МААМ-картинки

Особенности формирования компонентов психологической готовности к школьному обучению у старших дошкольников

Людмила Чужинова
Особенности формирования компонентов психологической готовности к школьному обучению у старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Психологическая готовность к школьному обучению представляет собой комплексное явление, которое представлено определенным уровнем развития личностных качеств и когнитивных процессов дошкольника. Существует несколько точек зрения, какие компоненты входят в школьную готовность. Одни считают, что в основе общей готовности дошкольников к обучению в школе лежит физическая, личностная и интеллектуальная готовность. Большая часть ученых считает, что в систему подготовки школьной подготовки входят компоненты : 1) психофизический и моторный (тесно связанный с познавательной стороной); 2) интеллектуальный; 3) коммуникативно-речевой; 4) эмоционально-волевой; 5) личностный.

Публикация «Особенности формирования компонентов психологической готовности к школьному обучению у старших дошкольников» размещена в разделах

На общую психологическую подготовку дошкольников оказывает большое влияние уровень развития общей и мелкой моторики. Они направлены на формирование структуры и функции головного мозга. Хорошо развитая моторика способствует развитию пространственной ориентации, произвольной регуляции, сопоставлению и сравнению, определению главного и второстепенного и т. д. Известные физиологи И. М. Сеченов, Н. А. Бернштейн указали, что недостаточное развитие двигательных функций отрицательно влияет на общее развитие дошкольников, их роботоспособность, интеллектуальную деятельность и, в конечном счете, на успеваемость. Физическая готовность представляет собой морфункциональную зрелость организма дошкольника, которая обеспечивает оптимальные уровень развития общих и тонких движений, моторную координацию, физическую и умственную роботоспособность, общее состояние здоровья. При наличии различного рода заболеваний, стрессовых ситуаций, недостаточной сформированности психических функций и морфологического созревания головного мозга будущие первоклассники одного возраста по развитию могут отличаться друг от друга до полутора лет. Это может быть связано с различным созреванием отдельных структур головного мозга, однако, без задержки психического развития. Необходимо не только выполнять определенные физические движения, то и управлять своим телом.

Моторная готовность представляет собой не только умение владеть телом, но и способность его воспринимать, даже внутренние движения. Для готовности к школьному обучению немаловажное значение придается зрительно-моторной координации (система «глаз – рука») и развитию тонкой моторики. Процесс обучения письму, а именно движения кистей рук при написании букв, у каждого ребенка различна, т. к. процесс созревания соответсвующих зон головного мозга у каждого протекает по-разному. Неоценимую помощь в созревании даннх зон головного мозга и непосредственно мышц рук оказывает системаически проводимая гимнастика. Причем упражнения и одновременные движения рук преимущественно должны быть разноплановыми.

Значительные изменения в высшей нервной системе случаются к концу страшего дошкольного возраста. В 6 лет головной мозг ребенка начинает по своим характеристикам приближаться к взрослому человек.

Зарубежные исследователи (Я. Йирасек, Й. Шванцара и др.) указывали, что подготовка к школе инттелектуальной сферы обеспечивается развитыми интеллектуальными умениями:

- дифференцированное восприятие;

-направленная концентрация внимания;

-аналитическое мышление;

-рациональный подход к действительности

-логическое запоминание;

- интерес к занятиям, в том числе к занятиям, которые требуют умственных усилий;

-стремление к новым знаниям;

-способность понимания и применения замещающих символов, понятий и др.

Внимание у старших дошкольников в большей степени еще носит непроизвольный характер. Вместе с тем, как отмечает В. С. Мухина, ребенок в этом возрасте проявлять повышенное внимание при условии эмоционального отношения к объекту, ориентировки во внешней среде. Л. С. Выготский,

В. С. Мухина, Д. Б. Эльконин, А. В. Запорожец и другие указывают, что как дети начинают управлять своим вниманием, концентрируя и удерживая его на тех или иных объектах, происходит переломный момент в развитии данного психического процесса, возникает произвольность. К 6 годам возможности произвольности внимания огромны. Планирующая функция речи также оказывает влияние на развитие произвольного внимания. Речь, по мнению исследователей, является одним из средств организации внимания. С помощью речи ребенок может сознательно организовать внимание на какие-то отдельные признаки, характер и содержание предстоящей деятельности.

К началу старшего дошкольного возраста ребенок начинает активно изучать окружающий мир, использую все мыслительные операции: сравнивает и классифицирует объекты между собой и т. д. В этом возрасте он накапливает факты и сведения об окружающем мире, начинает делать простые умозаключения, т. е. происходит формирование понятийного мышления. Однако в старшем дошкольном возрасте преобладает наглядно-образное или наглядно-схематичное мышление, активно развивается словесно-логическое. Старшие дошкольники вполне могут в своей практической деятельности применять простые мыслительные операции.

Речевое развитие старших дошкольников практически завершается. К 7 годам язык становится средством общения и мышления ребенка, также предметом сознательного изучения, поскольку при подготовке к школе начинается обучение чтению и письму. Звуковое оформление приближено к звукопроизношению взрослых. Дошкольники могут слышать свое произношение и произношение других людей, способны анализировать свою речь и речь других, исправлять ошибки в произношении звуков. К концу дошкольного возраста завершается процесс фонематического развития. Связная речь старших дошкольников грамматически оформлена. Они усваивают нормы и правила грамматики. Объем словарного запаса становится намного больше, что позволяет им строить связное высказывание о просмотренном, увиденном, вступать и правильно строить общение со сверстниками, взрослыми.

К шести годам ребенок уже накопил определенный опыт выполнения практических действий, хорошо развитый уровень когнитивных процессов, волевой регуляции поведения. Все это способствует повышению чувства уверенности в выполнении сложных действий.

явлений окружающего мира. На основе социальных умений развивается коммуникативно-речевая деятельность в проявляющаяся в умении выстраивать взаимоотношения в коллективе сверстников. Коммуникативно – речевая деятельность развивается в совместной деятельности по инициативе ребенка.

Достаточный уровень развития эмоционально-волевой сферы способствует развитию эмоциональной устойчивости и появлению учебной мотивации, снижению импульсивности и развитию произвольности действий и психических процессов.

Т. И. Шульга считает, что в эмоционально-волевую готовность входит владение эмоциями, сдерживание эмоций; целенаправленное поведение, преодоление трудностей и препятствийдля достижения целей; дисциплинированность, самостоятельность, выдержка, организованность. В старшем дошкольном возрасте ребенок часто оказывается перед выбором: достичь поставленной цели, преодолев возникшие трудности, или отказаться от достижения данной цели. В процессе такого выбора ребенок начинет себя контролировать: действиями, познавательными процессами, поведением. Благодаря этому у дошкольника формируется и развивается такой психический процесс как воля. В дошкольном возрасте волевые действия имеют свои особенности. Как правило, сами волевые действия импульсивны, возникают в момент ситуативных чувств и желаний. По мнению Л. С. Выготского, воля у ребенка формируется и развивается под воздействием взрослых и тех ситуаций, в которых он находится. Формируется воля ребенка через речевые инструкции: снчала ребенку сообщают, что он должен сделать и как, постепенно приучая дошкольника проговаривать свои действия, план их выполнения. Следоватнльно, речь становится не только средством общения, но способно организовать поведение ребенка.

К моменту поступления в школу старший дошкольник может выполнять длительные волевые усилия, регулировать свое поведение, преодолевать личностные мотивы. Поэтому важно в этом возрасте активно развивать настойчивость, чувство долга, соблюдать данное слово.

По мнению Ш. А. Амонашвили, в основной характеристике мотивационной сферы старшего дошкольникапреобладают актуальные потребносте и импульсная активность. У детей в этом возрасте сиюминутно возникают и постоянно меняютсяпотребности. Если ребенок импульсивен, активен, то он не оценивает, не обдумывает свое решение, свои поступки. На импульсивность влияют утомление, эмоциональная возбудимость ребенка, а отсутсвие определенного социального опыта не способствует сдержанности, уступчивости.

В личностную и коммуникативную готовность старшего дошкольника входит принятие новой социальной роли и себя как члена общества, развитие социальных и учебных мотивов. Наличие любознательности, открытости детей, их вера в непререкаемый авторитет учителя и готовность выполнять любые его задания считаются необходимыми условиями для развития учебной мотивации. Л. И. Божович указывает, что возникающая иерархическая структура мотивов к началу обучения в школе способствует появлению внутреннего единства, организованности, устойчивыми желаниями и мотивами.

Появление определенной волевой направленности, выдвижение на первый план группы мотивов, которые становятся для ребенка наиболее важными, ведет к тому, что, руководствуясь в своем поведении этими мотивами, ребенок сознательно добивается поставленной цели, не поддаваясь отвлекающему влиянию. Он постепенно овладевает умением подчинять свои действия мотивам, которые значительно удалены от цели действия, в частности, мотивам общественного характера. То есть у ребенка появляется уровень целенаправленности, типичный для младшего школьника.

Таким образом, эмоционально-волевая сфера в аспекте готовности к школьному обучению характеризуется устойчивостью, элементами произвольной саморегуляции. Воля становится более настойчивой и зависимой от внутренних побуждений ребенка и установленных правил. Среди мотивов, наряду с игровым, начинает все больше преобладать познавательный мотив.

Организация подготовки дошкольников к школьному обучению начинается практически с младшего и среднего дошкольного возраста. подготовка к школьному обучению осуществляется на занятиях по различным образовательным областям, на специальных психологических занятиях, а так же в специализированных центрах, которые организуют дополнительное образование дошкольников социально-педагогической направленности.

Публикации по теме:

Взаимодействие детского сада и семьи в формировании личностной готовности старших дошкольников к школе (из опыта работы) Слайд 1. Слайд 2. Личностная готовность является важным структурным компонентом психологической готовности к школьному обучению, все составляющие.

Пособие для формирования временных представлений у старших дошкольников. Цветные модули «Времена года»Пособие для формирования временных представлений у старших дошкольников. Цветные модули «Времена года» Хочу поделится своим опытом, как использую дидактические игры с цветом в процессе формирования временных представлений у старших дошкольников.

Консультация для родителей «Рекомендации по подготовке детей к школьному обучению»Консультация для родителей «Рекомендации по подготовке детей к школьному обучению» Добрый день, коллеги! Хочу представить вам мою консультацию для родителей "Рекомендации по подготовке детей к школе" Возраст 6–7 лет.

Особенности сюжетного рисования старших дошкольниковОсобенности сюжетного рисования старших дошкольников Особенности сюжетного рисования старших дошкольников Основной целью сюжетного рисования является обучение ребенка передавать свои впечатления.

Консультация «Почему учиться трудно? Или что такое адаптация к школьному обучению» Начало обучения в школе - один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей как в социально-психологическом, и так и в физиологическом.

Пособие для формирования временных представлений у старших дошкольников. Цветные модули «Сутки», «Неделя»Пособие для формирования временных представлений у старших дошкольников. Цветные модули «Сутки», «Неделя» Формирование представлений о неделе как мере измерения времени – следующий этап работы. Здесь очень уместны беседы,обобщение знаний детей,.

Театрализованные игры как средство формирования коммуникативной компетентности старших дошкольниковТеатрализованные игры как средство формирования коммуникативной компетентности старших дошкольников .

Советы педагога-психолога для родителей о подготовке детей к школьному обучению В своей практике я использую консультирование родителей по поводу проблем их детей. Многих родителей интересует информация о подготовке.

Восприятие музыки как средство формирования музыкально-художественной деятельности старших дошкольниковВосприятие музыки как средство формирования музыкально-художественной деятельности старших дошкольников Восприятие музыки как средство формирования музыкально - художественной деятельности старших дошкольников Актуальность проблемы эстетического.

Эффективность использования ИКТ по подготовке к обучению грамоте старших дошкольниковЭффективность использования ИКТ по подготовке к обучению грамоте старших дошкольников Эффективность использования ИКТ по подготовке к обучению грамоте старших дошкольников. Я. А. Каменский говорил: «Видеть звезды, слушать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности формирования компонентов психологической готовности к школьному обучению у старших дошкольников
Опубликовано: 12 октября 2021 в 21:25
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Особенности формирования компонентов психологической готовности к школьному обучению у старших дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Чужинова (УИ 747670) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД