МААМ-картинки

Особенности коррекции звукопроизношения у учащихся с ТНР

Юлия Алимова
Особенности коррекции звукопроизношения у учащихся с ТНР

Особенности коррекции звукопроизношения у учащихся с ТНР

Способы постановки звуков

• Речевой материал для автоматизации звуков

• Речевой материал для дифференциации звуков

На высокопарном языке дар слова

называется «отличительным признаком»

и «священной принадлежностью» чело-

веческого рода. Юмористы же утвержда-

ют, что он дан человеку, чтобы скрывать

свои мысли. Наиболее предпочтительно

физиологическое определение. Оно яс-

ное и не может служить поводом к какой

Публикация «Особенности коррекции звукопроизношения у учащихся с ТНР» размещена в разделах

бы то ни было критике: речь-это

издавание звуков с помощью струи возду-

ха, выдыхаемого человеком через гортан-

но-губной аппарат.

М. Ажам

«Другие» способы постановки звуков

Как известно, в логопедии существует несколько основных способов постановки звуков. Это: по подражанию, механический, в игре, от других звуков, от артикуляторного уклада и смешанный. Замечания:

1. При работе с любым способом постановки нужно избегать названия звука, который необходимо получить, чтобы ребенок не возвращался к неправильно сформированному стереотипу. Называть звук нужно с помощью звукопродражания. Например, если ребенок правильно выполнил все инструкции и звук (З) произносится верно, вводится соответствующее звукоподражание : «Слышишь, как у тебя звонко зазвенел звонок? :» Еще раз так позвени». Когда звук будет поставлен, можно соотнести звукоподражание с этим звуком : «Звонок звенит так же, как, я произношу «ззз». Скажи и ты звук (З) : «зз».

2. К следующему этапу автоматизации звука переходят только тогда, когда ребенок может легко, без предварительной подготовки, без поиска нужной артикуляции произнести поставленный звук, но не звукоподражание.

При постановке звуков мы, чаще всего, используем традиционные способы, но в работе с детьми с ТНР, часто бывает, что этого недостаточно, поэтому я вам предлагаю добавить в свою копилку другие способы постановки звуков.

Другие способы постановки звука (Р)

1. Постановка звука (Р) через артикуляционное упражнение «Комарик».

Попросите ребенка улыбнуться, затем открыть рот, прижать язык к альвеолам и произнести (ДЗЗ). Покажите ему, как это делается. (ДЗЗ) будет очень похожим на (ДЖЖЖ). Скажите ребенку, что это очень приставучий и настырный комарик, поэтому нужно сильнее прижимать язык к верхним зубам. Тем самым провоцируется более четкая вибрация языка. Этот способ считается одним из самых эффективных способов вызывания (Р).

2. Постановка звука (Р) через артикуляционное упражнение «Грибок».

Данный способ помогает быстро вызвать вибрацию языка. Попросите ребенка положить вам голову на колени. (лежа на кушетке). Пусть он присасывает язык к небу, как в упражнении «Грибок». В это время большим и указательным пальцами прижмите боковые края языка к небу. Попросите ребенка с силой подуть на язык, и возможно сразу появится вибрация языка.

Замечание: Обратите внимание: прижимать нужно именно боковые края языка к небу, а не кончик языка.

3. Постановка звука (Р) через артикуляционное упражнение «Пылесос».

Нужно попросить ребенка выполнить движение вперед-назад кончиком языка за альвеолами, как будто пылесосим и при этом включаем звук пылесоса. Покажите ему, как это делается. При правильном выполнении слышится звук (Р).

4. Постановка звука Р через артикуляционное упражнение «Болтушка»

Просят ребенка поболтать широким языком сначала между губами, потом между зубами и далее у альвеол. Глубоко вдохнуть, с силой выдувать воздух с включением голоса. Язык «набухает», и слышится раскатистый звук (Р).

5. Положите голову ребенка к себе на колени (я использую кушетку).Затем с помощью зонда или пальца ребенка совершите быстрые движения пальцем из стороны в сторону, тем самым создавая нужную вибрацию.

Замечание: Вместо зонда или пальца можно использовать резиновые соски или толстые ватные палочки.

6. Постановка звука (Р) от звука (З).

Попросите ребенка произнести (З) очень кратко, едва дотрагиваясь до альвеол и при этом сильно дуть на язык. Будет четко слышен сначала одноударный (Р, который потом должен стать вибрирующем. Этот способ эффективен при коррекции горлового (Р).

7. Постановка звука (Р) от звука (Ж).

Попросите ребенка произнести звук (Ж) длительно, на одном выдохе и при этом отодвиньте кончик языка глубже в полость рта. Через секунду можно услышать одноударный (Р). После закрепления изолированного произношения этого звука сразу нужно перейти к проговариванию слогов со стечением «ТР,ДР,НР,ЖР». Это способствует быстрому переводу одноударного (Р) в состояние вибрирующего звука.

8. Постановка звука (Р) от звукосочетания (Д-Т).

Опорным для постановки звука (Р) часто является звук (Д). Но можно использовать как опору для ребенка при постановке звука (Р) и звукосочетание (Д-Т). Попросите ребенка произнести звуки (Д-Т, ритмично чередуя их в быстром темпе при смыкании языка с верхними деснами, но ни в коем случае не с альвеолами. Рот должен быть при этом открыт. При многократном повторении необходимо сильно дуть на кончик языка. Получиться звук (Р).

9. Постановка звука (Р) на вдохе.

Необычность этого способа в том, что традиционно звуки ставят на выдохе, а не на вдохе. Тем не менее, и этот способ эффективен. Условием для постановки звука (Р) на вдохе является правильное и четкое произношение звука (С). Попросите ребёнка произнести длительно «СССС», а потом сделать короткий вдох через рот, резко пдняв и прижав язык к альвеолам, всасывать язык как «улитку в раковину».

Замечание: Если ребенок не коснется языком альвеол при вдохе, то звук не получится.

Другие способы постановки звука (Л).

1. Постановка (Л) от артикуляционного упражнения «Болтушка».

Предложите ребенку загнуть и напрячь кончик языка. Таким кончиком языка с включением голоса он должен водить или скрести по небу взад-вперед, то быстро, то медленно. Зубы при этом должны быть разомкнуты на ширину пальца. Губы открыты, не закрывающие зубов. Челюсти должны быть неподвижны, работает только язык.

2. Постановка звука (Л) от артикуляционного упражнения «Чашечка».

Попросите ребенка сделать язык «чашечкой» и поднять его к альвеолам. Затем нужно включить голос. Язык должен быть неподвижен. Послышится длительный звук (Л). Губы при этом- овальной формы, зубы разомкнуты и вместе с челюстью неподвижны. С помощью ладони руки можно провести возле рта. При этом должен ощущаться теплый поток воздуха.

3. Постановка звука (Л) от артикуляционного упражнения «Индюк».

Попросите ребенка включить голос, производя поглаживающие движения по верхней губе. В результате должно послышаться: бл-бл-бл.

4. Постановка звука (Л) от «жужжащего звука»

Нужно поставить верхние резцы на нижние. Язык остается на дне ротовой полости. Сквозь зубы ребенок должен «выдувать» себе на ладонь воздух. Упражнение выполняется голосом, образуя жужжащий звук. За время произношения звука, ребенок должен прижать кончик языка одновременно к верхним и нижним резцам. Зубы слегка приоткрыть, чтобы был виден язык. Губы должны быть раскрыты рупором. Дальше предложите ребенку с этим звуком произнести слог с гласным (А, язык при этом должен быть прижат к зубам. В момент отрыва от зубов будет получаться слог «ЛА». Слог надо произносить коротко. Потом слог «ЛА» произносится с У,Э,Ы.

5. Вызывание звука (Л) от мягкого (ЛЬ)

Попросите ребенка произнести слог «ля», прижимая к верхним резцам нижнюю (тыльную) часть языка. Для этого ребенку придется загнуть вверх кончик языка, а среднюю часть спинки опустить «ковшиком». Этот прием устраняет излишний подъем средней части языка, который вызывает мягкое произношение (Л).

Другие способы постановки (С).

1. Постановка от артикуляционного упражнения «Катушечка».

Открыть рот. Губы должны быть в улыбке. Кончик языка завести за нижние резцы и слегка нажать на них, пропустить по языку «ветерок», послышится звук (С).

2. Постановка звука (С) от звука (Т).

Зубы должны быть приоткрыты, но не сжаты. Попросите ребенка следом за вами выдохнуть и длительно произнести звук (Т).На ладони струйкой должен ощущаться выдох. Затем нужно вытянуть губы в улыбку и в таком положении продолжать длительно произносить звук (Т, возможно, что после (Т) будет слышаться правильный звук (С).

Если этого не произойдет и звук будет неясный, попросите ребенка сильно улыбнуться, вытянув губы в «ниточку». Свистящий звук будет звучать тоньше.

3. Постановка звука (С) от (Ш).

Попросите ребенка тянуть звук (Ш). В это время пусть он язык продвигает вперед, от альвеол к верхним резцам. Язык не должен отрываться от неба. Верхние резцы должны находиться прямо под нижними. Рот должен быть открыт. Сначала будет слышаться смягченный звук (Ш, а потом неясный свистящий звук и, наконец правильный звук (С).

4. Постановка звука (С) от звука (Ц).

Попросите ребенка произнести длительно и протяжно звук (Ц). При соблюдении этого условия слышится второй составляющий дифтонг- звук (С). Самая большая сложность – обратить внимание ребенка и дать ему возможность услышать этот звук. Если сразу не получается произнести изолировано (С, можно произнести (Ц,С, прерывая звучание (С) короткими паузами, вот так: «ЦС-С-С-С». Далее паузы становятся длиннее. И сразу же переходят к произношению слогов.

5. Постановка звука (С) бокового от межзубного (С).

Попросите ребенка прикусить кончик языка и при этом пропустить воздушную струю по языку.

Другие способы постановки звука (З).

1. Постановку также можно начать от опорного звука (И, добавляя звук (С, чтобы получилось: «ИСЗЗ». Звук (И) берется вначале потому, что при звуке (И) кончик языка рефлекторно принимает изначальное положение, как при звуке (С) или звуке (З). При этом на кончике языка возникает канальчик, по которому на передние зубы движется воздушная струя.

2. Можно также начать постановку звука (З) от звукосочетания «ПИС». Взрывной звук (П) создает дополнительное давление, и это помогает ребенку сильнее ощущать воздушную струю. Ребенок контролирует ее тыльной стороной ладони. В этом сочетании звук (С) можно постепенно заменить на звук (З). Для этого предложите ребенку попеременно подражать то «птичке», то «комарику».

Когда ребенок научится правильно изолировано произносить звук (З, то можно приступать к его закреплению в слогах и в словах с этими слогами, затем в пословицах, скороговорках, загадках и стишках.

Другие способы постановки звука (Ц).

1. Постановка от артикуляционного уклада «Катушечка».

А) Попросите ребенка открыть рот, кончиком языка упереться в нижние передние резцы, а язык приподнять и выгнуть так, чтобы передняя часть прижималась к небу. Язык должен касаться верхних резцов спинкой. Без включения голоса попросите ребенка произнести звук, имитирующий звук (Т). Произношение звука происходит в момент размыкания, когда кончик языка отскакивает от нижних передних зубов под напором сильной струи выдыхаемого воздуха. Губы при этом напряжены, растянуты в улыбку. Проводите контроль воздушной струи ладонью руки. Упражнение полезно тем, кто приучает язык к тому положению, которое выполняется при произношении звука (Ц).

Б) Попросите ребенка открыть рот и кончиком языка упереться в нижние передние резцы. Спинка языка при этом выгнута и касается верхних передних резцов. Чтобы спинка языка лучше соприкасалась с небом, боковые края языка зажимаются зубами и остаются зажатыми и в момент вдоха, и в момент выдоха. Кончик языка должен оставаться свободным. Предложите ребенку выдохнуть воздух коротким сильным толчком при одновременном отскакивании кончика языка от нижних передних зубов. Положение зубов при этом меняться не должно. Губы напряжены и растянуты в улыбке. Послышится короткий звук (Ц). Попросите ребенка повторить предыдущее упражнение без зажатия зубами боковых краев языка.

2. Постановка от «АТС».

Звук (Ц) легче ставить в обратных слогах. Попросите ребенка произнести звук (Т) с максимальным выдохом. При этом он должен последовательно произнести звуки (Т) и (С). Звук (С) надо произносить протяжно.

Потом попросите ребенка включить еще и звук (А, произнося сочетание «АТС» с сильным выдохом в момент перехода от (А) к (ТС).

Другие способы постановки звука (Ш).

1. Попросите ребенка поднять язык к передней части неба. Это можно сделать с помощью плоской палочки, подложенной под язык или закушенной боковыми зубами. В последнем случае язык поднимается и как бы кладется на палочку, отдыхая там. Подержать его так нужно 3-4 секунды, а затем отпустить, не разжимая зубов. Пусть ребенок повторит это движение 3-5 раз. Далее, положив язык на палочку закушенную боковыми зубами, широко улыбнувшись, с сильным выдохом он должен произнести: «ШИ…ШИ…ШИ…».

2. Постановка от артикуляционного упражнения «Чашечка».

Попросите ребенка открыть рот, округлить губы и вытянуть их вперед, а язык поднять вверх так, чтобы он принял положение «Чашечки». Затем предложите ребенку плавно выдувать воздух.

3. Постановка звука (Ш) на базе (Р).

Предложите ребенку длительно произнести звук (Р). Губы при этом должны быть в открывающей верхние и нижние резцы улыбке. Затем нужно попросить произнести этот звук шепотом, совсем тихо, чтобы язык перестал вибрировать. При этом слышится звук (Ш). Округлите ребенку губы, нажав большим и указательными пальцами на уголки его губ.

4. Постановка звука (Ш) бокового.

Попросить ребенка произнести слог «СА», а зондом-вилкой или пальцем придержите передний край языка у верхних альвеол. Если постановку звуков проводить шпателем или другим зондом, необходимо следить за равномерным подъемом боковых краев языка.

Другие способы постановки (Ч).

1. Постановка звука (Ч) от сочетания «ТЫЦ».

Попросите ребенка выдвинуть губы вперед» рупором» и очень быстро произнести «тыц-тыц» с мощным выдохом. Воздушную струю при этом контролируйте ладонью. При сокращении паузы между звуками должен послышаться четкий звук (Ч).

2. Попросите ребенка улыбнуться и обнажить зубы. Расстояние между зубами должно быть 2-5 мм. Затем предложите ему произнести звук (Ш). Если ребенок правильно произносит звук (Ш, то в этом случае остается только постучать языком по альвеолам во время выдоха, чтобы получилось: «ш-ш-т-ш-ч-ч». Или же предложить произнести звук (Т, но при этом кончик языка упирается не в верхние зубы, а в верхние альвеолы. Одновременно предложите ребенку изобразить и подражать «пароходу».

3. Постановка звука (Ч) от звука (Т).

Предложите ребенку произнести звук (Т, но при этом кончик языка упирается не в верхние зубы, а в верхние альвеолы. Одновременно изображаем и подражаем «пароходу».

Другие способы постановки звука (П).

1. Надуть щеки и хлопнуть по ним ладонями, чтобы воздух из рта резко прорвался сквозь сомкнутые губы (если небо длинное и подвижное). Такой звук легче вводить в обратные слоги.

2. При наличии направленной воздушной струи похлопать губами во время мягкого тихого дутья (получается шепотное па-па, можно увлажнить губы, используя мед. Сироп, воду, что создает незначительное залипание и облегчает смыкание. Такой звук легче ввести в прямые слоги.

Другие способы постановки звука (Б).

1. Попросите ребенка подуть сквозь сближенные ненапряженные губы, слегка раздувая щеки. В момент, когда он дует, попросите сделать это с голосом. Положите указательный палец под нижнюю губу параллельно ей и совершите резкие движения вверх-вниз. Потом ребенок сам должен подложить пальчик. Постепенно палец убирается.

2. Для получения звука (Б) через сближенные губы создается гудящий звук путем продувания воздушной струи, в этот момент указательным пальцем ударяется нижняя губа снизу, он двигается вверх-вниз. После 5-7 повторений ряд заканчивается гласным. Затем движения пальцем постепенно сокращаются.

3. Вызывание звуков : (Б,В,Г,Д,Ж) с гласного звука (А).

Если нет голосовых расстройств, предложите ребенку длительно произнести звук (А). Во время произношения по вашей инструкции пусть он воспроизводит нужную артикуляцию согласного звука. Например: ааа-«хлопни губами»-получается АБ, ааа-дотронься нижней губой до верхних зубов-АВ, коснись зубами высунутого языка- АД и т. д.

4. Попробуйте переход от гласных к звонким согласным. Пусть ребенок тянет «ААА» тихо, затем громко, затем произносится нужный согласный. Для получения звонких взрывных (Б,Г,К) гласные произносить отрывисто «а-а-а-а».

Другие способы постановки звука (Т).

1. Постановка звука (Т) от базового (П).

Попросите ребенка произнести звук (П) или слог (ПА) с просунутым между зубами языком. Потом с помощью пальцев раздвиньте его губы- получится межзубное (Т). После этого переведите язык за зубы. Повторять слоги «па-па», положив широкий язык на нижнюю губу, затем, улыбаясь, произносить эти же слоги- получится «та-та».

2. Постановка звука (Т) от мягкого звука (НЬ).

Попросите ребенка вытянуть губы в улыбку. Затем пусть он вслед за вами произнесет слоги:»ни-ни-ни». Кончик языка при этом присасывается к верхним резцам, рот слегка приоткрыт. Произнося слоги, ребенок должен пощелкивать кончиком языка, отрываясь от места произношения звука, язык должен издавать чавкающий звук. Потом попросите его, пусть произнесет «ни-ти-ни-ти» тихо, слитно и на одном дыхании. Звук (ТЬ) произносится в том же месте, где и звук (НЬ). Для контроля на вашей ладони должна ощущаться струйка выдыхаемого воздуха.

Другие способы постановки звука (Д)

1. Попытайтесь поставить звук (Д) от звука (Т). Попросите ребенка положить одну руку на вашу гортань, а другую- на свою. По очереди произносите звуки (Т)_(Д). Ваша задача обратить внимание ребенка на вибрацию гортани при произношении звука (Д).

2. Постановка (Д) от (Б). Для получения (Д) от Б- попросите ребенка высунуть между зубами и губами язык и произносить «ба-ба-ба», затем губы нужно постепенно отодвинуть пальцами –получится межзубное «дадада». Затем язык отодвигается внутрь рта и произносится нормальный звук.

Другие способы постановки звука (К).

1. Используйте беззвучную или шепотную имитацию храпа. Нужно следить, что-бы при этом не появился горловой звук (Р). Похрапеть можно с переливами в свое удовольствие. Как правило, после упражнения слышится звук, похожи йна (К). Затем произносят «КА» на вдохе, и наконец, «КО» на выдохе.

2. Постановка звука (К) от звука (Т). Зондом-рамкой или шпателем от слога «та» можно вызвать звук (К). Передвигая кончик языка ребенка зондом внутрь рта, можно услышать в начале «кя», затем «ка».

Другие способы постановки звука (Х).

1. Предложите ребенку «погреть руки», словно вы с ним пришли с мороза: «ухх, замерзли, погреем наши ручки». При этом потирайте руки. Пусть ребенок повторяет вслед за вами.

2. Попросите ребенка длительно протяжно произнести звук (К) : «ккккккккк». Потом обратите его внимание, что получился звук (Х).

Другой способ постановки звука (Г).

Звук (Г) можно поставить зондом-рамкой или шпателем от слога «ДА», передвигая кончик языка зондом внутрь рта, в начале слышится «ГЯ», а затем «ГА».

Другие способы постановки звука (Ф)

1. Если ребенок не может сразу установить губы в должное положение, нужно предложить ему подуть, сблизив верхнюю и нижнюю губы. В этот момент пальцем поднимите верхнюю губу ребенка, тогда нижняя губа рефлекторно поднимется к верхним резцам. Получится звук (Ф).

2. Поднимите нижнюю губу ребенка двумя пальцами к верхним резцам, пользуясь этим приемом до тех пор, пока у ребенка не укрепится навык самостоятельно подтягивать нижнюю губу кверху.

Публикации по теме:

Дидактическая игра на автоматизацию звукопроизношения «Кто спрятался на лепестках цветка?»Дидактическая игра на автоматизацию звукопроизношения «Кто спрятался на лепестках цветка?» Дидактическая игра на автоматизацию звукопроизношения "Кто спрятался на лепестках цветка?"Цель игры: Развитие фонематического слуха, автоматизация.

Дидактическое пособие «Попугайчики-звуковики» по формированию навыков правильного звукопроизношенияДидактическое пособие «Попугайчики-звуковики» по формированию навыков правильного звукопроизношения Актуальность. Правильная речь – важнейшее условие для всестороннего развития личности ребенка. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает.

Индивидуальное занятие по коррекции звукопроизношения с ребенком после кохлеарной имплантации Цель: Закрепление произношения звука [р'] в слогах и словах. Задачи: Развивать у ребенка с КИ правильное восприятие слов на слух, извлечение.

Использование чисто-и скороговорок в формировании правильного звукопроизношения у детей с нарушениями речи Использование чисто – и скороговорок в формировании правильного звукопроизношения у детей с нарушениями речи В коррекционно-логопедической.

Конспект занятия по формированию звукопроизношения в старшей группе компенсирующей направленности «Звук [ч]» Конспект занятия по звукопроизношению в старшей группе компенсирующей направленности. Звук [Ч] Цели: Коррекционно-образовательные: закрепить.

Консультация «Преемственность в работе учителя-логопеда и воспитателей по формированию звукопроизношения у детей» Консультация – презентация на тему: «Преемственность учителя-логопеда и воспитателей по формированию звукопроизношения у детей, посещающих.

Консультация «Работа над развитием звукопроизношения и фонематического восприятия в младшей группе» В этой группе занятия проводятся фронтально. Подготовительные упражнения для развития пластичности и подвижности языка даются в профилактических.

Логопедические игры по формированию звукопроизношения к многофункциональному пособию «Морские обитатели»Логопедические игры по формированию звукопроизношения к многофункциональному пособию «Морские обитатели» Ольга Кущенко В эти игры можно играть с детьми на индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятиях. Игра «Киты» Цель: дифференциация.

Особенности психологических методов коррекции агрессивности детей подросткового возраста «Особенности психологических методов коррекции агрессивности детей подросткового возраста». За последние годы в России резко увеличилось.

Рабочая программа по преодолению нарушения звукопроизношения у учащихся 1–4 классов Содержание 1. Пояснительная записка 2. Общая характеристика учебного предмета, курса 3. Описание места учебного предмета, курса в учебном.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности коррекции звукопроизношения у учащихся с ТНР
Опубликовано: 15 ноября 2021 в 07:27
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД