Получи документы

Воспитание у детей любви к родной природе как одной из составляющих духовно-нравственного и патриотического воспитания

Нина Алёшина
Воспитание у детей любви к родной природе как одной из составляющих духовно-нравственного и патриотического воспитания

«Воспитание у детей любви к родной природе как одной из составляющих духовно-нравственного и патриотического воспитания».

Проблема духовно-нравственного и патриотического воспитания подрастающего поколения всегда актуальна. Еще В. А. Сухомлинский говорил: «Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и в памяти навсегда сохранятся образы, в которых воплощается Родина». За эти годы произошло много изменений в дошкольном образовании, но идея духовно-нравственного воспитания детей и в настоящее время остается актуальной, и является социальным заказом государственной политики в области образования. Задачи, поставленные в ФГОС перед дошкольной педагогикой, нацелены на конечный результат — формирование целостной духовно-нравственной личности. Духовно-нравственное, патриотическое воспитание детей является одной из основных задач нашего дошкольного учреждения, оно многогранно по содержанию — это гордость за свой народ, любовь к родным местам, ощущение своей неразрывности с окружающим миром. В дошкольном возрасте закладываются основы личности: именно дошкольное детство, для которого характерно эмоционально-чувственное восприятие действительности, является благоприятным для нравственного воспитания. В этот период происходит бурное накопление жизненного опыта: нравственного, социального, духовного. Заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям можно только в младшем возрасте. Потом поменять мировоззрение, изменить представления и взгляды человека на окружающее очень сложно. Нравственно воспитание – это прежде всего воспитание человечности, милосердия, доброты, любви к природе, к Родине, желание помочь нуждающимся – а это христианские добродетели. Без знания своих корней, традиций своего народа, нельзя воспитать полноценного человека. Знакомство с традициями, обычаями русского народа, помогает воспитывать любовь к истории, природе, культуре народа, помогает сохранить прошлое.

Публикация «Воспитание у детей любви к родной природе как одной из составляющих духовно-нравственного и патриотического воспитания» размещена в разделах

Мы считаем, что одной из важных сторон этого процесса является экологическое воспитание. Ребенок искренне любящий свою землю, свой родной край вырастет настоящим человеком. Поэтому мы стараемся рассматривать духовно-нравственное и патриотическое воспитание в системе работы по экологическому образованию дошкольников.

Педагоги нашего детского сада планируют и проводят интереснейшие циклы наблюдений, познавательные экскурсии, занятия, праздники («День Земли», «Праздник юных любителей природы», «Люблю березку русскую», родительские собрания. А так же в процессе работы мы организуем социально значимые акции, в которых принимают участие не только воспитанники и их родители, но и жители нашего микрорайона («Ёлочка – зелёная иголочка», «Аллея добра», «От сердца к сердцу» и т. д.)

Данные мероприятия имеют огромное значение не только в экологическом, но и в духовно-нравственном воспитании детей. Надо отметить, что целенаправленная работа в данном направлении новая для нашего учреждения. Мы только в самом начале пути.

Все наши мероприятия по духовно-нравственному и экологическому воспитанию, такие как:

- проекты «Прекрасное пробуждает доброе», «Весенняя неделя добра»,

- праздники «Жаворонки – забытый праздник весны», «Троица», «Светлая Пасха», «Покров», «День семьи. Любви и верности»

- родительские собрания «Дорогую добра», «Духовность и нравственность наших детей».

направлены на возрождение позитивного образа семьи, семейных ценностей, традиций, правильного отношения к природе.

Хотелось бы по каждой форме работы, остановиться и немного рассказать.

Проект «Весенняя неделя добра»

Целью помочь детям постичь понятие добра; способствовать воспитанию толерантного отношения друг к другу; прививать любовь к природе.

В рамках данного проекта были проведены следующие мероприятии: беседы с детьми и родителями «Моя семья», «О добрых поступках и делах», акции «Подари улыбку прохожему с рецептом счастья», «Зелёная аллея», «Дерево пожеланий».

Праздник «Жаворонки – забытый праздник весны» проводился в конце апреля с детьми средней группы, были приглашены родители и гости: Головина Ольга Александровна и отец Максим.

Дети пели песни, читали стихи о весне, играли в русские народные игры и рассказывали о приметах: сколько проталинок – столько и жаворонков.

Педагог пояснил, что в русском народе существует вера в то, что 22 марта, в день Сорока мучеников из теплых стран прилетают 40 разных птиц и первый из них полевой жаворонок. В православной России в день Сорока мучеников отмечают праздник Сороки, он связан с днем памяти сорока севастийских мучеников. Было рассказано об этих святых.

Затем для родителей и детей был проведен мастер - класс из соленого теста птичка – жаворонка.

Жаворонок полевой!

Нет певца чудесней!

В чистом поле домик твой, в ясном небе песня!

Данное мероприятие сплотило и детей и родителей, и педагогов. Вспомнили о забытом празднике, при изготовлении жаворонок мамы и дети старались, делали своих птичек с большой любовью.

Родительское собрание «Духовность и нравственность наших детей» Гости: отец (священник) Максим.

На данном собрании мы совместно с родителями пытались разобрать такие понятия, как «духовность», «нравственность».

С понятием нравственность и нравственные качества мы разобрались достаточно быстро, а вот с духовностью у нас получилось сложнее разобраться. Помочь в этом нам смог представитель духовенства отец Максим.

И в заключение данного собрания предложили родителям послушать житие Святой великомученицы Варвары, чтобы еще раз убедиться во взаимосвязи духовно-нравственного и экологического воспитания.

Святая великомученица Варвара родилась и воспитывалась в семье знатных и богатых родителей, по вере язычников. Святая Варвара обладала необыкновенной телесной красотой, многих приводившей в изумление. Поэтому, чтобы предохранить свою дочь от дурного влияния и худого сообщества, Диоскор построил для нее отдельную башню со всеми удобствами и различными покоями и поместил ее туда жить, дабы не видела она никакого соблазна и искушения. Находясь в уединении и удалении от всяких развлечений, внимательно всматривалась Варвара в окружающую ее природу и полюбила размышлять о дивных явлениях ее. С высоты своего жилища святая Варвара взирала ночью на бесчисленные сверкающие звезды, горящие на своде небесном, а днем – на отдаленные синие горы, на темные дремучие леса, на зеленые луга, на быстро текущие реки и ручьи, – смотрела она на это и размышляла.

“Не может быть, – думала она, – чтобы прекрасный этот мир произошел сам собою или случайно, без участия разума. Не может быть и того, чтобы создали его боги, которым мы поклоняемся: они сами сделаны руками человеческими из золота и серебра. ” Так размышляя, приходила она к вере в то, что есть какое-то Всемогущее Разумное Существо, Которое сотворило этот прекрасный разумный мир, что есть Невидимый Бог.

И однажды, когда была она погружена в размышления о сотворении вселенной, благодать Божия коснулась ее, и с этого времени ничто ее больше не занимало, кроме мысли о Нем, о Боге. Узнав об этом, отец ее подвергал мучениям, тем самым, чтобы она отказалась от веры. Каждый раз после истязаний, Варвара просила Всемогущего (Бога, чтобы он помог пережить ей все эти мучения и раны на ее теле исцелялись.

После всех сих мучений святую осудили на смерть через усечение мечом, и этот приговор исполнил ее родной отец. Так святая великомученица Варвара познала Бога через рассматривание природы.

Посмотрите, на любую былинку – и вы увидите, что во всем является премудрость Божия. Травинка прикреплена к земле и двигаться не может, но она находит все нужное себе в самой почве. Кто создал ее, кто поит ее благодатным дождем? Все это дело рук всемогущего Бога.

Поэтому, давайте, будем почаще всматриваться в окружающий нас прекрасный мир и через него познавать, прежде всего, самого себя и стремиться познать Бога.

Таким образом, мы пытаемся создать оптимальные условия для всестороннего развития экологического, духовно-нравственного потенциала наших детей через гармоничное построение целостного педагогического процесса основанного на нравственных ценностях, осознанного отношения к природе и православных традициях.

Литература:

1. «Воспитание школьников»/ Москва 2009г., №9.

2. Дошкольная педагогика/ Санкт-Петербург 2009г., №1

3. Николаева С. Н. «Методика экологического воспитания дошкольников»/ Москва 1999г.

4. Потамовская О. В. «Особенности реализации духовно – нравственного воспитания детей в современной практике дошкольных образовательных учреждений»/ Вестник ПСТГУ «Педагогика и психология, 2012г.

5. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения/ Москва 2013г., №2.

Публикации по теме:

Презентация «Театрализация сказок как средство духовно-нравственного воспитания детей» Актуальность заключается в том, что театрализованная деятельность является одним из самых популярных и увлекательных направлений в дошкольном.

Опыт работы «Реализация государственной политики в области духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста» Слайд 1. Добрый день уважаемые коллеги! Слайд 2. Проблема формирования национально – государственной идентичности – это одна из актуальных.

Духовно-нравственное воспитание как составляющая патриотического воспитания Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения, начиная с дошкольного детства, чрезвычайно важно сегодня для России. Только возобновив.

Консультация для родителей «воспитание у детей любви к природе» КОНСУЛЬТАЦИЯ «ВОСПИТАНИЕ ЛЮБВИ К ПРИРОДЕ» Человеческая деятельность в последние годы наносит всё больший ущерб природе – это и загрязнение,.

Нравственное воспитание дошкольников посредством воспитания любви к природе Русская природа. Эти слова легко вызывают в памяти многообразные знакомые и дорогие картины. Стройные сосновые леса и светлые, березовые.

Программа нравственно — патриотического воспитания для детей 6–7 лет «Наш край родной» Программа нравственно – патриотического воспитания для детей 6-7 лет СОДЕРЖАНИЕ: Пояснительная записка….2 Тематический.

Семинар-консультация «Сказка в жизни ребенка и как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста» Семинар - консультация для воспитателей «Сказка в жизни ребенка. Сказка как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного.

Сказка, как аспект духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста «Через сказки, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребёнка. Сказка, фантазия - это ключик, c.

Волонтерская деятельность как эффективное средство социализации и духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста Статья на тему "ВОЛОНТЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО СОЦИАЛИЗАЦИИ И ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА".

Этнокультурные традиции духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста В настоящее время актуальным направлением воспитания является формирование у ребенка этнического самосознания, интереса к национальной культуре.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Воспитание у детей любви к родной природе как одной из составляющих духовно-нравственного и патриотического воспитания
Опубликовано: 3 августа 2019 в 16:19
+20Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД