Приложение МААМ

Особенности формирования пространственных предлогов у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Грищенко Татьяна
Особенности формирования пространственных предлогов у детей старшего дошкольного возраста с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы

Дети с OHP, особенно если дефект включает дизартрический компонент, имеют трудности с ориентацией в окружающем пространстве. Отсюда и недостаток формирования пространственных понятий и трудность правильного использования предлогов.

Нарушения в употреблении предложно-падежных конструкций - это тип ошибок в грамматической структуре речи. Проявляются, оно в случае если ребенок не обладает определенными знаниями и навыками употребления грамматических структур и не умеет правильно оформлять свою речь.

Публикация «Особенности формирования пространственных предлогов у детей старшего дошкольного возраста с ОНР» размещена в разделах

Грамматика, по мнению К. Д. Ушинского, является логикой языка. Каждая форма в грамматике выражает некоторое общее значение. Отвлекаясь от конкретных значений слов и предложений, грамматика получает большую силу абстракции, способность типизировать явления языка. У детей, изучающих грамматику, одновременно формируется мышление. Это величайший смысл грамматики в развитии речи и психики ребенка.

Формирование грамматической структуры речи занимает особое место в развитии речи ребенка, поскольку именно грамматическая структура является ключом к успешному общему обучению речи, обеспечивая практическое знание различных уровней языковой системы. Грамматическая система - продукт долгого исторического развития. Как структура языка, грамматика представляет собой «систему систем», которая сочетает в себе словообразование, морфологию и синтаксис. Эти системы можно назвать подсистемами грамматической структуры языка или его различных уровней. И на основании этого становится ясно, что пространственные предлоги не смогут формироваться без знания грамматики. Поэтому так много внимания уделяется этому. Чтобы ребенок правильно и слаженно выражал свои мысли, нет никаких сомнений в том, что вам нужно научить его грамматическим структурам.

Речь маленького ребенка с точки зрения грамматики аморфна (бесформенная). Знание ребенком мира способствует раскрытию связей между предметами и явлениями. Известные связи грамматически формируются и отражаются в речи. Это связано с развитием родного языка, его словарного запаса и грамматической структурой.

Грамматическая категория - это значения слов обобщенного символа, значения которых абстрагируются от конкретных лексических значений этих слов. Категориальными значениями могут быть показатели, например, отношение данного слова к другим словам во фразе и предложении (категория падежа).

В падеже на русском языке выражается отношение существительных к другим словам во фразе и предложении. В системе шести падежей именительный падеж сравнивается как прямой падеж с остальными пятью, эти пять падежей называются косвенными. Косвенные случаи, как правило, выражают зависимость существительного от слова, которое им управляет. Будучи управляемыми формами, косвенные падежи появляются вместе с предлогами (предложными конструкциями) и без них (простыми конструкциями) : так можно привести примеры, такие как «видеть дом и направляться к дому» или «водить машину и сидеть в машине». Из шести падежей только именительный падеж всегда используется без предлога; другой используется только с предлогами и поэтому называется предложным; остальные четыре появляются с предлогами или без них. Предлоги выражают различные отношения и связи, которые существуют в реальности.

Как уже говорилось в предыдущем параграфе, у детей с OHP формирование грамматической структуры речи происходит с большими трудностями, по сравнению с овладением активной и пассивной лексикой. Это объясняется тем, что грамматическая система языка организована на основе большого количества языковых правил.

Грамматические значения всегда более абстрактны, чем лексические. Грамматические формы словоизменения, словообразования, типы предложений появляются у детей с ОНР, как правило, в той же последовательности, что и при нормальном развитии речи. У детей есть определенная особенность в овладении грамматической структурой речи. Это выражается в более медленных темпах усвоения. На основании этих утверждений можно сделать вывод о необходимости обучения детей грамматическим структурам речи. Только после овладения всеми этими структурами, в частности, грамматикой, ребенок сможет освоить правильное использование пространственных предлогов в своей речи.

Опираясь на предыдущий параграф, становиться понятным, что речь не является врожденной способностью, она начинает формироваться с самого рождения ребенка и проходит определенные этапы развития. Так ребенок достигший возраста 4-5 лет, должен овладеть всей системой родного языка. Другая картина наблюдается при ОНР: у детей с нормальным слухом и интеллектом не сформированы все структурные компоненты языковой системы: фонетика, лексика, грамматика.

Развитие грамматической структуры детской речи тесно связано с развитием пространственных понятий и пространственной практики. Известно, что дети с недостаточной речевой активностью испытывают трудности, связанные с ориентацией в пространстве, в результате чего пространственные представления не формируются.

Степень этого недостатка образования различна и не всегда соответствует тяжести двигательных и речевых расстройств. В некоторых случаях детям трудно идентифицировать правую и левую стороны тела или объекта по ориентации в окружающем пространстве, в других случаях с пониманием и использованием грамматических конструкций, обозначающих пространственные отношения.

Рассматривая более подробно третий уровень развития речи, можно отметить, что у детей наблюдаются нарушения грамматической структуры речи. Это проявляется в неправильном использовании предложно-падежных конструкций : родительный падеж в обозначении места (предлоги из, около, возле, из-за, из-под, винительный падеж для обозначения пространства, которое нужно преодолеть (предлог через, дательный падеж для обозначения человека, к которому направлено движение (предлоги к, по, случай для обозначения места (предлоги в, на). Во всех этих случаях дети довольно часто пропускают и заменяют предлоги.

Так например Лыков пишет, что у детей с недоразвитием речи трудно формируется грамматический строй языка т. е. дети не производят морфологических и синтаксических образований, есть ошибки в использовании рода и числа; предлоги и союзы не включены в разговорную речь.

Еще следует отметить, что предложно-падежные конструкции с предлогами, указывают как местоположение объекта, место действия, так и направление. Предлог, который используется в различных конструкциях, имеет разные значения. Для детей это представляет большую проблему, ведь известно, что у детей с недостаточной речевой деятельностью возникают трудности, которые связанны с ориентацией в пространстве. В результате чего пространственные представления не имеют понятия. Это, в свою очередь, приводит к трудностям в развитии навыков правильного использования грамматических форм, существительных с предлогами).

Эти нарушения проявляется в виде следующих ошибок:

- пропуск или замена предлога. Чаще всего наблюдается опускание таких предлогов как «в», «из», отсутствие предлогов «над», «около», «перед», «за», «между», «через».Замена предлогов «на» и «над», «под» и «по», «на» и «в» по причине смешения их и в импрессивной речи из-за трудностей понимания грамматических значений этих предлогов («на столе» вместо «над столом», «по книжке» вместо «под книжкой»). В речи детей часто отсутствуют сложные предлоги «из-за», «из-под».

- замена одной предложно-падежной конструкции другой.

- неправильное употребление падежного окончания существительного

- неправильное употребление как предлога, так и падежного окончания

Слова, которые не имеют номенативного значения (предлоги, союзы, междометия) выполняют определенную функцию в речи. Без знания этих слов дети не смогут освоить структуру различных типов предложений и связной речи. Таким образом, у детей с OHP наблюдается неполное понимание прочитанного материала, поскольку для понимания содержания требуется прежде всего определенный словарный запас слов, знание их значений, а также понимание связей между словами и между предложениями.

Изучение правильности обучения детей предложно-падежным конструкциям является одним из моментов изучения состояния формирования грамматической структуры языка, необходимой для постановки речевого диагноза и определения способов дифференциального обучения.

Так же следует отметить, что обследование ведется логопедом в двух направлениях:

Выявление понимания значения предлогов. Здесь педагог должен установить,понимает ли ребенок предлоги, которые выражают пространственные взаимоотношениядвух предметов. Но при этом следует исключить показывающие ситуации.

Обследование правильности употребления предлогов в экспрессивной речи ребенка. Здесь нежно установить правильность употребления ребенком падежного окончания, а также соответственно адекватного выбора предлога в грамматической конструкции.

При анализе ошибок, допущенных детьми при использовании существительных в косвенных падежах с различными предлогами, необходимо учитывать как правильность использования самих предлогов (т. е. выяснить, какие отношения и с какими предлогами выражают дети, а также соответствие окончаний падежа, фраз, составленных детьми, и предложений, используемых с предлогами (т. е. выполняют ли предлоги синтаксическую функцию).

Работа над предлогами входит в работу по формированию словоизменения. Необходимость включения упражнений с предлогами в логопедические классы продиктована практическим усвоением более сложных морфологических закономерностей. Поскольку предложно-падежные конструкции связаны с основными формами косвенных падежей, рекомендуется ознакомиться с предлогами на материале словосочетаний и простых фраз.

Стоит также отметить, что уровень развития интеллектуально-аналитических синтетических операций достаточно важен и играет значительную роль в овладении использованием предлогов в речи. По мере роста практического языкового опыта ребенка, неоднозначность использования одного и того же предлога постепенно увеличивается. Ребенок начинает понимать сходство лингвистических элементов и по-разному понимать значение сочетания слов с тем или иным предлогом как части различных значимых предложений. Подводя итог, ребенок переосмысливает все эти операции.

Таким образом, у детей с нормальным развитием речи и с ОНР грамматическая структура речи происходит в той же последовательности, но в последнем случае этот процесс является наиболее сложным. Часто возникают трудности с усвоением конструкций предложного падежа с предлогами, которые служат для связывания значимых слов в предложении, пропуская предлоги, заменяя предлоги и отбрасывая их.

Дети с нарушениями речи часто совершают ошибки, когда склоняют существительные с предлогами. Больше всего, у детей с недостаточной развитостью речи, использование сложных предлогов «из-за», «из» вызывает большинство трудностей. Они не всегда понимают значение этих предлогов и не используют их в самостоятельной речи. В структуре нарушений грамматической стороны речи у дошкольников с ОНР преобладают трудности понимания и использования предложных падежных конструкций пространственного значения.

Публикации по теме:

Игра для детей старшего дошкольного возраста «Дерево предлогов»Игра для детей старшего дошкольного возраста «Дерево предлогов» "ДЕРЕВО ПРЕДЛОГОВ" игра для детей старшего дошкольного возраста Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня хочу рассказать вам о новой игре.

Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста Развитие ребенка с каждым годом настолько продвигается вперед, что стоит выделить возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста.

Формирования коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста.Формирования коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста. Работая с детьми старшего дошкольного возраста, замечаешь, что коммуникативная деятельность представлена через межличностные отношения детей,.

Консультация «Особенности формирования экологической культуры у детей дошкольного возраста» Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общаясь с животными, растениями, человек становится чище, добрее, мягче. В нем пробуждаются.

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Особенности развития дикции у детей старшего дошкольного возраста»Мастер-класс для педагогов ДОУ «Особенности развития дикции у детей старшего дошкольного возраста» Каждое занятие по театрализованной деятельности мы с ребятами начинаем с артикуляционной гимнастики, так как при выполнении артикуляционной.

Особенности обучения русскому языку детей старшего дошкольного возраста посредством игры. На современном этапе развития общества и образования главной целью обучения грамоте является: развитие личности каждого ребенка, обогащение.

Особенности развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста Мы живем в эпоху кризисов и социальных перемен. Нашей стране нужны творческие, способные неординарно и нестандартно мыслить люди. В настоящее.

Презентация «Особенности формирования положительных эмоций у детей старшего дошкольного возраста»Презентация «Особенности формирования положительных эмоций у детей старшего дошкольного возраста» Слайд 1. Тема работы: «Особенности формирования положительных эмоций у детей старшего дошкольного возраста в ходе совместной деятельности.

Психолого-педагогические особенности патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста Дошкольный возраст является периодом совершенствования, развития личностных новообразований, которые за период дошкольного возраста обогащаются.

Родительское собрание в старшей группе «Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста» Родительское собрание в старшей группе «Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста». Организационное собрание. Тема: «Возрастные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности формирования пространственных предлогов у детей старшего дошкольного возраста с ОНР
Опубликовано: 13 февраля 2023 в 08:18
+36Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Особенности формирования пространственных предлогов у детей старшего дошкольного возраста с ОНР» (включая файлы) размещена пользователем Грищенко Татьяна (УИ 3170723) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД