Грищенко Татьяна
Особенности формирования пространственных предлогов у детей старшего дошкольного возраста с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
Дети с OHP, особенно если дефект включает дизартрический компонент, имеют трудности с ориентацией в окружающем пространстве. Отсюда и недостаток формирования пространственных понятий и трудность правильного использования предлогов.
Нарушения в употреблении предложно-падежных конструкций - это тип ошибок в грамматической структуре речи. Проявляются, оно в случае если ребенок не обладает определенными знаниями и навыками употребления грамматических структур и не умеет правильно оформлять свою речь.
Публикация «Особенности формирования пространственных предлогов у детей старшего дошкольного возраста с ОНР» размещена в разделах
Грамматика, по мнению К. Д. Ушинского, является логикой языка. Каждая форма в грамматике выражает некоторое общее значение. Отвлекаясь от конкретных значений слов и предложений, грамматика получает большую силу абстракции, способность типизировать явления языка. У детей, изучающих грамматику, одновременно формируется мышление. Это величайший смысл грамматики в развитии речи и психики ребенка.
Формирование грамматической структуры речи занимает особое место в развитии речи ребенка, поскольку именно грамматическая структура является ключом к успешному общему обучению речи, обеспечивая практическое знание различных уровней языковой системы. Грамматическая система - продукт долгого исторического развития. Как структура языка, грамматика представляет собой «систему систем», которая сочетает в себе словообразование, морфологию и синтаксис. Эти системы можно назвать подсистемами грамматической структуры языка или его различных уровней. И на основании этого становится ясно, что пространственные предлоги не смогут формироваться без знания грамматики. Поэтому так много внимания уделяется этому. Чтобы ребенок правильно и слаженно выражал свои мысли, нет никаких сомнений в том, что вам нужно научить его грамматическим структурам.
Речь маленького ребенка с точки зрения грамматики аморфна (бесформенная). Знание ребенком мира способствует раскрытию связей между предметами и явлениями. Известные связи грамматически формируются и отражаются в речи. Это связано с развитием родного языка, его словарного запаса и грамматической структурой.
Грамматическая категория - это значения слов обобщенного символа, значения которых абстрагируются от конкретных лексических значений этих слов. Категориальными значениями могут быть показатели, например, отношение данного слова к другим словам во фразе и предложении (категория падежа).
В падеже на русском языке выражается отношение существительных к другим словам во фразе и предложении. В системе шести падежей именительный падеж сравнивается как прямой падеж с остальными пятью, эти пять падежей называются косвенными. Косвенные случаи, как правило, выражают зависимость существительного от слова, которое им управляет. Будучи управляемыми формами, косвенные падежи появляются вместе с предлогами (предложными конструкциями) и без них (простыми конструкциями) : так можно привести примеры, такие как «видеть дом и направляться к дому» или «водить машину и сидеть в машине». Из шести падежей только именительный падеж всегда используется без предлога; другой используется только с предлогами и поэтому называется предложным; остальные четыре появляются с предлогами или без них. Предлоги выражают различные отношения и связи, которые существуют в реальности.
Как уже говорилось в предыдущем параграфе, у детей с OHP формирование грамматической структуры речи происходит с большими трудностями, по сравнению с овладением активной и пассивной лексикой. Это объясняется тем, что грамматическая система языка организована на основе большого количества языковых правил.
Грамматические значения всегда более абстрактны, чем лексические. Грамматические формы словоизменения, словообразования, типы предложений появляются у детей с ОНР, как правило, в той же последовательности, что и при нормальном развитии речи. У детей есть определенная особенность в овладении грамматической структурой речи. Это выражается в более медленных темпах усвоения. На основании этих утверждений можно сделать вывод о необходимости обучения детей грамматическим структурам речи. Только после овладения всеми этими структурами, в частности, грамматикой, ребенок сможет освоить правильное использование пространственных предлогов в своей речи.
Опираясь на предыдущий параграф, становиться понятным, что речь не является врожденной способностью, она начинает формироваться с самого рождения ребенка и проходит определенные этапы развития. Так ребенок достигший возраста 4-5 лет, должен овладеть всей системой родного языка. Другая картина наблюдается при ОНР: у детей с нормальным слухом и интеллектом не сформированы все структурные компоненты языковой системы: фонетика, лексика, грамматика.
Развитие грамматической структуры детской речи тесно связано с развитием пространственных понятий и пространственной практики. Известно, что дети с недостаточной речевой активностью испытывают трудности, связанные с ориентацией в пространстве, в результате чего пространственные представления не формируются.
Степень этого недостатка образования различна и не всегда соответствует тяжести двигательных и речевых расстройств. В некоторых случаях детям трудно идентифицировать правую и левую стороны тела или объекта по ориентации в окружающем пространстве, в других случаях с пониманием и использованием грамматических конструкций, обозначающих пространственные отношения.
Рассматривая более подробно третий уровень развития речи, можно отметить, что у детей наблюдаются нарушения грамматической структуры речи. Это проявляется в неправильном использовании предложно-падежных конструкций : родительный падеж в обозначении места (предлоги из, около, возле, из-за, из-под, винительный падеж для обозначения пространства, которое нужно преодолеть (предлог через, дательный падеж для обозначения человека, к которому направлено движение (предлоги к, по, случай для обозначения места (предлоги в, на). Во всех этих случаях дети довольно часто пропускают и заменяют предлоги.
Так например Лыков пишет, что у детей с недоразвитием речи трудно формируется грамматический строй языка т. е. дети не производят морфологических и синтаксических образований, есть ошибки в использовании рода и числа; предлоги и союзы не включены в разговорную речь.
Еще следует отметить, что предложно-падежные конструкции с предлогами, указывают как местоположение объекта, место действия, так и направление. Предлог, который используется в различных конструкциях, имеет разные значения. Для детей это представляет большую проблему, ведь известно, что у детей с недостаточной речевой деятельностью возникают трудности, которые связанны с ориентацией в пространстве. В результате чего пространственные представления не имеют понятия. Это, в свою очередь, приводит к трудностям в развитии навыков правильного использования грамматических форм, существительных с предлогами).
Эти нарушения проявляется в виде следующих ошибок:
- пропуск или замена предлога. Чаще всего наблюдается опускание таких предлогов как «в», «из», отсутствие предлогов «над», «около», «перед», «за», «между», «через».Замена предлогов «на» и «над», «под» и «по», «на» и «в» по причине смешения их и в импрессивной речи из-за трудностей понимания грамматических значений этих предлогов («на столе» вместо «над столом», «по книжке» вместо «под книжкой»). В речи детей часто отсутствуют сложные предлоги «из-за», «из-под».
- замена одной предложно-падежной конструкции другой.
- неправильное употребление падежного окончания существительного
- неправильное употребление как предлога, так и падежного окончания
Слова, которые не имеют номенативного значения (предлоги, союзы, междометия) выполняют определенную функцию в речи. Без знания этих слов дети не смогут освоить структуру различных типов предложений и связной речи. Таким образом, у детей с OHP наблюдается неполное понимание прочитанного материала, поскольку для понимания содержания требуется прежде всего определенный словарный запас слов, знание их значений, а также понимание связей между словами и между предложениями.
Изучение правильности обучения детей предложно-падежным конструкциям является одним из моментов изучения состояния формирования грамматической структуры языка, необходимой для постановки речевого диагноза и определения способов дифференциального обучения.
Так же следует отметить, что обследование ведется логопедом в двух направлениях:
Выявление понимания значения предлогов. Здесь педагог должен установить,понимает ли ребенок предлоги, которые выражают пространственные взаимоотношениядвух предметов. Но при этом следует исключить показывающие ситуации.
Обследование правильности употребления предлогов в экспрессивной речи ребенка. Здесь нежно установить правильность употребления ребенком падежного окончания, а также соответственно адекватного выбора предлога в грамматической конструкции.
При анализе ошибок, допущенных детьми при использовании существительных в косвенных падежах с различными предлогами, необходимо учитывать как правильность использования самих предлогов (т. е. выяснить, какие отношения и с какими предлогами выражают дети, а также соответствие окончаний падежа, фраз, составленных детьми, и предложений, используемых с предлогами (т. е. выполняют ли предлоги синтаксическую функцию).
Работа над предлогами входит в работу по формированию словоизменения. Необходимость включения упражнений с предлогами в логопедические классы продиктована практическим усвоением более сложных морфологических закономерностей. Поскольку предложно-падежные конструкции связаны с основными формами косвенных падежей, рекомендуется ознакомиться с предлогами на материале словосочетаний и простых фраз.
Стоит также отметить, что уровень развития интеллектуально-аналитических синтетических операций достаточно важен и играет значительную роль в овладении использованием предлогов в речи. По мере роста практического языкового опыта ребенка, неоднозначность использования одного и того же предлога постепенно увеличивается. Ребенок начинает понимать сходство лингвистических элементов и по-разному понимать значение сочетания слов с тем или иным предлогом как части различных значимых предложений. Подводя итог, ребенок переосмысливает все эти операции.
Таким образом, у детей с нормальным развитием речи и с ОНР грамматическая структура речи происходит в той же последовательности, но в последнем случае этот процесс является наиболее сложным. Часто возникают трудности с усвоением конструкций предложного падежа с предлогами, которые служат для связывания значимых слов в предложении, пропуская предлоги, заменяя предлоги и отбрасывая их.
Дети с нарушениями речи часто совершают ошибки, когда склоняют существительные с предлогами. Больше всего, у детей с недостаточной развитостью речи, использование сложных предлогов «из-за», «из» вызывает большинство трудностей. Они не всегда понимают значение этих предлогов и не используют их в самостоятельной речи. В структуре нарушений грамматической стороны речи у дошкольников с ОНР преобладают трудности понимания и использования предложных падежных конструкций пространственного значения.