Лучший педагог года

Особенности духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста

Ольга Гладких
Особенности духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста

Особенности духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста

Существуют различные подходы к организации духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста. В настоящее время это многообразие основано на принципе вариативности образования, определенном действующим законодательством Российской Федерации. Этот принцип дает возможность выбора педагогами различных методологических оснований для построения духовно-нравственного воспитания. Кроме того, и ученые, и педагоги имеют различное мировоззрение. В силу этого современное воспитание детей отличается от предыдущих периодов тем, что возможны разные подходы к духовно-нравственному воспитанию только в рамках традиционных ценностей.

Публикация «Особенности духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Выделяют два направления духовно-нравственного воспитания : объективно-всеобщее и субъективно-индивидуальное. Двум направлениям соответствуют пять моделей духовно-нравственного воспитания : социоцентрическая, этнопедагогическая, теоцентрическая, гуманистическая и правовая.

Для воспитания в советский период была характерна социоцентрическая модель. Человек рассматривался как субъект и объект научного исследования и целенаправленного педагогического формирования.

Уже с 20-х годов активно развивается социальная педагогика, делающая акцент на социализацию детей, освоение ими общественных норм. Социоцентрическая модель нравственного воспитания детей осуществляется с целью воспитания личности на благо общества и государства. Определяющей ценностью здесь является социальная справедливость. Концепция "социального воспитания " практически исключала духовное воспитание. Под ним понималось воспитание высших культурных, эстетических, нравственных ценностей, формирование долга, ответственности, служение Родине, т. е. качеств, которые действительно являются духовными. Но формирование самой духовности как некоего субстанциального начала в советской школе не было и быть не могло.

Под влиянием зарубежных теорий в последние десятилетия 20 века стало доминировать субъектно-индивидуальное направление, которое реализуется в гуманистической и правовой моделях духовно- нравственного воспитания.

Гуманистическое направление обусловило развитие "педагогики сотрудничества" и возрождение "теории свободного воспитания" с ее принципом равноправия воспитателя и воспитуемого и основной задачей – самоактуализации личности. В основе воспитания лежит приоритет индивидуального развития, реализуемый на принципах толерантности, свободы и независимости личности.

Решить проблему сочетания интересов свободы отдельной личности и безопасности общества призван правовой подход в нравственном воспитании детей. Требования правового воспитания и образования в настоящее время заметно влияют на практику духовно-нравственного воспитания дошкольников. В разделе " Развитие представлений о человеке в истории и культуре" имеется требование о развитии у детей представлений об истории цивилизации, для чего педагоги "читают и рассказывают детям сказки и былины, известные сюжеты Библии, Евангелия и т. д. ; учат детей узнавать их героев в произведениях изобразительного искусства и т. д.

Именно в этом отражены компоненты, связанные с усвоением ребенком-дошкольником общественных норм и правил поведения, их взаимодействия со взрослыми, ранее традиционно относимые к духовно-нравственному развитию.

Поиск новых моделей воспитания привел к появлению этнопедагогической и теоцентрической моделей духовно-нравственного воспитания.

Первая рассматривает духовно-нравственное воспитания в процессе постижения русской народной культуры.

В настоящее время теоцентрическое направление только складывается. Теоцентрическая модель не только реализует ценные идеи, содержащиеся в других моделях: уважение к личности ребенка, ее уникальности и т. д., но она создает психолого-педагогические условия, дающие возможность подлинно целостного развития ребенка, приобщающего его ко всей полноте мира: Богу, обществу и природе, формирующего его отношение к миру на основе любви и тем самым восстанавливающего отечественную традицию и смысл бытия человека в мире.

Публикации по теме:

Сказка как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возрастаСказка как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТ-СКИЙ САД №14»Светлячок». ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ 2018-2019г. «Сказка – как средство духовно.

Виртуальный музей как средство духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста .

Сказка как средство духовно-нравственного и патриотического воспитания детей дошкольного возраста Доклад по теме: «Сказка - как средство духовно - нравственного и патриотического воспитания детей дошкольного возраста» На сегодняшний.

Особенности духовно-нравственного воспитания дошкольников в ДОУ Нравственные нормы – определяющий элемент культуры. Они регулируют поведение людей во всех сферах жизни – в быту, в труде, в межличностных,.

Консультация «Особенности нравственного воспитания слепых детей» ГБДОУ детский сад 15 Кировского района Санкт-Петербург Панфилова Анна Сергеевна Особенности нравственного воспитания слепых детей. Педагогу.

Приобщение детей дошкольного возраста к традиционным ценностям как к основе духовно-нравственного воспитанияПриобщение детей дошкольного возраста к традиционным ценностям как к основе духовно-нравственного воспитания «Без памяти нет традиций, без традиции нет воспитания, ]Без воспитания нет культуры, без культуры нет духовности, Без духовности нет личности,.

Современные проблемы духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста в условиях ДОУ Проблему духовно-нравственного воспитания следует отнести к одной из самых актуальных в современном образовании. Духовно-нравственное развитие.

Особенности нравственного воспитания детей дошкольного возраста В дошкольные годы под руководством взрослых ребенок приобретает первоначальный опыт поведения, отношения к близким людям, сверстникам, вещам,.

Волонтерская деятельность как эффективное средство социализации и духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста Статья на тему "ВОЛОНТЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО СОЦИАЛИЗАЦИИ И ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА".

Воспитание у детей любви к родной природе как одной из составляющих духовно-нравственного и патриотического воспитания .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста
Опубликовано: 2 декабря 2019 в 14:00
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД