем фразовое или логическое ударение. При повторении вопроса голос еще более повышается и диапазон его увеличивается. Затем дети произносят сопряжено с логопедам,

повторяют за ним, произносят самостоятельно предложенный речевой материал.

УПРАЖНЕНИЯ

1. Отработка интонации вопросительного предложения без вопросительного слова. Резкое повышение тона в односложном слове:

твой? – твой сок?

Стол? - там стол?

Дом? - твой дом?

Сад? — там сад?

Сам? - ты сам'

2. Резкое повышение тона в многосложном слове с ударением на среднем слоге:

Солдаты?- там солдаты? В столовой? он в столовой?

Старушка? идет старушка?

Снежинки?летят снежинки?

3. Резкое повышение гона с ударением на первом

Этот? – Этот сад?

Очень? – Очень вкусно?

Весело? – вам весело?

-Зачем тебе водичка?

-Цыпляток поить.

-Как цыплята просят?

-Пи, пи, пи…

(Потешка)

Работа над интонацией восклицательного предложения.

В процессе работы детям показывается, что при восклицательной интонации голос значительно повышается на логически главном слове предложения, затем не сколько понижается. Изменение голоса при воспроизведении интонации восклицательного предложения сопровождается соответствующим движением руки и обозначается графически.

УПРАЖНЕНИЯ

1. Отработка интонации восклицательного предложения на материале междометий с использованием картинок и стихов.

Читаются стихи, дети проговаривают с восклицательной интонацией только междометия и

звукоподражания:

Но, увидев усача, Но однажды поутру

Aй!- Aй!-Ай! Прискакала кенгуру,

Звери дали стрекоча. Увидала усача.

Aй!- Aй!-Ай! Закричала сгоряча:

По лесам, по полям разбежались, Разве это великан?

Тараканьих усов испугались. Ха!-Ха!-Ха!

2. Отработка интонации восклицательного предложения, выражающей обращение, требование,

восклицание (проговаривать сопряженно с логопедом, повторять за ним, произносить

самостоятельно). Примерный речевой материал:

Саша! Смотри! Соня, дай сумку! Спутник летит! Как хорошо здесь! Какая красивая кукла! Пусть всегда будет солнце! Пусть всегда будет небо!

3. Закрепление интонации восклицательного предложения в стихах.

Катит лыжа впереди, Я за лыжей позади. Я кричу ей: «Погоди! Лыжа, лыжа, не кати!» Я кричу ей: «Хватит!» А она все катит. Правую лыжу Я уже не вижу.

4. Дифференциация интонационных структур предложений в экспрессивной речи

Эта работа проводится на материале считалок, диалогов, игр-инсценировок, сказок, разыгрываемых по ролям. Дети должны учиться подражать голосам, интонациям героев.

Примерный речевой материал: «Дядя Степа» (С. Михалков, «Волк и лиса», «Разговор лягушек» (переводы С. Маршака, «Телефон», «Путаница», «Айболит», «Федорино горе» (К. Чуковский, «Три медведя» (Л. II. Толстой, русские народные сказки и т. д.

Публикации по теме:

Картотека развития интонационной выразительности. Упражнять в произношении фраз: тихо, громко, быстро, медленно, выразительно (с разной интонацией). Ч И С Т О Г О В О Р К И, С К О Р О Г.

Консультация для родителей «Основные направления по формированию представлений о числе в старшем возрасте» Бурное развитие математической науки и проникновение ее в различные области знаний делает проблему обучения математике более значимой. Основное.

НОД по формированию грамматического строя речи на тему «Весна» в подготовительной группе Цель: развивать связную речь, грамматический строй речи. Задачи: - упражнять детей в подборе действий к предметам, - развивать логическое.

Опыт работы «Воспитание интонационной выразительности речи в логопедической группе» Художественные образы рассказов, сказок, стихотворений оказывают на детей глубокое воздействие и способствуют пониманию окружающей действительности.

План работы направления «Игры и упражнения по формированию социальных навыков у гиперактивных детей» по проекту «Шустрик»План работы направления «Игры и упражнения по формированию социальных навыков у гиперактивных детей» по проекту «Шустрик» Цель:Формирование социально-адекватного поведения у гиперактивных детей через игру. Октябрь Дидактическая игра «Разговор с руками».

Подборка методической литературы по теме «Развитие выразительности речи дошкольника» Выразительная речь – это сложная функция, ее развитие зависит от многих аспектов. Большую роль здесь играет влияние окружающих – ребенок.

Рецензия на логопедическое занятие по формированию связной речи Тема: Формирование навыков связной повествовательной речи. Рассказ «Еж и яблоки» Дата: 30.10.2018 Направленность: речевое развитие, коррекция.

Развитие выразительности речи у старших дошкольников средством поэтических произведений Обучение детей выразительности речи, начинается задолго до школы еще в дошкольном возрасте. С помощью выразительной речи значительно глубже.

Взаимодействие учителя-логопеда и семьи по формированию звукопроизносительной стороны речи у дошкольников с ОНР Одним из важных условий для всестороннего и полноценного развития ребенка является его взаимодействие и общение со взрослыми посредством.

Занятие по развитию речи в старшей группе «Развитие интонационной речи в театрализованной игре»Занятие по развитию речи в старшей группе «Развитие интонационной речи в театрализованной игре» Занятие по развитию речи в старшей группе Тема: «Развитие интонационной речи через театрализованную игру» Цель: Формирование.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Основные направления работы по формированию интонационной выразительности речи
Опубликовано: 31 января 2020 в 14:07
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД