Людмила Чужинова
Особенности формирования компонентов психологической готовности к школьному обучению у старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Психологическая готовность к школьному обучению представляет собой комплексное явление, которое представлено определенным уровнем развития личностных качеств и когнитивных процессов дошкольника. Существует несколько точек зрения, какие компоненты входят в школьную готовность. Одни считают, что в основе общей готовности дошкольников к обучению в школе лежит физическая, личностная и интеллектуальная готовность. Большая часть ученых считает, что в систему подготовки школьной подготовки входят компоненты : 1) психофизический и моторный (тесно связанный с познавательной стороной); 2) интеллектуальный; 3) коммуникативно-речевой; 4) эмоционально-волевой; 5) личностный.
Публикация «Особенности формирования компонентов психологической готовности к школьному обучению у старших дошкольников» размещена в разделах
На общую психологическую подготовку дошкольников оказывает большое влияние уровень развития общей и мелкой моторики. Они направлены на формирование структуры и функции головного мозга. Хорошо развитая моторика способствует развитию пространственной ориентации, произвольной регуляции, сопоставлению и сравнению, определению главного и второстепенного и т. д. Известные физиологи И. М. Сеченов, Н. А. Бернштейн указали, что недостаточное развитие двигательных функций отрицательно влияет на общее развитие дошкольников, их роботоспособность, интеллектуальную деятельность и, в конечном счете, на успеваемость. Физическая готовность представляет собой морфункциональную зрелость организма дошкольника, которая обеспечивает оптимальные уровень развития общих и тонких движений, моторную координацию, физическую и умственную роботоспособность, общее состояние здоровья. При наличии различного рода заболеваний, стрессовых ситуаций, недостаточной сформированности психических функций и морфологического созревания головного мозга будущие первоклассники одного возраста по развитию могут отличаться друг от друга до полутора лет. Это может быть связано с различным созреванием отдельных структур головного мозга, однако, без задержки психического развития. Необходимо не только выполнять определенные физические движения, то и управлять своим телом.
Моторная готовность представляет собой не только умение владеть телом, но и способность его воспринимать, даже внутренние движения. Для готовности к школьному обучению немаловажное значение придается зрительно-моторной координации (система «глаз – рука») и развитию тонкой моторики. Процесс обучения письму, а именно движения кистей рук при написании букв, у каждого ребенка различна, т. к. процесс созревания соответсвующих зон головного мозга у каждого протекает по-разному. Неоценимую помощь в созревании даннх зон головного мозга и непосредственно мышц рук оказывает системаически проводимая гимнастика. Причем упражнения и одновременные движения рук преимущественно должны быть разноплановыми.
Значительные изменения в высшей нервной системе случаются к концу страшего дошкольного возраста. В 6 лет головной мозг ребенка начинает по своим характеристикам приближаться к взрослому человек.
Зарубежные исследователи (Я. Йирасек, Й. Шванцара и др.) указывали, что подготовка к школе инттелектуальной сферы обеспечивается развитыми интеллектуальными умениями:
- дифференцированное восприятие;
-направленная концентрация внимания;
-аналитическое мышление;
-рациональный подход к действительности
-логическое запоминание;
- интерес к занятиям, в том числе к занятиям, которые требуют умственных усилий;
-стремление к новым знаниям;
-способность понимания и применения замещающих символов, понятий и др.
Внимание у старших дошкольников в большей степени еще носит непроизвольный характер. Вместе с тем, как отмечает В. С. Мухина, ребенок в этом возрасте проявлять повышенное внимание при условии эмоционального отношения к объекту, ориентировки во внешней среде. Л. С. Выготский,
В. С. Мухина, Д. Б. Эльконин, А. В. Запорожец и другие указывают, что как дети начинают управлять своим вниманием, концентрируя и удерживая его на тех или иных объектах, происходит переломный момент в развитии данного психического процесса, возникает произвольность. К 6 годам возможности произвольности внимания огромны. Планирующая функция речи также оказывает влияние на развитие произвольного внимания. Речь, по мнению исследователей, является одним из средств организации внимания. С помощью речи ребенок может сознательно организовать внимание на какие-то отдельные признаки, характер и содержание предстоящей деятельности.
К началу старшего дошкольного возраста ребенок начинает активно изучать окружающий мир, использую все мыслительные операции: сравнивает и классифицирует объекты между собой и т. д. В этом возрасте он накапливает факты и сведения об окружающем мире, начинает делать простые умозаключения, т. е. происходит формирование понятийного мышления. Однако в старшем дошкольном возрасте преобладает наглядно-образное или наглядно-схематичное мышление, активно развивается словесно-логическое. Старшие дошкольники вполне могут в своей практической деятельности применять простые мыслительные операции.
Речевое развитие старших дошкольников практически завершается. К 7 годам язык становится средством общения и мышления ребенка, также предметом сознательного изучения, поскольку при подготовке к школе начинается обучение чтению и письму. Звуковое оформление приближено к звукопроизношению взрослых. Дошкольники могут слышать свое произношение и произношение других людей, способны анализировать свою речь и речь других, исправлять ошибки в произношении звуков. К концу дошкольного возраста завершается процесс фонематического развития. Связная речь старших дошкольников грамматически оформлена. Они усваивают нормы и правила грамматики. Объем словарного запаса становится намного больше, что позволяет им строить связное высказывание о просмотренном, увиденном, вступать и правильно строить общение со сверстниками, взрослыми.
К шести годам ребенок уже накопил определенный опыт выполнения практических действий, хорошо развитый уровень когнитивных процессов, волевой регуляции поведения. Все это способствует повышению чувства уверенности в выполнении сложных действий.
явлений окружающего мира. На основе социальных умений развивается коммуникативно-речевая деятельность в проявляющаяся в умении выстраивать взаимоотношения в коллективе сверстников. Коммуникативно – речевая деятельность развивается в совместной деятельности по инициативе ребенка.
Достаточный уровень развития эмоционально-волевой сферы способствует развитию эмоциональной устойчивости и появлению учебной мотивации, снижению импульсивности и развитию произвольности действий и психических процессов.
Т. И. Шульга считает, что в эмоционально-волевую готовность входит владение эмоциями, сдерживание эмоций; целенаправленное поведение, преодоление трудностей и препятствийдля достижения целей; дисциплинированность, самостоятельность, выдержка, организованность. В старшем дошкольном возрасте ребенок часто оказывается перед выбором: достичь поставленной цели, преодолев возникшие трудности, или отказаться от достижения данной цели. В процессе такого выбора ребенок начинет себя контролировать: действиями, познавательными процессами, поведением. Благодаря этому у дошкольника формируется и развивается такой психический процесс как воля. В дошкольном возрасте волевые действия имеют свои особенности. Как правило, сами волевые действия импульсивны, возникают в момент ситуативных чувств и желаний. По мнению Л. С. Выготского, воля у ребенка формируется и развивается под воздействием взрослых и тех ситуаций, в которых он находится. Формируется воля ребенка через речевые инструкции: снчала ребенку сообщают, что он должен сделать и как, постепенно приучая дошкольника проговаривать свои действия, план их выполнения. Следоватнльно, речь становится не только средством общения, но способно организовать поведение ребенка.
К моменту поступления в школу старший дошкольник может выполнять длительные волевые усилия, регулировать свое поведение, преодолевать личностные мотивы. Поэтому важно в этом возрасте активно развивать настойчивость, чувство долга, соблюдать данное слово.
По мнению Ш. А. Амонашвили, в основной характеристике мотивационной сферы старшего дошкольникапреобладают актуальные потребносте и импульсная активность. У детей в этом возрасте сиюминутно возникают и постоянно меняютсяпотребности. Если ребенок импульсивен, активен, то он не оценивает, не обдумывает свое решение, свои поступки. На импульсивность влияют утомление, эмоциональная возбудимость ребенка, а отсутсвие определенного социального опыта не способствует сдержанности, уступчивости.
В личностную и коммуникативную готовность старшего дошкольника входит принятие новой социальной роли и себя как члена общества, развитие социальных и учебных мотивов. Наличие любознательности, открытости детей, их вера в непререкаемый авторитет учителя и готовность выполнять любые его задания считаются необходимыми условиями для развития учебной мотивации. Л. И. Божович указывает, что возникающая иерархическая структура мотивов к началу обучения в школе способствует появлению внутреннего единства, организованности, устойчивыми желаниями и мотивами.
Появление определенной волевой направленности, выдвижение на первый план группы мотивов, которые становятся для ребенка наиболее важными, ведет к тому, что, руководствуясь в своем поведении этими мотивами, ребенок сознательно добивается поставленной цели, не поддаваясь отвлекающему влиянию. Он постепенно овладевает умением подчинять свои действия мотивам, которые значительно удалены от цели действия, в частности, мотивам общественного характера. То есть у ребенка появляется уровень целенаправленности, типичный для младшего школьника.
Таким образом, эмоционально-волевая сфера в аспекте готовности к школьному обучению характеризуется устойчивостью, элементами произвольной саморегуляции. Воля становится более настойчивой и зависимой от внутренних побуждений ребенка и установленных правил. Среди мотивов, наряду с игровым, начинает все больше преобладать познавательный мотив.
Организация подготовки дошкольников к школьному обучению начинается практически с младшего и среднего дошкольного возраста. подготовка к школьному обучению осуществляется на занятиях по различным образовательным областям, на специальных психологических занятиях, а так же в специализированных центрах, которые организуют дополнительное образование дошкольников социально-педагогической направленности.