Папки-передвижки

Особенности и последовательность работы по описанию предметов, картин и серии сюжетных картин в средней группе.

Ольга Хренкова
Особенности и последовательность работы по описанию предметов, картин и серии сюжетных картин в средней группе.
▼ Скачать + Заказать документы

Доклад на педсовет воспитателя ГБДОУ детского сада №16 г. Санкт-Петербугра Красносельского р-на средней группы "Теремок" Хренковой Ольги Владимировны.

«Особенности и последовательность работы по описанию предметов, картин и серии сюжетных картин в средней группе».

Публикация «Особенности и последовательность работы по описанию предметов, картин и серии сюжетных картин в средней группе,» размещена в разделах

Главное направление в развитии речи ребенка на пятом году жизни - освоение связной монологической речи. В это время происходят заметные изменения в формировании грамматического строя речи, освоения способов словообразования, словесном творчестве. Речь детей становится более связной и последовательной. Дошкольники средней группы осваивют разные типы высказываний - описание и повествование. Совершенствуются понимание смысловой стороны речи, синтаксическая структура предложения, звуковая сторона речи. возрастает мыслительная активность детей.

В средней группе особое внмиание уделяется формированию умению описывать предметы, картинки, игрушки.

Такие занятия по описанию игрушки должны предшествовать занятиям по их рассматриванию, на которых дети учатся веделять детали и качества игрушек, овладевают соответствующим словарем. На первом занятии воспитатель дает образец и план рассказа, показывая, как строится рассказ (Какая у тебя вещь? Какие у нее части? Покажи и объясни, как используют эту вещь). Вызванный ребенок выходит, берет в руки игрушку, рассматривает, ощупывает и др. Воспитатель помогает наводящими вопросами. На первых занятиях по обучению рассказыванию предлагаются короткие (продолжительностью 3-4 мин) игры-инсценировки. В виду того, что на пятом году жизни у детей не сформирован такой компонент произвольной памяти и внимания, как удержание мотива, последовательности действий, педагог должен помогать детям составлять рассказ, подсказывая им основное предложение : "Наша кукла очень красивая, - напоминает педагог. -У нее. ". Дети на интуитивном уровне учатся рассказывать, придерживаясь определенного плана.

Широко используются дидактические игры с игрушками: "Магазин игрушек", "Петрушка, угадай свою игрушку". Когда дети достаточно хорошо научатся составлять описательные рассказы, можно предложить им составить рассказ по набору игрушек. Игрушки нужно подбирать так, чтобы ясно проглядывалась простая сюжетная линия (например, девочка, зайчик, елочка).

После сформированного навыка описания игрушки, воспитатель подводит детей к рассказыванию по нескольким сюжетным картинкам и по предметным картинкам.

Рассказывание по картине проводится по вопросам и по образцу рассказа воспитателя. Первое время многие дети почти дословно повторяют предложенный образец, но постепенно в их рассказах все чаще начинают появляться элементы творчества. В конце года, если дети научились рассказывать по образцу, задания можно усложнять, подводя дошкольников к самостоятельному рассказыванию. Так, воспитатель дает образец рассказа по одной картине, а дети рассказывают по другой. Например: картина из серии «Наша Таня». Можно ввести рассказывание по плану, например: «Таня и голуби», предлагая такой план : расскажите, где гуляет Таня. Что она делает? Во что играет? Что видно за забором? и пр. .

Воспитатель руководит рассказом, направляет внимание детей, формирует наблюдательность как рассказывающего, так и слушающих. Чтобы занятие проходило живее, можно предложить детям использовать свой опыт, близкий содержанию картины, рассказать об аналогичных случаях их жизни (между законченными рассказами по картине). Занятия проводятся так же, как занятия с игрушками.

Таким образом, обучение связной речи помогает совершенствовть составление описательных и повествовательных рассказов, использование элементов рассуждения, развивает умение употреблять в связном высказывании точные и образные слова, включать в текст повествования прямую речь и диалоги действующих лиц. Идет освоение значение слов, постепенно усваиваются некоторые многозначные слова. Значительным является процесс овладения четкой предметной отнесенностью слов и их конкретными значениями. Дети начинают употреблять синонимы, антонимы, обобщающие понятия, обозначающие несколько групп предметов, имеющих общее назначение ( одежда: детская, женская, мужская, летняя, зимняя и др.). Активизируются в речи общеупотребительные существительные, глаголы, прилагательные, наречия, местоимения, предлоги, числительные. Происходит пополнение словаря в процессе освоения ребенком окружающего мира природы, предметов, социального мира. Используются слова, обозначающие

взаимотношения людей, их эмоциональное состояние, характер, поступки, трудовые дейтсвия.

Использованная литература :

"Развитие речи дошкольников и коррекция ее недостатков в детском саду"./ Н. В. Новоторцева - Ярославль: ООО "Академия развития", 2012.

"Программа развития речи дошкольников. / О. С. Ушакова - М. : ТЦ Сфера, 2017.

"Обучение дошкольников перессказу. Средняя группа. Учебно-методическое пособие. - М. : Центр педагогического образования, 2016.

"Методика развития речи детей. Курс лекций для студентов пед. ин-ов по специальности "Дошкольная педагогика и психология"./ А. М. Бородич - М. : "Просвещение", 1974.

" Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателей детского сада. / В. И. Логинова и др. - М. : "Просвещение", 1984.

Публикации по теме:

Составление рассказов по серии сюжетных картин «Семейный ужин» "Составление рассказов по серии сюжетных картин "Семейный ужин" Цель: развитие связной речи детей через обучение детей составлению последовательного.

Конкурс картин из солёного теста. ФотоотчетКонкурс картин из солёного теста. Фотоотчет В нашем детском саду прошел конкурс картин из соленого теста. Каждая группа представила свои работы выполненные родителями. Фантазия у них.

НОД в подготовительной группе компенсирующей направленности «Составление рассказа по серии картин «Как помочь птицам зимой?» Конспект НОД по развитию связной речи в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности. Тема: «Составление рассказа по серии.

Конспект занятия по развитию речи «Составление рассказа «Семейный ужин» по серии сюжетных картин» (подготовительная группа) Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Кургана «Детский сад комбинированного вида №141 «Лукоморье» Конспект.

Конспект занятия по ознакомлению детей с изобразительным искусством «В гостях у картин» в старшей группе КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ С ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫМ ИСКУССТВОМ в старшей группе «В гостях у картин» Воспитатель: Хуртова.

Конспект занятия развитию речи по теме «Составление рассказа по серии сюжетных картин «Шишка» Организация непосредственно образовательной деятельности детей в подготовительной группе «Пчёлки» по теме «составление рассказа по серии.

Методика рассматривания картин Когда детям показана картина,они обычно начинают без всякой последовательности перечислять то,что видят на ней. От такого беспорядочного.

Рассказ по серии картин «Разбитая чашка» ТЕМА «Разбитая чашка». Цель: Формирование связной речи. Задачи: коррекционно-образовательные 1) Совершенствовать умение составлять рассказ.

Занятие по развитию речи во второй младшей группе. Рассматривание сюжетных картин Занятие по развитию речи во второй младшей группе. Рассматривание сюжетных картин. Цель. Учить детей рассматривать картину, отвечать на.

Занятие по развитию связной речи в подготовительной логопедической группе по серии сюжетных картин «Скворцы прилетели» с ИКТЗанятие по развитию связной речи в подготовительной логопедической группе по серии сюжетных картин «Скворцы прилетели» с ИКТ Цель : Обучение связному последовательному изложению событий по ССК. Программные задачи : Закреплять навык составления рассказа по ССК.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности и последовательность работы по описанию предметов, картин и серии сюжетных картин в средней группе.
Опубликовано: 18 февраля 2018 в 17:29
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Особенности и последовательность работы по описанию предметов, картин и серии сюжетных картин в средней группе.» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Хренкова (УИ 1422871) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД