МААМ-картинки

Особенности формирования психологического здоровья дошкольников

Ольга Ботвенко
Особенности формирования психологического здоровья дошкольников

Особенности формирования психологического здоровья дошкольников

Психологическое здоровье является необходимым условием полноценного функционирования и развития человека в процессе его жизнедеятельности. Как отмечает О. В. Хухлаева с одной стороны, оно является условием адекватного выполнения человеком своих возрастных, социальных, культурных ролей, с другой – обеспечивает человеку возможность непрерывного развития в течении всей его жизни.

Публикация «Особенности формирования психологического здоровья дошкольников» размещена в разделах

В современном обществе все чаще возникает вопрос: на сколько же психологическое здоровье связано с физическим? Появилось новое научное направление «психология здоровья» - и наука о психологических причинах здоровья, о методах и средствах его сохранения, укрепления и развития.

Зачастую понятия «психологическое здоровье» и «зрелость личности» употребляют синонимично. Однако это правомерно лишь по отношению к взрослому человеку. Психологическое здоровье ребенка является лишь предпосылкой достижения в будущем личностной зрелости. Возникает необходимость определения нормы психологического здоровья. Так, О. В. Хухлаева считает, что для психологического здоровья правомерно за норму принимать отсутствие патологии, отсутствие симптомов, мешающих адаптации человека в обществе. Для психологического здоровья норма – это, наоборот, присутствие определенных личностных характеристик, позволяющих не только адаптироваться к обществу, но и развиваясь, самому содействовать его развитию.

Исходя из вышесказанного, выделяют 3 уровня психологического здоровья :

- Высший – креативный. К нему относят людей с устойчивой адаптацией к среде, наличием резерва сил для преодоления стрессовых ситуаций и активным творческим отношением к действительности, наличие созидательной позиции.

- Средний – адаптивный. Это люди в целом адаптированные к социуму, однако имеющие несколько повышенную тревожность.

- Низший – дезадаптивный. К нему уже относят людей стремящихся приспособиться к внешним условиям в ущерб своим желаниям или возможностям или людей имеющих активно-наступательную позицию, стремление подчинить окружение своим потребностям.

Какие же факторы влияют на формирование психологического здоровья?

Условно выделяют две группы факторов риска нарушения психологического здоровья :

• Объективные, или факторы среды (семейные неблагоприятные факторы и неблагоприятные факторы, связанные с детскими учреждениями, профессиональной деятельностью, социально-экономической ситуацией в стране).

• Субъектинвые, обусловленные индивидуально-личностными особенностями (темперамент, контроль, самооценка, критичность и т. д.)

Для ребенка наиболее значимыми являются объективные факторы. Основными неблагоприятными факторами можно назвать:

• Взаимодействие по типу «ребенок-кумир семьи».

• Отсутствие одного из родителей или конфликтные отношения между ними.

• Негативное родительское программирование.

• Группу факторов, связанных с детскими учреждениями.

На момент поступления ребенка в детский сад он встречается с первыми чужим значимым взрослым – воспитателем, эта встреча во многом определит его последующее взаимодействие со значимыми взрослыми. С воспитателем ребенок получает первый опыт полиадического общения.

Как показывают исследования О. В. Хухлаевой, воспитатель не замечает обычно около 50% направленных к ней обращений детей. И это может привести к росту самостоятельности ребенка, снижению эгоцентризма, а может – к неудовлетворению потребности в безопасности, развитию тревожности, психосоматизации ребенка.

Кроме того, в детском саду у ребенка может появиться серьезный внутренний конфликт в случае конфликтных отношений со сверстниками. Основной задачей всего коллектива ДОУ является полное устранение либо сглаживание вышеназванных негативных факторов.

В. Франкл выделил ряд педагогических условий становления психологического здоровья детей :

- оптимальное сочетание напряжения, побуждающего к действию и расслабления.

- положительный фон настроения.

- социальный интерес.

Э. Фром отмечал, что у педагогов должна быть так называемая биофильная ориентация, то есть ориентация на жизнь (жизнелюбие, жизнерадостность, чувство юмора).

Необходимо понимать, что указанные условия можно рассматривать только в вероятностном плане. С большей степенью вероятности ребенок вырастет в таких условиях психологически здоровым, при их отсутствии - с теми или иными нарушениями психологического здоровья. До сих пор современная наука знает больше о причинах психологических нарушений, чем о причинах психологического здоровья.

Таким образом, научное и практическое исследование данного вопроса представляет собой широкое поле деятельности для различных специалистов и оставляет вопрос актуальным.

Публикации по теме:

Особенности формирования развивающей предметно-пространственной среды с целью формирования коммуникативных навыков Моя тема выступления на методическом объединении «Особенности формирования развивающей предметно-пространственной среды с целью формирования.

Исследование «Особенности формирования невербальных средств общения у дошкольников с задержкой речевого развития» Введение Речевая деятельность появляется лишь при наличии определенных биологических факторов и предпосылок, при условии нормального созревания.

Консультация «Подвижная игра как средство психологического здоровья дошкольников» Подвижная игра как средство психологического здоровья К сожалению, современные дети играют меньше, а игра часто не достигает своего высшего.

Отчет о проведении Месячника психологического здоровья О проведении «Месячника психологического здоровья» в МБДОУ детский сад № 5 «Радуга» ГО г. Якутск Согласно приказу Управления образования.

Особенности формирования представлений о величине у дошкольников Представления о величине предметов являются важной составляющей частью математических представлений у детей дошкольного возраста. Умение.

План проведения месячника психологического здоровья План Проведения месячника психологического здоровья (с 15 октября – 15 ноября 2017г.) Цель: Акцентирование внимания взрослых и детей на.

Сценарий мастер-класса по сохранению психологического здоровья педагогов Сценарий мастер-класса по сохранению психологического здоровья педагогов. «Искусство смывает с души пыль повседневной жизни». Пабло Пикассо.

Сообщение к педсовету «Охрана психологического здоровья дошкольников посредствам повышения комфорта пребывания ребенка в ДОУ» Охрана психологического здоровья дошкольников посредствам повышения комфортности пребывания ребенка в ДОУ. «Забота о здоровье – это важнейший.

Особенности формирования невербальных средств общения у старших дошкольников с нарушениями речи Речь возникает при наличии определенных биологических предпосылок и, прежде всего, нормального созревания и функционирования всех мозговых.

Значение и особенности формирования звукопроизношения у дошкольников Исследователи детской речи и практические педагогические работники (воспитатели, учителя-логопеды, психологи) отмечают огромное значение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности формирования психологического здоровья дошкольников
Опубликовано: 11 января 2018 в 12:08
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД