Папки-передвижки

Особенности изменения характера образной игрушки в последнее десятилетие

Наталья Парфенова
Особенности изменения характера образной игрушки в последнее десятилетие

Педагог – психолог Парфенова Наталья Евгеньевна

Особенности изменения характера образной игрушки в последнее десятилетие

Характер образных игрушек последнее десятилетие кардинально изменился. И здесь очень важно выбирать те игрушки, куклы, которые бы отражали данную действительность и не являлись бы провокационными. Именно такими в большинстве случаев являются современные игрушки.

Публикация «Особенности изменения характера образной игрушки в последнее десятилетие» размещена в разделах

Для девочек современная потребительская цивилизация предоставила образную игрушку – куклу Барби, ориентированную совсем на другие качества человека. Говоря о возможном негативном влиянии Барби и ей подобных кукол на психическое развитие ребенка, психологи и педагоги выделяют несколько аспектов. Во-первых, игры с такими куклами приобщают детей к культу красоты и материальных ценностей, воспитывают с мыслями о необходимости вырасти богатыми и красивыми. Во-вторых, очень часто, обладая куклой, девочка воображает себя не мамой, укачивающей дитя, а горничной, убирающей ее дом и приводящей к ней бойфренда.

Получается из категории дочки матери, которой кукла учила еще десять лет назад, девочка переходит в категорию «подружки», при этом подружка у нее более старшего возраста и авторитетней своей «хозяйки». Соответственно, играя с такими куклами, девочка проявляет не заботу о ближнем, а подражание своей подружке во всем. При этом различные детские журналы, рассказывающие о жизни Барби, только подливают масло в огонь.

Но даже Барби выглядит невинной овечкой в сравнении с куклами нового поколения из серии Монстр Хай и Хагги Вагги. От Барби незнакомка Монстр Хай отличается не только поразительным уродством лица и фигуры, но и неожиданно взрослой опцией: у игрушки, страшно сказать, растут волосы на ногах! И их просто необходимо выщипывать или брить. А уж чему будет учить детей новая кукла Monster с растущими на ногах волосами, и вовсе непонятно. «Выщипывание и бритье — это работа на целый день, но ведь это небольшая плата за нечто невероятное!» — сказано в рекламном слогане. В переводе: «Забросьте, дети, свои дела! Займитесь, наконец, полезным делом — эпиляцией!».

Если десять лет назад на прилавках магазинов можно было увидеть образные игрушки, являющиеся носителями качеств, которые наше общество хотело видеть в ребенке, то сегодня это в основном игрушки, представляющие другой ценностный мир. На смену Чебурашке, Буратино, Карлсону, выражающих своим поведением реалии человеческих отношений, пришли герои зарубежных - американских и японских - мультфильмов: Мостр Хай, Хагги Вагги, человек-паук, снайпер, солдат удачи, звездные воины и другие персонажи, которые можно увидеть на прилавках многих магазинов. Особое место среди игрушек-героев современных мультфильмов занимают неземные существа, уродливые гномы, мутанты: тролли, звездные воины, Хагги Вагги. Всех их можно отнести к сказочным персонажам, но если героям российских сказок был присущ потенциал добра, современные сказочные персонажи несут далеко не позитивный потенциал, к сожалению, не всегда сразу заметный для окружающих. Например, Хагги Вагги- огромное антропоморфное существо с синим мехом, которое умет обниматься. Дети обладают обширными знаниями о Хагги Вагги, занимаются их «воспитанием». По сюжету эта гигантская ожившая кукла была сделана для детей, однако из-за катастрофы на фабрике Хагги превратился в кровожадного монстра. Свое имя существо получило не просто так: в переводе с английского HAG означает обнимать. Только вот обнимашки у монстра вовсе не дружелюбные – согласно сюжету игры, во время объятий он душит свою жертву. Соответственно дети, играя с такими куклами, перенимают их образ поведения и характер.

Давно замечено, что дети, играя с куклой, подсознательно принимают на себя ее образ и уподобляются ему. Через игру с куклой, отображающей человеческий образ, формируется манера двигаться и модель поведения ребенка в обыденной жизни. Куклы воздействуют на ребенка очень глубоко, даже на уровне телесности. Это явление в науке изучено недостаточно, но отдельные наблюдения весьма показательны.

Дети с радостью принимают любые игрушки, не подозревая ничего о «заданности образа». У многих детей игрушки, полученные в детстве, переходят в разряд любимых. Взрослые при этом не подозревают, что в детстве имеет место такой механизм социализации, как запечатление (импритинг, то есть образ объектов фиксируется у ребенка на подсознательном уровне. Естественно предположить, что в более старшем возрасте, когда обладатель такой игрушки увидит ее на экране телевизора в качестве героя мультфильма, «сработает» другой механизм усвоения социального опыта – идентификация, который поможет принять «к руководству» все особенности поведения своего любимца.

Психологи, серьезно исследующие агрессивные игрушки, считают, что современные образные игрушки, в отличие от деревянных мечей и пистолетов, могут использоваться только по своему прямому назначению, хоть и понарошку, но, все же, — убивать. Все, что окружает ребенка, буквально строит его облик и душу. Дети впитывают те качества куклы, которые наиболее выражены внешне. Агрессивность, манерность, сексуальность, самодовольство, склонность к потребительству, заложенные в современных образных игрушках, со временем могут стать качествами самого малыша.

В исследовании феномена игрушки в современной западной науке,

Е. О. Смирнова, М. В. Соколова, отмечают, что, качественный прорыв в развитии техники и технологий, произошедший за последние десятилетия, существенно изменил мир детской игрушки. Появились новые типы игрушек, а старые, традиционные существенно изменили свой облик. Основной конфликт сегодня состоит в противостоянии интересов компаний, производящих и распространяющих игрушки, и носителей ценностей детского развития – психологов, педагогов, методистов и пр. Развитие игрушечной промышленности идет по линии технологизации игрушки, внесения в них различных инноваций.

Отмечено, что, среди успешных маркетинговых приемов можно назвать следующие: создание и популяризация брендов (фильмы, книжки, игрушки, конфеты с одними персонажами, навязывание серий однотипных игрушек, интерактивность игрушек, стремление поразить, удивить, развлечь. Это в целом противоречит идеологии детского развития.

Исследователи отмечают влияние игрушек на формирование личности детей посредством подражательства, имитации игровой деятельности.

Е. О. Смирнова концентрирует внимание на том, что возраст 4–5 лет является расцветом сюжетно-ролевой игры, которая является школой чувств, в ней формируется эмоциональный мир ребенка, а игровые переживания оставляют глубокий след в сознании. Повторение действий взрослых, подражание их моральным качествам влияют на образование таких же качеств у ребенка. Попытки педагогов определить сущность «хорошей» игрушки и являются реакцией на бурное развитие игрушечной промышленности, которое началось в XIX в. и достигло кульминации в огромном ассортименте игрушек на рынке сегодня. Рынок игрушек сам по себе не нуждается в какой-либо оценке педагогами и воспитателями. Но для взрослых (педагогов, психологов, родителей, хранящих ценность детской игры и игрушки, такая оценка и соответствующие критерии естественны и необходимы. Традиционными являются три фундаментальных критерия оценки игрушки, которые используются многими современными педагогами-теоретиками образования :

детям следует иметь доступ только к ограниченному числу игрушек очень хорошего качества. Избыток скорее беда, чем благо;

игрушка должна быть простой и по дизайну, и по действию, только тогда ребенок может в полной мере развивать воображение и самостоятельность. Многие коммерческие игрушки чересчур реалистичны и сложны, чтобы дети могли играть с ними;

лучший вид игрушки – это тот, который дети и родители могут создать сами.

В московском Центре игры и игрушек при МГППУ разработана концепция и методика психолого-педагогической экспертизы игрушек. Прежде всего оцениваются этические и эстетические качества игрушки, так называемый «этико-эстетический фильтр».

Этот первый шаг экспертизы особенно важен в оценке образной игрушки, поскольку образная игрушка становится объектом идентификации для ребенка – бессознательно он принимает на себя выражение лица, позу и характер кукольного персонажа. Тем самым игрушка может задавать определённые ценностные ориентиры, этические и эстетические представления. Дегуманизация образа игрушки, подчёркивание животного или механического начала в человеке, акцент на разных уродствах, утрированно-злобное выражение лица, искажение пропорций человеческого тела противоречат задачам воспитания и личностного развития. Качества игрушки, психологически опасные с точки зрения психолого-педагогического воздействия на ребенка, препятствуют прохождению этико-эстетического фильтра. Если игрушка не проходит этико-эстетический фильтр, она не допускается для дальнейшей экспертизы.

Как отмечают Е. О. Смирнова образные игрушки, содержащие механизмы, обеспечивающие им самостоятельные движения (ходящие куклы, говорящие и поющие звери и пр., уводят ребенка от смысла игровой деятельности (создание воображаемой, условной ситуации) и подменяют сюжетную игру примитивным манипулированием. Наличие встроенного механизма игрушки навязывает ребенку определенный способ действия с ней и закрывает возможность настоящей игры, а значит, блокирует инициативность ребенка. Таким образом, открытость по образу и по действию является важнейшим требованием к образной игрушке. Степень условности и образ куклы оценивается по-разному, в зависимости от возраста и характера игровой деятельности ребенка.

Кроме того, при экспертизе учитываются и другие параметры игрушки (количество аксессуаров, размер, подвижность деталей, качество материала и пр., которые также оцениваются исходя из возрастной адресации игрушки.

Итак, в основе психолого-педагогической экспертизы лежит возможность игрушки стать средством детской игры в строгом смысле этого понятия, а значит – способствовать развитию не только конкретных функций и способностей, но и личности ребенка в целом.

Игрушки, создаваемые для детей взрослыми, всегда отражают мировоззрение и представление об окружающем мире взрослых, их идеологию, технологию, вкусы, моду и прочее. Поэтому они способствуют утверждению в сознании ребенка определенных социально-бытовых представлений, знакомят с общественным и семейным укладом. Являясь средством трансляции культурных ценностей, этических и эстетических норм, игрушка отражает не только достижения производства и технологии, но прежде всего изменения социокультурного контекста. Показательно, что игрушки каждого поколения детей существенно различаются, в особенности куклы, бытовая утварь, транспорт). Очевидно, что, пользуясь этими игрушками, дети осваивают различные общественные модели и ценности, принятые в современном для них обществе.

Таким образом, отмечая характер и особенности изменений образной игрушки в последнее десятилетие выделим что, образная игрушка перестает отражать реальных людей, со всеми их социокультурными функциями.

К сожалению, на сегодняшнем этапе развития кукольной индустрии мы наблюдаем современное отражение характера образной игрушки, все больше отгораживающей детей от реального образа людей. Если кукла Барби отражала современные модные веяния, стремление к идеалу красоты и гламурной жизни, то современные игрушки-монстры Школа Монстров и Хагги Вагги отражают нереальность происходящего в обществе, дети стремятся погрузиться в виртуально-воображаемый мир с Монстрами, нереальными отношениями, искаженным внешним образом.

Публикации по теме:

Конспект занятия «Игры с игрушками моторного характера «Матрешка — русская игрушка»Конспект занятия «Игры с игрушками моторного характера «Матрешка — русская игрушка» .

Летние игры исследовательского характера с детьми среднего и старшего дошкольного возрастаЛетние игры исследовательского характера с детьми среднего и старшего дошкольного возраста Наши помощники - книги. У каждого воспитателя с годами накапливается педагогическая литература. Не все книги, если можно так выразиться,.

Мастер-класс «Применение творческих заданий познавательного характера на уроках Орксэ» Мастер-класс «Применение творческих заданий познавательного характера на уроках ОРКСЭ как условие формирования духовной, нравственной культуры.

НОД познавательно-практического характера для детей старшего дошкольного возраста «Волшебный фильтр» Непосредственная образовательная деятельность познавательно - практического характера для детей старшего дошкольного возраста Образовательная.

Памятка для родителей «Игрушки как отражение характера ребёнка»Памятка для родителей «Игрушки как отражение характера ребёнка» Плюшевые игрушки нравятся ребёнку,который любит новые ощущения и переживания,он очень впечатлителен,эмоционален и зависим от отношения.

Последнее письмо солдата автор-Татьяна Петухова к 70-летию Веикой Победы! /посвящается сержанту С. Ф. Петухову/ В семейном архиве уже 70 лет Присьмо берегут. Серый.

Особенности возникновения и развития традиций создания игрушки из дерева и природных материалов в РоссииОсобенности возникновения и развития традиций создания игрушки из дерева и природных материалов в России На протяжении многих веков развитие человечество было немыслимо без игр и игрушек – именно они помогали должным образом формировать психику.

Презентация «Задания для дошкольников и младших школьников по развитию образной речи, внимания и мышления «Скоро в школу!» Дорогие воспитатели, педагоги и родители! Предлагаю презентацию, которая входит в серию пособий для развития мышления, внимания, образной.

Проект «Изменения в природе весной» (младшая группа общеразвивающей направленности) Составители проекта: воспитатели Карелина Е. А., Семенюк И. Н. Участники проекта: дети младшей.

Сезонные изменения в природеСезонные изменения в природе Природа – это уникальная книга. Ее тираж – один экземпляр. Только один! И поэтому, читая ее, Нужно беречь каждую страницу! Любовь к.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Особенности изменения характера образной игрушки в последнее десятилетие
Опубликовано: 31 октября 2022 в 10:48
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД