Ольга Хренкова
Особенности и последовательность работы по описанию предметов, картин и серии сюжетных картин в средней группе.
▼ Скачать + Заказать документы
Доклад на педсовет воспитателя ГБДОУ детского сада №16 г. Санкт-Петербугра Красносельского р-на средней группы "Теремок" Хренковой Ольги Владимировны.
«Особенности и последовательность работы по описанию предметов, картин и серии сюжетных картин в средней группе».
Публикация «Особенности и последовательность работы по описанию предметов, картин и серии сюжетных картин в средней группе,» размещена в разделах
Главное направление в развитии речи ребенка на пятом году жизни - освоение связной монологической речи. В это время происходят заметные изменения в формировании грамматического строя речи, освоения способов словообразования, словесном творчестве. Речь детей становится более связной и последовательной. Дошкольники средней группы осваивют разные типы высказываний - описание и повествование. Совершенствуются понимание смысловой стороны речи, синтаксическая структура предложения, звуковая сторона речи. возрастает мыслительная активность детей.
В средней группе особое внмиание уделяется формированию умению описывать предметы, картинки, игрушки.
Такие занятия по описанию игрушки должны предшествовать занятиям по их рассматриванию, на которых дети учатся веделять детали и качества игрушек, овладевают соответствующим словарем. На первом занятии воспитатель дает образец и план рассказа, показывая, как строится рассказ (Какая у тебя вещь? Какие у нее части? Покажи и объясни, как используют эту вещь). Вызванный ребенок выходит, берет в руки игрушку, рассматривает, ощупывает и др. Воспитатель помогает наводящими вопросами. На первых занятиях по обучению рассказыванию предлагаются короткие (продолжительностью 3-4 мин) игры-инсценировки. В виду того, что на пятом году жизни у детей не сформирован такой компонент произвольной памяти и внимания, как удержание мотива, последовательности действий, педагог должен помогать детям составлять рассказ, подсказывая им основное предложение : "Наша кукла очень красивая, - напоминает педагог. -У нее. ". Дети на интуитивном уровне учатся рассказывать, придерживаясь определенного плана.
Широко используются дидактические игры с игрушками: "Магазин игрушек", "Петрушка, угадай свою игрушку". Когда дети достаточно хорошо научатся составлять описательные рассказы, можно предложить им составить рассказ по набору игрушек. Игрушки нужно подбирать так, чтобы ясно проглядывалась простая сюжетная линия (например, девочка, зайчик, елочка).
После сформированного навыка описания игрушки, воспитатель подводит детей к рассказыванию по нескольким сюжетным картинкам и по предметным картинкам.
Рассказывание по картине проводится по вопросам и по образцу рассказа воспитателя. Первое время многие дети почти дословно повторяют предложенный образец, но постепенно в их рассказах все чаще начинают появляться элементы творчества. В конце года, если дети научились рассказывать по образцу, задания можно усложнять, подводя дошкольников к самостоятельному рассказыванию. Так, воспитатель дает образец рассказа по одной картине, а дети рассказывают по другой. Например: картина из серии «Наша Таня». Можно ввести рассказывание по плану, например: «Таня и голуби», предлагая такой план : расскажите, где гуляет Таня. Что она делает? Во что играет? Что видно за забором? и пр. .
Воспитатель руководит рассказом, направляет внимание детей, формирует наблюдательность как рассказывающего, так и слушающих. Чтобы занятие проходило живее, можно предложить детям использовать свой опыт, близкий содержанию картины, рассказать об аналогичных случаях их жизни (между законченными рассказами по картине). Занятия проводятся так же, как занятия с игрушками.
Таким образом, обучение связной речи помогает совершенствовть составление описательных и повествовательных рассказов, использование элементов рассуждения, развивает умение употреблять в связном высказывании точные и образные слова, включать в текст повествования прямую речь и диалоги действующих лиц. Идет освоение значение слов, постепенно усваиваются некоторые многозначные слова. Значительным является процесс овладения четкой предметной отнесенностью слов и их конкретными значениями. Дети начинают употреблять синонимы, антонимы, обобщающие понятия, обозначающие несколько групп предметов, имеющих общее назначение ( одежда: детская, женская, мужская, летняя, зимняя и др.). Активизируются в речи общеупотребительные существительные, глаголы, прилагательные, наречия, местоимения, предлоги, числительные. Происходит пополнение словаря в процессе освоения ребенком окружающего мира природы, предметов, социального мира. Используются слова, обозначающие
взаимотношения людей, их эмоциональное состояние, характер, поступки, трудовые дейтсвия.
Использованная литература :
"Развитие речи дошкольников и коррекция ее недостатков в детском саду"./ Н. В. Новоторцева - Ярославль: ООО "Академия развития", 2012.
"Программа развития речи дошкольников. / О. С. Ушакова - М. : ТЦ Сфера, 2017.
"Обучение дошкольников перессказу. Средняя группа. Учебно-методическое пособие. - М. : Центр педагогического образования, 2016.
"Методика развития речи детей. Курс лекций для студентов пед. ин-ов по специальности "Дошкольная педагогика и психология"./ А. М. Бородич - М. : "Просвещение", 1974.
" Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателей детского сада. / В. И. Логинова и др. - М. : "Просвещение", 1984.